В очередной раз перебирая свою виниловую коллекцию и размышляя о необходимости приобретения (или не приобретения) винила из юбилейной серии от Blue Note «Tone Poet Audiophile Vinyl Reissue Series», я подсмотрел в Интернете интересную дискуссию аудиофилов-коллекционеров с участием Стива Хофмана (Steve Hoffman) и Кевина Грея (Kevin Gray). Кстати, Кевин перемастерил всю вышеупомянутую серию для Blue Note с оригинальных мастер-лент.
И денег хотят немного — всего-то от 35 до 50 долларов без доставки. А, например, за «Blue Note Classic Vinyl Edition» вообще просили какие-то 24 доллара — только вот закончилась она вся. А вся эта серия была тоже: all-analog, mastered by Kevin Gray from the original master tapes. А еще раньше была ограниченная серия Blue Note 2500 «The Definitive 45 rpm reissue» на Music Matters — и снова работа от Стива Хофмана и Кевина Грея. Не много ли переизданий за короткий срок — и что чего лучше? Легко запутаться в выборе.
Так вот, в развитие темы переизданий на вопрос возбужденных аудиофилов, направлялись ли оригинальные мастер-ленты из США в Великобританию для переизданий оригинальных записей американских лейблов, Стив Хофман ответил однозначно: «Нет, никогда!» Даже Blue Note не направлял оригиналы в свой токийский филиал — на практике это были копии второго поколения. То есть что, все английские, японские и иные прессы американской музыки, не взирая на жанры, заведомо звучат хуже? А если — наоборот?
Продолжил дискуссию еще один вопрос: а, собственно, с какого источника создавались знаменитые японские однослойные SHM-SACD (те самые зелененькие, изготовленные со специальными зелеными чернилами «Onsho Shiyou», которые минимизируют разброс отражения), если на их полиграфии красуется, например: «DSD flat transferred from UK original analogue master tapes by Mick McKenna and Richard Whittaker at FX Copyroom, London, in 2013».
А вот еще: «Rolling Stones Dirty Work SHM-SACD (catalog number UICY-76214) — DSD flat transferred from UK original analogue master tapes by Mick McKenna and Richard Whittaker at FX Copyroom, London, in 2014».

И еще из той же весенней серии.

Некоторые участники дискуссии, являющиеся студийными профессионалами, утверждали, что, к примеру, Universal Japan, являющаяся частью Universal, имеет доступ к оригинальным мастер-лентам в Великобритании. Поэтому мастер-ленты либо транспортируются в Японию, либо передаются туда мастер трансфер-файлами с высоким разрешением, выполненными в Великобритании.
Хоффман при этом заявляет: «Я уверен, что есть немало современных изданий в мире, которые реально сделаны с японских архивных мастер-копий. Бывают даже случаи, когда оригинальные моно мастер-ленты для первого альбома Who «My Generation», например, находятся только в Японии, и единственные релизы сегодня, в которых использовались эти ленты, были из Японии. Все не японские релизы используют ленты или файлы с копиями второго поколения». А имея прямой доступ к архиву британских мастер-лент, самураи выпускают все самое лучшее и оригинальное.
О как! И что тут у нас — бардак-с и контрабасы не летают, как говаривал наш уважаемый Доктор? А все заявленные аудиофильские серии ремастеров? По большей части, такие аудиофильские издания — демонстрация звукорежиссерского мастерства. Арсенал средств создания стереоиллюзии, которым рулит студия при подготовке фонограмм, в принципе, становится совершенно очевиден после знакомства с некоторым количеством подобных изданий и сравнений с оригиналами.
Есть люди с опытом, переслушавшие все или почти все, которые предпочитают исключительно оригинальные японские или американские издания, считая что европейские подчас ничуть не лучше российской лицензии. Только вопрос: с какими оригиналами сравнивать? Есть ли оригиналы, которые оригинальнее оригинального?

Я решил разобраться самостоятельно. И приготовить для этого себе сравнительный винегрет по следующему рецепту: берем два одинаковых и одинаково же настроенных магнитофона, официальную копию мастер-ленты, винил, нарезанный примерно с нее же, и цифру, результирующую трансфер примерно с той же генерации исходной мастер-ленты. И... пишем все это на ленту последовательно, выравнивая уровни и так далее.
Начал я с Lee Morgan «Sidewinder» Blue Note. Копия ленты от The Tape Project, SACD от Esoteric Japan, винил Blue Note из «Blue Note Classic Vinyl Edition» и файл 24/192 из известной серии от Astell&Kern для портативного плеера.



Зачем это, спросите вы? А почему бы и нет, ведь интересно — отвечу вам я. Во-первых, это красиво, а во-вторых, хочется ответить самому на вопрос: зачем и почему? Если получится...
Так вот, после прослушивания в состоянии «нейтральном, минимизировано субъективном» я сделал неожиданный вывод: японский SACD и лента сыграли как копии на одном носителе очень похоже, практически неотличимо. Астелкерновский хайрез был mastering by Alan Yoshida and Robin Lynn at Blanche DuBois, April 2012.
Про это написано: «При подготовке этих ремастеров высокого разрешения мы очень внимательно относились к сохранению ощущения оригинальных релизов, добавляя при этом недостижимую ранее прозрачность и глубину. Похоже, что вы установили свой шезлонг прямо посреди студии Руди Ван Гелдера!», — президент Blue Note, Дон Уоз.
Вот с шезлонгом-то тут и случилась засада — «недостижимую ранее прозрачность и глубину» сильно оттянуло в сторону аналитичной хирургии. Все-таки музыка должна оставаться музыкой, а не превращаться в аудиофильски препарированный звук.
А переиздание винила с ремастера? Вот тут интересно: музыкальное взаимодействие между Морганом на трубе и Хендерсоном на тенор-саксофоне выстроено иначе, более слитно. Контрабас летит выше, чем на ленте, а барабаны более растянуты по панораме. Хотя Хофман с Грэем и клянутся, что ручки не крутят, но я не верю — крутили!
В общем, винил по звуку вышел таким нарядным и подарочным. Это я «нейтрально и минимизировано субъективно» заявляю — тем более, что вангельдеровского первопресса у меня нет. Ну тут нужно принять к сведению, что в далеком 63-м Руди Ван Гельдер фейдеры-ручки не крутил и не двигал, не было у него в далеком 63-м ручек-фейдеров от слова совсем. А был один монитор в контрольной комнате, ибо писалось все под моно, а все, что потом в стерео вышло — это «обновление» и «переиздание».
В итоге я вспотел и, почувствовав легкий озноб, решил продолжить, пущей самоизоляции ради. На вторую перемену блюд пошли: лента Creedence Clearwater Revival «Willy and the Poor Boys» от The Tape Project, SACD от Analogue Productions c ремастером 2002 года (Хофман с Грэем), первый виниловый пресс от Fantasy в приличном состоянии и цифра 24/192, выполненная Paul Blakemore at CMG Mastering (и SACD, и файл — оба «from the original analog tapes»).


Процедурно все было так же, как на аперитиве. Но вот что неожиданно — файл от CMG Mastering, записанный на ленту, отыграл практически так же, как и сама лента. Не знаком с Полом, но они там на CMG Mastering явно «курят» что-то правильное.
SACD от Analogue Productions показался избыточно реалистичным, а вот винил проиграл всем... это не Blue Note, это массовый забег. Я нарушил регламент и достал с полки японский SHM-CD образца 2008 года — ограниченный выпуск «40th Anniversary Edition».

Как заявлено, это цифровой ремастер с ленты (видимо, второй генерации). Так вот, эта «красная книга» реально сыграла в направлении звука ленты. По крайней мере, старалась. Винилового переиздания от Analogue Productions у меня не было. Но это издание 2014 года с ремастера AcousTech Mastering (Хофман с Грэем) и лакер был нарезан там же. По крайней мере, у меня есть «Cosmo's Factory» той же серии — и играет оно сочнее и динамичнее первопресса.
А на горячее разберемся с британцами. Ибо лента (видимо, production copy) была направлена из Лондона на Wilder Bros. Recording Studio в США. И это была лента... Pink Floyd «The Final Cut». Парни из Wilder Bros. выпустили ограниченный демо-тираж (для радиошоу) официально на ленте 2 tracks 15 ips.

Вот какие дела творились в солнечной Калифорнии в давние времена. В итоге эти раритеты разбежались по аукционам. Но есть копия с этой рукописи. В сравнение пойдет штатовский первопресс, с которого я 37 лет сдувал пылинки и слушал по праздникам. Что интересно: мастеринг под винил выполнен был с ленты Harvest на The Mastering Lab в Штатах и там же с ленты резали лакер. То есть Даг Сакс перемастерил звук Джеймса Гатри.
А так как в хайрезе этого релиза Флойдов нет, то за цифру будут нести ответственность CD: первый — это японец от CBS Sony, а второй — релиз из коробочки «Pink Floyd Discovery», выпущенной в 2011 году, где весь материал — ремастеринг Джеймса Гатри и издание британское.


И дополним мы картину ремастеринговым же современным винилом от Джеймса Гатри, изданном в Великобритании в 2017 (ремастер с оригинальной мастер-ленты).

Вот и интересно, какого качества исходный материал из Лондона попал в США и через них — к японскому издателю.
Про ленту все сложно, ибо сегодня нельзя установить, что это было: британская production copy или все-таки перезапись с нее для радиотрансляции на другой тип магнитной ленты. Моя копия в пределах 3–4 с нее — но это не точно. Важно другое: тогда в 83-м этот Флойд мне не зашел от слова совсем.
Но прослушав ленту в гостях, я был поражен тому, что почти 40 лет спустя услышал самый хорошо записанный Пинк Флойд (не по музыке-лирике, а по качеству звука). Отменную работу выполнил Джеймс Гатри. Американский пресс играет Пинк Флойд, не более того.
Виниловый ремастер от Гатри гораздо ближе к ленте — это почти то же, с поправкой на характер формата. Японский цифровой мастеринг заслуживает почетного места на полке в качестве коллекционного артефакта, не более. «Коробочный само-ремастер» от Гатри играет вполне условно-аналогово.
К вопросу о происхождении некоторых аналоговых копий на лентах альбомов Pink Floyd у коллекционеров. Я узнал,через Vernon Fitch/The Pink Floyd Archives, что в таком же ограниченном тираже были выпущены «The Dark Side of The Moon», «Division Bells» и концертный «P-U-L-S-E».
На десерт было изготовлено самое изысканно-сложное яство: TBM-15 Isao Suzuki Trio «Quartet Blow Up» — материал, переизданный с 1973 года примерно 20 раз на всевозможных носителях.




Этот шедевр за многие годы переиздания ни разу не попадал под ремастеринг или пересведение. Официальная копия на ленте — шедевр звука, в 1977 году их выпустили всего 100 штук. И эта лента может объективно служить в качестве оценочной точки отсчета для всего остального.
Оригинальный японский виниловый пресс я позаимствовал у знакомых, сравнив его с актуальным переизданием Impex из известной коробки с двойными 45-оборотными пластинками. Для последнего издания half-speed mastering делал Кевин Грей — так же, как и цифровой мастеринг для HDCD-издания от Impex.
Японский SACD от Sony был издан с DSD flat transfer from original master tape неизвестным самураем. Но на внутренней вкладке я обнаружил, что SACD cutting делал Мицухари Кобаяши — наверное, один из немногих живых героев ранних записей The Three Blind Mice. Человек в теме уже почти 50 лет.
Стало быть, в случае с этим релизом мы имеем дело с двумя концепциями трактовки оригинального звука мастер-ленты: авторским от ветерана команды TBM и более свежим от Кевина Грея.
Что в диагнозе? Японские лента и SACD — близнецы-братья по звуку. Первый пресс, с поправкой на состояние пластинки, играет мутнее первой пары — в послезвучия нужно вслушиваться, зная, что они там есть. «Импексовский» винил фантастически выдает записанное на-гора, но есть там что-то, чего на ленте нет (я бы назвал это эффектом отпескоструенного фасада собора Парижской Богоматери). HDCD обладает тем же эффектом, но более сглаженным что ли.
Вот как я все и всех в итоге запутал. Но в послевкусии от поедания этого самодельного многослойного пирога я задал себе вопрос: а зачем все эти многочисленные ремастеры-пересведения при наличии исходного аналогового оригинала? Они ведь, эти оригиналы еще живы — еще играют правду?
Кажется, что сегодня наметилась очевидная тенденция в переиздании записей аналоговой эпохи — вернуться к изначальным многодорожечным миксам-лентам, почистить их, а затем преобразовать в «новый продукт». Стив Уилсон из Porcupine Tree, восходящая звезда ремастеринга и перемикширования прог-рока, повторно микшировал Jethro Tull' Aqualung и добился-таки потрясающих результатов с 2009 года. Далее он взялся за Yes, King Crimson, Roxy Music, Tears For Fears вроде бы ради получения многоканального звука в 5.1., но все эти издания были по-новому смикшированы и в стерео.
В этой истории есть чисто финансовый фактор: каждое посещение библиотеки лент или архива студий обычно обходится заинтересованной компании в некоторую сумму. Если нужные ленты нашлись, они напрямую переформатируются в цифровые файлы с разрешением 24 бит/96 кГц (не самим Стивеном!) и передаются Стивену как полный набор необработанных WAV-файлов. Цитирую нашего героя:
«Так что если на пленке минут 10 тестовых тональных сигналов, я это тоже получаю, — пояснил Уилсон. — И если в конце бобины 10 минут тишины или настройки группы — это тоже часть того, что я получаю и за это оплачено. Число получаемых файлов соответствует числу дорожек на ленте. Поэтому я могу получить 8 файлов, 24 файла или, как это однажды случилось, 72 файла, — добавил он. — Кроме того, я получаю сканы архивных коробок с магнитной лентой (если они имеются), поскольку иногда они могут содержать полезную информацию о записях».
Вот еще очень важное: «Слушая оригинальный микс, вы буквально вслушиваетесь в шипение магнитной ленты, — говорит Уилсон. — А шипение ленты порой настолько громкое, что попросту отвлекает от музыкального материала! И это один из веских мотивов для ремикширования оригинала с применением современных технологий».
Это ли веский мотив? Есть у меня из этой серии DVD Audio с «A Passion Play» и «Songs From the Wood». Да, микс Уилсона в 5.1 играет здорово, если для этого заморочились с этой историей. Но самое ценное — оригинальный стереомикс, хотя бы и в формате 24/96. Мой субъективный выбор.

В контексте текущих размышлений не могу не повториться — есть серийные ремастеры, сознательно выполненные в цифре теми, кто записывал исходный аналог. С приходом эпохи компакт-диска Хитоси Намэката, директор японского филиала Blue Note в 90-х, стал активно просить Руди Ван Гелдера войти в новую тему.
Руди с энтузиазмом подключился. В итоге появились американская серия ремастеров, менее полная, но с бонус-треками, и японская серия 24-bit remaster — наиболее близкая к оригинальному звуку, по собственному мнению Ван Гелдера: «Я получал и моно-, и стереоверсии мастер лент, и впервые имел возможность сравнить. Довольно много альбомов в этой нашей серии The Rudy Van Gelder Edition издано в очень хорошем стерео. Но есть и те, которые я предпочел оставить монофоническими. Потому что там моно звучит именно так, как того хотел Альфред, как того добивался я».
Руди говорил, что цифра — это новое прочтение классики джаза. «Линейное хранение цифровой информации идеализируется. Но оно может быть реально совершенным», — сказал он в интервью журналу Audio в 1995 году.
«Самым большим источником искажений (sic!) является сам LP. Я сделал тысячи LP-записей ... и я рад видеть, что LP еще жив. И я слышал тысячи их цифровых копий! Это была постоянная борьба — попытаться сделать так, чтобы музыка звучала как надо в любом материале. И если людям не нравится то, что они слышат в цифровом формате, они должны винить инженера, сделавшего это. Виноваты студии мастеринга. Виноваты инженеры микширования».
Стиву Хофману как-то задали вопрос: как вы относитесь к ремикшированию по сравнению с ремастерингом?
«Терпеть не могу. Обычно происходит то, что в конечном итоге ремикс заменяет оригинальную любимую версию до тех пор, пока ремикс не будет слышен по радио, и это единственная версия, которую можно купить, если только не найдешь старую пластинку или что-то в этом роде. Ненавижу этот тренд. Оригинальный микс — произведение искусства!
К Леонардо да Винчи не добавляют ярко-розовый оттенок только потому, что это цвет месяца. И если кто-то говорит, что все, что они пытаются сделать, это воспроизвести старый классический микс, но с лучшим звуком, я говорю им: просто возьмите старый классический микс и не пытайтесь вмешиваться в историю музыки. Я бы хотел, чтобы эта тенденция ремикширования оригинала УШЛА НАВСЕГДА. Однако нельзя винить звукозаписывающие компании и артистов в попытке заработать немного денег на своем новом каталоге таким способом».
Зачем и почему? А возможно ли, что любой ремастер никогда не улучшит по звучанию оригинальный мастер конкретной записи? Может ли «аналоговость», трактуемая и как оригинальность исходного звучания, быть потеряна частично или даже вообще невосстановима при преобразовании в цифровые носители, несмотря на все усилия мастер-инженера к их улучшению? Снова идем в гости к Стиву:
«Что я думаю об этом? Хорошо хранимый всеми секрет заключается в том, что большинству (не всем, но большинству) мастер-лент нужно что-то, чтобы добиться наилучшего звука. Помните, что "мастер" — это не результат. Это то, что вы должны "смастерить" в итоге. Это НЕ конечный продукт, это просто рабочая часть, используемая для СОЗДАНИЯ конечного продукта. Итак, мастеринг и ремастеринг — это одно и то же, поскольку вы берете "рабочую часть" и создаете МАСТЕР (то, что вы купите и проиграете дома). Вот как я это вижу».
Так, собственно, зачем и почему? Я бы снова процитировал Стива Хофмана как арбитра этой истории: «Какова моя основная цель при ремастеринге или пересведении оригинала как инженера? Как понять, что работа сделана и сделана хорошо? Основная цель — сделать звук максимально реалистичным. Как бы вернуть мертвого к жизни, придать музыке "дыхание жизни", если в сохранившемся оригинале записи она (музыка) явно в этом нуждается. Это то, что у меня получается лучше всего, для чего меня нанимают и что мне нравится больше всего».
Я, как пользователь продукта, не со всем соглашусь, но...
Аксиос, амен...
Комментарии
SergeiPro
Спасибо, супер, особенно полезно нам, «глухим», слушаю что просто нравится. А «слышащим» удачи в поиске своего звучания!
BigD
Я тоже глухой )
Simple
Прочитал с удовольствием. И понял как я далек от таких качественных записей.
Вопрос - где в интернете можно заказать японские издания на CD? Не SACD, a CD.
Дмитрию спасибо за интересную статью!
BigD
Вам спасибо, Эдуард! Японские CD я последнее время беру у pesnya-pro.ru - это остатки от Пурпурного легиона и там хорошие ребята...
bluesevich
Это которые на Гончарном?
BigD
Да, Игорь - они.
bluesevich
Был там, даже увидел знакомое лицо:)) Поговорили, вспомнили былое:))
Gorbatov
Зачастую, самое логичное японские издания заказывать здесь: https://www.cdjapan.co.jp/ Но сейчас все несколько сложнее, потому что с Японией нет нормального почтового сообщения. А когда было - я раз в пару месяцев оттуда получал коробочку с дисками. Цены: выбор, сервис - все очень хорошо. Со временем еще и скидки набегают и акции всякие. Сейчас можно через посредника таскать, но это дороже и медленнее. Впрочем, рано или поздно почтовое сообщение возобновят.
shured
В Россию они , наверное , пока только "ФедЭксом" отправляют , - дороговато , конечно .
Gorbatov
Ничем сейчас не отправляют, насколько я знаю. Раньше обычной почтой приходило, с трекингом. Не так и дорого было, если брать 8-10 дисков то все равно выходило прилично дешевле, чем здесь покупать. Сейчас еще сложнее, что нужно в 200 Евро по сумме содержимого уложиться.
shured
Ну , таможенная пошлина - сама по себе . От неё никуда не денешься при любых видах доставки . Хотя , посредники , типа "Japex" , может как-то и решают эту проблему . Что касается "cdjapan" , то на данный момент не владею информацией по их доставке в Россию . Летом и в начале осени они в Россию отправляли , но только "Федэксом" . Пару бандеролек получал от них в этот период .
shured
Условия отправки в Россию .
Gorbatov
21 000 Йен с учетом стоимости доставки - не вижу смысла. Пока придется подождать.
Simple
Виктор спасибо!
Biast
Спасибо, Дмитрий за интересную статью!
Вопрос
Но ведь для винила всегда делают более скучную, «мягкую» в динамике, версию мастера специально, чтобы игла не соскакивала?
BigD
Не по динамике - обрезание низа в басах и еще кое-что, но на 45 оборотном виниле тяжелом это все минимализировано.
Radiolyubitel
"Самым большим источником искажений (sic!) является сам LP". Какой смысл тогда брать винил за образец, если учесть деградацию звука еще при его мастеринге под винил?
BigD
Брать винил за образец чего? В данном материале я беру за образец копию мастер-ленты. Любой винил нарезан в лучшем случае с третей копии мастера.
Radiolyubitel
В свое время большая часть моей фонотеки состояла из записей с винила на катушечный магнитофон, собирал только такие. На перезаписи с того же магнитофона на другой явно была слышна деградация звука: повышение шумов и завал высоких частот. Любая копия ухудшает звук.
BigD
В свое время моя тоже - года примерно до 88-го. На современной ленте, скорости 15-30 ips и на одинаково отстроенных магнитофонах деградация звука ничтожна - поверьте на слово.
Sovrab
Так его и не нужно брать за образец. Тему винила в последнее десятилетия раскрутили барыги для заработка и только, а народ повелся.
Gorbatov
Вы плохо знаете историю этого периода. Тему подняли по сути энтузиасты, на свой страх и риск, а никак не большие компании, которые если что-то и подхватили, то сильно позже и не так чтобы сильно. Как минимум во всем этом есть один большой плюс - можно найти технику для воспроизведения практически на любой кошелек, и найти и очень приличные бюджетные аппараты, и аппараты, которым по качеству в прошлом не было аналогов.
А если еще помнить, что основной интерес представляют издания аналогового периода, то многие из них как раз в виде пластинки, или, если очень повезет, ленты, звучат лучше, ближе к оригиналу, чем не очень хорошо сделанные ранние оцифровки и поздние переиздания. Если таковые вообще были, немало материала так и осталось в аналоге.
Современные издания - тут тоже стоит уметь отделять мух от котлет. Что-то типа Music on vinyl даром не надо, а вот хорошие аналоговые издания представляют интерес. Да даже в ряде случаев винил с цифры может быть интереснее, поскольку, как уже много раз говорили, компрессии и войны громкости там нет, или существенно меньше, и мне известны случаи, когда издания в цифре слушать просто невозможно ни на чем, кроме бумбокса, а вот пластинку можно принести и в приличную систему.
Sovrab
Просто так называемый"хороший" старый винил превратили, как и многое другое, в средство накопления и сбережения денег, а фанатов не так много. Смотрю на повышающиеся день ото дня ценники и тихо посмеиваюсь над любителями аналового звука, которые хотят получить именно хороший звук, а не предмет для дальнейшей перепродажи. На цифре такого не заработаешь, вот и рассказывают всякие "специалисты" , что цифра это мертвечина, а винил это просто душа музыки.
Gorbatov
Очень многие издания сколько стоили, столько и стоят. Есть вещи, которые хотят многие, тут могут быть высокие цены. Но это на самом деле небольшой процент от общей массы. Очень многое покупается в прекрасном состоянии по цене, сопоставимой с ценой компакта или альбома в виде набора файлов.
Лично у меня нет никаких противоречий между цифрой и аналогом. В системе есть все, и все прекрасно уживается.
ArchiCat
А я и не понимала, как может быть иначе))
BigD
Кстати, я только их и рассматривал здесь...
AlDol
Грандиозная и, безусловно, очень приятная работа! Поздравляю, Дима! Как только тебе эта идея в голову пришла?... ;)
BigD
Даже не знаю - спонтанно ))
BigD
Правда на тот момент появления идеи у меня еще те катушечники стояли для сравнения.
Gorbatov
Весьма познавательно и я бы сказал, обязательно к прочтению теми, кто не в материале.
BigD
Спасибо, Виктор!
Jauhien
Вот я почитал, и стало грустно по нескольким причинам. Во-первых, снова осознал всю быдлячность моих музыкальных пристрастий. Множество хорошей музыки прошло мимо меня, потому что появилась она задолго до того, как мои родители встретились, а до того, как решили, что одного сына им мало - так вообще за целую вечность. А их музыкальные вкусы были весьма ограниченными в силу объективных обстоятельств, и подсадить меня на хорошую музыку (хорошую в понимании уважаемых авторов Стерео, так как даже то гуано, что слушаю я, я тоже считаю хорошим и люблю его) не могли. Так что музыкальные пристрастия у меня формировались отчасти под влиянием улицы :)
Во-вторых, подозреваю, что даже то, что обычно слушаю я, еще попробуй в хорошем качестве найти на виниле. Потому что если под хорошим понимать то, что писалось в 80-е, то попробуй еще найди это сегодня хорошо сохранившимся. А с переизданиями все бывает сложно и неоднозначно. Про ленту вообще молчу в силу причин, которые описывал ранее (финансовых в том числе).
А к автору этого материала есть вопрос: вы же, кажется, собирались затестить Балфингер? Как там с этим? Я хоть от этого сильно далек и едва ли стану пользователем ленты даже когда позволят финансы, но все равно с удовольствием почитал бы о том, за что просят такие деньги (от 12 килоевро, если мне память не изменяет).
BigD
Жду когда привезут, с поправкой на обстановку вокруг... как только - так сразу
bluesevich
Спасибо Дмитрий, пока не читал, но "по диагонали" - информации много и она интересна. Ну по крайней мере для меня:)) Пошёл читать с самого начала. С Наступающими! Добра и Музыки!
BigD
Добра в наступающем ))
shured
По теме "CREEDENCE" совсем недавно было ещё одно переиздание : "50th Anniversary Edition" . Релиз 2020 года . На виниле - США и Европа ; на CD - Япония . Интересно было бы сравнить с предыдущими изданиями . Описание CD из японских источников :
Reissue in Hi-Res CD format (UHQCD format x MQA technology). Features 192kHz/24bit half-speed mastering (2018) by Miles Showell at Abbey Road studios, using US original master tapes. That master is available in 176.4kHz/24bit high resolution (perfect for MQA-enabled audio players). The mini LP faithfully replicates the US first pressing LP design. Comes with an obi faithfully replicating the Japanese first pressing LP design. Comes with lyrics and a description. Japanese original release. Comes in a slim case packaging. *The disc can also be played on regular CD players in UHQCD 44.1kHz/16bit resolution. However, MQA-enabled hardware/software is necessary to harness the full potential of this Hi-Res CD.
В базу "Дискогс" эти издания пока занесены только частично . Граждане энтузиасты пока ленятся . Хотел сам занести в базу японские издания на CD , но тоже поленился , - уж очень много возни , - хотя , на "e-Bay" у продавцов из Японии есть хорошие фото .
BigD
Да, интересно!
sasha_belyaev
ого, вот это труд! круто! ps спасибо за сонни роллинса ;)
BigD
Спасибо за оценку профессионального журналиста ))
Sovrab
Наконец-то! Приятно было читать статью человека, который все расставил на свои места. Мастер это начало, цифра, это фактически точная копия, винил, искажения для любителей. А главное: все зависит от криворукости того, кто это записал, свел и выпустил!
BigD
Криворукость наше все ))) Я еще не слышал переиздание, опередившее оригинал по качеству... видимо все еще впереди))
Rim555
Ого, спасибо за труд! Интересно читать было и написано легко.
BigD
И вам спасибо ))
Alex_Bob
Спасибо. Прочёл на одном дыхании. Большая работа и прекрасно написано.
BigD
Спасибо ))
AlexZander
Спасибо) А по CCR подтверждаю, Hi-Res и издания 2008 года очень похожи на американский винил (все это у меня есть), но цифра звучит лучше (мое субьективное мнение))
BigD
Спасибо))
Vlad_Georg
Однако вы заморочились. Но к такой работе следует относиться с уважением. Да-съ.
BigD
Спасибо за уважение ))
zome_bear
Спасибо за труд, как за проведение самих "опытов", так и за изложение результатов!
BigD
Спасибо, Михаил, за труд ознакомления с изложением ))
Biast
Дмитрий, вы штатный корр? Или нет...
Надеюсь.....
BigD
Я обычный пользователь этого ресурса.
Biast
Свобода... это чувствуется в вашем слоге))
Вас, ваш текст не правит главред)))
Но наглости YG вам не хватает))) и он не один пишет свои статьи, думаю...
Он профессор, которого попросили упростить его доклад, и он отказался))))
Упрощала за него дамочка, пожелавшая остаться за кадром))
BigD
В реальной жизни, если интересно, я -практик-архитектор, академик архитектуры и профессор)) Если мне перестанет быть интересно здесь, я просто соскочу...
Biast
Был бы счастлив представленным вам лично.
И угостить вас.
Минусует Катюшка, спасибо)))) вы за кадром)))
40 превратились в 50? Браво))
Katerina
Для этого есть специально обученные люди? :)))
Biast
кроме Вас...., нет))))
goro
Интересное изложение, как и возможности автора вместе с "недетским" старанием. Но вот в чем я - очевидно ровесник автору кому далеко "за - абсолютно уверен. К глубокому сожалению (моему личному особенно потому что ко мне лично относится) автор практически "глух", а потому объективно никак не может слышать НАСТОЯЩУЮ разницу в сравниваемом, как и НАСТОЯЩИЙ звук, в принципе. В этом возрасте мы не слышим настоящего богатства и палитры звука. Да, основные тона (что простираются до 5кГц) мы слышим, но вот гармоники от них - третьего-четвертого порядка - совсем нет. А именно в них скрыто то самое что мы называем "воздухом", "детализацией", "послезвучиями", разборчивостью инструментов, тональным балансом. В нас - "стариках"-меломанах-аудиофилах, работает только звуковая память: мы еще помним КАК оно звучало (и как должно звучать) но как оно звучит сегодня - вот на таком оборудовании и носителях - категорически НЕТ.
Поэтому, "эксперты" из нас - никакие. Любой ушастый пацан на "бумбоксе" слышит БОЛЬШЕ чем мы на самой крутой аппаратуре. Разница лишь та, что он мало понимает - каков должен быть настоящий звук, как и не имеет памяти про "правильный" звук. Но он этому еще может научиться. А вот мы - старики, увы, никакому "улучшению" уже не подлежим.
Кстати говоря, именно по этой причине, я распродал почти весь свой обширный звуковой арсенал (где было все, в том числе и "топовое"). А зачем? Для чего все эти наикрутейшие "мегагерцы" если я их все равно НЕ СЛЫШУ???
Теперь мне хватает, как в те достославные времена, стандарта от 40 до 12,5 кГц (что, между прочим, тогда считалось "высшим классом"). Хорошая, без фанатизма, аппаратура, правильная акустика, и хорошие носители - разницы между которыми, я уже найти НЕ МОГУ. Как говорится: "се ля ви". Как и "финита ля комедиа".
BigD
Многоуважаемый GORO, с удовольствием прочел ваш комментарий. Как говориться: show must go on )) Проверенно на приборах - слышу до 14.5 кГц пока еще )) Но на первых двух примерах выше чем 14.5 кГц по определению нет, особенно на первом, так как Ampex до 400-х моделей не писал выше 15 кГц ничего. Вот когда "ушастый пацан" сворачивает уши в трубочку к 60-ти годикам джаз и прочая акустическая камерность приходит к нему в полный рост )))
На картинке ниже характеристики собственноручно Понятовым А.М. изображены ))
AlDol
Аналогично. Замерял свой "ушной" диапазон, результат: 20- 14500 Гц. Так что кое-какие гармоники ещё улавливаю, во всяком случае, mp3 от DSD легко отличаю... ;)
BigD
Думаю, что бы еще можем отличить Бебеля от Бабеля, Бабеля от кобеля... и женщину от мужчины ))
goro
..."mp3 от DSD легко" как раз отличаются вовсе не по ширине (не только) полосы воспроизведения, а по другим параметрам АЧХ
AlDol
Я в курсе.
bluesevich
Чем замеряли? Генератором синуса? Это вот и есть главная ошибка😉 На самом деле вы слышите гораздо выше. И я даже могу это доказать😁
BigD
))) Мы с Сашей квадратным корнем косинуса меряем )))
goro
Думаю, что лукавите, коллега... "слышу до 14,5кГц еще". Я тоже слышу до такой частоты, но в сравнении с 1кГ вчетверо хуже (и это с "гипер-пищалками до 80кГц со спадом всего лишь 3дб). А это значит, что учитывая потери ДО уха всего остального (угол... помещение... и прочее), и того меньше. Тогда практически - ничего. А для полного восприятия звука, это все необходимо слышать в ЛИНЕЙКЕ, а уж за 14,5кГц - с постепенным спадом. И я помню, как мы в 70-х годах прошлого столетия, "мерились" "у кого больше" через ГЗЧ. Тогда 18кГц было нормой и по давлению равным с 1кГц. А сегодня я сижу в наушниках пытаясь что-то уловить выше 14кГц - и ничего. Зато "ушастый" приятель (спортсмен и никакой не "меломан") моего сына, в другой комнате, на частоте 18кГц, кричит чтобы я выключил звук потому что я "высверлил ему уши". Потому для меня линейная акустика высокого класса звучит "тускло", а весьма посредственная с визжащими "горбами" на 8-12кГц - "лучше по высоким".
Знаю, и думаю что Вы тоже согласитесь, что ни в каких "хай-резах" и "мастер-лентах" мы с Вами не слышим: ни того хрустального звона, ни перебивов (вместо нынешнего "песка") накрывающих голову райдах, ни высокочастотных щелчков медиатора по струнам бас-гитары в Пинк Флойд..., ни многого того, что слышали тогда когда та музыка выпускалась. Так что "ампекс" тут не при чем - даже там необходимо слышать эти самые 14кГц (+гармоники которые все же есть) в ПОЛНЫЙ РОСТ, а не в мизерном остаточном явлении.
Лично я "сваливаю" все это не только на возраст, а еще и на "облучение" УВЧ (сотовая связь и прочее), что лет 10 назад усилилось настолько что "выжгло" не просто рецепторы слуха, но и "ячейки" памяти.
И почему-то уверен, что нынешние пацаны с айфонами и наушниками, "оглохнут" гораздо быстрее чем мы: за примерами чего далеко и ходить не надо - полным-полно нынче молодых "меломанов" что уже плохо слышат.
BigD
Вы доктор или физик?
goro
В образованном человеке (не просто имеющим "образование") всего понемногу. А в отдельных аспектах знания, кто-то является и профессионалом. К ним отношу и тех, кто увлечен чем-то под названием - "хобби".
BigD
Троллинг тоже хобби? Или профессия?
goro
Смешно. Если не - глупо. Что не красит в этом (да и в любом, вообще-то) возрасте. Какое-то "пацанство".
zome_bear
Всё же это не троллинг, а заблуждения, но... с какой-то юношеской уверенностью.
А троллинг, честно говоря, больше с моей стороны, да.zome_bear
Хотя... я задумался над этой фразой.
Я не могу себе представить ситуацию, когда приятель сына кричит его отцу что-то в таком роде... как-то не сходится.
zome_bear
Когда-то я тоже думал, что "настоящий звук" и умение слушать и слышать музыку связано с АЧХ... повзрослел с тех пор слегка. ))
BigD
Давно довольно у меня был знакомый ведущий конструктор ЛИИ, умевший и любивший слушать... после очередного Фарнборо с известным самолетом Е. А. Виндзор подарила ему лично гигантские Танной и мафон... Феррограф по-моему, не помню уже точно... Все это у него было с начала 70-х примерно, так вот - запомнил я как это играло на всю жизнь, ибо музыку слушают сердцем, а не ушами...
goro
Нет, уважаемый, Вы ТОГДА слышали именно УШАМИ, которые в полном объеме доставляли Вам удовольствие.
BigD
))) А ведь я не написал, в каком возрасте я это слушал...
zome_bear
Вас, Дмитрий, там не услышат и не поймут... там же тоже человек в возрасте. )))
Судя по тому, что пишет, значит хотя бы ещё видит, хотя некоторые слова приходится писать заглавными, значит зрение тоже подсело...
goro
...корпоративность - вещь хорошая. Если не включает "стайный инстинкт". Удивляюсь тому, как обычный диалог между людьми, в общем увлеченными одним и тем же, некоторые (немногие) умудряются превращать в какое-то обязательное "сам дурак", как-то "лягнуть" вроде "невзначай" ...а зачем?? Ведь в этом нет ничего по существу самого вопроса.
zome_bear
Когда кто-то преподносит своё мнение в ультимативной форме, остаётся только отшучиваться.
Особенно после того, как Вы проигнорировали моё замечание про то, что у автора есть опыт создания музыки, что весьма важно в контексте данного вопроса.
А под словом "корпоративность" Вы что имели в виду?
goro
...как говорил один известный персонаж: "...ну и шуточки у Вас". По сути, с Вашей стороны (не понимаю только зачем) общий диалог, но в мою сторону, принял характер каких-то "наездов". И, полагая, что Вы не "пацан" - именно удивился, с последующим разочарованием в смысле диалога именно с Вами.
Вам что-то не понравилось в моем мнении по сути вопроса? Так я ничего не услышал альтернативного. Да и как оно может появиться, если мое мнение ничем не отличается от общепринятого: есть биологический фактор (потеря остроты слуха) который делает бессмысленным дальнейшее "наращивание" технического арсенала, как и попыток сравнения одного и того же звука от разных источников из-за отсутствия достоверности такого сравнения. Ничего нового или "обидного".
И, между прочим, уважаемый автор (очень хорошей статьи что мне понравилась в общем) не стал опровергать этого, и возможно (что и было моей целью как ровесника) просто принял мое мнение во внимание. Так как это сделал я лет 7 назад и прекратил "аудиофилировать" свой технический аудио-арсенал, окончательно убедившись что это теперь пустая трата времени, сил, и средств.
Вы же, зачем-то вызвались быть его "адвокатом" - в чем сам автор, конечно, не нуждается. И если именно - он, захочет развивать поднятую мною тему, то я спокойно поддержу с ним диалог.
О чем беседовать с Вами в принятом Вами же контексте "противостояния" - не представляется мне целесообразным.
Так что, всех благ и без обид.
goro
Разумеется, связано. И правильные характеристики сигнала никто не отменял. Кроме того, еще "полезно" быть самому музыкантом, держать в руках инструмент, участвовать в каком-то музыкальном коллективе, самому делать Музыку - тогда гораздо явственнее ощутишь каков звук "наощупь" (ну, или хотя бы почаще бывать на концертах). И когда все это записано в твою музыкальную память, то ты можешь СРАВНИВАТЬ то что есть, и КАК НАДО.
zome_bear
А у автора, кстати, опыт создания музыки есть...
bluesevich
Вы судите обо всех по себе:)) Жаль, что вы так ограничены в слухе...
allkef
Очень хотелось бы на виниле не только бы ремастеры, но хоть бы переиздания, но их нет)
BigD
Их есть, Георгий, но редко ((
Tygralak