Усилители Opera Audio знакомы аудиофилам, а вот с акустикой дело обстоит иначе. Есть в этом и вина самого производителя — например, в каталоге акустика помещена вместе с кабелями и аксессуарами. Понятно, что это не главный продукт бренда, но для теста интересный, ведь у производителя усилителей может быть свое видение, какой должна быть акустика.

История появления колонок M15 в каталоге Opera Audio мне неизвестна, в том смысле, что я могу лишь предположить, что сподвигло на нее разработчиков компании. Например, хотели сделать что-то в пару к своим ламповым (особенно однотактным) усилителям, или именно так им представлялась идеальная акустика. Упоминание на официальном сайте о старых добрых днях, при попытках сопоставления с историей Китая и историей поднебесного аудиопрома, у меня ровным счетом не рождает никаких ассоциаций. Впрочем, множество разработчиков во всем мире с пиететом относятся именно к подобным конструкциям старой школы.

Сейчас в каталоге Opera Audio три модели. Небольшой полочник Solo с коаксиальным динамиком, наши подопытные M15 SE, являющиеся очередной версией уже известной в прошлом акустики, и модель M15-20 Anniversary — более внушительная по габаритам и к тому же снабженная супертвитером.

Opera Audio Consonance M15 SE в тестовой системе

Акустика более привычного, современного вида в каталоге производителя была, но все что про нее можно найти сейчас — некоторое количество фотографий и обзоров полочников, напольников и центрального канала, выпускавшихся лет 15 назад. Похоже, на российский рынок те модели не поставлялись.

Отдельно хочется «пройтись» по названиям… Все это очень напоминает мне первые появившиеся на нашем рынке китайские машины, у которых на кузове красовался блестящий набор совершенно внешне бессмысленных цифр и букв. На акустике на гриле прописано «Barque & Consonance». Как это стыкуется с Opera Audio Consonance? Кто на ком стоял? Сложно понять. Но с похожим на примере китайской техники я встречался буквально через раз. Впрочем, оставлю названия в покое — все-таки на техническое исполнение и звук они никак не влияют.

Изучая Opera Audio Consonance M15 SE, можно найти массу хорошо знакомых черт, нередко ассоциирующихся с собирательным (может быть, даже подсознательным) понятием об акустике как таковой. Ведь керамические диффузоры или алмазные твитеры появились относительно недавно, а бумажные динамики на тканевом подвесе прожили на свете куда больший срок.

Основной защитный гриль закрывает всю переднюю панель нижней части акустики. Порт фазоинвертора отдельно закрыт акустической тканью

Конструкция M15 SE составлена из двух независимых частей, которые просто устанавливаются в процессе сборки одна на другую при помощи нехитрых деревянных проставок с фетровыми наклеечками. Использованные для изготовления корпусов материалы — МДФ и клееное дерево. Нижняя часть корпуса полностью отдана 15-дюймовому низкочастотному динамику. Или, можно сказать, скорее средне-низкочастотному, потому что на него приходится частотный диапазон до 1000 Гц.

Корпус формой напоминает треугольник, но с тремя усеченными вершинами. В процессе сборки корпус заполняется со стороны задней панели, изнутри же крепится и динамик — так, что внешне никаких креплений не видно. Виден только скругленный край корпуса, по которому можно определить толщину передней стенки. На переднюю панель выведен и порт фазоинвертора.

Порт огромного диаметра, через него можно было бы рукой ощупать внутренности корпуса, а если в доме есть не очень крупные животные, то они бы нашли себе внутри еще одно место для отдыха. Производитель решил эту проблему — порт закрыт несъемным тканевым грилем. Поэтому большой гриль, крепящийся на классических фиксаторах и закрывающий всю переднюю панель, может оказаться и необязательным.

Название Opera Audio Consonance M15 SE и логотип на гриле в первый момент могут вызвать легкий когнитивный диссонанс

Отделка корпуса шпоном вполне аккуратная — недостатков я ни с одной из сторон не нашел. То, что задняя панель и обращенные назад боковые грани покрыты не шпоном, а полуматовым черным лаком, совершенно не портит картину. Клемм две пары: нижняя пара предназначена для подключения акустических кабелей от усилителя, а к верхней подключаются провода, идущие к драйверу в рупорной секции.

Эти соединительные провода тонкие, по виду больше похожие на многожильную посеребренную медь. Хотя точных данных о составе и происхождении компания не дает. Собственная внешняя проводка съемная, разделанная небольшими бананами. К основным клеммам можно подключать акустический кабель любого вида разделки, но клеммы драйвера уже такой степени свободы не дают — тут подойдут только или совсем небольшие бананы, или голый, или луженый кабель.

О низкочастотном динамике известно не так много: 38 сантиметров (или 15 дюймов), бумажный диффузор, тканевый подвес с пропиткой, литая алюминиевая корзина, скорее всего, ферритовый магнит. Внешне — динамик и динамик, вполне обычный. Но если рассматривать так поверхностно, не видя его целиком и не зная характеристик, сложно будет отличить простую проф модель, предназначенную для концертной акустики, от куда более дорогих экземпляров. Происхождение низкочастотника производитель не раскрывает, однако по имеющейся информации он американского производства.

Порт фазоинвертора

Вторая, верхняя часть акустики, представлена достаточно крупным рупором, из многослойного клееного дерева. Рупор 110-градусный. Верхняя и нижняя поверхности, как им и полагается, имеют плавный изгиб. Боковые же поверхности изгиба лишены и сделаны просто из дерева или МДФ (сложно понять, что там под шпоном). В прошлой версии, насколько я помню, внутри рупора были концентрически расположенные вертикальные переборки, сейчас же таковых в конструкции нет. Вместо этого заявлен установленный волновод английского происхождения, закупаемый предположительно у Tannoy. Драйвер с 3-дюймовой титановой купольной мембраной и ферритовым магнитом крепится к рупору через несколько проставок. Точно определить происхождение драйвера не удалось. Понятно, что если есть заказные части, то это некий кастом, но основа-то должна иметь серийное происхождение. Наиболее похожие 3-дюймовые драйверы я нашел в каталоге BH Speakers, но это только относительная схожесть, никак не полное совпадение.

За точность расчетов параметров рупора я не поручусь, поскольку этого на глаз не определить. И на первый взгляд все выглядит неплохо — поверхности аккуратно отделаны, а детали подогнаны. Однако на внутренних швах я увидел следы клея и лака. Это сочли косметическим дефектом, и, как мне сказали представители, компания уже выслала на замену новую пару рупоров.

Вот такой я увидел Opera Audio Consonance M15 SE при первом знакомстве. Кому-то эта описательная часть теста может показаться напряженно-недоверчивой, и отчасти это так. То, что в прошлом тесте усилитель этого производителя показал себя уверенно хорошо, не причина сразу начинать доверять — слишком уж проблемная репутация сложилась в прошлом у собирательного образа техники китайского производства. И как показало внешнее изучение деталей, не все так идеально, как хотелось бы. Однако пора перейти к прослушиванию.

15-дюймовый динамик с бумажным диффузором крепится к корпусу изнутри

К моменту теста колонки успели поработать, что совершенно необходимо, потому что рассчитывать на звук во всей его полноте сразу после распаковки не стоит. В качестве основного усилителя для теста выбрали родной однотактник Consonance Reference 5.5 MKII на лампах 300B. Высокая чувствительность акустики позволяет без проблем использовать маломощные ламповые усилители, а этот аппарат и совсем маломощным-то не назвать — все-таки по 18 Ватт на канал. По крайней мере, так заявлено производителем. В качестве контроля я также решил воспользоваться уже побывавшим в тесте Consonance Cyber-100 15th Anniversary. Источник — CD-проигрыватель YBA Heritage CD100, отметившийся в нескольких тестах и совершенно предсказуемый.

Сразу можно заметить, что акустика критична к установке. По ощущениям ей лучше живется в большом помещении, без тесноты и с хорошей стереобазой (правда, об этом можно было бы и глядя на фотографию догадаться). Некоторый разворот на слушателя тоже логичен и приветствуется. Направленность выше среднестатистической, особенно это будет заметно тем, кто не знаком с подобными рупорными конструкциями и привык к обычной акустике. Учитывать при установке здесь нужно не только положение точки прослушивания, но и высоту. Потому что также влияет направленность — в слишком высоком кресле во время прослушивания рефлекторно начинаешь втягивать голову в плечи, чтобы оказаться в идеальной точке.

Проставки между корпусом и деревянным рупором

Для начала поставил диск Isao Suzuki Trio / Quartet ‎«Blow Up». Сразу заметил, что звук нерезкий. Именно резкости я опасался больше всего. Детальность высокая, подача быстрая, подвижная. Звук не столько воздушный, сколько прозрачно-рассыпчатый, а не слипшийся в кучу. Слушать комфортно даже на небольшой громкости — не возникает ощущения упрощения и уплощения. Бас, как и следовало ожидать, неглубокий, но зато быстрый, четкий, нет никакого намека на запаздывание или бубнеж. Да, нижние паспортные 30 Гц там есть, может быть, по уровню -10 дБ, но для такой конструкции это естественное поведение. Скорость и все полагающиеся ощущения от 15-дюймового динамика такого типа присутствуют. Так что лучше уж пусть не будет сверхглубины, но не будет и нудной каши. На примере этой записи партии контрабаса вполне показательны и по ним можно делать выводы.

Кроссовер Opera Audio Consonance M15 SE и внутренняя проводка. Фото Дмитрия Митрофанова (Салон Sinemascop)

На совсем небольшой громкости сцена больше разложена по ширине, чем по глубине, и есть ощущение, что находишься от этой сцены дальше, чем есть на самом деле. Да, про громкость: слушать вполне можно в положении регулятора на 7 часах. Диапазон 8-9 часов получается оптимальным, когда звук начинает полновесно дышать и раскрываться в масштабе. А от 10 до 11 часов становится уже совсем громко, но перекосов и искажений не слышно.

Верха на удивление неяркие и нерезкие. Весьма вероятно, что ближе к паспортным 20 кГц, а может и ниже, есть некий спад. Впрочем, добавочный супертвитер к подобным конструкциям часто бывает желанной опцией. Что хорошо — нет тех явных черт, которые ассоциируются с рупором в худшем смысле и с рупорной окраской. Кое-что угадывается, но не больше. Вероятно, здесь еще есть вклад усилителя — ярко-крикливых аппаратов на 300-й лампе я почти не встречал, а вот звучащие умеренно мягко знаю. В любом случае все то, что можно отнести к окраске, не задает в нашем случае основной тон.

Рупор с драйвером не крепятся к корпусу жестко, соответственно, по необходимости с положением можно экспериментировать

Серединка на общем фоне не выделяется и особенно не выпирает, да и вообще нет ощущения, что частотный диапазон явно перекошен или плохо сшит.

Дальше послушал пару альбомов с признанной вокальной классикой: Ella Fitzgerald ‎«Clap Hands, Here Comes Charlie!» и Johnny Hartman ‎«I Just Dropped By To Say Hello». Неплохо получилось. На первом диске не самые простые джазовые «замесы» не верещали и не сбивали звук, не перебивали вокальные партии. И ладно, что по динамике и детальности не было никаких вопросов, я вообще не смог обозначить какую-то существенную окраску. Звук большой, достаточно яркий, хрусткий, но без теплоты, жира и меда. Даже сцена разложилась правдоподобно. Вокал Хартмана отыгрался и с должным количеством интонаций, и вполне насыщенно по эмоциям —без зажатости или упрощения. Есть и узнаваемая округлость, и подробности артикуляции, и хорошая раскладка пространства — как по масштабу, так и по пропорциям. Только о точке прослушивания забывать не стоит: если уместиться в большом-большом мягком кресле, то эту точку, приближенную к идеальной, можно начать слегка терять.

Альбом No-Man «Speak» сильно отличается по звуку и записи от всего ранее прослушанного в тесте, но я не заметил выраженных качественных отличий в подаче, как то нередко бывает в сочетаниях винтажная акустика и современные записи (или, наоборот, старые записи и современная акустика). Звук большой, динамичный, достаточно воздушный и атмосферный, с хорошим разрешением. Какой-то стилизации подачи под винтаж или окраски не наблюдается. Резкости тоже нет. Эмоционально музыка воспринимается естественно и узнаваемо. Может быть, хотелось бы немного более глубокой проработки по глубине баса, но качественно результат хороший. Проработка серединки уверенная, точная, без явной окраски. А вот по верхам тут уже хотелось бы чуть большей прозрачности, а не легкой сглаженности.

Внутри СЧ/ВЧ драйвера находится 3-дюймовая титановая диафрагма

И для альбома Dark Tranquillity «Haven» динамики уверенно хватило, но в целом приличная часть звука сконцентрировалась в серединке, которая оказалась насыщенной и детальной. Но вот немножко хлесткого, упругого, а не просто быстрого и сухого баса стоило бы прибавить. Впрочем, общий результат я бы оценил как неплохой — все-таки для метала логичнее выбирать другую конструктивно акустику, а не ту, которая сделана по канонам тех времен, когда метал как жанр еще не придумали.

Следующий диск — концерт Мстислава Ростроповича, записанный с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Сейджи Озава. Запись 1987 года, вполне современная, цифровая и не самая последняя по качеству. В целом получился уверенный звук, выдерживающий стройность на сложных фрагментах, хотя и чуть упрощенный в самых-самых маленьких нюансах. Распределен этот эффект очень равномерно по всему спектру, и ощущения дисбаланса он не привносит, скорее воспринимается как особенность. Впрочем, не послушав внимательно этот диск в системе с действительно высоким разрешением, сглаженности нюансов можно и не заметить.

За сеткой виден волновод драйвера. И те самые не очень приглядные стыки между склеенными деталями рупора

Масштаб и сцена правильные, но по восприятию — как будто сидишь в конце партера или даже еще подальше и повыше. Но главное, что все взаимно пропорционально — нет такого, что рядом с маленькими-маленькими литаврами возникают скрипки размером с виолончель.

Последняя запись — Monteverdi «L'Orfeo». Здесь почти весь звук сосредоточен в средне-верхнем диапазоне, и масштаб интуитивно воспринимается не таким камерным. Местами резковато и как будто бы смягченно-бархатно одновременно. Но быстро, детально, воздух и атмосфера присутствуют. Чуть проще в микронюансах раскрываются вокальные партии, однако без значимой или заметной окраски.

Выводы

Что сказать? Тут есть о чем подумать и что обсудить. И пожалуй, уже можно сделать промежуточный вывод о том, что усилители у Opera Audio Consonance получаются неплохие. Ламповик на 300-й лампе без выраженного окраса заслуживает похвалы. Но тест все же акустики, поэтому дальше о ней. И начну издалека.

При вполне приличных собственных свойствах конкурировать ей на рынке будет совсем не просто. Даже с учетом того, что схожие конструкции сейчас редки и часто стоят намного дороже. Однако, во-первых, жесткую конкуренцию составит пласт винтажной техники. Там хватает рупорных моделей с относительно похожими конструкциями. Да, вопрос состояния, профилактики и того, что далеко не все двухполосно-рупорное звучит одинаково хорошо. Например, я помню прослушивания некоторых моделей Electro-Voice (винтажных, не современных профессиональных, конечно же), которые у меня неизменно заканчивались головной болью от жутко крикливого и грубого верха и жесткой середины. Но убедить покупателя в том, что у Opera Audio Consonance (или Barque & Consonance) получилось как минимум не хуже, чем у некоторых именитых представителей из прошлого, будет ох как непросто.

Коммутационные клеммы Opera Audio Consonance M15 SE

Вторая конкурирующая среда — самостоятельно сделанная акустика. Многие считают, что нечто подобное (двухполосное, без сложных корпусов и кроссоверных схем) легко и просто собрать самому. Да, кое-что сделать можно, однако вопрос, почему и винтажный, и современный рупор (один только рупор на один канал, без драйвера) может стоить несколько сотен тысяч рублей, лучше изучить до того как браться за это. И оценить целесообразность. А Opera Audio Consonance в свою очередь нужно поработать над аккуратностью в мелочах. Заставить неплохо сыграть вместе не самые пафосные комплектующие можно, тому есть примеры (и оцениваем мы не набор деталей, а результирующую в виде звука), но заявленная цена и небрежность в изготовлении не стыкуются. Косметический дефект у модели совершенно штучной ручной сборки выглядит странно. Но готовность производителя быстро решить эту проблему при помощи полной замены дорогостоящей детали (безо всяких «вы сами виноваты» или «это мелочи, их почти не видно») — достойный вариант.

В остальном то, что получилось у производителя, получилось хорошо. От себя добавлю, что это не просто оценка в виде теста, но и оценка человека, не являющегося большим поклонником подобных конструкций и рупорной акустики. Не люблю я окрас, крикливость или неумение играть большие составы. Приятные рупорные исключения для меня есть, например — Kinoshita или Ocean Way, но они именно исключения, которые находятся в совершенно другой весовой категории. И даже на этом фоне впечатления от протестированной акустики получились, пожалуй, лучше ожидаемого. Звук некрикливый, он вполне соответствует конструкции, проявляя лучшие свойства этой технологии и концепции, и главное — не проявляет худших.

Музыкальный материал

Isao Suzuki Trio / Quartet ‎– Blow Up / Three Blind Mice ‎– TBM-XR-0015 / XRCD Stereo

Ella Fitzgerald ‎– Clap Hands, Here Comes Charlie! / Verve / JVC ‎– VICJ 011-4052 / XRCD Stereo

Johnny Hartman ‎– I Just Dropped By To Say Hello / Impulse! ‎– IMP 11762 / CD Stereo

No-Man ‎– ((Speak)) / Snapper Music ‎– SDPCD 194 / CD Stereo

Dark Tranquillity ‎– Haven / Century Media ‎77297-2 / CD Stereo

Monteverdi — L'Orfeo — Concerto Vocale, Rene Jacobs — Harmonia Mundi HMC 901553.54 / Stereo

Dvorak — Cello Concerto, Tchaikovsky — Variations on a Rococo Theme — M.Rostropovich, S.Ozawa, Boston Symphony Orchestra / Erato / Warner WPSC-21056 / CD Stereo

Opera Audio Consonance M15 SE

640 000 руб.

Частотный диапазон: 30 Гц — 20 кГц

Номинальный импеданс: 8 Ом

Чувствительность: 98 дБ

Конструкция: двухполосная

Частота раздела кроссовера: 1000 Гц

НЧ излучатель: 38 см (15 дюймов), с бумажным диффузором на тканевом подвесе, с алюминиевой литой корзиной

СЧ/ВЧ излучатель: 720 мм (3 дюйма) компрессионный драйвер с титановой купольной диафрагмой в рупорном (110 градусов) оформлении

Материал рупора: клееное дерево

Материал корпуса: МДФ

Размеры (ВхШхГ): 1085 х 580 х 458 мм

Вес: 68 кг