Компания Ayre Acoustics основана в 1993 году Чарльзом Хансеном. Перед этим в течение нескольких лет он разрабатывал акустику для компании Avalon, и при расставании с ней был заключен договор, согласно которому новая фирма Чарльза не будет производить акустику. Так что хотя в ее названии и фигурирует слово «Acoustics», в ассортименте Ayre была и будет только электроника.
В своих разработках компания делает ставку на нестандартные и бескомпромиссные решения, как в аналоговых устройствах, так и в цифровых. Везде, где возможно, применяются дискретные компоненты и непосредственная связь (без разделительных конденсаторов). В своих цифровых аппаратах Ayre использует программируемые матрицы (FPGA), что позволяет задавать параметры обработки сигналов самостоятельно, вместо того чтобы опираться на готовые решения. Из собственных разработок, без которых не обходится ни один фирменный ЦАП, можно назвать минимально-фазовые фильтры и однопроходную 16-кратную передискретизацию (оверсэмплинг).
Практически все вышесказанное справедливо и для испытуемой в этом тесте модели. Питается EX-8 от линейного аналогового блока питания с трансформатором на Ш-образном сердечнике. Усилительная часть реализована без обратной связи и разделительных конденсаторов. Последнее обстоятельство означает, что аппарат усиливает любые сигналы от 0 Гц. Кстати, если ко входу усилителя подключить источник, на выходе которого присутствует постоянное напряжение, сработает защита, поскольку на АС постоянный ток подавать не следует.
В схемотехнике своих усилителей Ayre активно применяет так называемую технологию Diamond. Это два соединенных перекрестно эмиттерных повторителя. До отечественных радиолюбителей эта схема дошла в свое время в виде так называемого «параллельного усилителя». На самом деле она запатентована еще в 60-х годах прошлого века, а в своих устройствах Ayre использует собственный доработанный вариант. В EX-8 она встречается в двух местах: в усилителе наушников, а в сдвоенной модификации Double Diamond — в выходном каскаде оконечного усилителя.
Опции и комплектации
Эта модель в базовом исполнении представляет собой интегрированный усилитель — без цифровых входов и сетевой платы и обойдется примерно на четверть дешевле полного варианта, который и был предоставлен на тест. Это готовая сетевая музыкальная система, остается лишь добавить колонки. Процесс модернизации базовой версии до полной не слишком сложен, но лучше делать это у продавца — для сохранения гарантии и на случай, если что-то пойдет не так.
Плата цифровых входов добавляет усилителю ЦАП с уже упомянутыми однопроходной 16-кратной передискретизацией, минимально-фазовым фильтром и фирменным тактовым генератором, от которого можно подать синхронизирующий сигнал на другие устройства с выхода Word clock. Плата Ethernet превращает аппарат в полноценный сетевой источник с Roon-совместимостью и поддержкой Spotify, Qobuz и Tidal. Есть и промежуточные версии, с USB и без. Из оригинальных технологий хочется отметить устраняющий джиттер асинхронный вход S/PDIF, работающий при этом без потери данных. Патент находится на рассмотрении, поэтому детали технологии пока недоступны широкой публике.
Интересно решен вопрос охлаждения прибора. С видимых пользователю сторон каких-либо щелей или ребер радиаторов нет, то есть выглядит он как предусилитель или стример. Выходные транзисторы установлены на нижней панели корпуса, в которой есть ряд прорезей для притока воздуха. Выходит он через пазы на задней панели. Выглядит все очень элегантно, но может возникнуть вопрос — зачем нагревать все внутренние элементы, включая слаботочные цифровые схемы? С другой стороны, такая конструкция обеспечивает постоянный поток воздуха внутри корпуса и тем самым стабилизирует температуру в нем, пусть и относительно высокую, но одинаковую для всех деталей.
В комплект входит набор деревянных подставок; он пригодится тем, кто хочет помочь охлаждению или желает повлиять таким образом на характер звучания. Кстати, в процессе тестирования мне предложили опоры ISOAcoustics Orea Indigo. С ними у EX-8 улучшилось тональное разрешение в верхнем басу, позволяя легче отделять партии низкочастотных инструментов от остальных. Кроме того, добавилось артикулированности во всем частотном диапазоне, а звуковые образы приобрели трехмерность.
Поскольку аппарат в полной версии представляет собой законченную систему класса High End, описание остальных участников теста будет состоять из списка АС, с которыми его удалось послушать. Это Gato Audio FM-30, Totem Sky и Dynaudio Contour S 1.4. Все они подключались кабелем Tributaries 6BW-LB-0808, а питание на Ayre подавалось через 6PF-IEC-0608 той же фирмы. Тест проходил в салоне In-Sound.
Включи и слушай
В качестве управляющего приложения для EX-8 предлагается универсальное ПО mconnect control, выпущенное для Apple и Android компанией ConversDigital. Оно интуитивно понятное и все требуемые задачи исполняет без нареканий. Музыкальный материал в различных форматах и разрешении, предлагаемый EX-8, подавался в основном с сервера QNAP; плюс немного хорошо знакомых треков у меня было на USB-флешке. Дисплей аппарата вспыхивает во время подачи ему каких-либо команд и спустя недолгое время гаснет. Нехитрый, но симпатичный способ избавить звуковые цепи от лишних помех работающего дисплея, не заставляя пользователя каждый раз нажимать кнопку управления яркостью.
В стандартном разрешении 44/16 аппарат исполнял «Rdnzl» Фрэнка Заппы слитно и насыщенно. Говоря о слитности, в первую очередь имею в виду подчеркнутую синхронность работы музыкантов, а под насыщенностью — тембральное богатство. Трудно сказать, какой вклад здесь внес коэффициент гармонических искажений усилителя, данных о котором производитель не называет, но к потере прозрачности эта особенность не приводит.
В треке «Allegro» c альбома «Plays Bach» Жака Лусье тоже в первую очередь было интересно следить за обертонами рояля — их взаимодействием в аккордах и сменой одних другими в течение звучания каждой ноты. Особенно хочется отметить скорость в СЧ-диапазоне: благодаря ей слушателю легче оценить ритмическую точность игры музыкантов, а сами инструменты воспринимаются более осязаемо и выпукло. И эта скорость, пожалуй, единственное свойство, ассоциирующееся с аппаратами без обратной связи. В остальном EX-8 проявляет не совсем ожидаемую от такой схемотехники нейтральность и даже некоторую бесстрастность. Слушать его можно начинать сразу, тогда как ко многим устройствам с отсутствием ОС приходилось некоторое время привыкать.
Но и с эмоциональностью у Ayre все в порядке. На альбоме Питера Гэбриэла «So» в формате DSD точность и тональное разрешение в басу не отвлекали от потока энергии, создаваемого композицией «Red Rain». А в песне «Sledgehammer» порадовало сочетание невозмутимости ритмической поступи музыкального сопровождения, заставлявшей кивать головой в такт, и напористой подачи вокала. К концу трека эмоциональная составляющая одержала убедительную победу. Разница между файлами в высоком разрешении и стандартными ощутима — в основном именно в плане разрешения и детальности, но благодаря оверсэмплингу записи в стандартном CD-качестве слушать легко и неутомительно.
Выбрать идеальную пару
Все вышесказанное было достигнуто с напольниками Gato Audio FM-30. Но по мере продвижения теста постепенно стало заметно некоторое упрощение в ВЧ-спектре. Чтобы помочь источнику-усилителю полнее раскрыть свои таланты, пришлось попробовать его с другими АС.
Полочные Totem Sky с их фильтрами первого порядка, как и Ayre, продукт во многом бескомпромиссный. Переключившись на них, я не обнаружил ожидаемых потерь в басу или изменения масштаба. Наоборот, звука стало больше, а стереосцена расширилась за пределы комнаты. Но верх, хотя и стал практически ровным, оказался в избытке, особенно на большой громкости. Можно сказать, что свойства усилителя и АС наложились, и в сумме исполнение стало излишне напористым и эмоциональным.
С более строгими и нейтральными Dynaudio Contour S 1.4 система наконец обрела должный баланс во всех аспектах, несмотря на то, что эти колонки — нагрузка для усилителя не самая простая.
Выводы
Исповедуя принцип нестандартности подхода, разработчики пошли до конца, ведь система все-в-одном аудиофильского класса — само по себе необычное сочетание. Но несмотря на все это, EX-8 присуще чувство меры. Он не навязывает слушателю свою точку зрения и не имеет жанровых предпочтений. А требовательность к подбору акустики и заметная зависимость звучания от кабелей, стоек и опор только подтверждает принадлежность Ayre к миру High End. Не стоит забывать, что аппарат этот хотя и самодостаточен, но благодаря обилию разнообразных входов способен стать центром любой сколько угодно разветвленной системы.
Достоинства: рельефные звуковые образы, скорость и ритмичность. Удачный баланс нейтральности и эмоциональности
Недостатки: необходимость тщательного подбора АС может разочаровать тех, кто видит в EX-8 законченную систему
Официальный сайт: Ayre Acoustics EX-8
Цена (аналог в рублях по текущему курсу):
EX-8 (ЦАП и усилитель, без цифровых входов) — 7 140 долларов
Версия «Digital Base» (плюс цифровые входы оптический/SPDIF/AES) — 8 340 долларов
Версия «USB» (версия «Digital Base» плюс вход USB) — 8 940 долларов
Версия «Net» (версия «Digital Base» плюс вход Ethernet) — 9 180 долларов
Версия «Full» (все цифровые входы и Ethernet) — 9 420 долларов
Паспортные данные
Аналоговые входы: 2 х RCA, XLR
Цифровые входы: S/PDIF (RCA), 2 х Toslink, AES/EBU, USB (2 x типа А, 1 х типа В), Ethernet
Поддерживаемые частоты и разрядность:
USB: PCM 24 бит / 384 кГц; DSD64, DSD128 / DoP
S/PDIF/Toslink/AES/EBU: PCM 24 бит / 192 кГц; DSD64 / DoP
Ethernet: PCM 24 бит / 192 кГц; DSD64 / DoP
Частотный диапазон: 0 Гц — 250 кГц
Выходная мощность: 2 x 100 Вт/ 8 Ом, 2 x 200 Вт/ 4 Ом
Амплитуда вых. сигнала: 4,5 балансный; 2,25 В небалансный
Выходы на наушники: 4 В балансный, 2 В небалансный
Габариты (ВхШхГ): 100х440х330 мм
Вес: 11 кг