В 1995 году вышло аниме «Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell), и заложенные в нем идеи, символы и вопросы стали базой для культовых голливудских блокбастеров начала 21 века. В их число входит, к примеру, и «Матрица»: Вачовски признались, что во многом вдохновлялись именно «Призраком в доспехах» — и в титрах, и в боевых сценах, и в идеях, стоящих в основе сюжета.

В своем роде аниме «Призрак в доспехах» определило то, как будет выглядеть киберпанк в глазах людей нынешнего поколения — просто потому, что режиссеры современных картин черпают в нем вдохновение. До него были и «Трон», и «Бегущий по лезвию», и вместе с ними оно стало одной из самых цитируемых картин в жанре.

Спустя 22 года вышла голливудская экранизация «Призрака в доспехах» со Скарлетт Йоханссон в главной роли. Ее обсуждали заранее, долго и упорно: кто-то ругался, что на роль азиатского персонажа взяли именно Йоханссон, кто-то боялся перевирания идей, кто-то просто посчитал экранизацию кощунством и неуважением к оригиналу. Ажиотаж вокруг картины был, и немалый.

Первоисточником для аниме послужили комиксы-манга, а аниме, в свою очередь, стало отправной точкой для фильма. Именно на него опираются и сюжет, и герои экранизации 2017 года. Первая половина фильма вообще почти полностью копирует аниме, за исключением того, что герои показаны несколько иначе. Главная героиня — киборг с человеческим мозгом — из сильного, эффективного и задумчивого Майора превратилась в страдающую экзистенциальным кризисом даму, способную сломать колонну из железобетона одной левой. Экзистенциализм, конечно, не чужд и оригиналу, но героиня из аниме от него не страдает — он часть ее жизни, в то время как героине Йоханссон он доставляет заметные неудобства. Ее конфликт с системой и грусть показаны слишком ярко и даже в чем-то клишированно, а не глубоко и философски, как в оригинале.

Напарники Майора тоже немного отличаются, но выглядит команда органично и цельно. В озвучке есть занятный момент: Такеши Китано, начальник Майора, что в дубляже, что в оригинале говорит на японском языке. Его текст дают субтитрами во всех версиях. Некоторых такой ход раздражает: мол, вы что, захотели добавить сходства с оригиналом японской речью?! Другие же, наоборот, радуются и видят в этом еще одну нотку кибер-будущего: люди говорят на разных языках, но все равно понимают друг друга, и в этом им помогают, вероятно, какие-то встроенные чипы или какой-то дополнительный код.

Вообще, каждый такой спорный момент нужно рассматривать с нескольких сторон. Кто-то считает, что Скарлетт Йоханссон сыграла излишне деревянно, я же восхищаюсь ее четкой и резкой походкой и напускной «бревенчатостью» в стиле первого «Терминатора». Кому-то не нравится то, что картина 1995 года воспроизведена не дословно, другие же рады тому, что вышла эдакая «сборная солянка», основанная на первом аниме, в которую собрали мелкие отсылки и к манге, и к сериалу 2002 года, и к другим экранизациям, и добавили своих идей.

Одно, с чем согласны практически все — с тем, что визуально фильм замечательный, и к картинке бесподобно подобран саундтрек. Режиссер Руперт Сандерс до этого снял только один полнометражный фильм — «Белоснежка и охотник», и тот тоже отличался проработанной и симпатичной картинкой. Сцена сотворения героини, которая прямиком взята из аниме (в сериале «Мир Дикого Запада», судя по всему, тоже ей вдохновлялись), завораживает, и не только самим неторопливым и неспешным процессом создания нового кибернетического тела, но и озвучкой. Композитором стал Клинт Мэнселл, известный по «Козырным тузам», «Грязи» и «Реквиему по мечте».

Действие фильма происходит на улицах, вдохновленных видами Гонконга и Токио, которые обросли еще парой сотен или даже тысяч небоскребов и утонули в море яркой и шумной голографической рекламы, и под стать им играет четкая, ритмичная смесь классических синтипопа и техно с японскими собратьями. Город выглядит и звучит сочно, ярко, высокотехнологично, будь то район трущоб или же усыпанный блестящими небоскребами центр.

Каждый кадр города, каждое помещение наполнены деталями, которые призваны показать, что на картинке — будущее, то, что произойдет с нашими домами лет через двадцать-тридцать. То же самое можно сказать о боевых сценах — они динамичные, зрелищные и хорошо показывают использование высоких технологий. И та же сцена с превращением чемоданов в подобие UZI никуда не делась, разве что несколько видоизменилась.

На экшен ушла где-то треть фильма, остальное время же герои либо разгуливали по улицам и зданиям, либо сидели в задумчивости — и все эти моменты позволяют погрузиться в донельзя детализированную картинку, пышущую дистопичной атмосферой высокотехнологичного города. Я такой восторг от проработки будущего получала только при просмотре и пересмотре сериала «Почти человек», каждый раз подмечая мелкие, но тем не менее занятные и повседневные детали быта того времени. Созданный же в «Призраке в доспехах» мир хочется рассматривать на стоп-кадрах, вглядываясь в рекламу, в аугментации людей, пытаясь отличить живых существ от роботов. Визуальная часть — это то, что привлечет незнакомых с оригиналом зрителей и, возможно, несколько примирит с реальностью любителей анимационного фильма.

Создатели, как мне кажется, старались угодить и тем, и другим: создать приключенческий боевик в стиле современных блокбастеров, но не терять того философичного налета, который неумолимо преследует идеи киберпанка и который полюбился фанатам оригинала. Конечно же, здесь с философской частью все проще — Майор, как я уже сказала, задается лишь малой частью вопросов, озвученных в аниме, и к тому же излишне явно и громко. Но смотреть на то, как она это делает, чертовски приятно. Скарлетт Йоханссон, кто бы что ни говорил, замечательно подходит на роль Майора. Тому, что она не азиатка, дается вполне логичное, хоть и идущее в разрез с оригиналом объяснение. Но наличие логики — это уже хорошо.

Вторая половина фильма превращает задумчивое повествование в привычный голливудский экшен с явным разделением на хороших и плохих, с взрывным финалом, который оставляет задел на будущее. Именно к концу фильма герои определяют свои цели, понимают свои мотивы и придумывают, как будут жить дальше. И, вероятно, в итоге «Призрак в доспехах» выльется в кинофраншизу, в последующих фильмах которой, возможно, авторы решатся углубиться во все те вопросы мироздания, за которые многие полюбили эту историю. Может случиться и так, что в какой-то момент фильм сам станет таким же культовым произведением, как и аниме-оригинал, на основе которого он создан.

Но на один вопрос, поднятый в фильме, создатели все же отвечают. Это картина о том, что в любой ситуации, даже если у тебя нет биологического тела, даже если ты умираешь, даже если у тебя нет прошлого и нет приватности, нужно оставаться человеком.

Тем, кто ждал от голливудской новинки покадрового пересказа оригинала, следует глубоко вздохнуть и наслаждаться видами футуристичного города, считая, что «Призрак в доспехах» 2017 года — это произведение «по мотивам» манги Масамуне Сиро. Тех же, кто с оригиналом не знаком, ждет красивый киберпанковый боевик, который, возможно, побудит зрителей посмотреть аниме или почитать мангу — самый главный первоисточник.

А перед сеансом в кинотеатре показали трейлер нового «Бегущего по лезвию». Видимо, настраивали на правильную волну.