Идея разделять проигрыватель на блок транспорта и ЦАП отнюдь не нова, однако инженеры фирмы PS Audio наполнили ее качественно новым содержанием. Они утверждают, что избавили аппараты от всех проблем, связанных с джиттером. Так ли это?

Начнем с парадокса. Назвать компакт-диск цифровым носителем можно лишь с большой натяжкой. Считыванию данных с CD свойственно множеством проблем чисто аналогового характера. В первую очередь это связано с тем, что на диске записана лишь информация о мгновенной амплитуде сигнала и нет никаких данных о том, в какое именно мгновение амплитуда должна достигать указанного значения. Считается, что ее замеры производились c частотой 44,1 кГц (44 100 раз за секунду) через равные интервалы, поэтому для правильного декодирования сигнала достаточно внешнего генератора соответствующей частоты (она называется тактовой). Однако на деле все гораздо сложнее. Не будем вдаваться в технические детали, скажем лишь, что прочесть закодированную питами (крошечными углублениями) информацию с CD без ошибок практически невозможно, а это приводит к неизбежным сбоям внешней синхронизации и, как следствие, джиттеру (ошибкам временного порядка, когда сигнал или опережает исходный, или запаздывает по отношению к нему). Кардинально решить эту проблему взялись инженеры американской фирмы PS Audio под руководством Пола МакГоуэна (с первой буквы его имени начинается и название PS Audio), еще в 1996 году изобретшего т.н. цифровую линзу (Digital Lens), систему для уменьшения джиттера. Суть подхода в следующем: PerfectWave Transport экипирован компьютерным DVD-ROM’ом (правда, с DVD воспринимаются только аудиофайлы), и диск читается не один раз, а несколько, причем разными способами — по специальной программе, напоминающей лабиринт, в котором процессор транспорта имеет полную свободу выбора пути, т.е. алгоритма считывания. (Разработка этого уникального ПО на базе известной программы Exact Audio Copy заняла несколько лет.) В результате информационный поток распознается с точностью до бита (bit-perfect), затем аудиоданные отделяются от служебных и поступают на «цифровую линзу», т.е. фактически в буфер памяти емкостью 64 Мб. Здесь они снабжаются синхроимпульсами и подаются на один из четырех выходов транспорта — коаксиальный, оптический, балансный AES/EBU и I2S (реализованный при помощи порта HDMI фирменный протокол обмена данными). Последний специалисты фирмы считают самым качественным: I2S передает отдельными (параллельными) потоками главные синхроимпульсы, синхроимпульсы каждого бита и слова, а также аудиоданные. В сигнале S/PDIF эта информация передается последовательно, и ЦАП’у приходится ее разархивировать (простите за компьютерный термин).

Транспорт экипирован цифровыми аудиовыходами любого типа — коаксиальным, оптическим, балансным AES/EBU, а также фирменным интерфейсом I2S, реализованным на разъеме HDMI. Имеются порты Ethernet и RS-232, а также вход для внешнего ИК-приемника и SD-слот. В тылу ЦАП’а входы любого цифрового аудио, а также порт USB B, балансные и несимметричные выходы аналогового звука, SD-слот. За крышкой под надписью «Expansion Port» находится посадочное место для платы расширения Bridge.
Аппараты укомплектованы одинаковыми пультами ДУ; каждый открывает доступ ко всем функциям и транспорта, и ЦАП’а. Центральное кольцо является двунаправленным коромыслом: нажатием «вверх-вниз» регулируется громкость, «влево-вправо» — осуществляется переход к предыдущему или следующему треку.

Надеюсь, уважаемый читатель, вас не утомило столь внушительное вступление. А мы, наконец, переходим от общих рассуждений собственно к тесту. Все органы управления аппаратами (кроме кнопки включения) — сенсорные, они выводятся на полноцветный ЖК-дисплей диагональю 4,5 дюйма. У транспорта на дисплее также индицируется наличие связи с интернетом. Дада, PerfectWave Transport способен заходить во Всемирную паутину и скачивать, например, образ обложки диска, воспроизводимого в данный момент (соответствующие файлы загружают-ся в SD-карту — на задней панели есть соответствующий слот). Подключение организуется через Ethernet-порт. К интернету подключаетсяи ЦАП — но через приобретаемый отдельно порт расширения Bridge, который вставляется в разъем за отвинчивающейся крышкой на задней панели. Установив Bridge, потребитель получает возможность принимать потоковое аудио с компьютера или NAS-сервера, а также управлять всей системой с дисплея iPod/iPhone (после загрузки в эти устройства бесплатного приложения tagNplay). Необходимая информация тоже сохраняется на SD-карте (для нее в тыловой стенке ЦАП’а предусмотрено «посадочное место»).

Транспорт поддерживает аудиофайлы любого разрешения вплоть до 32/196 (только входы USB и Toslink воспринимают сигнал не выше 24/96). После распознавания диска на дисплее транспорта высвечивается информация о первой композиции, и по нажатии виртуальной кноп-ки Play начинается воспроизведение. Только звук вы не услышите, даже если транспорт соединенс ЦАП’ом, а ЦАП — с усилителем. Дело в том, что ЦАП оборудован регулятором громкости, и в момент первого включения ее уровень устанавливается на ноль. Это, пожалуй, единственный инсталляционный подвох. В остальном сбор-ка системы доставляет только удовольствие. Интерфейс, по которому вы соединили транспортс ЦАП’ом, определится автоматически, вы сможете выбрать один из пяти фильтров (есть и опция Auto), а также инвертировать фазу входного сигнала или увеличить частоту его дискретизации.

Что касается прослушивания, то надо сразу оговориться: потенциал этих аппаратов может выявить лишь комплект идеально сыгранных усилителя и громкоговорителей класса «бескомпромиссный High End» в помещении с идеальной акустикой. Тогда впечатления окажутся незабываемыми. Честное слово, аудиосцена не всегда столь же четко прорисовывается даже для слушателей на лучших местах концертного зала им. Чайковского. Кажется, что каждый инструмент можно буквально потрогать руками, ощущается даже, как вокалист непроизвольно приближается к микрофону или отдаляется от него во время пения. Бескомпромиссное решение проблемы джиттера вылилось в бескомпромиссно высокое качество звучания.

Результаты измерений

Взгляните на результирующую АЧХ (снята с балансного выхода ЦАП’а при подключении транспорта через интерфейс I2S). Она близка к идеальной: неравномерность ниже 0,2 дБ за счет снижения амплитуды на низких частотах. График КНИ тоже почти образцовый, поскольку пиковая величина нелинейных искажений превышает этот показатель на частоте 1 кГц всего в три раза, и происходит это в диапазоне ВЧ, где полезной информации очень мало. В спектре выходного сигнала видна первая разностная гармоника, однако ее уровень пренебрежимо мал (–90 дБ), при этом показатели улучшаются с увеличением уровня (вы не забыли, что у ЦАП’а есть регулятор громкости?). Что касается фильтров, то мы бы не советовали выбирать положение Auto — отклик на одиночный импульс получается несимметричный. Воспользуйтесь первым (MP APOD) или четвертым (LP SOFT; результат его работы приведен на графике 02) фильтром, Впрочем — положа руку на сердце — вы вряд ли услышите разницу.