Слышали, знаем: кому, зачем и как отдают дань уважения российские трибьют-группы

ТEКСТ: Комментарии (34)
76.43 дБ
Слышали, знаем: кому, зачем и как отдают дань уважения российские трибьют-группы

Время сейчас такое: бесконечное оживление, клонирование и копирование рок-динозавров всех пород. Тезис, конечно, банальный и не раз повторенный в том числе мною — но что поделать?

Ведь действительно: сезона не проходит, чтоб в наши края не приехали «копировщики». Да и наши уже насобачились делать трибьютные программы на серьезном уровне — вспомнить хоть недавний концерт московского битловского трибьюта Beatlove с симфоническим оркестром в «Крокусе».

Трибьютное движение выходит на серьезный уровень. Старый рок — новая классика? Тоже отнюдь не новый тезис, и его я тоже неоднократно «озвучивал», как сейчас принято говорить. Поговорим же о тех, кто на самом деле озвучивает — играет ту музыку, которую в оригинале живьем мы, возможно, больше и не услышим. И как они дошли до жизни такой.

Четверть века назад к трибьют-группам относились как к явлению маргинальному, клубному, курьезному и так далее. В общем, копии, которые заведомо хуже оригинала, — о чем тут говорить? Но отношение публики давно поменялось: старые/новые рок-фэны ходят на такие концерты в приличные залы и вполне себе по-настоящему фанатеют.

За последние два десятка лет в столице сыграли и Brit Floyd, и всевозможные «цеппелины», и даже Bootleg Beatles — которые сами давно стали классиками трибьютного жанра и выступали на Гластонбери.

У нас тоже не пойми откуда взялась целая плеяда. Кому же pay tribute/rendre hommage наши? Кому угодно. Из отечественных — только Цою и группе «Кино». Почему? Как заметил со своей фирменной лукавой улыбкой в интервью мне гитарист «Кино» Юрий Каспарян: «Все ж остальные еще живы!». Но дело, конечно, не только в этом.

Мне кажется, что наши рок-классики воспринимаются, как эдакие гуру, которых надо не только слушать, но и смотреть на них. Воспринимать русский рок, как «чисто музыку», наверное, рановато. Плюс музыкантский снобизм: все эти разговоры про «главное — стихи» и «три аккорда». Хотя лично я какой-нибудь барочный трибьют «Аквариуму» послушал бы с интересом.

Реэкспортный рок

Группа из Ростова-на-Дону Father McKenzie поехала на битловский фестиваль в Бразилию. Почему туда — бог его знает. Да и какая разница, в какой стране проходит смотр трибьютов: эта музыка — давно уже штука интернациональная. У нас в России битлфестов тоже немеряно. Father McKenzie очень хороши: и точны, и профи, и настоящие фанаты.

Есть еще такой человек — Сергей Гуцан. Певец. Снимает голос Леннона в ноль. Аж мурашки по коже, когда он поет «Mother»!

Наши напирают на рок-классику 60-х. За Led Zeppelin у нас — Plumbum Dreamz. У них, правда, за молодого Роберта Планта — женщина, Алена Ярушина. Выкрутились!

Самое сложное — снимать голос? Нет. По отзывам музыкантов, всё сложно. Особенно — те самые пресловутые три аккорда, с их особыми штрихами. Расстроенные гитары роллингов, по выражению Юрия Лозы. Но вот москвичи Easy Dizzy, по-моему, феноменально копируют AC/DC. К слову, в 2011 году с ними сыграл сам Крис Слейд, знаменитый лысый барабанщик AC/DC.

Я видел Dizzy на концерте: эффект присутствия на сцене Брайна Джонса — почти! — полный. Мне есть с чем сравнить: настоящих «диси» я подростком наблюдал на летном поле в Тушине.

Новые классики

Мои ровесники — уже взрослые дядьки с семьями, деньгами, хайфай-системами и неизменными вкусами. От чего мы фанатели в 90-х? Nirvana, Guns N’Roses — вот это все. И такие трибьюты в Москве тоже найдутся. Например, «ГКЧП» — трибьют Red Hot Chilli Peppers — давно и хорошо известны.

Периодически слежу за «ганзовским» трибьютом под названием Jeans N’Roses. Благо, они довольно регулярно играют в московских клубах. Уверенные копиисты. И внешне, и вообще. Гитарист «Слэш» хорош. Вокалист на некоторых записях поет под Акселя Роуза в ноль, что называется, хотя на других — все-таки не очень...

А тут такое дело: можно не любить Акселя Роуза, но его повизгивания, вскрики и «ай ай ай ай ай!» — это его фишка, то есть именно то, чем он ото всех отличается. Петь песни Guns N’Roses обычным, пусть и отлично поставленным, голосом — это уже караоке. А то и ресторан! И еще такая проблема: оригинальной группе поклонники простят все, а вот трибьютной группе они не простят ничего.

Откуда они берутся?

Группа Communique, которая исполняет, как не трудно догадаться по названию, песни Dire Straits и сольные Марка Нопфлера — проект и типичный для трибьют-культуры, и своеобразный. Создатель группы Игорь Некрасов — гитарист, певец, автор песен в стиле «лирический шансон». Организатор ивентов. Занятой человек, который находит время развивать свой трибьют-проект, востребованный в Москве и других городах близ столицы.

Его путь к Нопфлеру был несколько извилист. В школе Игорь фанател от The Beatles, «собрал все записи, от номерных альбомов до сольных синглов, стал играть на гитаре». Потом, уже в институте, «пригласили в группу, заразился сценой! Понял, что надо бы поучиться, чтобы идти дальше. Хорошие для рок-гитариста знания получил в гитарном колледже города Москвы, у Сергея Попова — он до сих пор преподает».

В группе играли всякую «тяжесть», с дисторшеном, «под Блэкмора». Некрасов чувствовал, что «это все не то, детский сад». И музыка такая не очень нравилась, и образования гитарного не хватало, короче — нужно было что-то свое, близкое сердцу. Знакомство с записями Dire Straits стало откровением.

«Неожиданные мягкие фразы, вроде бы непрофессиональное пение — все это так подкупало! Я не понимал, как это сделано, я даже не сразу узнал, что он играл-то пальцами! Годами <снимая Нопфлера> я бродил в потемках. Там же иллюзия простоты, а на самом деле — скрытые глубины, серьезный масштаб. Вот почему я выбрал <играть именно> Dire Straits. И еще — мне всегда больше нравилось играть пальцами, чем медиатором! Выразить то, что внутри меня, через нопфлеровскую технику и стиль. Для меня концерт Communique — способ хорошо провести время, прожить счастливые моменты. Это как почитать хорошую книгу или посмотреть фильм».

Копировать вокал Нопфлера Игорь, похоже, и не пытается, но вот гитарные штрихи осваивал ну очень въедливо. И в 2010 году он наконец-то рискнул сделать трибьют-проект.

«Года два собирал состав — не те музыканты, и публика не очень понимала. Наконец, подобрались профи, разбирающиеся и любящие все это. Уже в 2012 мы стали лауреатами Третьего открытого чемпионата кавер-групп Москвы. На моей гитаре уже стоял автограф Марка Нопфлера — я с ним три раза встречался здесь, в Москве. (прим. автора: Жена Игоря работала пресс-атташе концертной организации, которая привозила сюда Нопфлера) Так появилась уверенность в собственных силах».

Сейчас костяк репертуара Communique — примерно 20 песен «стрейтс» и Нопфлера. Все хиты, свидетельствую. Интересна реакция публики: «Люди, оказывается, многие эти великие песни просто не знают! Занимаемся эдакой популяризацией: объясняешь со сцены, что это и откуда. Или бывает, что песню знают, а вот кто ее автор — узнают впервые! Говоришь, а они в ответ: «а, да, слышали, знаем!» Смешно, конечно, что такая информация идет через группу Communique, но такова реальность!»

76.43 дБ +

Комментарии

#

спасибо! плюсанул)))

- 60 дБ +
#

Интересно. Спасибо, Александр! Но из всех только Ярушина со товарищи понравилась. А менее всего - Коммюнике.

- 60 дБ +
#

Easy Dizzy- наблюдая издалека, легко спутать с оригиналом. Невероятно, но факт)

- 60 дБ +
⇡ в ответ @achugunkin #

о да! я наблюдал издалека ))


- 53.01 дБ +
#

За статью спасибо.

- 60 дБ +
#

зацикленность на скрупулезном воспроизведении классических гитарных рифов и отсутствие желания свободной импровизации - это особенность не только кавер-, но и почти всех коллективов, живущих, скажем мягко, - со стороны левого берега дуная.

- 60.79 дБ +
#

Вино и винный продукт. Такая же разница. Даже если один престарелый участник (или не очень) от оригинального состава в группе остался-это уже не оригинал, а подобие. А уж если ни одного-то вообще не стоит внимания.

- 60 дБ +
#

Действительно- зачем? Нормальные профессиональные музыканты. Неужели не хочется делать что-то своё? Можно сказать- так легче путь к славе. Но я до этой статьи ни одной из этих команд не знал, да и зачем такая слава? Уровень школьного ВИА, поющего известные шлягеры на дискачах.

- 62.55 дБ +
⇡ в ответ @Classic #

Вот про уровень -не надо пустых слов ,сходите на концерт сначала.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @achugunkin #

А чего уровень? Секретарша с образованием сможет за месяц перепечатать "Войну и Мир". А написать подобное сама сможет?

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @SergeyK #

Сцена для вас тоже открыта, попробуйте повторить " перепечатать"))))

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @achugunkin #

Я не музыкант же. А они небось обучались ремеслу своему. Лабуху в ресторане денег дай-он тоже много чего знает как сыграть. Но они хоть не наряжаются под Нопфлера.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @SergeyK #

Не музыкант, по вашим ответам это видно.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @achugunkin #

Так а я и не скрываю.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @SergeyK #

Но ваше "экспертное" мнение вы безапелляционно высказываете.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @achugunkin #

А вы видимо любитель репродукции Шишкина по стенам дома вывешивать. Причем, я ни разу не усомнился в их мастерстве как музыкантов. Но пусть придумают что-то, что годами-десятилетиями на выставках Хай-файных крутить будут, тогда и можно будет говорить о них. Суть-то ведь не в уровне мастерства ремесленника, а в гениальности творца.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @SergeyK #

Я любитель , да. Не скрываю, но в музыке разбираюсь "изнутри" , есть большой опыт. В этом мы точно отличаемся)))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @achugunkin #

Чем мы отличаемся-вы любитель копий, я их не признаю.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @SergeyK #

А что вы умеете?

( я открою тайну, любой музыкант прежде всего хороший ремесленник и любитель копий) не знали?)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @achugunkin #

Нет не знал, я же не музыкант. Но понятно, что музыканты любят-у моего знакомого магазин инструментов. Как и во многих табличка-дым над водой-штраф 500 р.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @SergeyK #

Аминь

- 50 дБ +
⇡ в ответ @SergeyK #

"Секретарша с образованием сможет за месяц перепечатать "Войну и Мир". А написать подобное сама сможет?" -- в корне неверная аналогия, как редактор/журналист/переводчик говорю. Нормальная постмодернистская аналогия тут такая: писатель, скажем, Сорокин, копирует/подделывает стиль Тургенева, Набокова, Платонова и так далее. Делает это блистательно. Все ржут и офигевают. Мастер! Вопрос: зачем он это делает, какая в этом цель, насколько это ценно для искусства. Как-то так)))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @sasha_belyaev #

Все равно суть понятна-повторить, но не создать свое и новое. Ценность в повторе - нулевая для искусства. А вот среди граждан есть любители копий.

Хотя с Сорокиным тут тоже не особо в тему. Сорокин по вашему описанию подражает стилистике, но названия книг, персонажи-то свои. А у музыкантов желание сделать все 1 в 1 с оригиналом, типа вот, можем не хуже Нопфлера сделать тоже самое.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @SergeyK #

Просто повторить??? Вы правда думаете, что все так банально?

А что же тогда разные исполнения классических произведений в прочтении разных дирижеров с разными оркестрами и разными ведущими музыкантами?

Ладно, это слишком сложно, давайте поближе к более понятным жанрам.

I Shot The Sheriff в исполнении Eric Clapton или Come Together в интерпретации Dr. Lonnie Smith это просто повторить и ноль в музыкальной культуре?

Это к вопросу, что как таковой кавер это далеко не понятие, ограничивающееся певичками на корпоративе.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

У Ерика Клептона известность не в том, что он может спеть песню Би Би Кинга. Одно дело отдать дань уважения одного мастера другому, исполнив его произведение в своей манере, а другое дело напялить бандану и повторять движения известного музыканта.

Впрочем, даже шоу на первом канале есть-один в один. Многим нравится, даже дико аплодируют. И труда это стоит немалого, судя по рассказам участников.

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @SergeyK #

Согласен с Сергеем. Вне зависимости от уровня исполнения, «подделка» остается «подделкой». Талант создает свое неповторимое. Для копирования тоже нужен уровень мастерства, но это не меняет сути.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Simple #

Я удивляюсь, что некоторые камрады прямо-перпендикулярно мыслят, речь ведь идет совершенно о другом. Чуть шире посмотрите на вещи. Это чуть сложнее, но поверьте, оно того стоит.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @achugunkin #

Не, ну был я как-то на концерте Интеграл и Бари Алибасова. Первое отделение (как и многие тогда) исполняли что-то свое, а во втором так называемый "запад" играли, отрываясь сами и публику заводили до безумия. Могу и так по-шире глянуть. Было очень здорово.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @achugunkin #

Я не про технический уровень.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Classic #

И я не только про него.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Classic #

"Уровень школьного ВИА" --господи, да где щас есть школьные ВИА? да и ВИА никто не говорит уже... штампы,штампы... как "противный как рыбий жир", который в чистом виде никто уже полвека не употребляет)) Да и заметка моя не про это, но это ладно: быть пОнятым -- редкое счастье...

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @sasha_belyaev #

Братья по оружию-1985 год. В те времена школьный ВИА (или по модному и западному-группа, но по сути вокально-инструментальный ансамбль) было вполне обыденное дело (хотя уже и дискотеки были на магнитофонах Олимп 003, допустим). Так что терминология, как и музыка не сегодняшнего дня, а прошлого. И тут я Classic согласен. И играли они как раз модные в те времена шлягеры, а не свои песни.

- 50 дБ +
#

А мне очень понравилась группа Lovedrive, исполняющая каверы песен Scorpions.

- 50 дБ +
#

Зачем идти на группу, копирующую, например, Эксля Роуза -сотоварищи в их лучшие годы? Хотя бы затем, что сам Эксль Роуз бледная и непохожая копия себя в лучшие годы. Подражатели не заменят оригинал, но могут дать возможность увидеть его не на экране. И здесь нужно не только музыкальное, но и актерское мастерство. И как раз таки всякие импровизации будут неуместны. Иначе на сцене будут не легенды, играемые подражателями, а подражатели, играющие легенд.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.