Как работает усилитель класса «АВ», или Практичность правит миром

ТEКСТ: Комментарии (50)
77.71 дБ
Как работает усилитель класса «АВ», или Практичность правит миром

Класс АВ — это тот тип усилителей, который до недавнего времени применялся в Hi-Fi-аппаратуре в разы чаще, чем любой другой. Сейчас над ним уже нависла угрожающая тень усилителей класса D, занимающих все большую долю рынка Hi-Fi, но пока модели класса АВ по-прежнему в большинстве и сдаваться так легко они не собираются. В классе АВ могут работать как ламповые, так и транзисторные схемы, но если говорить об абсолютном большинстве класс АВ ассоциируется скорее с эпохой транзисторного Hi-Fi.

Принцип работы

Из самого обозначения класса АВ нетрудно сделать вывод, что данный режим является гибридом класса А и класса В. Как работают усилители класса А, мы уже разобрались, а с классом В ознакомиться не успели, поэтому начнем с него. И для начала вспомним логику, которой руководствовался создатель усилителя класса А. Для того, чтобы получить возможность воспроизводить и положительную, и отрицательную полуволну с помощью одного активного элемента, он применил смещение средней точки (тока покоя) в середину рабочей зоны лампы.

Создатели усилителей класса В рассуждали по-другому: «Если одна лампа или один транзистор с нулевым смещением способен воспроизвести только одну полуволну сигнала, почему бы не добавить в схему еще один активный элемент, разместив его зеркально, чтобы воспроизводить другую полуволну?».

Это вполне логично, ведь при таком раскладе оба транзистора работают с нулевым смещением. Пока на входе усилителя присутствует положительная полуволна — работает один транзистор, а когда приходит время воспроизводить отрицательную полуволну, первый транзистор полностью закрывается и вместо него в работу включается второй. В английском варианте этот принцип действия получил название push-pull или, говоря по-русски, «тяни-толкай», что в общем-то очень хорошо описывает происходящее.

Если сравнивать класс В с классом А, наиболее очевидным преимуществом является то, что в классе В на каждую волну приходится полный рабочий диапазон транзистора (или лампы), в то время как в классе А обе полуволны воспроизводятся одним активным элементом. Это значит, что усилитель класса В будет вдвое мощнее усилителя класса А, собранного на таких же транзисторах.

Второй, чуть менее очевидный, но очень важный плюс класса В — нулевые токи смещения. Когда сигнал на входе равен нулю, ток, протекающий через транзисторы, тоже равен нулю, а это значит, что напрасного расхода энергии не происходит, и энергоэффективность схемы получается в разы выше, чем в классе А.

Однако из этого же факта вытекает и главный недостаток усилителя класса В. Момент включения транзистора в работу после полностью закрытого состояния сопровождается небольшой задержкой, поэтому при прохождении звуковым сигналом нулевой точки, когда один транзистор уже закрылся, второй транзистор не успевает мгновенно подхватить эстафету, и в этой самой переходной точке возникают небольшие временные задержки.

На практике это выражается в особенной нелюбви усилителя к тихой музыке, а также в плохой передаче микродинамики. И хотя история знает успешные реализации класса В, например — легендарный Quad 405, проблемы данного режима работы никуда не делись. Тот же 405-й не только радовал энергичным и мускулистым звучанием, но также имел явную склонность рисовать звуковую картину крупными мазками, масштабно, не размениваясь на мелочи.

Для того, чтобы сохранить все плюсы класса В и решить проблему переходных процессов, инженеры пошли на хитрость. Они включили оба транзистора со смещением, как это делается в классе А, но величина смещения при этом была выбрана существенно меньшая: так, чтобы покрыть лишь те моменты, когда транзистор близок к закрытию, выводя тем самым переходные процессы из рабочей зоны.

Это позволило усилителю класса АВ незаметно преодолевать нулевую точку, а также дало еще один крайне полезный эффект. При малой амплитуде сигнала, укладывающейся в пределы смещения тока покоя, подобный усилитель работает в классе А и, только когда амплитуда выходит за пределы выбранной производителем величины смещения, он переходит в режим АВ.

Плюсы

Рассматривать достоинства и недостатки класса АВ имеет смысл на фоне двух исходных технологий. Класс АВ однозначно и существенно выигрывает у класса А по энергоэффективности. Его реальный КПД достигает 70–80%, если конечно производитель не сильно увлекся поднятием тока покоя. С точки зрения звучания класс АВ превосходит класс А в те моменты, когда сигнал достигает высокой амплитуды или требуется высокая мощность. В то же время на малых уровнях громкости класс АВ обычному классу А не уступает, по крайней мере в теории. В сравнении с классом В, класс АВ куда лучше ведет себя на малых громкостях и способен отрабатывать самые тихие и деликатные моменты в музыке, но при этом сохраняет практически ту же мощь и силу на больших динамических всплесках.

Имея большую мощность и лучшую энергоэффективность, усилители класса АВ куда менее капризны при выборе акустики. Они не нуждаются в высокой чувствительности и легче уживаются со сложными кроссоверами, используемыми в многополосных колонках. Вполне справедливо будет заявить, что подавляющее большинство пассивных акустических систем выпускаемых сегодня на рынок рассчитаны на работу со среднестатистическим транзисторным усилителем класса АВ.

Минусы

Объективные минусы у класса АВ можно разглядеть только на фоне еще более совершенных с технической точки зрения классов G, H или D, о которых мы расскажем чуть позже. В список претензий можно отнести разве что субъективные отзывы от ценителей класса А, которые, в целом, сводятся к тому, что класс АВ звучит не столь чисто, детально и изысканно. Чтобы оценить обоснованность данных претензий, рассмотрим схемотехнику усилителей класса АВ более детально, с точки зрения качества звучания.

Особенности

Одной из практических проблем усилителей класса В и АВ является подбор пар транзисторов, работающих в одном канале усиления. Располагаясь в схеме зеркально, два транзистора должны быть полностью идентичны друг другу. В противном случае, сигналы положительной и отрицательной полуволн будут воспроизводиться не симметрично, и это существенно повысит общий уровень искажений.

В реальной жизни абсолютная идентичность — понятие абстрактное, скорее имеет смысл рассуждать о степени похожести или, говоря техническим языком, о пределах допустимых отклонений транзисторов от заданных характеристик. Чем более похожи два транзистора друг на друга, тем меньше уровень искажений, и тем больше их совместная работа приближается к тому, что мы имеем в классе А, когда обе полуволны воспроизводит один транзистор.

Понимая, что даже при самом строгом отборе по параметрам отличия между двумя транзисторами в паре все же будут иметь место (пусть и в предельно малых значениях), мы вынуждены признать, что при прочих равных условиях один такой же транзистор работающий в классе А будет звучать чуть чище и чуть лучше, чем пара в классе АВ.

Совсем иная ситуация вырисовывается, когда речь заходит о работе на большой амплитуде сигнала и на нагрузке требующей высокой мощности. Имея высокий КПД класс АВ нуждается в менее мощном и громоздком блоке питания, нежели усилитель класса А, и тут уже поклонники однотактников вынуждены признать абсолютное и безоговорочное превосходство класса АВ.

Более того, разработчики имеют возможность гораздо свободнее экспериментировать с блоками питания, управляя характером и динамикой звучания путем подбора рабочих характеристик трансформатора и конденсаторов. Например, можно установить трансформатор с многократным запасом мощности, чтобы на пиках сигнала он не выходил из оптимального режима работы, или использовать улучшенные конденсаторы, способные мгновенно отдавать высокий ток.

Еще одна тонкость: работая в классе А, транзисторы выделяют большое количество тепла, что может негативно сказываться на качестве их работы, особенно при увеличении нагрузки. В классе АВ транзисторы греются в меньшей степени, вследствие чего они быстро приходят в рабочий режим и менее подвержены риску перегрева, снижающего качество звучания при работе усилителя на высокой громкости.

Практика

Защищать честь усилителей класса АВ в сравнительном прослушивании было уготовано мощному двухблочному усилителю Atoll серии Signature, состоящему из усилителя мощности AM200 и предварительного усилителя PR300. Интересующий нас усилитель мощности выстроен в полном соответствии с изложенными выше теоретическими выкладками.

Реализуя потенциал, заложенный в схемотехнике класса АВ, разработчики обеспечили по 120 Вт выходной мощности на канал, чего достаточно для большинства акустических систем за исключением самых низкочувствительных и просто монструозных моделей. Говоря об особенностях своего усилителя, производитель акцентирует внимание на применении подобранных пар транзисторов с последующей подстройкой схемы вручную для минимизации общего уровня искажений.

С целью лучшего разделения каналов и исключения перекрестных помех усилитель выстроен по схеме полного двойного моно, поэтому каждый канал усиления получил собственный блок питания. Суммарная мощность блока питания составляет 670 ВА, что покрывает потребности усилителя мощностью 120 Вт с большим запасом. Солидную дополнительную подпитку на пиках сигнала обеспечат конденсаторы емкостью 62 000 мкФ.

Звук

Внушительная мощность и отличная энергооснащенность усилителя дали в звучании вполне ожидаемое ощущение легкости и непринужденности при работе с любой акустикой и практически на любых уровнях громкости. Если выкрутить ручку громкости посильнее, можно услышать небольшую компрессию, а бас словно отодвигался на задний план, но это были очевидные признаки того, что НЧ-динамики приблизились к пределу своих возможностей, в то время как усилитель только начал разогреваться и был очень далек от состояния перегрузки.

В то же время на малых и средних уровнях громкости Atoll AM200 Signature показывал себя наилучшим образом. Середина была выразительна, детальность превосходна, а сцена — четко очерчена, с хорошо ощутимой глубиной и шириной. При прямом сравнении с усилителями класса А последние давали чуть более свободную и безграничную сцену и чуть тоньше отрабатывали мелкие детали в тихой камерной музыке.

Характер, свойственный классу АВ, наиболее ярко проявлялся у Atoll AM200 Signature на динамичной рок-музыке. Он выдавал очень собранный, быстрый и четкий бас, хорошо справляясь с резкими перепадами громкости и крупными штрихами. На джазе и классической музыке, требующих сочетать динамичность и мощь со способностью воспроизводить тонкие оттенки и нюансы, усилитель вел себя чуть менее уверенно. Казалось, что он слегка упрощает звучание, укрупняя музыкальные образы и уводя внимание от тонких оттенков к основной мелодической линии.

Однако все это можно заметить лишь в прямом сравнении с гораздо более дорогими представителями других классов. По общему впечатлению Atoll AM200 Signature был скорее всеяден и универсален. Являясь примером грамотной реализации класса АВ, когда разработчики приложили массу усилий чтобы минимизировать слабые места и максимально раскрыть потенциал данной схемотехники, он вполне конкурентен на фоне лучших представителей других классов.

Выводы

Высокая мощность, высокий КПД с умеренным тепловыделением, способность справляться со сложной нагрузкой и хорошая динамика — вот что такое усилитель класса АВ. Это делает его, в первую очередь, идеальным решением для массового производства усилителей, что подтверждает сама история развития индустрии Hi-Fi.

Однако крайне ошибочно руководствоваться стереотипным мнением о том, что массовый универсальный продукт и продукт элитный должны быть непременно вылеплены из разного теста. При должном внимании к деталям и глубоком понимании принципов работы данная схемотехника может быть реализована на самом высоком уровне качества. Так что сегодня High End-усилитель, работающий в классе AB — такая же обыденность, как и хайэндный усилитель, работающий в любой другой схемотехнике.

Продолжение следует...


Другие материалы цикла:

Как работает усилитель класса «А», или Истинный High End и много тепла


Статья подготовлена при поддержке компании «Аудиомания», тестирование усилителей проходило в залах прослушивания салона.

Другие полезные материалы в разделе «Мир Hi-Fi» на сайте «Аудиомании» и Youtube-канале компании:

Выбираем звукосниматель для проигрывателя винила

Что лучше для звука - линейные или импульсные блоки питания? [видео]

Музыка из бумаги и картона: краткая история вариофона и «рисованного звука»

77.71 дБ +

Комментарии

#

Несколько явных ошибок с точки зрения физики.

1. Если амплитуда больше в 2 раза, то мощность выше в 4 раза, а не 2.

2. Классу А не нужен куда более мощный БП. Ведь в классе АВ энергопотребление рассчитывают не по току покоя, а по максимальной мощности.

3. Рост нагрузки в классе А не увеличивает тепловыделение, в этом классе ток и тепло не зависят от амплитуды сигнала.


С точки зрения лирики А всё же деликатнее играет тонкие моменты, воздух есть, первый Ватт у него не имеет конкурентов. Зато АВ хорош мощностью, чтобы раскачивать колонки.



- 63.01 дБ +
⇡ в ответ @TY-214 #
Ведь в классе АВ энергопотребление рассчитывают не по току покоя, а по максимальной мощности.

К сожалению, чаще по средней...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @TY-214 #
Классу А не нужен куда более мощный БП. Ведь в классе АВ энергопотребление рассчитывают не по току покоя, а по максимальной мощности.

По моему, это не совсем так. В классе А источник питания должен удерживать постоянное высокое напряжение смещения, не допуская его просадки, вне зависимости от нагрузки. В классе АВ ему достаточно своевременно подзаряжать конденсаторы, чтобы обеспечить нужную отдачу во время пиковой нагрузки, при этом просадка по напряжению допустима, главное, чтобы она не опустилась ниже напряжения смещения, которое существенно меньше, чем в А.

Рост нагрузки в классе А не увеличивает тепловыделение, в этом классе ток и тепло не зависят от амплитуды сигнала.

По моему опять же, это зависит от схемы, по которой реализован класс А.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

В классе А всё предельно просто — если БП выдерживает ток покоя, то усь работает по режиму, если нет — то нет. От нагрузки и динамического диапазона музыки для БП ничего не зависит. А вот у АВ возможны варианты с разным подсчетом пиковой мощности, и если производитель сэкономил, то можно и не получить заявленных цифр.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @TY-214 #

Ток покоя какой? Если мы подключаем вместо нагрузки с номиналом 8 Ом 4 Ома, то при проседании импеданса до 2 Ом и ниже, выходной ток существенно возрастает, и может превысить выбранный ток рабочей точки. Так усилитель может перейти в класс АВ или еще хуже. Для компенсации этого, как я понимаю, применяются хитроумные схемы управления током с обратной связью, что делает работу БП не такой уж и линейной.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Ещё раз: класс от нагрузки не зависит. Если мы подключаем 2 Ома, то мы можем раньше загнать транзистор за пределы линейного участка по току.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @TY-214 #

Ну так если раньше, значит, на той же громкости, где усилитель с нагрузкой в 4 Ом работал в классе А, он на 2 Ом перейдет в класс АВ. Нет?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Он уйдет в клиппинг — это не класс АВ, а совсем другое.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @TY-214 #

Ну вот и нет. Читаем материалы по теме:

В режиме класса A через усилительные элементы (УЭ) – выходные транзисторы или лампы ток течет все время, тем самым предотвращается включение и выключение транзистора при смене полярности усиливаемого сигнала, а следовательно, снижается коэффициент нелинейных искажений. Это не часто описывается в руководствах, но известно два существенно отличающихся способа реализации данного режима. Первый способ – это просто двухтактный эмиттерный повторитель, знакомый всем по режиму класса B, но с увеличенным напряжением смещения, так что ни один из двух транзисторов при нормальных сопротивлениях нагрузки никогда не входит в режим отсечки. Преимущество этого способа заключается в том, что в этой схеме не возникает перегрузка по току: при снижении сопротивления нагрузки ниже допустимого транзисторы просто входят в режим класса AB, при этом несколько увеличивается коэффициент нелинейных искажений, но звучание все еще остается достаточно качественным. Другой способ реализации режима класса A известен также как источник тока, управляемый напряжением (ИТУН): это один усилительный элемент, включенный по схеме повторителя напряжения с активной нагрузкой в цепи эмиттера (или катода) для обеспечения рабочего тока через усилительный элемент. При повышении тока нагрузки сверх установленного предела напряжение на активной нагрузке достигает некоторой величины и далее практически не изменяется, что приводит к обрезанию выходного сигнала.

(Дуглас Селф, "Схемотехника современных усилителей", стр 44)

Это я и имел в виду, когда писал "опять же, это зависит от схемы, по которой реализован класс А."

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

класс А, который подразумевается в статье, это разве не 1 транзистор, который током покоя выведен на 50% режим нагрузки, в рабочем диапазоне которого (0-100%) "барахтаются" обе полуволны сигнала?


Класс А на 2-х транзисторах для 2х полуволн- разве это не АВ по определению?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

В этом и основная путаница, как я понимаю. Существует несколько основных вариантов схем построения усилителей класса А:

На схеме (а) приведен самый простой вариант с несимметричным выходом и резистивной нагрузкой, он имеет КПД не более 13%, поэтому обычно не применяется, (б) - с несимметричной нагрузкой и постоянным по величине током, создаваемым источником постоянного тока, подобная схема применяется в усилителях Krell, (в, г) - двухтактные схемы, позволяют достигнуть КПД 50%, но в теории, (д) - вариант двухтактной схемы, про нее написано следующее:

Самой лучшей двухтактной схемой представляется та, которая представлена на рис. 9.1д, которая и выглядит достаточно хорошо знакомой. Подобно всем обычным каскадам класса В, исследованных в главах 5 и 6, данная схема будет эффективно работать в режиме чистого двухкаскадного усиления класса А, если напряжение смещения покоя будет увеличено в достаточной степени; его превышение над режимом, обеспечивающим работу в классе В, составляет, как правило, 700 мВ, в зависимости от величины сопротивлений эмиттерных резисторов.
В качестве примера схемы усилителя класса В с большим напряжением смещения можно обратиться к работе Нельcона-Джонса (Nelson-Jones) [7]. Данная схема имеет то большое преимущество, что, столкнувшись с неожиданно низким значением полного комплексного сопротивления нагрузки, она будет работать в режиме класса АВ. Характеристики искажений будут подчинены не только режиму класса А, но также и режиму оптимально-смещенного усилителя класса В выше уровня перехода к классу АВ, однако все искажения могут быть сведены к очень низкому уровню соответствующей схемной проработкой.

(Дуглас Селф, "Схемотехника современных усилителей", стр 311)

Поэтому, как я понимаю, схема варианта (д) применяется наиболее часто, и является по сути схемой усилителя класса В или АВ с большим напряжением смещения, чем в обычном их применении. Иногда эти усилители еще называют А/АВ.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @TY-214 #

где вы видели акустику на 2 ома ?


- 50 дБ +
⇡ в ответ @kramskoi07 #

Огромное количество акустических систем просаживается до 2 Ом в области низких частот, где усилителю итак работать сложнее, чем в остальном диапазоне.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @TY-214 #

у вас тут небольшая неточность... все что вы говорите верно строго при условии что частота пульсаций по питанию ниже частоты полезного сигнала... а вот если усь "полез" усилививать 20 гц при пульсациях в 100гц есть риски что на верхнем пике конденсатор разрядится... представте что мы работаем с чем то силовым на частоте ощутимо ниже 1 гц...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AnegiN #

как работает автомобильный усилитель с постоянным током?

- 60 дБ +
#

Спасибо, интересно. Да, АВ - золотая середина, имхо. Класс А - дорого, жарко, D - кпд огого, удобно, но каким бы я ни был поклонником цифрухи в источниках - т.е. цапы/компы/стримеры, флаки/лослессы "вот это вот все", отсутствие физ. носителей (ибо удобно и разницы нет, только "магия" ощупывания теряется) усиление д.б. АВ и питание, желательно, соответствующее, ибо влияет.

- 53.01 дБ +

Не совсем понял, какие претензии к классу D, кроме предубеждения, и при чем тут цифровуха?

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Человек просто не слушал по настоящему классные усилители D. Пускай послушает Марантс из последних топ ?? А предубеждения сложились после прослушивания задрыпаных бумбоксов..

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @george #

У меня складывается ощущение, что чаще всего с чужого мнения, почерпнутого на форумах.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @george #

Послушать можно не только цифровой Марантц. сейчас много хороших усилков.
эффектно, красиво, детально, драйвого..но цифра все-равно себя еще выдает.
особенно при длительном прослушивании.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Amin #
но цифра все-равно себя еще выдает.

Возможно. Но откуда она там берется?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Amin #

Кен Ишивата уверяет,что у него аналоговый усилитель класса D-привкус цифры я не заметил..

- 50 дБ +

Да никаких особо, слушал пару аппаратов - не понравилось, возможно, из предубеждения. Хорошо бы эксперимент сделать со слепым прослушиванием. Цифровуха при том)) что желательно смягчить ее аналоговым усилением. Класс А - дорого, хорошо звучащий D, видимо, тоже дорого, а АВ позволяет получить хороший звук за приемлемые деньги.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @VelociTyger #

На этом форуме Ярослав Годына тестировал новейшие Марантс. А он дотошный..Это усилитель класса D.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @george #

Класс D тоже бывает очень разным по схемотехнике и реализации. И звук будет разным. Хотя я пока и не встречал того класса D, который мне бы явно понравился. Максимум компромиссные "неплохо" или "за свою цену сгодится". Marantz весьма не плох, это факт.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

А вы слушали только усилитель или в связке с новым плеером ?? На мой вкус идеальная пара..У меня куча дисков в формате Sacd ,да и CD я не списываю,слушал с колонками Дали Рубикон.

- 50 дБ +
#

Некоторые усилители работают в совмещенном варианте. Допустим до 25 Вт в А классе, а потом переключаются в AB. Как это реализовано?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @cucumba #

Установкой большого тока покоя

- 50 дБ +
⇡ в ответ @lexxkiev #

Я так понимаю, он меняется сменой резисторов? Купленный мною с рук Classe грелся как утюг. Отдал в сервис, сказали, что кто то копался в усилке и установил больший ток покоя. Поменяли резисторы, усилок стал гораздо прохладнее. Некоторые так "разгоняют" усилители?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @cucumba #

надстроечными резисторами

- 50 дБ +
⇡ в ответ @cucumba #

а почему бы и нет? особенно в момент когда в нем что-то сломалось и он разобран в целью ремонта то вполне можно слегка скорректировать работу аппарата... особенно если делать это на слух... как с настройкой гитары например... особенно с перенастройкой на тот строй где 6я струна занижена... говорят звук становится богаче и насыщеннее даже на первой струне...в общем-то это можно объяснить... передняя дека более свободно движется... нижних обертонов больше добавляет...

- 50 дБ +
#

Небольшое уточнение: момент включения транзистора в работу из полностью закрытого состояния сопровождается не задержкой, а нелинейностью передаточной характеристики. Именно она является причиной искажений на малой громкости. А задержки никакой нет.

- 64.15 дБ +
⇡ в ответ @lexxkiev #

тут двоякий момент... полноценная амплитуда ведь начинает формироваться позже и заканчивает это делать раньше... а в окрестностях нуля идет сплошное наваливание даже не гармоник а мелких амплитуд по всему спектру... полезный сигнал получается смещенный по фазе причем в обе стороны... и более поздний старт и более раннее затухание... т.е. верны оба утверждения: одно является объяснением происходящего процесса а другое анализом искажений вызванных данным процессом...

- 50 дБ +
#

Чисто для правки: классы усиления и схемотехника выходных каскадов - это две большие разницы. Тот же класс А с равным успехом может быть как однотактным, так и двухтактным. Но нынешний аудиофил, к сожалению, не привередлив, что написали - то и прочитал...

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Anxius #

двухтактный А можно ли назвать АВ?

АВ, в котором выходной сигнал не выходит за границы тока покоя, можно ли назвать двухтактным А?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

Как я немного понял, класс А/АВ имеет немного другую схемотехнику, чем просто АВ.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

Еще раз - есть методология построения выходных каскадов и есть режимы их функционирования, это два разных аспекта звукоусиления. С тем же успехом можно утверждать, что класс А - он обязательно без ОООС, звучит солидно, но смысловой нагрузки не несет.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Anxius #

Спасибо, но все равно непонятно, можно ли обзывать класс АВ классом А, если сигнал в пределах тока попокоя?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

Да, но нет. То есть можно, но это будет лукавством и лишено практического смысла. Пока ток покоя превышает отдаваемый в нагрузку - усилитель функционирует в режиме класса А, НО - усилителем класса А может и должен называться тот и только тот аппарат, который функционирует в режиме класса А вне зависимости от величины входного сигнала, безусловно в рамках входной чувствительности.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Anxius #

Еще раз спасибо. Ценное заключение ;)

- 50 дБ +
#

Ерунда, quad 405 это класс S (он же AA он же diamond A ....), а класс B это Naim и Yamaha.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

Не ерунда, а очень даже полезная статья. Класс S - маркетинговый термин. Quad 405 работает в классе B, об этом можно почитать здесь.

- 50 дБ +
#

Случайно нарвался и посмотрел 1.5 часовой ролик, выступление John Curl (главный инженер) и Richard Schram (гендир) Parasound.

Пока Джон Кёрл травил байки и делился опытом, в процессе выдал фразы "class A operation... class AB operation...".

Мой вывод - класс А или АВ это не схема усилителя а способ функционирования схемы.


Мне понравился рассказ Ричарда про сложную нагрузку, которая попадалась им. Это были АС Wilson Audio. На какой-то частоте, точечно, импеданс падал до 0.5 Ом. Выяснилось, что это был костыль от конструкторов в кроссовере, которые решили так выровнять фазу сигнала и в конкретной точке АЧХ цепь буквально уходила в короткое замыкание.

Еще понравилась идея, что мощность усилителей было бы нагляднее мерить амперами - какой ток выдает/выдерживает усилитель.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

Поделите мощь на рекомендованную нагрузку возьмите корень и вот вам ток

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

если быть совсем точным то класс а от класса аб отличается номиналом пары(точное число) резисторов


а ток все таки зависит не только от сопротивления колонок но и от выходного сопротивления усилителя... т.е. чтобы раскачать одинаковые скажем 8 ватт на 8 омах может понадобиться пара 1 ампер и 8 вольт или же пара 80 вольт и 0.1 а... при том второй случай будет обусловлен тем фактом что выходное сопротивление не идеальные 0.00001 ом а основательно набежавшие 720... что например для лампового усилителя очень даже хороший показатель... обычно у него там килоом 5...


а вообще некоторые схематические решения в транзисторном усилителе позволяют задемпфировать влияние неравномерного сопротивления акустики... правда они несколько искажают звук как минимум добавлением шума... но по большому счету именно различие в подходе к этим схематическим решениям и обуславливает тот факт что один усилитель с любыми колонками дружит а другой обалдевает от малейших трудностей с акустикой...

- 50 дБ +
#

а вот эта статья мне понравилась! в отличие от статьи про класс а где было много нестыковок тут полноценный науч-поп!!! тут и реальные факты, и грамотно подмешанная мифология, и проделки маркетологов в нужных количествах добавлены!!! взять например двойное моно - гадость редкостная - с точки зрения инженерной смекалки весч отличная но вот с точки зрения полноценного звука... статья одновременно и читается хорошо и провоцирует и вызывает желание учебник проштудировать заодно еще и на практике что нибудь спалив пару раз пока соседи в дверь ломиться не начнут с обещаниями транзистор куда нить вбиполярить...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AnegiN #
взять например двойное моно - гадость редкостная

А вы Бетховена читали?

- 50 дБ +
#

По мне, очень ценное заключение. Приведу отдельно:


Спасибо, но все равно непонятно, можно ли обзывать класс АВ классом А, если сигнал в пределах тока попокоя?
Да, но нет. То есть можно, но это будет лукавством и лишено практического смысла. Пока ток покоя превышает отдаваемый в нагрузку - усилитель функционирует в режиме класса А, НО - усилителем класса А может и должен называться тот и только тот аппарат, который функционирует в режиме класса А вне зависимости от величины входного сигнала, безусловно в рамках входной чувствительности.

Красота в глазах смотрящего, все таки ))

- 50 дБ +
#

Всем привет! Как хорошо, что я не разбираюсь в токах покоя, смещениях, схемотехниках 😊 Я на свой слух и предпочтения ориентируюсь. Есть у меня ламповый класс А, есть ламповый АВ и транзисторный АВ. Каждому нашлось своё место в моей повседневной музыкальной жизни. A недорогой D класс я продал 😊

- 50 дБ +
#

А я бы хотел обсудить данную связку Атолла. Читая между строк,сложилось впечатление,что динамики в нем не хватает и огрехов, в звучании, хватает.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.