Появившиеся на свет в 2012 году усилители XA компании Avantgarde Acoustic сразу же стали явлением в мире High End audio. Попробуем разобраться, отчего так произошло. Первое объяснение напрашивается сразу: 40-килограммовые монстры не могли остаться незамеченными. Однако ясно, что истинные причины лежат куда глубже «количественных» характеристик.

Известный своим Технологическим Университетом город Дармштадт лежит к югу от Франкфурта. А километрах в пятнадцати от него находится городок Лаутерталь (Lautertal), который, если и примечателен чем-то, помимо речки Lauter, так это тем, что здесь производится акустика Avantgarde. Известно, что многие из производителей акустики рано или поздно осваивают производство усилителей. Это, наверное, закономерно, что ни говори – акустика воспроизводит звук не сама по себе, а с помощью усилителя. Правильнее сказать, что звук создаёт «команда», но, коль скоро Avantgarde Acoustic производит весьма необычные рупорные системы, то и при разработке новых усилителей, видимо, пришлось многое переосмыслить.

Инженеры фирмы задали себе вопрос: какие факторы влияют на звучание усилителя в наибольшей мере? В первую очередь, – конечно, схемотехника. Во вторую – качество питания. На третью позицию специалисты Avantgarde вывели фактор вибраций корпуса и монтажа, влияние которого на звучание очевидно не для всех. Вопрос состоял в том, насколько далеко готовы пойти авторы разработки по пути устранения проблем, связанных с этими тремя факторами. И путь, как мы увидим, они прошли нешуточный.
Серия XA на сегодняшний день состоит из двух моделей: предусилителя XA-PRE и усилителя мощности XA-POWER. Оба они имеют одинаковые (!) габариты: 485х190х486 мм и близкую массу («мощник» – 42,5 кг, предусилитель – 41 кг). Это притом, что, как мы знаем, предварительный усилитель просто обязан выступать в более лёгкой весовой категории, поскольку ему не требуются ни радиаторы охлаждения, ни тяжёлый трансформатор питания. Частичное объяснение этого феномена кроется в массе корпусов-шасси: у «преда» на корпус приходится 29 килограммов из общего веса, у усилителя мощности примерно 28,5. По конструкции эти тяжелые детали перекликаются с устройством «неубиваемых» авиационных бортовых регистраторов (у нас их называют «чёрными ящиками»): прочный литой корпус помещён внутрь ещё одного корпуса, тоже литого и столь же прочного. Только в случае с «чёрным ящиком» подобная конструкция помогает защитить регистратор от ударов и сотрясений, тогда как в нашем случае массивный двойной корпус подавляет как внешние, так внутренние вибрации, возникающие в электронной схеме. Шасси усилителя мощности (литой внутренний корпус) имеет полость для тороидального силового трансформатора, которая, разумеется, закрывается также литой крышкой. Точно так же массивная литая крышка закрывает среднюю часть внутреннего корпуса предусилителя. Кроме того, вся электронная начинка исполнена на печатных платах толщиной 2,5 мм (стандартная толщина 1,5 мм).

Прежде, чем перейти к обсуждению источников питания, надо сделать небольшое отступление. Всем специалистам известно, что качество питающего напряжения влияет на звук самым недвусмысленным образом. Но, лишь меньшая часть спецов придерживается того мнения, что правильный усилитель мощности должен питаться стабилизированным напряжением. Большинство с ними не соглашается, аргументируя это тем, что нестабилизированный источник может отдать в импульсе больший ток. Инженеры Avantgarde сочли, что правы первые: усилитель мощности XA-POWER питается от стабилизированного источника. Это притом, что в фильтре питания задействованы конденсаторы общей ёмкостью 0,24 Ф (240000 мкФ) плюс четыре дросселя. Так что возможные «промышленные загрязнения» питающей сети таким фильтром должны устраняться полностью.

Ничуть не менее основательно решены вопросы питания в XA-PRE. Предусилитель никогда (именно – никогда!) не соединяется с сетью напрямую, питание осуществляется от нескольких встроенных аккумуляторов ёмкостью по 2,3 Ач каждый. Насколько можно судить, два таких аккумулятора питают цепи предусилителя, а остальные три заряжаются по кругу процессорной системой. Кстати, это объясняет – зачем в XA-PRE предусмотрен режим «частичного» выключения (Standby).

Теперь несколько слов о схемном устройстве Avantgarde XA. Оконечный усилитель, разумеется, не однотактный – при солидной выходной мощности в 150 Вт однотактник был бы ещё крупнее и примерно вдвое расточительнее по энергии. Однако тепла эта схема выделяет немало, и на этом основании я бы предположил, что здесь мы имеем, так называемый, класс A-AB. Несмотря на солидный выход тепла, благодаря нешуточным размерам корпуса, температура всегда остается в рамках приличий: руку на корпусе XA-POWER можно держать даже в жаркий летний день. Кроме того, в схеме усилителя мощности не используется общая обратная связь. Мы сейчас не будем разбираться, но есть многочисленные свидетельства в пользу того, что усилители без общей обратной связи звучат интереснее (поверьте на слово: логичные объяснения данному феномену имеются). В XA-PRE канал усиления построен по однотактной схеме, что, в общем, естественно (хотя иные из производителей всё же снабжают предусилители двухтактным выходом, чтобы снизить выходное сопротивление). Однако «авангардисты» и здесь пошли дальше. Они разработали специальную схему (подана заявка на патент), называемую DC Flow, которая следит за тем, чтобы постоянный ток в усилительных каскадах не уменьшался, даже при максимальной амплитуде сигнала. Так что транзисторы даже близко не подходят к режиму отсечки, а значит, коэффициент усиления у них меняется незначительно – для схемы без общей обратной связи это немаловажно.

И ещё: соединение оконечного и предварительного усилителя (как и «преда» с источником) происходит только по балансной линии, а это, в числе прочего, означает, что свойства межблочных кабелей гораздо меньше влияют на звук, нежели при обычном (несимметричном) соединении. У предусилителя пять пар симметричных XLR-входов, у усилителя мощности есть не только вход, но и выход, а это значит, что финансово обеспеченный аудиофил может использовать сразу пару XA-POWER для би-ампинга. Оба аппарата снабжены входом и выходом управляющего сигнала 12 В («триггер»), так что они могут включаться и дистанционно, например, от источника сигнала.

Включение предусилителя, как и выбор источника осуществляется тумблерами без фиксации. Ручка регулятора громкости выполнена в том же ключе, что и массивные ручки передней панели. А вот индикация уровня громкости исполнена с фантазией: кольцо из оранжево-красных светодиодов показывает не только установленный уровень, но даже высвечивает – на сколько именно позиций уровень громкости был изменён. Пульт ДУ устроен неожиданно: металлический массивный цилиндр по калибру и рубцам-насечкам тоже напоминает массивную рукоятку громкости. Функции пульта классические – громче, тише либо кратковременно убрать звук совсем.

В соответствии с традициями Avantgarde Acoustic усилители выпускаются в разных вариантах декоративного оформления. Фронтальные ручки вкупе с декоративной рамкой могут быть черными («вороненая сталь») или иметь естественный металлический цвет. Для лицевой панели кроме варианта «металлик» возможна окраска (выбор цвета на ваш вкус) либо украшение ценными породами дерева.

Первые опыты с подключением к «иксам» акустики Avantgarde Duo Mezzo однозначно свидетельствовали в пользу такого марьяжа – прямо божественная гармония и сумасшедшая динамика! Вы не поверите, но оказалось не просто выбрать акустику, с которой имело бы смысл продолжить тестирование столь неординарных изделий. Дело в том, что «родные» рупорные громкоговорители являются сравнительно лёгкой нагрузкой для усилителя; при очень высокой чувствительности рупорные излучателя даже при более чем солидной громкости потребляют мало тока. Естественно, и мощности от усилителя много не требуется, важнее – быстродействие. Кстати, компания Avantgarde Acoustic некоторое время назад выпускала интегральный усилитель Model 3 (в наше время он стал раритетом), который, отдавая всего 38 Вт на 8 Ом, уверенно справлялся со своей задачей. Но если новый усилитель XA задуман и реализован как бескомпромиссный проект, интересно было подобрать более сложную нагрузку, предложить ему экстремальные условия. Словом, для эксперимента требовалась акустическая система с честным и строгим звучанием, соответствующая по классу нашим испытуемым, но такая, чтобы по поведению сопротивления была «не подарок». По счастью, мне представилась возможность использовать и традиционные «напольники» прямого излучения одного уважаемого итальянского производителя, отвечающие обозначенным выше требованиям.

На одном из тестовых дисков у нас записаны хлопки фейерверка. «Авангарды» и с «итальянцами» этот трек отыграли легко, даже с блеском. Хлопки хлесткие и чёткие, их рисунок не меняется, даже в присутствии мощного басового подпора, а структура не зависит от того, одиночный это хлопок, или их много и следуют ли они быстро один за другим. Мне даже трудно припомнить, чтобы этот тест кто-то из усилителей прошёл с таким успехом. А вот почерк на басах мне показался не бесспорным: бас-гитара очень уж объёмистая. При этом японский барабан должным образом оформлен и подробен. Такое впечатление, что нюансы восприятия здесь в большей мере зависят от особенностей звукозаписи. Чувствуется, что в вопросах правильной передачи динамического диапазона у Avantgarde мало оппонентов. Кстати, нежное позвякивание колокольчиков в одном из испытательных треков у него получается убедительно и по тональным аспектам, и по микродинамике. Даже сложный клавесин в интерпретации Avantgarde интереснее и, наверное, чуть ближе к жизни. В сложных оркестровых пассажах усилители XA ни в малейшей мере не теряют ритмический рисунок. А звон церковного колокола сразу же наводит на мысли о бренности всего сущего. По панораме звуковая сцена строится очень уверенно и подробно. Что же касается эшелонирования, то тут нам открылись глубины, о существовании которых я даже не подозревал. В подаче усилителей Avantgarde нет ни малейшей театральности, а есть, я бы сказал, «студийность», так что особенности режиссерской работы (в том числе, огрехи сведения) сразу становятся ясны и заметны, как на ладони.

Словом, неспроста кто-то из коллег, тестировавших эти аппараты, написал, что усилители Avantgarde XA устанавливают новый эталон. А в споре о том, влияет ли механическая конструкция на звук усилителя, или нет, у сторонников положительного ответа появился веский, я бы даже сказал, весомый, аргумент. Даже два.