22 октября выходит 8-й сезон сериала «Ходячие мертвецы» (The Walking Dead). До сих пор остается загадкой, какая неведомая сила продержала зрителей у экрана все семь сезонов. Итак, этот обзор мы посвящаем самой популярной постапокалиптической зомби-драме наших дней.
С первых серий «Ходячие мертвецы» стали настоящим хитом. Например, воскресная премьера четвертого сезона сериала в эфире канала AMC прошла с оглушительным успехом, установив новый телевизионный рекорд. Эпизод посмотрели более 16 млн телезрителей!
Сериал снят по серии комиксов «The Walking Dead» — результату творческого союза писателя Роберта Киркмана и художников Тони Мура и Чарли Адларда. Летом 2009 года было объявлено о начале съемок. Права на создание приобрел канал AMC (HBO счел его слишком жестоким и не захотел рисковать), а исполнительным продюсером стал Фрэнк Дарабонт.
«The Walking Dead» совершенно невозможно рассматривать в отрыве от предшественников, тем более на них намекают сами создатели. В классике жанра Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов» (Night of the Living Dead, 1968) и «Рассвет мертвецов» (Dawn of the Dead, 1978) зритель впервые увидел «медленных зомби», так похожих на ходячих из «The Walking Dead». «Окончательно умертвить ожившего мертвеца можно разрушив его головной мозг» — именно это мы наблюдали в каждой серии «раз, еще раз, еще много-много раз» на протяжении семи сезонов. И ждем продолжения.
Насилия в «Ходячих» действительно через край. А с чем, собственно, связана такая популярность фильмов, где мертвецы разной стадии разложения с урчанием разрывают в клочья живых людей?
Как известно, феномен зомби вошел в массовую культуру с 30-х гг. XX века вместе с книгой «Остров магии» американского журналиста и исследователя Уильяма Сибрука (William Buehler Seabrook), в которой теме зомбирования была посвящена отдельная глава. Сибрук не утверждал, что видел живых мертвецов (лишь истощенных работников на плантации, которые смотрели на него «страшным немигающим взглядом»), зато за время своего пребывания на Гаити попробовал человечину: позднее в своих мемуарах он сравнивал ее вкус с хорошей телятиной. Несмотря на психическое нездоровье автора, книга вызвала нешуточный резонанс, а зомби с ее страниц решительно шагнули на просторное поле американской поп-культуры.
Появление первого тематического фильма не заставило себя долго ждать: «White Zombie», вышедший в 1932 году, повествует о жизни колдуна с Гаити, обращающего людей в зомби. За основу сюжета была взята книга Сибрука, а картина с лихвой окупилась в прокате, собрав рекордные по тем временам 8 млн. долларов.
Затем были «Восстание зомби» (Revolt of the Zombies, 1936), «Я гуляла с зомби» (I Walked with a Zombie, 1943) Жака Тюрнера, упомянутые выше фильмы Ромеро (хотя в самой фильмографии режиссера их больше двух), «Возвращение живых мертвецов» (The Return of the Living Dead, 1985). Наконец, «Зловещие мертвецы» (The Evil Dead, 1981) Сэма Рэйми. Что интересно, Рэйми стал известен задолго до фильмов о Спайдермене: его «Зловещие» до сих пор входят в число наиболее популярных хорроров всех времен.
Список можно продолжать бесконечно долго, с непременным упоминанием комедийных тематических фильмов вроде «Живая мертвечина» Питера Джексона (Braindead, 1992), «Зомби по имени Шон» (Shaun of the Dead, 2004) и даже такого странного мелодраматическом ужастика, как «Гордость и предубеждение и зомби» (Pride and Prejudice and Zombies, 2016) — пародию на экранизацию романа Джейн Остин.
Анализируя причины, по которым тема живых мертвецов так основательно вошла в современную западную культуру, профессор университета Мэнсфилда Джон Ульрих объясняет, что зомби являются олицетворением человеческих страхов. Ульрих противопоставляет их отвратный облик всепоглощающему культу красоты, сексуальности и молодости.
По словам профессора, в отличие от других популярных в кинематографе монстров — оборотней и вампиров — зомби, представляющие собой высушенный/полуразложившийся труп, наиболее близки к человеку. «Они заставляют нас посмотреть в лицо смерти, которая рано или поздно поглотит каждого из нас», — поясняет Ульрих.
Кроме того, наблюдая на экране убийства зомби, зритель подсознательно сублимирует присущую каждому внутреннюю агрессию. Убить себе подобное иногда может быть приятно: во-первых, оно несет опасность, во-вторых, омерзительно на вид, ну а в-третьих, уже мертво, и этот факт снимает с нас любую ответственность за содеянное.
Возвращаясь к «The Walking Dead», перед нами — группа людей во главе с офицером полиции Риком Граймсом (Э. Линкольн). Сюжет «Ходячих» по своей сути — история выживания в жестких условиях постапокалипсиса. Конечно, претензии некоторых зрителей к многочисленным клише фильма вполне обоснованы. Впрочем, и они, и малодинамичный, особенно в первых двух сезонах, сюжет с лихвой компенсируются прекрасным кастингом актеров (герои, выстраивающие интересные, местами даже тонкие взаимоотношения друг с другом) и динамикой развития характеров ключевых персонажей.
В мире, наводненном зомби, все как-то до боли знакомо по сюжетам других фильмов и реальности. Вот друг, влюбленный в жену лучшего друга, женщина, терпящая издевательства супруга, отец-одиночка, решительная женщина, добрые африканцы, геи и лесбиянки. Любовь и ревность, милосердие и жестокость, настоящая дружба и предательство. Более того, не зомбари, а именно человеческие отношения становятся сердцевиной сериала. Вереницы живых мертвецов — в некоторых из них герои узнают своих жен, детей, братьев — лишь фон. Впрочем, нерв с адреналином частенько сменяются пространными диалогами, рассчитанными, очевидно, на более утонченного зрителя… или любителя вздремнуть у экрана.
Вообще, человек в критических условиях — тема крайне интересная, и первые ассоциации возникают с близкими картинами «Я легенда» и «30 дней ночи», а также вполне реальными историями вроде Сонгми, печальным образом проиллюстрировавшей, насколько тонка грань между остаться человеком и (или) превратиться в чудовище.
Знаете эти неприятные вопросы в стиле: «Кого ты первым вытащишь из пожара —ребенка или маму?» Каждый раз наши герои решают сложную моральную дилемму: сестра убивает сестру-полузомби, а сыну приходиться стрелять в голову едва родившей матери, предотвращая ее выход за пределы человеческого. Одна из наиболее драматичных сцен сериала, где в амбаре, полном ходячих, группа Рика находит Софию — дочь Кэрол. Интересно, всплакнут ли в этом месте парни?
Причем каждая из подобных сцен, будь то казнь Хершела Губернатором или встреча Дэрила с братом-ходячим, вызывает довольно сильные эмоции. Фанаты утверждают, что после окончания некоторых серий чувствовали себя совершенно опустошенными, будто теряли хорошего друга. Уверена, сцена ниже шокировала даже бывалых любителей ужасов. Прощание с любимыми персонажами в «Ходячих» — зрелище душераздирающее.
Никогда еще зомби не были настолько отвратительны, злодеи настолько харизматичны, а смерть так многолика. К тому же создатели позаботились, чтобы каждый зритель нашел что-то интересное для себя. «Настоящие мужчины» в лице Рика и Дэрила порадуют женскую аудиторию, для мужской красавиц тоже хватает, разве что слишком холеных и белозубых для времен постапокалипсиса. В обязательный набор входят представители сексуальных меньшинств (согласно официальной пропорции). Ну а верующие с удовольствием поболеют за справедливого чернокожего священника.
И мы, конечно, верим, что добро в итоге все равно одолеет зло: герои найдут противоядие от эпидемии, зомби будут уничтожены, бита Нигана сокрушит задницу своего обаятельного хозяина, и все закончится миром, дружбой и любовью.
Первая серия восьмого сезона стартует уже завтра. Приятного просмотра и не забывайте: мертвяк не живой, а значит — не обидит.