Мой друг Марк и я беседовали о том, почему виниловые пластинки звучат лучше, чем CD, но в то же время, если создадите компакт-диск, скопировав на него запись музыки на виниловой пластинке, он будет звучать, так же, как и запись. Как мне объяснили, этот, противоречащий интуиции факт, можно объяснить довольно просто, дело в том, что записи на пластинке имеют гораздо меньший динамический диапазон, чем на CD. Гораздо меньший.

Так почему же в данном случае меньше означает больше или лучше? Представьте себе на минуту, что вы инженер по мастерингу и вам поручена задача перенести музыку — либо с живого концерта, либо со студийной записи на матрицу для печати виниловых пластинок. Вы собираетесь втиснуть как можно больше музыкальной информации на «мастер» для винила, но у вас есть проблема: ограниченный динамический диапазон.

Процесс мастеринга для винила всегда требовал соблюдения баланса между громкостью и временем воспроизведения. Чем с большей громкостью вы хотите записать песню, тем шире должны быть дорожки на пластинке, чтобы вместить канавки с большей амплитудой. Поскольку полезная площадь поверхности на виниловом диске ограничена, увеличение динамического диапазона означает потерю времени воспроизведения, особенно на долгоиграющих (LP) пластинках, где обычно размещаются до шести песен на каждой стороне диска.
Живая музыка может иметь динамический диапазон до 120 дБ, достигая в пиках почти что громкости реактивного двигателя (хотя на некоторых концертах она грохочет еще громче). Виниловые пластинки, как правило, способны обеспечить динамический диапазон около 70 дБ (в то время как 16-битовый CD – почти 100 дБ). Это означает, что для того, чтобы «уложить» песню в грамзапись, вам необходимо либо снизить ее общую амплитуду, или сжать ее динамический диапазон (сделать уровень пиков гораздо ниже). Сколько было сделано в соответствии с этими методами, варьирует от записи к записи и определяется искусством инженера по мастерингу. Но главное здесь вот что: мастеринг виниловых дисков требует сжатия данных для размещения канавок (дорожек) в заданном ограниченном пространстве.

Почему это так важно? Потому что при сжатии музыки, детали малого уровня становятся заметней и обретают неестественную громкость относительно всего остального. Все ключевые сигналы, которые дают информацию о пространстве, атмосфере, звуковой сцене, реверберациях и размерах комнаты находятся именно в этих деталях малого уровня. Поэтому, когда все подробности малого уровня, содержащие пространственные сигналы, усиливаются, относительно всего остального, как вы думаете, что происходит? — Вы получаете лучшее представление атмосферы, звуковой сцены и более живую информацию. В самом деле, вы получаете именно те качества, за которые многие из нас так любят винил. Я не думаю, что это простое совпадение.

Именно поэтому вы можете сделать копию LP-записи на CD и без проблем запечатлеть всю красоту винила, но попробуйте сделать прямую запись на CD живого концерта, и она не будет звучать, как живая, пространственная и богатая. Она будет звучать как «цифровая».

Я думаю, что аргумент Марка заслуживает внимания. Я даже думаю, что он прав. И если он прав, надо уметь добавлять те же методы сжатия, которые используют инженеры по мастерингу виниловых пластинок, в процесс создания цифрового аудио, и тогда мы получим те же самые результаты без необходимости переноса информации на винил.

Это также ответит на вопрос, почему у меня есть ряд цифровых записей, перенесенных на винил, которые звучат как аналоговые.

Иногда чем меньше, тем лучше.

Примечание переводчика: этот пост породил дискуссию, объем которой в 15-20 раз больше первоначальной «затравки» от Пола, многие из его суждений подвергнуты критике.

Оригинал: Иногда меньше значит лучше

Об авторе: Пол МакГоуэн (Paul McGowan) – директор (CEO) и сооснователь компании PS Audio Inc. из города Боулдер, Колорадо, конструирующей и выпускающей High End аудио продукты и сервисы.