В основу Винилового Ликбеза легли не теоретические измышления, а практический опыт многолетнего прослушивания, тестирования, сопоставления, конструирования и производства стереокомпонентов. Каждый постулат Винилового Ликбеза многократное проверен и при необходимости может подтвердиться экспериментально.

Во втором эпизоде СтереоМ расскажет забавную историю о своем общении с начинающим виниловодом, а Ауди даст практические рекомендации для построения винилового тракта бюджетом в миллион рублей.

- Салют Ауди!

- Привет СтереоМ! Зачем пожаловал?

- За очередной лекцией Винилового Ликбеза. Поступил практический вопрос – какую бы ты посоветовал виниловую систему от иголки звукоснимателя до фонокорректора в бюджете 1 млн руб.

- А усилитель, колонки, КдП?

- Все остальное есть и очень высокого уровня. Рассказываю предысторию. Некто «Мистер» – солидный господин лет 65, с молодости увлекался качественной музыкальной аппаратурой и носителями. Имея возможности он покупал фирменные винилы, и к 90-му году, когда все стали переходить на CD, у него собралась приличная винилотека в несколько тысяч прессов.

Дальше он переключился на CD, предав грампластинки забвению, как архаизм отживший свое и навсегда оставшийся в прошлом.

Прошло 25 лет, стал разгораться виниловый ренессанс и начитавшись на нашем сайте о прелести аналогового звука Мистер решил тряхнуть стариной и вернуться к прослушиванию своей роскошной винилотеки. Для этих целей он прикупил вертак за 300 К, иголку за 70 К и фоник за 50 К. А также вызвал специалиста, который за 15 минут и 5 К ему так кривожопо все подключил и настроил, что когда я это безобразие услышал, то подумал, что что-то сломалось. Забегая вперед, скажу – все компоненты были исправны, просто их так коряво подобрали и настроили.

Дальше Мистер ставит пластинку и слышит ужасные звуки, напоминающие музыку лишь отдаленно. Не дослушав сторону до конца, он выключает это безобразие и в справедливом гневе звонит мне:

«Господин СтереоМан – зачем Вы так бессовестно и безапелляционно обманываете людей? Чем обусловлены Ваши охи и ахи от «чарующих звуков, заключенных в канавках, грампластинки»? Эти, с позволения сказать «звуки», в подметки не годятся не то, чтобы SA CD, а даже самому захудалому МР3. Вы вводите в заблуждение честных людей, толкая их на бессмысленные траты! Объяснитесь!!!»

- Негодяй! На кого ты работаешь, признавайся! На Аудиоманию? Я давно подозревал… Ну и что дальше?

- Ну что дальше… Базар штука дешевая, и я предложил устроить прослушивание. Оказалось, что Мистер живет на соседней улице и в ближайшие выходные мы с Критом и нашей виниловой системой наведались к нему в гости. Оскорбления СтереоМанКлубу были нанесены существенные, и я требовал сатисфакции.

Мистер предложил следующие условия.

- Если Ваша система, по звучанию, хотя бы приблизится к уровню моего CD, я принесу свои публичные извинения.

- К чему такие сложности, наш виниловый тракт легко переиграет любой цифровой.

- Так не бывает! И сколько же Ваша система стоит?

- В данной конфигурации около 450 К.

- Да это смешно. У меня сидюк стоит 750 К.

- А это не имеет значения.

Приехав к Мистеру и зайдя в его КдП, Крит аж присвистнул. Ты бы видел, Ауди чего там творилось! Лютый сетевой фильтр размером с чемодан, умопомрачительный двухкорпусной сидюк. Ламповый пред с отдельным блоком питния, два конца размером с микроволновку, кабеля толщиной с руку, колонки с человеческий рост… Крит сказал, что у него одних проводов на полмиллиона. Представляешь! Столько денег, и все коту под хвост.

- Да… Как говорит Власт-Кол без хорошего источника – это всего лишь свалка понтов.

- Вот именно! Начали мы с реанимации винилового тракта Мистера. Когда он его завел, как я уже говорил, мы с Критом подумали, что что-то сломалось. Стали проверять настройки и оказалось, единственное что настроил «специалист» - это прижимную силу. То-то я удивился, как это он за 15 минут все подаставал из коробок, установил, подключил и настроил. Уж на что мы с Критом опытные виниловоды, и то провозились не меньше полчаса. Но это была катастрофа! За что ни схватись – ничего нету. Вертак стоял не по уровню, ВТА – кривой, угол захода – кривой, эффективная длина – мимо аж на 3 мм, азимут – и тот кривой. Ну а то, что настройщик промахнулся с антискейтингом, можно даже и не упоминать.

В общем, все установили, настроили, и стали слушать. Проигрыватель перестал издавать мерзко-дребезжащие звуки, но его игра явно не дотягивала до CD. Слабым звеном оказался фоник. Как выразился Крит – это конечно, красивая и модная коробочка, но собрана она на микросхемах и, во-первых, играет тихо, а во-вторых, совершенно не раскрывает Вашу замечательную иголку.

Подключив к тракту Мистера ТвинДек, мы поставили усиление на 400 крат, и система ожила и заиграла.

Мистер заметно повеселел, принес нам свои искренние извинения, но однако, заметил, что хоть качество звука и сравнялось с CD, однако не переиграла его. На это Крит, кровожадно ухмыльнувшись, ответил – ну так еще ж не вечер. И мы стали устанавливать свой тракт.

- Ты, кстати, не сказал, что Вы привезли.

- Вертушку Crystal Rock с 9-дюймовым Джелко, МС SAEC C3 и фоник ММ/МС Phono Preamplifier Twin Deck Reference.

Демонстрацию начали с ТОUCH «Yello». Мистера усадили в музыкальном фокусе, а я сел чуть с краю, чтобы иметь возможность наблюдать за ним. Я то знал, что сейчас произойдет, а он – нет и мне хотелось как следует разглядеть его реакцию. Буквально с первых же секунд, лицо у него вытянулось, а глаза расширились. Так он просидел какое-то время, затем губы у него зашевелились, и он стремительно встал и вышел из комнаты. Мы с Критом переглянулись с недоумением, но Мистер почти сразу вернулся, таща за руку жену.

- Дорогая! Ты должна это услышать! Это что-то невероятное!!! У меня эта система уже 3 года, а я от нее таких звуков никогда не слышал, и даже представить себе не мог, что она так может играть. Этого не может быть! Парни – да Вы просто волшебники!

Почему мне никто не сказал что ТАКОЕ – возможно!!! Вы открыли для меня новый мир…

Слов нет. Это было приятно. Мистер растрогался до слез и целовал нас с Критом в небритые щеки. Однако вернемся к нашему Ликбезу.

Убедившись, в неоспоримом преимуществе винилового тракта перед цифровым, Мистер просит подобрать ему систему от иголки до фоника, бюджетом не выходящим за миллион. Что скажешь?

- А что он слушает?

- У него роскошная фонотека, почти как у нас. Много классики, французской эстрады, кабаре и шансона. Джаз, само собой, откровенного тяжелика я не видел, но рок попадался. Нью-Эйдж, электроника… Вообщем, всего понемногу.

- Ну что ж, при таком широком спектре музыкальных предпочтений, будем рекомендовать предложенную Вини концепцию «Русский Звук». Раз ему так понравился Crystal Rock, возьмем за основу его – 250 К. Устанавливаем 2 тонарма: 12-дюймовый s-образный Джелко со съемным стандартным Шеллом и прямой 12,5-дюймовый «Черный Аист» - 150 К. Далее фоники. Под МС иголки транзисторный ММ/МС Phono Preamplifier Twin Deck Reference, под ММ – ламповый КивСаунд – 160 К. Кабельную обвязку от NewArtVinyl – 70 К. Ну и штуки четыре Шелла – 20 К.

- Получилось 650 К.

- Ну а на оставшийся бюджет купить несколько иголок. Какую-нибудь хорошую ММ, типа Клераудио Виртуозе Вуд, жирненькую МС, типа Шелтер или Лиры. У Ортофон можно взять SPU. Ну и из винтажа, что-нибудь, да хотя бы ту же МС Сейс С3.

Самую лучшую иголку поставить на «Черный Аист», а остальные предварительно установив и настроив на съемных Шеллах менять, в зависимости от настроения и музыкальных жанров.

- Ну что ж, дельный совет. Мистер сказал, что у него коллега с верхней моделью Торренса иногда заходит в гости. Не будет Мистеру стыдно за наш тракт?

- Стыдно будет коллеге с Торренсом, когда он услышит все многообразие «Русского Звука» и поймет, что отдал гораздо больше, а получил намного меньше. На этом предлагаю сегодняшний ЛикБез закончить. Всем приятного прослушивания и помните – отличить хороший звук от плохого очень легко. Под хороший виниловый тракт Вы будете рыдать.


P.S. Специально для Тезки придумал оригинальную рубрику. Она будет существовать в единственном экземпляре – только здесь и нигде больше.

Чтобы материал лекций лучше усваивался, Ауди предложил ввести нечто вроде домашнего задания. Назвать мы его решили «Практическая Работа». Посвящаю новую рубрику моему любимому порталу Стерео.ру. Если бы Вы знали, сколько лет я хотел произнести эти слова!

Однако перейдем к заданию – Ауди прошу.

- Некий Господин соорудил две системы на основании одного вертака и фоника. Вертак – Митшел Инженеринг Гиро (170 К); старый 3009 SME (30 К); иголка Ортофон 2М Блэк (50 К). И хороший отечественный ламповый фоник, выполненный в виде полноразмерного преда, с коммутатором входов и громкостью (30 К).

И второй – новый тонарм SME 309 (190 К); низкоуровневая МС Бэнс Микро (250 К); серебряный МС транс (100 К) и дальше в тот же фоник.

А не посчитать ли нам, погремим счетами? Первый тракт, вместе с иголкой и фоником обошелся в 280 К. Второй – 710 и в эту систему нужен еще один межблок. А провода у него – лютые 50-90 К. И при этом, они даже не серебряные, а медные! На мой взгляд, даже чересчур роскошные у него провода – а винил не переигрывает СD. Вот эта проблема – и с ней надо бороться! Сдавайте задания до следующей лекции. Будем проводить работу над ошибками. Всем удачи! До следующей недели!

Ауди с нами попрощался, а теперь вопрос:

Какая из систем предпочтительней по соотношению цена-качество и почему?

Какая система лучше звучит?

Те, кто заходит в ветку Смита, легко найдет там подсказки. А если кто считает, что сам - без подсказок может ответить на этот вопрос – прошу к доске. Пожалуйста – высказывайте свои версии. На следующей лекции, мы их подробно разберем, и Вы получите новое задание. Всем удачи. СМЕЛЕЕ!!!