Лучшие саундтреки к фильмам ужасов [перевод]

Лучшие саундтреки к фильмам ужасов [перевод]

Никогда не задумывались над тем, что же делает саундтрек к хоррору по-настоящему великолепным? Во-первых, всегда присутствующее напряжение — в основном между на первый взгляд простыми мелодиями и постепенно вытесняющими их зловещими звуками. Во-вторых, изобилие эзотерических инструментов (еще никогда терменвокс не звучал так убедительно). Нескладное звучание является основой большинства треков. Вывести из этих аккордов цельные композиции не так просто — возможно, поэтому так много «сыроватых» саундтреков к фильмам ужасов. К счастью, ни одного из них нет в этом списке.

Не последнюю роль здесь играет концепция легкости и двусмысленности. Вам знакомо это чувство, будто что-то не так? Самые лучшие саундтреки к фильмам ужасов делают это необычайно тонко, медленно, постепенно отдаляя от вас чувство защищенности. Многие мелодии блекнут, будучи отделенными от своей киноленты, или как минимум теряют эффект своего воздействия. Но почти все треки из данного списка являются исключением, поскольку музыка в них — нечто большее, чем просто сопровождение действий на экране. Предположим, в вашем доме выключается свет... и начинает звучать одна из этих мелодий. Допустим, как саундтрек к вашей жизни. И вот оно — это мучительное, сводящее желудок испытание. Совершенно идеально для дней, предшествующих Хэллоуину. Пощекочите себе нервы этими дьявольскими звуками и посмотрите фильмы из подборки, тем более все они достойны вашего внимания. За исключением ленты «Крепость» (пожалуй, вы много не потеряете, если пропустите ее).

1. Филип Гласс, «Кэндимэн» (Candyman, 1992)

Преследующий хор трека «Кабрини Грин», приправленный легкими оптимистическими нотками, не отличается от треков из альбома Нильса Фрама «All Melody». От голосов хора у вас по спине побегут мурашки. Сюжетная линия урбанистического ужаса «Кэндимэн» развивается стремительно, и музыка идеально ее дополняет.


Примечания к выпуску: во время пресс-релиза в 2014 году этот саундтрек впервые был записан на винил и оценен по достоинству. Саундтрек к «Кэндимэну» выпустили на черных пластинках в специальных конвертах с описанием (obi strip), а также на виниле желто-черного, желтого и серебристого цветов.

2. Риз Ортолани, «Ад каннибалов» (Cannibal Holocaust, 1980)

До чего же красивая музыка! И насколько извращенный сюжет... Противопоставление ощущений: одни тяжелые и тревожные, другие — мягкие, причудливо утешительные. Именно эти противоречия делают фильм настолько шокирующим. Легкая и мечтательная мелодия контрастирует с бойней, происходящей на экране. Только вслушайтесь: всегда присутствует что-то, кроме глубокого и нечеткого звучания синтезатора...

Хотя этот диссонанс вряд ли прослеживается, если послушать саундтрек сам по себе.

Примечания к выпуску: саундтрек «Ад каннибалов» впервые выпустили на виниле в 2015-м.

3. Disasterpeace, «Оно» (It Follows, 2014)

Кульминация переходит в ужасающую мелодию с низким, неспешным звучанием и басами, которые проскальзывают, а затем ускоряются сразу перед тем как прекратиться. Сходство с чрезвычайно популярным саундтреком к сериалу «Очень странные дела» (анг. Stranger Things) очевидно. Один из примеров — это героические мелодии, которые пытаются вытеснить одна другую, но затем медленно сливаются в темное и загадочное звучание.

Музыка из «Оно» местами настолько тяжелая — эти нереально низкие ноты — что кажется, будто она затягивает тебя прямиком в черную пропасть. Дебют композитора Рича Врилэнда (Disasterpeace) в жанре ужасов определенно имел успех.

Примечания к выпуску: Существует несколько красивых вариантов оформления пластинок с этой записью, в том числе сине-голубой винил и фиолетовый мрамор.

4. Джон Карпентер, «Хэллоуин» (Halloween, 1978)

Джон Карпентер отснял первую часть одноименного фильма при наличии очень маленького бюджета. Он участвовал в написании сценария, руководил съемочной группой и даже написал музыку. Отличный пример того, как синтезатор способен выражать противоречивые тональности. Нажатие клавиш... Господи, как это возможно — усилить беспокойство почти сразу же после вступления?

Вы ощущаете возрастающее напряжение из-за темпа, совсем не типичного в музыке. Обилие высоких тональностей прекращается. И вы оказываетесь на грани.

Примечания к выпуску: Первоначально трек был выпущен в Японии, а экземпляры в специальных конвертах (obi strip) чрезвычайно редкие. Впрочем, как и первые кассеты.

5. Tangerine Dream, «Крепость» (The Keep, 1983)

Кто выбрал группу Tangerine Dream для создания саундтрека к фильму ужасов? Известно, что они уже писали музыку к нескольким фильмам других жанров. Совершенно непонятно, как они это сделали, но поверьте, саундтрек к «Крепости» исключительно хорош! Первый в киноленте «Puer Natus Est Nobis» — прекрасный тому пример.

Tangerine Dream прибегают к постоянным микротональным перепадам синтезатора на протяжении всей записи. И знаете, там присутствуют поистине потрясающие синтезаторные мелодии. Неожиданно красивое звучание трека вписывается в эстетику фильма, что делает его хорошим дополнением к причудливому сюжету.

Примечания к выпуску: Невероятно редкие диски. Далеко не дешевые! Хотите узнать, как выглядит CD диск за 345$? Остановитесь на этом пункте списка.

6. Эннио Морриконе, «Нечто» (The Thing, 1982)

На этот раз Джон Карпентер доверил написание музыки знаменитому композитору Эннио Морриконе (автору композиции для классического вестерна «Хороший, плохой, злой»). Кто любит бурдон в оркестровой музыке? (бурдон — непрерывно тянущийся тон или музыкальный интервал, на фоне которого разворачивается мелодия). Я люблю, но для многих это не самый приятный прием. В данном треке бурдона присутствует намного больше, чем в остальных мелодиях из нашего списка. Идеально для безлюдного ледяного пейзажа, преобладающего в киноленте.

Примечания к выпуску: В последние годы эти треки были выпущены в новых красивых форматах, а многие экземпляры — изданы на белом виниле с отсылкой к арктической эстетике. Тем не менее качество записи и высокая цена делают оригинальные записи 82 года отличным выбором.

7. Goblin, «Суспирия» (Suspiria, 1977)

Невинность и злодеяние. Это кажется странным, но зачастую одно не может существовать без другого. Саундтрек к ленте «Суспирия», созданный итальянской рок-группой Goblin, передает данную концепцию по максимуму. Трек захватывающий, полный жизни, а потому закономерно ставший классикой. Вы привыкаете к нему, чтобы вскоре ощутить, как он буквально поглощает вас, загоняя в депрессивное состояние.

Примечания к выпуску: Первые выпуски значительно дешевле новых. Также существовало несколько лимитированных и пользующихся большим спросом (их выпустила компания «Light in the Attic records»).

8. Несколько композиторов, «Сияние» (The Shining, 1980)

Шедевр в исполнении оркестра! Одной только атональности достаточно для того, чтобы по вашей спине пробежали мурашки. Каким-то образом скрипки переходят в то, что я бы назвал «камерной микротональностью». При прослушивании этой записи вы можете даже не понять, что перед вами саундтрек к фильму ужасов, и это однозначно выделяет его из нашего списка.

Примечания к выпуску: Этот саундтрек еще ни разу не был повторно выпущен после 1980 года, что делает нахождение копии непростой задачей, а ее приобретение —дорогим удовольствием. Странно, учитывая его великолепие. Скрестим пальцы, чтобы он поскорее вышел снова!

10. Джерри Голдсмит, «Чужой» (Alien, 1979)

Одна из последних и лучших работ композитора Джерри Голдсмита. Изобилие эзотерических звуков украшает практически каждый трек. Беспрерывно стучащие басы учащают частоту сердцебиения. Данный музыкальный ряд послужил прототипом для создания многих композиций из этого списка.

Примечания к выпуску: В последние годы его любят перевыпускать — скорее всего, это попытка извлечь выгоду из ажиотажа, вызванного сиквелами. Остерегайтесь последних экземпляров, выпущенных компанией Mondo. Хоть запись, бесспорно, красивая, отзывы свидетельствуют о наличии шумов.

Если вы считаете, что в данном списке должны присутствовать еще какие-то саундтреки, напишите об этом в комментариях.

Оригинал: Best Horror Soundtracks

75.05 дБ +

Комментарии

#

А кто эта девушка на заглавной фотографии ? Джейми Ли ? Кертис ? Не ?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Perry #

Я думал не она, а гугель говорит что она.

- 50 дБ +
#

Надо же, мандарины и к ужастикам саундтреки писали... Я одно время ими очень увлекался, но этот альбом как-то пропустил.

Вообще очень пугающе звучат детские песенки, переложенные на жутковатый манер - например заглавные песни к играм Dead Space / Dead Space 2, до дрожи пробирало:


- 60 дБ +
⇡ в ответ @VelociTyger #

dead space вообще серия отличная была! Эх, нет такого сейчас....(

- 50 дБ +
#

Обычно саундтреки к фильмам ужасов увы, не впечатляют. Не усиливают воспроизводимый эффект. Они должны создавать страх сами по себе. Чтобы мороз по коже. А эти все "пугают" как детская страшилка "гроб на колесиках", не более. Ну максимум, сработать не контрасте, типа на фоне резни бензопилой что-то умиротворительное запустить.

Меня могут спросить: парень, а какой же этот самый саундтрек должен быть, который действительно напугает? Ну вот например этот:

Саундтрек к фильму Zoetrope (2002). К сожалению, сам фильм мне посмотреть не удалось, есть только трейлер, но саундтрек к нему вышел отдельным альбомом:

Для тех, кто хочет услышать, как должна звучать музыка к фильму ужасов, которая действительно напугает, рекомендую скачать этот альбом и прослушать. Особенно одному в темноте - хорошо вставит.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Такой dark ambient... Странно, но меня почему-то умиротворяет ))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @VelociTyger #

Вы его целиком послушайте, а не End Titles в трейлере. Для тех, кто не любит долго ждать и чего то делать, а хочет сразу:

Но это конечно лучше слушать на хорошей аппаратуре, с хорошим качеством, впечатление будет в разы более сильное. Да, и это уже не совсем дарк эмбиент, это скорее уже другой жанр, но об этом я планирую в недалеком будущем рассказать подробнее.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Да, вот это уже серьезнее )) стерео кстати похожее что-то выпускал как приложение, я этот диск искал (даже вопрос задавал тут), такой набор жутковатых шумов практически, даже не сказать что это музыка (а уж жанр тем более), но так и не нашел этот cd. (Может это и не к стерео приложение было).

- 50 дБ +
⇡ в ответ @VelociTyger #

Эти ребята есть, и я их даже уважаю послушать. Но они такие, не детские, поэтому не каждый день. Там темы типичные: убийство, расчлененка, кровища, трупы, концлагеря и т.п. Под такое не поотдыхаешь после работы:)) Но если читать одновременно какой нибудь роман ужасов, то хорошо заходит:))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

"Вы страааашный человек, Новосельцев" (с) :)))

- 53.01 дБ +
#

Восставший из ада - нормальный ,

даже аудиофильский саундтрек

- 50 дБ +
#

немного не в тему ужасов, но к советской версии Шерлока Холмса, музыка очень напряженная,тревожная,


- 50 дБ +
#

Скачал во флак саундтреки "Хищник", слушая их, перед глазами возникают напряжённые моменты фильма, атмосфера передаётся 100% !

- 50 дБ +
#

Замечательнейший саундтрек из Астрала https://www.imdb.com/title/tt1...
Joseph Bishara - Insidious


Пожалуй сейчас и послушаю целиком )

- 53.01 дБ +
#
- 50 дБ +
#
- 50 дБ +
#

мне кажется, что самый сильный эффект от восприятия музыки кроется в неожиданных поворотах. Пример:

Взять музыку Гайдна и Моцарта. Симфонию, например.

У обоих вначале экспозиция на детском языке , а ля «В лесу родилась Ёлочка». Но, в отличие от Гайдна, Моцарт обязательно «вставит» какую нибудь кислинку в виде неожиданного поворота музыкального развития. Это как 9V. батарейку языком лизнуть.

Просто нужно разнежиться, раствориться в тёплой ванне абсолютного консонанса классической гармонии, что бы воспринять неожиданный диссонанс, как укол.

Если с самого начала на вас обрушится стена из диссонанса, подобно грузу в порту, сорвавшемуся с крана, то потом раздавленного «ни чем не удивишь», он уже полностью раздавлен.

По этому в саундтреках к ужастикам не используют страшную , страшней страшной пристрашную музыку, там важнее амплитуда от прекрасного- к ужасному.

Рецепт:

На роль ужасного подходят неортодоксальные инструменты с частотами 20-25Нz, 3000-7000Hz, и никаких терцовых звукообразований и кратных размеров....

Можно с начала Lorn или Lustmord включить, если нет контраста, то это воспринимается, как «язык», как норма.


P.S. Ну и , конечно, не путать УЖАС с мерзостью и унынием, там другие выразительные средства.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.