При создании Sonus Faber Elipsa Red применены технологии и материалы, использующиеся в производстве музыкальных инструментов. Да и сама акустика выглядит как необычный струнный инструмент.

Полное имя данной модели вполне итальянское: Sonus Faber Cremona Elipsa Red Violin. Sonus Faber — это, несомненно, фамилия, обозначающая древний итальянский род, из которого происходит акустика. Elipsa Red Violin — имя собственное, причем само название Elipsa характеризует профиль корпуса, а два последних слова обозначают тип отделки (красное дерево, покрытое специальным лаком, использующимся обычно при изготовлении скрипок). Ну и, наконец, Cremona — это что-то вроде отчества, обозначает принадлежность акустики к одноименной серии. В последнем, кстати, вполне можно усомниться при первом знакомстве, ведь Elipsa имеет в конструкции вполне явные внешние признаки модели Stradivari старшей серии Homage.

Дизайн Elipsa Red сам по себе уже произведение высокого искусства.

Стремясь придать не самой дорогой серии Cremona черты фирменных флагманов, разработчики использовали оригинальный корпус, дизайн которого создан с оглядкой на форму скрипичной деки. Стенки его имеют многослойную конструкцию. Небольшие элементы, изготовленные из массива клена, подбираются вручную по внешнему виду и резонансным свойствам, как это делается при создании деки музыкального инструмента. Но в данном случае контроль резонансных свойств необходим не для создания определенного набора резонансов, как это делается, например, в скрипке или виолончели. Задача разработчиков — полностью погасить нежелательные вибрации и призвуки. Овальная форма корпуса, его весьма солидная масса и ряд ребер жесткости, расположенных в стратегически важных местах, гасят собственные резонансы и нежелательные внутренние переотражения. Для внешней отделки применяется лак, используемый в производстве скрипок, что также роднит модель Elipsa с классическими музыкальными инструментами.

Elipsa Red в сравнении с моделью Stradivari имеет меньшее количество динамиков. Это абсолютно классическая 3-полосная конфигурация с тремя диффузорами, но их набор не менее примечателен, чем у старшей модели. Верхние частоты воспроизводит кольцевой твитер производства Scan Speak, оснащенный неодимовым магнитом. Он установлен в корпусе по специальной технологии, минимизирующей резонансы. Обратное излучение гасится в специальной камере, изготовленной из дерева в форме акустического лабиринта. Самое важное с точки зрения достоверности звучания СЧ-звено было разработано совместно с инженерами Scan Speak. Этот излучатель имеет 150-мм конический диффузор из целлюлозы, работающий под управлением высокоточной симметричной магнитной системы (Symmetric Drive Motor System). Он установлен в вентилируемой камере, режим работы которой приближен к открытому акустическому оформлению. 260-мм басовик производства SEAS имеет легкий конический диффузор, изготовленный из алюминиево-магниевого сплава. Для минимизации искажений в центре, на керне установлен специальный конструктивный элемент, избавляющий излучатель от компрессии, искажений и резонансов, возникающих при работе на средней и высокой громкости.

Elipsa Red успешно сочетает изящество и продуманность конструкции. Даже акустические клеммы не такие, как у всех. Смотрятся стильно и кабель фиксируют очень плотно.

Кроссовер задает частоты раздела 250 и 2300 Гц. По исследованиям специалистов Sonus Faber, эти частоты позволяют сделать стык полос максимально бесшовным, не воспринимаемым на слух. Схема кроссовера оптимизирована с точки зрения минимизации фазовых искажений. Той же цели, очевидно, служит и наклон верхней части корпуса акустики назад, выравнивающий дистанции от ушей слушателя до каждого из трех излучателей.

Передняя панель, на которой установлены все три излучателя, отделана кожей. В сочетании с округлой формой корпуса это позволяет свести негативный эффект дифракции к минимуму. Кожа сама по себе практически не переотражает звуковые волны, а уходящие назад стенки не имеют граней, являющихся основной проблемой при обтекании классических прямоугольных «кабинетов». Динамики можно прикрыть своеобразным грилем, представляющим собой вертикальный ряд туго натянутых веревочных «струн». Основной смысл решений подобного рода — расширение направленности излучения и выравнивание звучания в целом. Посмотрим, как оно будет на самом деле.

О приближенности звучания к естественному, тонкой настройке с учетом особенностей человеческого слуха либо о студийной точности и чистоте звучания так или иначе говорят практически все производители акустических систем. При этом реальный саунд акустики может быть фактически любым. Что поделать — маркетинг обязывает. В описании акустики Sonus Faber тоже упоминается живость и естественность звучания, тонкая настройка с учетом особенностей слухового восприятия звуков человеческим ухом и прочие вполне привычные аргументы в пользу именно этой модели. Но стоит включить систему и становится ясно — перед нами тот самый редкий случай, когда рекламный проспект говорит правду и ничего, кроме правды. О естественности и натуральности говорить как-то даже неудобно, саунд настолько реалистичный и выразительный, что никакие эпитеты не передают услышанного в полной мере. Учитывая, что акустика оригинального дизайна чаще всего имеет окрашенный саунд, очень сложно привязать то, что стоит перед глазами, к качеству и масштабности звучания лучших студийных моделей, которое Elipsa Red воспроизводит в полной мере.

Живой, предельно точный, динамичный, идеально сфокусированный и насыщенный послезвучиями саунд акустика обеспечивает в широком диапазоне громкостей. Жанровости или какихлибо специфических предпочтений Elipsa Red не демонстрирует, и в отличие от многих нейтрально звучащих моделей она воспроизводит все не одинаково ровно, а одинаково впечатляюще и эффектно. Обеспечьте качественное усиление и качественный источник сигнала, и результат превзойдет ваши самые смелые ожидания.

График АЧХ
График КНИ
График импеданса

Результаты измерений и технические характеристики акустики Sonus Faber Cremona Elipsa

АЧХ стремится к линейной, что и обеспечило акустике практически идеально сбалансированный саунд. Искажения незначительно растут в зоне действия твитера. График импеданса как из учебника: пики на частотах раздела, резонансе НЧ-динамика и фазоинвертора, но все перепады уровней довольно малы, что радует. Измеренная чувствительность оказалась даже выше заявленной.

Данные Stereo&Video

Измерено в лаборатории Stereo&Video. Август, 2013.

Средний КНИ:

100—20 000 Гц, 94/88/82 дБ: 0,38/0,23/0,31%

40—100 Гц, 94/88/82 дБ: 0,35/0,24/0,21%

Чувствительность на 1 кГц: 91,42 дБ

Нижняя граничная частота (–10 дБ): 31 Гц

Неравномерность АЧХ:

100 Гц — 20 кГц: +/–1,31 дБ

160—1300 Гц: +/–0,61 дБ

1300 Гц — 20 кГц: +/–1,33 дБ

300 Гц — 5 кГц: +/–0,91 дБ

Средняя неравномерность (угол 30°): 1,51 дБ

Дисбаланс (160—1300 Гц): –0,27 дБ

Дисбаланс (1300 Гц — 20 кГц): –0,47 дБ

Дисбаланс (угол 30°): –3,64 дБ

Импеданс:

Среднеквадратичное отклонение: 2,71 Ом

Среднее значение: 6,09 Ом

Максимальное значение: 12,25 Ом

Минимальное значение: 2,69 Ом

Частотный диапазон: 35—30 000 Гц

Конфигурация: 3-полосная

Частота раздела кроссовера: 250 Гц, 2300 Гц

ВЧ-динамик: 33 мм, кольцевой излучатель

СЧ-динамик: 150 мм, целлюлозный диффузор

НЧ-динамик: 260 мм, алюминиево-магниевый диффузор

Акустическое оформление НЧ: Фазоинвертор

Чувствительность: 91 дБ

Импеданс: 4 Ом

Номинальная мощность: 50—300 Вт

Габариты: 1250x550x420 мм

Вес: 48,5 кг