Ремастер, пересведение или переиздание с оригинала: зачем и почему?

ТEКСТ: Комментарии (87)
79.44 дБ
Ремастер, пересведение или переиздание с оригинала: зачем и почему?

Термин «remaster» переводится с английского как «обновление», а «reissue» — как «переиздание». По факту последнее зачастую является одновременно еще и пересведением оригинального мультимикса. Зачем все это, если сохранились исходные аналоговые оригиналы?

В очередной раз перебирая свою виниловую коллекцию и размышляя о необходимости приобретения (или не приобретения) винила из юбилейной серии от Blue Note «Tone Poet Audiophile Vinyl Reissue Series», я подсмотрел в Интернете интересную дискуссию аудиофилов-коллекционеров с участием Стива Хофмана (Steve Hoffman) и Кевина Грея (Kevin Gray). Кстати, Кевин перемастерил всю вышеупомянутую серию для Blue Note с оригинальных мастер-лент.

И денег хотят немного — всего-то от 35 до 50 долларов без доставки. А, например, за «Blue Note Classic Vinyl Edition» вообще просили какие-то 24 доллара — только вот закончилась она вся. А вся эта серия была тоже: all-analog, mastered by Kevin Gray from the original master tapes. А еще раньше была ограниченная серия Blue Note 2500 «The Definitive 45 rpm reissue» на Music Matters — и снова работа от Стива Хофмана и Кевина Грея. Не много ли переизданий за короткий срок — и что чего лучше? Легко запутаться в выборе.

Так вот, в развитие темы переизданий на вопрос возбужденных аудиофилов, направлялись ли оригинальные мастер-ленты из США в Великобританию для переизданий оригинальных записей американских лейблов, Стив Хофман ответил однозначно: «Нет, никогда!» Даже Blue Note не направлял оригиналы в свой токийский филиал — на практике это были копии второго поколения. То есть что, все английские, японские и иные прессы американской музыки, не взирая на жанры, заведомо звучат хуже? А если — наоборот?

Продолжил дискуссию еще один вопрос: а, собственно, с какого источника создавались знаменитые японские однослойные SHM-SACD (те самые зелененькие, изготовленные со специальными зелеными чернилами «Onsho Shiyou», которые минимизируют разброс отражения), если на их полиграфии красуется, например: «DSD flat transferred from UK original analogue master tapes by Mick McKenna and Richard Whittaker at FX Copyroom, London, in 2013».

А вот еще: «Rolling Stones Dirty Work SHM-SACD (catalog number UICY-76214) — DSD flat transferred from UK original analogue master tapes by Mick McKenna and Richard Whittaker at FX Copyroom, London, in 2014».

И еще из той же весенней серии.


Некоторые участники дискуссии, являющиеся студийными профессионалами, утверждали, что, к примеру, Universal Japan, являющаяся частью Universal, имеет доступ к оригинальным мастер-лентам в Великобритании. Поэтому мастер-ленты либо транспортируются в Японию, либо передаются туда мастер трансфер-файлами с высоким разрешением, выполненными в Великобритании.

Хоффман при этом заявляет: «Я уверен, что есть немало современных изданий в мире, которые реально сделаны с японских архивных мастер-копий. Бывают даже случаи, когда оригинальные моно мастер-ленты для первого альбома Who «My Generation», например, находятся только в Японии, и единственные релизы сегодня, в которых использовались эти ленты, были из Японии. Все не японские релизы используют ленты или файлы с копиями второго поколения». А имея прямой доступ к архиву британских мастер-лент, самураи выпускают все самое лучшее и оригинальное.

О как! И что тут у нас — бардак-с и контрабасы не летают, как говаривал наш уважаемый Доктор? А все заявленные аудиофильские серии ремастеров? По большей части, такие аудиофильские издания — демонстрация звукорежиссерского мастерства. Арсенал средств создания стереоиллюзии, которым рулит студия при подготовке фонограмм, в принципе, становится совершенно очевиден после знакомства с некоторым количеством подобных изданий и сравнений с оригиналами.

Есть люди с опытом, переслушавшие все или почти все, которые предпочитают исключительно оригинальные японские или американские издания, считая что европейские подчас ничуть не лучше российской лицензии. Только вопрос: с какими оригиналами сравнивать? Есть ли оригиналы, которые оригинальнее оригинального?

Я решил разобраться самостоятельно. И приготовить для этого себе сравнительный винегрет по следующему рецепту: берем два одинаковых и одинаково же настроенных магнитофона, официальную копию мастер-ленты, винил, нарезанный примерно с нее же, и цифру, результирующую трансфер примерно с той же генерации исходной мастер-ленты. И... пишем все это на ленту последовательно, выравнивая уровни и так далее.

Начал я с Lee Morgan «Sidewinder» Blue Note. Копия ленты от The Tape Project, SACD от Esoteric Japan, винил Blue Note из «Blue Note Classic Vinyl Edition» и файл 24/192 из известной серии от Astell&Kern для портативного плеера.

Зачем это, спросите вы? А почему бы и нет, ведь интересно — отвечу вам я. Во-первых, это красиво, а во-вторых, хочется ответить самому на вопрос: зачем и почему? Если получится...

Так вот, после прослушивания в состоянии «нейтральном, минимизировано субъективном» я сделал неожиданный вывод: японский SACD и лента сыграли как копии на одном носителе очень похоже, практически неотличимо. Астелкерновский хайрез был mastering by Alan Yoshida and Robin Lynn at Blanche DuBois, April 2012.

Про это написано: «При подготовке этих ремастеров высокого разрешения мы очень внимательно относились к сохранению ощущения оригинальных релизов, добавляя при этом недостижимую ранее прозрачность и глубину. Похоже, что вы установили свой шезлонг прямо посреди студии Руди Ван Гелдера!», — президент Blue Note, Дон Уоз.

Вот с шезлонгом-то тут и случилась засада — «недостижимую ранее прозрачность и глубину» сильно оттянуло в сторону аналитичной хирургии. Все-таки музыка должна оставаться музыкой, а не превращаться в аудиофильски препарированный звук.

А переиздание винила с ремастера? Вот тут интересно: музыкальное взаимодействие между Морганом на трубе и Хендерсоном на тенор-саксофоне выстроено иначе, более слитно. Контрабас летит выше, чем на ленте, а барабаны более растянуты по панораме. Хотя Хофман с Грэем и клянутся, что ручки не крутят, но я не верю — крутили!

В общем, винил по звуку вышел таким нарядным и подарочным. Это я «нейтрально и минимизировано субъективно» заявляю — тем более, что вангельдеровского первопресса у меня нет. Ну тут нужно принять к сведению, что в далеком 63-м Руди Ван Гельдер фейдеры-ручки не крутил и не двигал, не было у него в далеком 63-м ручек-фейдеров от слова совсем. А был один монитор в контрольной комнате, ибо писалось все под моно, а все, что потом в стерео вышло — это «обновление» и «переиздание».

В итоге я вспотел и, почувствовав легкий озноб, решил продолжить, пущей самоизоляции ради. На вторую перемену блюд пошли: лента Creedence Clearwater Revival «Willy and the Poor Boys» от The Tape Project, SACD от Analogue Productions c ремастером 2002 года (Хофман с Грэем), первый виниловый пресс от Fantasy в приличном состоянии и цифра 24/192, выполненная Paul Blakemore at CMG Mastering (и SACD, и файл — оба «from the original analog tapes»).


Процедурно все было так же, как на аперитиве. Но вот что неожиданно — файл от CMG Mastering, записанный на ленту, отыграл практически так же, как и сама лента. Не знаком с Полом, но они там на CMG Mastering явно «курят» что-то правильное.

SACD от Analogue Productions показался избыточно реалистичным, а вот винил проиграл всем... это не Blue Note, это массовый забег. Я нарушил регламент и достал с полки японский SHM-CD образца 2008 года — ограниченный выпуск «40th Anniversary Edition».

Как заявлено, это цифровой ремастер с ленты (видимо, второй генерации). Так вот, эта «красная книга» реально сыграла в направлении звука ленты. По крайней мере, старалась. Винилового переиздания от Analogue Productions у меня не было. Но это издание 2014 года с ремастера AcousTech Mastering (Хофман с Грэем) и лакер был нарезан там же. По крайней мере, у меня есть «Cosmo's Factory» той же серии — и играет оно сочнее и динамичнее первопресса.

А на горячее разберемся с британцами. Ибо лента (видимо, production copy) была направлена из Лондона на Wilder Bros. Recording Studio в США. И это была лента... Pink Floyd «The Final Cut». Парни из Wilder Bros. выпустили ограниченный демо-тираж (для радиошоу) официально на ленте 2 tracks 15 ips.

Catalog Number: PAL/38243, PBL/38243 Two 10 1/2-inch reel-to-reel tapes containing the Pink Floyd album, The Final Cut. This is assumed to be a promotional item provided by Columbia Records to radio stations using studio reel to reel equipment for broadcast

Вот какие дела творились в солнечной Калифорнии в давние времена. В итоге эти раритеты разбежались по аукционам. Но есть копия с этой рукописи. В сравнение пойдет штатовский первопресс, с которого я 37 лет сдувал пылинки и слушал по праздникам. Что интересно: мастеринг под винил выполнен был с ленты Harvest на The Mastering Lab в Штатах и там же с ленты резали лакер. То есть Даг Сакс перемастерил звук Джеймса Гатри.

А так как в хайрезе этого релиза Флойдов нет, то за цифру будут нести ответственность CD: первый — это японец от CBS Sony, а второй — релиз из коробочки «Pink Floyd Discovery», выпущенной в 2011 году, где весь материал — ремастеринг Джеймса Гатри и издание британское.

И дополним мы картину ремастеринговым же современным винилом от Джеймса Гатри, изданном в Великобритании в 2017 (ремастер с оригинальной мастер-ленты).

Вот и интересно, какого качества исходный материал из Лондона попал в США и через них — к японскому издателю.

Про ленту все сложно, ибо сегодня нельзя установить, что это было: британская production copy или все-таки перезапись с нее для радиотрансляции на другой тип магнитной ленты. Моя копия в пределах 3–4 с нее — но это не точно. Важно другое: тогда в 83-м этот Флойд мне не зашел от слова совсем.

Но прослушав ленту в гостях, я был поражен тому, что почти 40 лет спустя услышал самый хорошо записанный Пинк Флойд (не по музыке-лирике, а по качеству звука). Отменную работу выполнил Джеймс Гатри. Американский пресс играет Пинк Флойд, не более того.

Виниловый ремастер от Гатри гораздо ближе к ленте — это почти то же, с поправкой на характер формата. Японский цифровой мастеринг заслуживает почетного места на полке в качестве коллекционного артефакта, не более. «Коробочный само-ремастер» от Гатри играет вполне условно-аналогово.

К вопросу о происхождении некоторых аналоговых копий на лентах альбомов Pink Floyd у коллекционеров. Я узнал,через Vernon Fitch/The Pink Floyd Archives, что в таком же ограниченном тираже были выпущены «The Dark Side of The Moon», «Division Bells» и концертный «P-U-L-S-E».

На десерт было изготовлено самое изысканно-сложное яство: TBM-15 Isao Suzuki Trio «Quartet Blow Up» — материал, переизданный с 1973 года примерно 20 раз на всевозможных носителях.


Этот шедевр за многие годы переиздания ни разу не попадал под ремастеринг или пересведение. Официальная копия на ленте — шедевр звука, в 1977 году их выпустили всего 100 штук. И эта лента может объективно служить в качестве оценочной точки отсчета для всего остального.

Оригинальный японский виниловый пресс я позаимствовал у знакомых, сравнив его с актуальным переизданием Impex из известной коробки с двойными 45-оборотными пластинками. Для последнего издания half-speed mastering делал Кевин Грей — так же, как и цифровой мастеринг для HDCD-издания от Impex.

Японский SACD от Sony был издан с DSD flat transfer from original master tape неизвестным самураем. Но на внутренней вкладке я обнаружил, что SACD cutting делал Мицухари Кобаяши — наверное, один из немногих живых героев ранних записей The Three Blind Mice. Человек в теме уже почти 50 лет.

Стало быть, в случае с этим релизом мы имеем дело с двумя концепциями трактовки оригинального звука мастер-ленты: авторским от ветерана команды TBM и более свежим от Кевина Грея.

Что в диагнозе? Японские лента и SACD — близнецы-братья по звуку. Первый пресс, с поправкой на состояние пластинки, играет мутнее первой пары — в послезвучия нужно вслушиваться, зная, что они там есть. «Импексовский» винил фантастически выдает записанное на-гора, но есть там что-то, чего на ленте нет (я бы назвал это эффектом отпескоструенного фасада собора Парижской Богоматери). HDCD обладает тем же эффектом, но более сглаженным что ли.

Вот как я все и всех в итоге запутал. Но в послевкусии от поедания этого самодельного многослойного пирога я задал себе вопрос: а зачем все эти многочисленные ремастеры-пересведения при наличии исходного аналогового оригинала? Они ведь, эти оригиналы еще живы — еще играют правду?

Кажется, что сегодня наметилась очевидная тенденция в переиздании записей аналоговой эпохи — вернуться к изначальным многодорожечным миксам-лентам, почистить их, а затем преобразовать в «новый продукт». Стив Уилсон из Porcupine Tree, восходящая звезда ремастеринга и перемикширования прог-рока, повторно микшировал Jethro Tull' Aqualung и добился-таки потрясающих результатов с 2009 года. Далее он взялся за Yes, King Crimson, Roxy Music, Tears For Fears вроде бы ради получения многоканального звука в 5.1., но все эти издания были по-новому смикшированы и в стерео.

В этой истории есть чисто финансовый фактор: каждое посещение библиотеки лент или архива студий обычно обходится заинтересованной компании в некоторую сумму. Если нужные ленты нашлись, они напрямую переформатируются в цифровые файлы с разрешением 24 бит/96 кГц (не самим Стивеном!) и передаются Стивену как полный набор необработанных WAV-файлов. Цитирую нашего героя:

«Так что если на пленке минут 10 тестовых тональных сигналов, я это тоже получаю, — пояснил Уилсон. — И если в конце бобины 10 минут тишины или настройки группы — это тоже часть того, что я получаю и за это оплачено. Число получаемых файлов соответствует числу дорожек на ленте. Поэтому я могу получить 8 файлов, 24 файла или, как это однажды случилось, 72 файла, — добавил он. — Кроме того, я получаю сканы архивных коробок с магнитной лентой (если они имеются), поскольку иногда они могут содержать полезную информацию о записях».

Вот еще очень важное: «Слушая оригинальный микс, вы буквально вслушиваетесь в шипение магнитной ленты, — говорит Уилсон. — А шипение ленты порой настолько громкое, что попросту отвлекает от музыкального материала! И это один из веских мотивов для ремикширования оригинала с применением современных технологий».

Это ли веский мотив? Есть у меня из этой серии DVD Audio с «A Passion Play» и «Songs From the Wood». Да, микс Уилсона в 5.1 играет здорово, если для этого заморочились с этой историей. Но самое ценное — оригинальный стереомикс, хотя бы и в формате 24/96. Мой субъективный выбор.

В контексте текущих размышлений не могу не повториться — есть серийные ремастеры, сознательно выполненные в цифре теми, кто записывал исходный аналог. С приходом эпохи компакт-диска Хитоси Намэката, директор японского филиала Blue Note в 90-х, стал активно просить Руди Ван Гелдера войти в новую тему.

Руди с энтузиазмом подключился. В итоге появились американская серия ремастеров, менее полная, но с бонус-треками, и японская серия 24-bit remaster — наиболее близкая к оригинальному звуку, по собственному мнению Ван Гелдера: «Я получал и моно-, и стереоверсии мастер лент, и впервые имел возможность сравнить. Довольно много альбомов в этой нашей серии The Rudy Van Gelder Edition издано в очень хорошем стерео. Но есть и те, которые я предпочел оставить монофоническими. Потому что там моно звучит именно так, как того хотел Альфред, как того добивался я».

Руди говорил, что цифра — это новое прочтение классики джаза. «Линейное хранение цифровой информации идеализируется. Но оно может быть реально совершенным», — сказал он в интервью журналу Audio в 1995 году.

«Самым большим источником искажений (sic!) является сам LP. Я сделал тысячи LP-записей ... и я рад видеть, что LP еще жив. И я слышал тысячи их цифровых копий! Это была постоянная борьба — попытаться сделать так, чтобы музыка звучала как надо в любом материале. И если людям не нравится то, что они слышат в цифровом формате, они должны винить инженера, сделавшего это. Виноваты студии мастеринга. Виноваты инженеры микширования».

Стиву Хофману как-то задали вопрос: как вы относитесь к ремикшированию по сравнению с ремастерингом?

«Терпеть не могу. Обычно происходит то, что в конечном итоге ремикс заменяет оригинальную любимую версию до тех пор, пока ремикс не будет слышен по радио, и это единственная версия, которую можно купить, если только не найдешь старую пластинку или что-то в этом роде. Ненавижу этот тренд. Оригинальный микс — произведение искусства!

К Леонардо да Винчи не добавляют ярко-розовый оттенок только потому, что это цвет месяца. И если кто-то говорит, что все, что они пытаются сделать, это воспроизвести старый классический микс, но с лучшим звуком, я говорю им: просто возьмите старый классический микс и не пытайтесь вмешиваться в историю музыки. Я бы хотел, чтобы эта тенденция ремикширования оригинала УШЛА НАВСЕГДА. Однако нельзя винить звукозаписывающие компании и артистов в попытке заработать немного денег на своем новом каталоге таким способом».

Зачем и почему? А возможно ли, что любой ремастер никогда не улучшит по звучанию оригинальный мастер конкретной записи? Может ли «аналоговость», трактуемая и как оригинальность исходного звучания, быть потеряна частично или даже вообще невосстановима при преобразовании в цифровые носители, несмотря на все усилия мастер-инженера к их улучшению? Снова идем в гости к Стиву:

«Что я думаю об этом? Хорошо хранимый всеми секрет заключается в том, что большинству (не всем, но большинству) мастер-лент нужно что-то, чтобы добиться наилучшего звука. Помните, что "мастер" — это не результат. Это то, что вы должны "смастерить" в итоге. Это НЕ конечный продукт, это просто рабочая часть, используемая для СОЗДАНИЯ конечного продукта. Итак, мастеринг и ремастеринг — это одно и то же, поскольку вы берете "рабочую часть" и создаете МАСТЕР (то, что вы купите и проиграете дома). Вот как я это вижу».

Так, собственно, зачем и почему? Я бы снова процитировал Стива Хофмана как арбитра этой истории: «Какова моя основная цель при ремастеринге или пересведении оригинала как инженера? Как понять, что работа сделана и сделана хорошо? Основная цель — сделать звук максимально реалистичным. Как бы вернуть мертвого к жизни, придать музыке "дыхание жизни", если в сохранившемся оригинале записи она (музыка) явно в этом нуждается. Это то, что у меня получается лучше всего, для чего меня нанимают и что мне нравится больше всего».

Я, как пользователь продукта, не со всем соглашусь, но...

Аксиос, амен...

79.44 дБ +

Комментарии

#

Спасибо, супер, особенно полезно нам, «глухим», слушаю что просто нравится. А «слышащим» удачи в поиске своего звучания!

- 62.04 дБ +
⇡ в ответ @SergeiPro #

Я тоже глухой )

- 53.01 дБ +
#

Прочитал с удовольствием. И понял как я далек от таких качественных записей.
Вопрос - где в интернете можно заказать японские издания на CD? Не SACD, a CD.

Дмитрию спасибо за интересную статью!

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Simple #

Вам спасибо, Эдуард! Японские CD я последнее время беру у pesnya-pro.ru - это остатки от Пурпурного легиона и там хорошие ребята...

- 59.03 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Это которые на Гончарном?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Да, Игорь - они.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Был там, даже увидел знакомое лицо:)) Поговорили, вспомнили былое:))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Simple #

Зачастую, самое логичное японские издания заказывать здесь: https://www.cdjapan.co.jp/ Но сейчас все несколько сложнее, потому что с Японией нет нормального почтового сообщения. А когда было - я раз в пару месяцев оттуда получал коробочку с дисками. Цены: выбор, сервис - все очень хорошо. Со временем еще и скидки набегают и акции всякие. Сейчас можно через посредника таскать, но это дороже и медленнее. Впрочем, рано или поздно почтовое сообщение возобновят.

- 62.04 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

В Россию они , наверное , пока только "ФедЭксом" отправляют , - дороговато , конечно .

- 50 дБ +
⇡ в ответ @shured #

Ничем сейчас не отправляют, насколько я знаю. Раньше обычной почтой приходило, с трекингом. Не так и дорого было, если брать 8-10 дисков то все равно выходило прилично дешевле, чем здесь покупать. Сейчас еще сложнее, что нужно в 200 Евро по сумме содержимого уложиться.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Ну , таможенная пошлина - сама по себе . От неё никуда не денешься при любых видах доставки . Хотя , посредники , типа "Japex" , может как-то и решают эту проблему . Что касается "cdjapan" , то на данный момент не владею информацией по их доставке в Россию . Летом и в начале осени они в Россию отправляли , но только "Федэксом" . Пару бандеролек получал от них в этот период .

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Условия отправки в Россию .

- 50 дБ +
⇡ в ответ @shured #

21 000 Йен с учетом стоимости доставки - не вижу смысла. Пока придется подождать.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Виктор спасибо!

- 50 дБ +
#

Спасибо, Дмитрий за интересную статью!

Вопрос

И если людям не нравится то, что они слышат в цифровом формате, они должны винить инженера, сделавшего это. Виноваты студии мастеринга. Виноваты инженеры микширования».


Но ведь для винила всегда делают более скучную, «мягкую» в динамике, версию мастера специально, чтобы игла не соскакивала?


- 60 дБ +
⇡ в ответ @Biast #

Не по динамике - обрезание низа в басах и еще кое-что, но на 45 оборотном виниле тяжелом это все минимализировано.

- 50 дБ +
#

"Самым большим источником искажений (sic!) является сам LP". Какой смысл тогда брать винил за образец, если учесть деградацию звука еще при его мастеринге под винил?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Radiolyubitel #

Брать винил за образец чего? В данном материале я беру за образец копию мастер-ленты. Любой винил нарезан в лучшем случае с третей копии мастера.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

В свое время большая часть моей фонотеки состояла из записей с винила на катушечный магнитофон, собирал только такие. На перезаписи с того же магнитофона на другой явно была слышна деградация звука: повышение шумов и завал высоких частот. Любая копия ухудшает звук.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Radiolyubitel #

В свое время моя тоже - года примерно до 88-го. На современной ленте, скорости 15-30 ips и на одинаково отстроенных магнитофонах деградация звука ничтожна - поверьте на слово.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Radiolyubitel #

Так его и не нужно брать за образец. Тему винила в последнее десятилетия раскрутили барыги для заработка и только, а народ повелся.

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @Sovrab #

Вы плохо знаете историю этого периода. Тему подняли по сути энтузиасты, на свой страх и риск, а никак не большие компании, которые если что-то и подхватили, то сильно позже и не так чтобы сильно. Как минимум во всем этом есть один большой плюс - можно найти технику для воспроизведения практически на любой кошелек, и найти и очень приличные бюджетные аппараты, и аппараты, которым по качеству в прошлом не было аналогов.

А если еще помнить, что основной интерес представляют издания аналогового периода, то многие из них как раз в виде пластинки, или, если очень повезет, ленты, звучат лучше, ближе к оригиналу, чем не очень хорошо сделанные ранние оцифровки и поздние переиздания. Если таковые вообще были, немало материала так и осталось в аналоге.

Современные издания - тут тоже стоит уметь отделять мух от котлет. Что-то типа Music on vinyl даром не надо, а вот хорошие аналоговые издания представляют интерес. Да даже в ряде случаев винил с цифры может быть интереснее, поскольку, как уже много раз говорили, компрессии и войны громкости там нет, или существенно меньше, и мне известны случаи, когда издания в цифре слушать просто невозможно ни на чем, кроме бумбокса, а вот пластинку можно принести и в приличную систему.

- 63.8 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Просто так называемый"хороший" старый винил превратили, как и многое другое, в средство накопления и сбережения денег, а фанатов не так много. Смотрю на повышающиеся день ото дня ценники и тихо посмеиваюсь над любителями аналового звука, которые хотят получить именно хороший звук, а не предмет для дальнейшей перепродажи. На цифре такого не заработаешь, вот и рассказывают всякие "специалисты" , что цифра это мертвечина, а винил это просто душа музыки.

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @Sovrab #

Очень многие издания сколько стоили, столько и стоят. Есть вещи, которые хотят многие, тут могут быть высокие цены. Но это на самом деле небольшой процент от общей массы. Очень многое покупается в прекрасном состоянии по цене, сопоставимой с ценой компакта или альбома в виде набора файлов.

Лично у меня нет никаких противоречий между цифрой и аналогом. В системе есть все, и все прекрасно уживается.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #
Лично у меня нет никаких противоречий между цифрой и аналогом.

А я и не понимала, как может быть иначе))

- 63.01 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #
основной интерес представляют издания аналогового периода

Кстати, я только их и рассматривал здесь...

- 50 дБ +
#

Грандиозная и, безусловно, очень приятная работа! Поздравляю, Дима! Как только тебе эта идея в голову пришла?... ;)

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @AlDol #

Даже не знаю - спонтанно ))

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @AlDol #

Правда на тот момент появления идеи у меня еще те катушечники стояли для сравнения.

- 50 дБ +
#

Весьма познавательно и я бы сказал, обязательно к прочтению теми, кто не в материале.

- 63.8 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Спасибо, Виктор!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Вот я почитал, и стало грустно по нескольким причинам. Во-первых, снова осознал всю быдлячность моих музыкальных пристрастий. Множество хорошей музыки прошло мимо меня, потому что появилась она задолго до того, как мои родители встретились, а до того, как решили, что одного сына им мало - так вообще за целую вечность. А их музыкальные вкусы были весьма ограниченными в силу объективных обстоятельств, и подсадить меня на хорошую музыку (хорошую в понимании уважаемых авторов Стерео, так как даже то гуано, что слушаю я, я тоже считаю хорошим и люблю его) не могли. Так что музыкальные пристрастия у меня формировались отчасти под влиянием улицы :)

Во-вторых, подозреваю, что даже то, что обычно слушаю я, еще попробуй в хорошем качестве найти на виниле. Потому что если под хорошим понимать то, что писалось в 80-е, то попробуй еще найди это сегодня хорошо сохранившимся. А с переизданиями все бывает сложно и неоднозначно. Про ленту вообще молчу в силу причин, которые описывал ранее (финансовых в том числе).

А к автору этого материала есть вопрос: вы же, кажется, собирались затестить Балфингер? Как там с этим? Я хоть от этого сильно далек и едва ли стану пользователем ленты даже когда позволят финансы, но все равно с удовольствием почитал бы о том, за что просят такие деньги (от 12 килоевро, если мне память не изменяет).

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Jauhien #
вы же, кажется, собирались затестить Балфингер?

Жду когда привезут, с поправкой на обстановку вокруг... как только - так сразу

- 60 дБ +
#

Спасибо Дмитрий, пока не читал, но "по диагонали" - информации много и она интересна. Ну по крайней мере для меня:)) Пошёл читать с самого начала. С Наступающими! Добра и Музыки!

- 60 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Добра в наступающем ))

- 50 дБ +
#

По теме "CREEDENCE" совсем недавно было ещё одно переиздание : "50th Anniversary Edition" . Релиз 2020 года . На виниле - США и Европа ; на CD - Япония . Интересно было бы сравнить с предыдущими изданиями . Описание CD из японских источников :

Reissue in Hi-Res CD format (UHQCD format x MQA technology). Features 192kHz/24bit half-speed mastering (2018) by Miles Showell at Abbey Road studios, using US original master tapes. That master is available in 176.4kHz/24bit high resolution (perfect for MQA-enabled audio players). The mini LP faithfully replicates the US first pressing LP design. Comes with an obi faithfully replicating the Japanese first pressing LP design. Comes with lyrics and a description. Japanese original release. Comes in a slim case packaging. *The disc can also be played on regular CD players in UHQCD 44.1kHz/16bit resolution. However, MQA-enabled hardware/software is necessary to harness the full potential of this Hi-Res CD.

В базу "Дискогс" эти издания пока занесены только частично . Граждане энтузиасты пока ленятся . Хотел сам занести в базу японские издания на CD , но тоже поленился , - уж очень много возни , - хотя , на "e-Bay" у продавцов из Японии есть хорошие фото .


- 50 дБ +
⇡ в ответ @shured #

Да, интересно!

- 50 дБ +
#

ого, вот это труд! круто! ps спасибо за сонни роллинса ;)

- 60 дБ +
⇡ в ответ @sasha_belyaev #

Спасибо за оценку профессионального журналиста ))

- 50 дБ +
#

Наконец-то! Приятно было читать статью человека, который все расставил на свои места. Мастер это начало, цифра, это фактически точная копия, винил, искажения для любителей. А главное: все зависит от криворукости того, кто это записал, свел и выпустил!

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Sovrab #

Криворукость наше все ))) Я еще не слышал переиздание, опередившее оригинал по качеству... видимо все еще впереди))

- 50 дБ +
#

Ого, спасибо за труд! Интересно читать было и написано легко.

- 59.03 дБ +
⇡ в ответ @Rim555 #

И вам спасибо ))

- 50 дБ +
#

Спасибо. Прочёл на одном дыхании. Большая работа и прекрасно написано.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Alex_Bob #

Спасибо ))

- 50 дБ +
#

Спасибо) А по CCR подтверждаю, Hi-Res и издания 2008 года очень похожи на американский винил (все это у меня есть), но цифра звучит лучше (мое субьективное мнение))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AlexZander #

Спасибо))

- 50 дБ +
#

Однако вы заморочились. Но к такой работе следует относиться с уважением. Да-съ.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Vlad_Georg #

Спасибо за уважение ))

- 50 дБ +
#

Спасибо за труд, как за проведение самих "опытов", так и за изложение результатов!

- 60 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Спасибо, Михаил, за труд ознакомления с изложением ))

- 60 дБ +
#

Дмитрий, вы штатный корр? Или нет...

Надеюсь.....

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Biast #

Я обычный пользователь этого ресурса.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Свобода... это чувствуется в вашем слоге))

Вас, ваш текст не правит главред)))

Но наглости YG вам не хватает))) и он не один пишет свои статьи, думаю...

Он профессор, которого попросили упростить его доклад, и он отказался))))

Упрощала за него дамочка, пожелавшая остаться за кадром))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Biast #

В реальной жизни, если интересно, я -практик-архитектор, академик архитектуры и профессор)) Если мне перестанет быть интересно здесь, я просто соскочу...

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Был бы счастлив представленным вам лично.

И угостить вас.

Минусует Катюшка, спасибо)))) вы за кадром)))

40 превратились в 50? Браво))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Biast #
Вас, ваш текст не правит главред)))

Для этого есть специально обученные люди? :)))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

кроме Вас...., нет))))

- 50 дБ +
#

Интересное изложение, как и возможности автора вместе с "недетским" старанием. Но вот в чем я - очевидно ровесник автору кому далеко "за - абсолютно уверен. К глубокому сожалению (моему личному особенно потому что ко мне лично относится) автор практически "глух", а потому объективно никак не может слышать НАСТОЯЩУЮ разницу в сравниваемом, как и НАСТОЯЩИЙ звук, в принципе. В этом возрасте мы не слышим настоящего богатства и палитры звука. Да, основные тона (что простираются до 5кГц) мы слышим, но вот гармоники от них - третьего-четвертого порядка - совсем нет. А именно в них скрыто то самое что мы называем "воздухом", "детализацией", "послезвучиями", разборчивостью инструментов, тональным балансом. В нас - "стариках"-меломанах-аудиофилах, работает только звуковая память: мы еще помним КАК оно звучало (и как должно звучать) но как оно звучит сегодня - вот на таком оборудовании и носителях - категорически НЕТ.

Поэтому, "эксперты" из нас - никакие. Любой ушастый пацан на "бумбоксе" слышит БОЛЬШЕ чем мы на самой крутой аппаратуре. Разница лишь та, что он мало понимает - каков должен быть настоящий звук, как и не имеет памяти про "правильный" звук. Но он этому еще может научиться. А вот мы - старики, увы, никакому "улучшению" уже не подлежим.

Кстати говоря, именно по этой причине, я распродал почти весь свой обширный звуковой арсенал (где было все, в том числе и "топовое"). А зачем? Для чего все эти наикрутейшие "мегагерцы" если я их все равно НЕ СЛЫШУ???

Теперь мне хватает, как в те достославные времена, стандарта от 40 до 12,5 кГц (что, между прочим, тогда считалось "высшим классом"). Хорошая, без фанатизма, аппаратура, правильная акустика, и хорошие носители - разницы между которыми, я уже найти НЕ МОГУ. Как говорится: "се ля ви". Как и "финита ля комедиа".

- 59.54 дБ +
⇡ в ответ @goro #
Но вот в чем я - очевидно ровесник автору кому далеко "за - абсолютно уверен. К глубокому сожалению (моему личному особенно потому что ко мне лично относится) автор практически "глух", а потому объективно никак не может слышать НАСТОЯЩУЮ разницу в сравниваемом, как и НАСТОЯЩИЙ звук, в принципе.

Многоуважаемый GORO, с удовольствием прочел ваш комментарий. Как говориться: show must go on )) Проверенно на приборах - слышу до 14.5 кГц пока еще )) Но на первых двух примерах выше чем 14.5 кГц по определению нет, особенно на первом, так как Ampex до 400-х моделей не писал выше 15 кГц ничего. Вот когда "ушастый пацан" сворачивает уши в трубочку к 60-ти годикам джаз и прочая акустическая камерность приходит к нему в полный рост )))

На картинке ниже характеристики собственноручно Понятовым А.М. изображены ))


- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Аналогично. Замерял свой "ушной" диапазон, результат: 20- 14500 Гц. Так что кое-какие гармоники ещё улавливаю, во всяком случае, mp3 от DSD легко отличаю... ;)

- 60 дБ +
⇡ в ответ @AlDol #
mp3 от DSD легко отличаю...

Думаю, что бы еще можем отличить Бебеля от Бабеля, Бабеля от кобеля... и женщину от мужчины ))

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @AlDol #

..."mp3 от DSD легко" как раз отличаются вовсе не по ширине (не только) полосы воспроизведения, а по другим параметрам АЧХ

- 60 дБ +
⇡ в ответ @goro #

Я в курсе.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @AlDol #

Чем замеряли? Генератором синуса? Это вот и есть главная ошибка😉 На самом деле вы слышите гораздо выше. И я даже могу это доказать😁

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

))) Мы с Сашей квадратным корнем косинуса меряем )))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Думаю, что лукавите, коллега... "слышу до 14,5кГц еще". Я тоже слышу до такой частоты, но в сравнении с 1кГ вчетверо хуже (и это с "гипер-пищалками до 80кГц со спадом всего лишь 3дб). А это значит, что учитывая потери ДО уха всего остального (угол... помещение... и прочее), и того меньше. Тогда практически - ничего. А для полного восприятия звука, это все необходимо слышать в ЛИНЕЙКЕ, а уж за 14,5кГц - с постепенным спадом. И я помню, как мы в 70-х годах прошлого столетия, "мерились" "у кого больше" через ГЗЧ. Тогда 18кГц было нормой и по давлению равным с 1кГц. А сегодня я сижу в наушниках пытаясь что-то уловить выше 14кГц - и ничего. Зато "ушастый" приятель (спортсмен и никакой не "меломан") моего сына, в другой комнате, на частоте 18кГц, кричит чтобы я выключил звук потому что я "высверлил ему уши". Потому для меня линейная акустика высокого класса звучит "тускло", а весьма посредственная с визжащими "горбами" на 8-12кГц - "лучше по высоким".

Знаю, и думаю что Вы тоже согласитесь, что ни в каких "хай-резах" и "мастер-лентах" мы с Вами не слышим: ни того хрустального звона, ни перебивов (вместо нынешнего "песка") накрывающих голову райдах, ни высокочастотных щелчков медиатора по струнам бас-гитары в Пинк Флойд..., ни многого того, что слышали тогда когда та музыка выпускалась. Так что "ампекс" тут не при чем - даже там необходимо слышать эти самые 14кГц (+гармоники которые все же есть) в ПОЛНЫЙ РОСТ, а не в мизерном остаточном явлении.

Лично я "сваливаю" все это не только на возраст, а еще и на "облучение" УВЧ (сотовая связь и прочее), что лет 10 назад усилилось настолько что "выжгло" не просто рецепторы слуха, но и "ячейки" памяти.

И почему-то уверен, что нынешние пацаны с айфонами и наушниками, "оглохнут" гораздо быстрее чем мы: за примерами чего далеко и ходить не надо - полным-полно нынче молодых "меломанов" что уже плохо слышат.

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @goro #

Вы доктор или физик?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

В образованном человеке (не просто имеющим "образование") всего понемногу. А в отдельных аспектах знания, кто-то является и профессионалом. К ним отношу и тех, кто увлечен чем-то под названием - "хобби".

- 50 дБ +
⇡ в ответ @goro #

Троллинг тоже хобби? Или профессия?

- 46.99 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Смешно. Если не - глупо. Что не красит в этом (да и в любом, вообще-то) возрасте. Какое-то "пацанство".

- 40.97 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Всё же это не троллинг, а заблуждения, но... с какой-то юношеской уверенностью.

А троллинг, честно говоря, больше с моей стороны, да.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Хотя... я задумался над этой фразой.

Зато "ушастый" приятель (спортсмен и никакой не "меломан") моего сына, в другой комнате, на частоте 18кГц, кричит чтобы я выключил звук потому что я "высверлил ему уши".

Я не могу себе представить ситуацию, когда приятель сына кричит его отцу что-то в таком роде... как-то не сходится.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @goro #

Когда-то я тоже думал, что "настоящий звук" и умение слушать и слышать музыку связано с АЧХ... повзрослел с тех пор слегка. ))

- 60 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #
умение слушать и слышать музыку

Давно довольно у меня был знакомый ведущий конструктор ЛИИ, умевший и любивший слушать... после очередного Фарнборо с известным самолетом Е. А. Виндзор подарила ему лично гигантские Танной и мафон... Феррограф по-моему, не помню уже точно... Все это у него было с начала 70-х примерно, так вот - запомнил я как это играло на всю жизнь, ибо музыку слушают сердцем, а не ушами...


- 59.03 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Нет, уважаемый, Вы ТОГДА слышали именно УШАМИ, которые в полном объеме доставляли Вам удовольствие.

- 40.97 дБ +
⇡ в ответ @goro #

))) А ведь я не написал, в каком возрасте я это слушал...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Вас, Дмитрий, там не услышат и не поймут... там же тоже человек в возрасте. )))

Судя по тому, что пишет, значит хотя бы ещё видит, хотя некоторые слова приходится писать заглавными, значит зрение тоже подсело...

- 60 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

...корпоративность - вещь хорошая. Если не включает "стайный инстинкт". Удивляюсь тому, как обычный диалог между людьми, в общем увлеченными одним и тем же, некоторые (немногие) умудряются превращать в какое-то обязательное "сам дурак", как-то "лягнуть" вроде "невзначай" ...а зачем?? Ведь в этом нет ничего по существу самого вопроса.

- 40 дБ +
⇡ в ответ @goro #

Когда кто-то преподносит своё мнение в ультимативной форме, остаётся только отшучиваться.

Особенно после того, как Вы проигнорировали моё замечание про то, что у автора есть опыт создания музыки, что весьма важно в контексте данного вопроса.


А под словом "корпоративность" Вы что имели в виду?

- 60 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

...как говорил один известный персонаж: "...ну и шуточки у Вас". По сути, с Вашей стороны (не понимаю только зачем) общий диалог, но в мою сторону, принял характер каких-то "наездов". И, полагая, что Вы не "пацан" - именно удивился, с последующим разочарованием в смысле диалога именно с Вами.

Вам что-то не понравилось в моем мнении по сути вопроса? Так я ничего не услышал альтернативного. Да и как оно может появиться, если мое мнение ничем не отличается от общепринятого: есть биологический фактор (потеря остроты слуха) который делает бессмысленным дальнейшее "наращивание" технического арсенала, как и попыток сравнения одного и того же звука от разных источников из-за отсутствия достоверности такого сравнения. Ничего нового или "обидного".

И, между прочим, уважаемый автор (очень хорошей статьи что мне понравилась в общем) не стал опровергать этого, и возможно (что и было моей целью как ровесника) просто принял мое мнение во внимание. Так как это сделал я лет 7 назад и прекратил "аудиофилировать" свой технический аудио-арсенал, окончательно убедившись что это теперь пустая трата времени, сил, и средств.

Вы же, зачем-то вызвались быть его "адвокатом" - в чем сам автор, конечно, не нуждается. И если именно - он, захочет развивать поднятую мною тему, то я спокойно поддержу с ним диалог.

О чем беседовать с Вами в принятом Вами же контексте "противостояния" - не представляется мне целесообразным.

Так что, всех благ и без обид.


- 40 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Разумеется, связано. И правильные характеристики сигнала никто не отменял. Кроме того, еще "полезно" быть самому музыкантом, держать в руках инструмент, участвовать в каком-то музыкальном коллективе, самому делать Музыку - тогда гораздо явственнее ощутишь каков звук "наощупь" (ну, или хотя бы почаще бывать на концертах). И когда все это записано в твою музыкальную память, то ты можешь СРАВНИВАТЬ то что есть, и КАК НАДО.

- 40 дБ +
⇡ в ответ @goro #

А у автора, кстати, опыт создания музыки есть...

- 60 дБ +
⇡ в ответ @goro #

Вы судите обо всех по себе:)) Жаль, что вы так ограничены в слухе...

- 50 дБ +
#

Очень хотелось бы на виниле не только бы ремастеры, но хоть бы переиздания, но их нет)

- 60 дБ +
⇡ в ответ @allkef #
не только бы ремастеры, но хоть бы переиздания, но их нет

Их есть, Георгий, но редко ((

- 50 дБ +
#
- 53.01 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.