Кажется, лозунг «быстрее, выше, сильнее» разработчики Astell & Kern понимают слишком буквально. Пока весь мир портативных устройств стремится уменьшать размеры и добиваться компактности, ребята из iRiver со злорадным хохотом выпускают плеер толщиной в три сантиметра.
Киберпанк, который мы заслужили
Когда ко мне приехал новенький Astell & Kern KANN Cube, я минут пятнадцать вопила во все доступные мне чаты и соцсети на тему того, насколько же он огромный. Простые цифры массы и размеров не дают представлений о том, как в принципе ощущается это устройство. Как оно выглядит. Какое впечатление производит. Поэтому я сделала фотографию плеера в сравнении со своим ноутбуком, чтобы можно было хотя бы понять, насколько новый KANN толстый, и всем разослала.
Даже фотография, в общем-то, не может подготовить людей к тому, что такое KANN. Это впечатляющий девайс. С первых секунд знакомства впечатляющий. И да, одно дело — размер, но его же еще нужно умело использовать. А с дизайном у Astell & Kern проблем не было никогда.
Это самобытные устройства. Самобытные настолько, насколько можно быть самобытными. У Cube, например, фронтальная панель и задняя не параллельны — последняя находится немножко под углом. А косые боковые стенки уже для Astell & Kern привычны. И алюминиевый корпус, выточенный из цельного куска металла цвета пороха — тоже.
Экран с классической сенсорной кнопкой смещен к левому борту. Диагональ экрана — пять дюймов, разрешение — 1280х720, что для плееров вполне неплохо (в A&futura стоит такой же). Выбранная Astell & Kern цветовая гамма интерфейса — привычные оттенки очень бледной охры на темно-сером фоне — не дает углядеть какую-то излишнюю зернистость. На солнце экран ведет себя тоже вполне достойно, можно даже и не выкручивать яркость на максимум.
На правой части фронтальной панели есть риски, разделяющие ее на четыре секции и сползающие на правую боковину, прерываясь на прикрытую стеклом заднюю стенку и вновь продолжаясь на левом боку, а там уже упираясь в экран.
В верхней секции с правой стороны расположилось огромное колесо регулятора громкости, напоминающее кекс и посаженное в выемку. В следующей секции размещены три кнопки управления воспроизведением — вперед, назад и пауза между ними. Остальные две секции пустые. В самих секциях есть еще какие-то проточки, технологический смысл которых остается непонятным.
С левой стороны в самой верхней секции находится разъем mini-XLR — для того, чтобы подключать Cube к студийному и домашнему полноразмерному оборудованию. В третьей секции сиротливо темнеет щель для карточек MicroSD. Верхняя грань тоже поделена рисками на три секции, в этот раз неравные. В центральной два выхода на наушники — балансный и небалансный, в самой правой, самой маленькой — кнопка включения. Нижняя грань украшена разъемом USB-C. На спинке под стеклом блестит голографический узор из ромбов.
Все эти выемки, пазы, полости, холодный металл с острыми углами, царапающий все, до чего дотянется — весь дизайн заставляет задуматься о том, где проходит грань между киберпанком и ретрофутуризмом. Потому что Cube выглядит как девайс, придуманный в восьмидесятых теми, кто пытался вообразить наше не очень светлое будущее. Массивный, рубленый, огромный, но при этом технологичный. Чтобы и музыку послушать, и успешно отбиться от неприятелей в темном переулке — благо снаряд из Cube с учетом массы в полкило и острых углов получится убедительный. Более убедительный, чем из любого другого плеера Astell & Kern.
Вчера под моими окнами в тихом спальном районе припарковался раскрашенный под Ferrari Pontiac Fiero — старенький, еще из той не самой округлой эры, с вылезающими из капота моргающими фарами, с сотней радиаторов, разноширокой толстой резиной на небольших дисках, неумело вкоряченными в слишком узкие рамки российскими номерами. И даже эта правильно красная, хорошо пожившая машина, стоящая в совершенно не подходящем ей зеленом спальнике, меня обескураживает меньше, чем Cube.
Главная причина когнитивного диссонанса — в том, что Cube заявлен как портативное устройство. Вот этот вот полукилограммовый кирпич предлагается носить с собой. Впрочем, недолго — батарейки у него хватит только часов на девять работы, по заверениям производителя. У меня с 50% до нуля на громкости где-то в сотню пунктов из 150 он разрядился за три с половиной часа.
Не стоит думать, однако, что плеер такой огромный только потому, что разработчики захотели сделать огромный плеер. Нет, в этих размерах все же есть технологическая необходимость. Такой корпус нужен серьезному усилению.
Компания традиционно не раскрывает, какие компоненты использует в усилительном тракте, и не указывает ватты, зато любезно предоставляет вольты: на балансном выходе Cube выдает 12 В, что почти в два раза больше, чем у предыдущего KANN (у него было 7 В), а на небалансном — 6 В. Мощность в таком случае легко посчитать для конкретных подключенных наушников, зная их импеданс.
Для удобства разработчики еще и предлагают выбрать один из трех коэффициентов усиления — низкий, средний или высокий (и 12 В он выдает на высоком). Причем шуметь плеер при высоком коэффициенте не начинает — звук остается таким же чистым, честным и астеловским. С новенькими Beyerdynamic T5p II с заявленным импедансом 32 Ом хватает низкого уровня усиления для того, чтобы слушать на комфортной громкости в 80 пунктов, на высоком уровне комфортная громкость снижается до 40-50 пунктов. Наушников на 300 или 600 Ом под рукой не оказалось. Еще в меню выбора коэффициента есть приписка, что высокий уровень усиления сильнее сажает батарейку.
Домашний зверек
В режиме USB ЦАПа выбрать коэффициент усиления нельзя — используется только уже установленное значение. А я так подозреваю, что в режиме ЦАПа такое чудо будет использоваться намного чаще, чем в режиме классического портативного плеера — исключительно в силу своих физических особенностей. И в качестве ЦАПа он хорош.
За преобразование сигнала отвечают два восьмиканальных ESS Sabre 9038 PRO, по одному на канал. Двойное моно теперь доступно практически во всех плеерах бренда, отличаются сами чипы. Эти чипы обеспечивают поддержку PCM до 32 бит/384 кГц и DSD256. Поддержка MQA тоже есть — можно как скачивать файлы в этом формате, так и слушать их через Tidal.
Прогнать свою фонотеку через Cube можно несколькими способами. Первый, самый простой и логичный — подцепить его кабелем USB-C к компьютеру, как любой другой ЦАП, и запустить музыку.
Я сейчас признаюсь в кощунственной вещи, но Cube с Beyerdynamic облагородили даже музыку из «Вконтакте». Я не знаю, как у них это вышло, но знакомого мне по предыдущим моделям Astell & Kern презрения к низкокачественным мелодиям, вытягивающего все недостатки, в этой связке устройств попросту нет. Огрехи, пережатость и ограниченность треков, конечно, слышны, но на первый план плеер с наушниками вытаскивают то, что слушателя радует, а не то, что его опечалит. В моем случае девайсы сконцентрировались на эмоциях, которые будят треки — а они в первую очередь создаются ритмом и акцентными высокочастотными деталями.
Характер почти сохранился и при использовании более качественных треков, FLAC, WAV и DSD128, запущенных в Foobar — но в них изначально проблем меньше, поэтому прятать плееру ничего не пришлось. За счет того, что Beyerdynamic T5p II крепко, но мягко сидят на голове и плотно охватывают уши, создавался приятный, комфортный эффект «домика». Да даже не домика, а целого особняка, поскольку сцену Cube в паре с байерами рисует огромную, действительно трехмерную и очень глубокую. В некоторых треках ощущался эффект какой-то растянутой камерности: было ощущение, что музыка играет хоть и в закрытом пространстве, но в очень большом и при этом лишенном раздражающих переотражений. Казалось, что музыка выходит за пределы моей квартиры — и причем не на большом симфоническом оркестре, а даже на ретровейве.
Вообще слово «большой» подходит не только к внешности плеера, но и к его звуку. Что с этими байерами, что с моими собственными, что с другими наушниками, оказавшимися под рукой, звука было много, причем звука масштабного. Эта связка, как мне показалось, больше тяготеет к чуть округлой, немного теплой подаче, излишней резкости от нее не дождаться. Традиционный тест «King James» от Buckethead плеер прошел, оставив скрипучее вступление на грани дискомфорта на любой громкости. При этом отсутствие резкости не сказывается негативно на детальности: слышно все, что есть в мелодии, и при желании можно прислушаться к самым незаметным ранее ноткам.
Второй вариант взаимодействия Cube и домашней фонотеки — беспроводной. Нужно подружить плеер с домашней Wi-Fi сетью и поставить на все возможные источники приложение AK Connect. И тут есть два пути: можно через приложение с источника отправлять файлы на плеер, чтобы он их играл, или же можно через интерфейс самого плеера ползать по доступным папкам. Информация передается по DLNA, так что потерь никаких нет. Есть небольшая задержка, где-то секунды в полторы, между включением трека на источнике и запуском на плеере — но это вполне объяснимо особенностями протоколов.
За счет наличия Wi-Fi сам Cube можно использовать не только в качестве ЦАПа/усилителя, но и в качестве медиасервера в домашней системе. У него на борту уже сразу есть поддержка Tidal, а приложения Qobuz, Deezer, Spotify, Amazon Music, Pandora, SoundCloud, SiriusXM, Tune-In, myTuner и еще горстку других можно установить дополнительно, скинув APK на карту памяти (есть и поддержка офлайн-прослушивания). Еще один способ интеграции плеера в домашнюю систему — подключить с помощью mini-XLR и использовать в качестве источника. Или по встроенной в 3,5-мм выход оптике. Собственной памяти у него 128 Гб, и еще 2 Тб можно добавить с помощью карточки (в Cube только один слот, хотя в предыдущем KANN было два).
Передоза баса нет. Передоза в принципе нет — в звуке всего достаточно. И тут наблюдается странный эффект: именно благодаря тому, что все в мелодиях оказывается на своих местах, музыки становится много — но не критично много. Плеер, по моим ощущениям, ничего не добавляет от себя, стремится быть максимально честным, а всю окраску создают наушники, которые Cube тщательно контролирует. В связке с Beyerdynamic T5p II за счет того самого ощущения «домика» даже тишина была осязаемой, но при этом прозрачной, и на ее фоне изумительно раскрывались все послезвучия и мельчайшие, запрятанные в самую глубину сэмплы и ноты.
И нельзя сказать, что подача Cube хирургически безэмоциональна. Нет, он сам по себе, кажется, кайфует от той музыки, которую ему даешь проигрывать, причем без разницы, что это — симфонические мелодии, попса нулевых, современный ретро- или синтвейв, метал, изобилующий духовыми джаз, хип-хоп. Тест я, вдохновившись его внешностью, начала с саундтрека «Furi» — агрессивного, тягучего, пронизанного электронными извращениями (а в одном из треков и с примесью оркестра). И Cube не просто отправил сигнал в наушники — он смог живо передать и агрессию, перемежающуюся чем-то гнетущим, от Carpenter Brut, и пугающую цифровую меланхолию Lorn и Toxic Avenger, и чувство неумолимо приближающегося персонального апокалипсиса в треках Danger. Этим альбомом дело не ограничилось, но Cube с одинаковым энтузиазмом и с неизменной честностью подавал любые треки, не скатываясь в снобизм.
Одна беда — на Мадонне запинался, проигрывая неразрезанный альбом «American Life». И на 65daysofstatic в той же ситуации.
Важность правильных слов
Я думаю, что Cube — это не портативный плеер, а транспортабельный. Правильное прилагательное упрощает задачу с его позиционированием в разы.
Я могу представить, как кто-нибудь возьмет Cube с собой на отдых или в командировку. Он даже поможет пережить недолгий перелет куда-нибудь в Европу. Но вот ежедневно таскать его в рюкзаке или в кармане, как это предполагает действительно портативный формат, вряд ли кто-то будет. Мне, например, понравилось ходить вместе с Cube на балкон встречать рассвет, забирая треки со стоящего в соседней комнате компьютера безо всяких проводов. Внутренняя память плеера тоже в таком сценарии пригодится, если не хочется цепляться к вайфаю.
У него очень подробная, честная и при этом неожиданно терпеливая к отвратному качеству подача. Но если мелодии есть, что рассказать, то Cube покажет все, что она предлагает, и сделает это с радостью, вдобавок нарисовав такую широкую и объемную сцену, которой могут позавидовать иные напольники.
Царские размеры позволили впихнуть в Cube усилитель, действительно способный справиться с любыми наушниками — по крайней мере, по ТТХ. Судя по всему, он расположен где-то ближе к правой половине девайса — она греется сильнее, чем левая, а после часа прослушивания ее даже почти неприятно касаться.
Есть небольшие опасения насчет 2,5-мм балансного выхода в связке с такой махиной — кажется, что малейшее неосторожное движение попросту переломит сам штекер пополам. Наверное, 4,4-мм разъем с этим плеером был бы надежнее, но Astell & Kern традиционно использует 2,5-мм балансные выходы.
Помимо серьезного усиления Cube может похвастать и серьезным набором интерфейсов, так что его можно подружить с самыми разными домашними системами. С беспроводным функционалом он вовсе превращается в полноценный медиацентр, и в рамках домашних компонентов Cube уже даже можно назвать небольшим, особенно с учетом всего того, что он умеет, и пары взрослых, немобильных ЦАПов на борту.
Так что если рассматривать его в первую очередь как настольный плеер/ЦАП/усилитель, который можно взять с собой в дорогу или в другую комнату (иногда это более серьезное путешествие, чем пересечение Атлантики!) и при этом получить тот же самый живой и честный звук — то Cube выходит вполне логичным и продуманным девайсом. Кажется, он сам себе организовал нишу, в которой, как единственный представитель устройств такого типа, сидит и доминирует. И с учетом его многофункциональности даже и не кажется, что он стоит слишком много. Для человека, которому такое устройство подойдет — чтобы и дома играло, и в поездках пригодилось без дополнительных проводов — он оправдает свою цену практически сразу.
И в подворотне пригодится. Времена-то темные настают.
живая, но при этом честная подача, дизайн (все-таки он крутой), многофункциональность
не самое понятное позиционирование, заикается на неразрезанных лосслессах
115 900 рублей
Материал корпуса: алюминий
Цвет: Wolf Gray
Дисплей: 5 дюймов WVGA (720 x 1 280) сенсорный
Поддерживаемые форматы аудио: WAV, FLAC, WMA, MP3, OGG, APE, AAC, ALAC, AIFF, DFF, DSF, MQA
Частота дискретизации: PCM — 8 кГц ~ 384 кГц / DSD Native — DSD64(1 бит 2,8 МГц) / DSD128(1 бит 5,6 МГц) / DSD256(1 бит 11,2 МГЦ)
Выходной уровень:
Высокий уровень усиления — небаласный 6 В / балансный 12 В
Средний уровень усиления — небаласный 4 В / балансный 8 В
Низкий уровень усиления — небаласный 2 В / балансный 4 В
Выход XLR — 4 В
ЦАП: 2 х ESS ES9038PRO Sabre (схема двойное моно)
Декодирование: поддержка побитового декодирования 32 бит / 384 кГц
Вход: USB Type-C input (for PC & MAC)
Выходы:
[Phone Out, Line Out] 3,5 мм / 4-контактный балансный 2,5 мм
[USB Audio] microUSB / PCM: до 32 бит 384 кГц / DSD: 2,8 МГц, 5,6 МГц
Wi-Fi: 802.11 b/g/n (2,4 ГГц)
Bluetooth: V4.2 (A2DP, AVRCP, aptX HD)
Питание: литий-полимерный аккумулятор 7400 мАч (3,7 В)
Поддерживаемые ОС: Windows XP, Windows 7, 8, 10,
MAC OS X 10.7 и выше
Частотная характеристика:
[Phone Out]
±0,027 дБ небалансный / ±0,025 дБ балансный на 20 Гц ~ 20 кГц
±0,07 дБ небалансный / ±0,087 дБ балансный на 10 Гц ~70 кГц
[XLR Out]
±0,025 дБ на 20 Гц ~ 20 кГц / ±0,032 дБ на 10 Гц ~70 кГц
Отношение сигнал/шум:
[Phone Out] 117 дБ @ 1 кГц небалансный / 117 дБ @ 1 кГц балансный
[XLR Out] 128 дБ @ 1 кГц
Перекрестные помехи:
[Phone Out] 129 дБ @ 1 кГц небалансный / 136 дБ @ 1 кГц балансный
[XLR Out] 146 дБ @ 1 кГц
КГИ + Н:
[Phone Out] 0,0004% @ 1 кГц небалансный / 0,0005% @ 1 кГц балансный
[XLR Out] 0,0004% @ 1 кГц IMD
SMPTE:
[Phone Out] 0,0005% 800 Гц 10 кГц (4:1) небалансный / 0,0006% 800 Гц 10 кГц (4:1) балансный
[XLR Out] 0.0006% 800 Гц 10 кГц (4:1)
Выходное сопротивление: 3,5 мм — 1,2 Ом, 2,5 мм — 1,6 Ом
Размеры: 87,75х140х31,5 мм
Масса: 493 г (по другим данным — 502 г)