В последнее время тесты ЦАП-усилителей для наушников появляются на наших страницах все чаще и чаще. Это закономерно — все больше музыки меломаны хранят на компьютере или смартфоне, и высококлассный «телефонный» усилитель, способный работать с цифровым сигналом, становится едва ли не самым востребованным из Hi-Fi-устройств.

Достоинства:

- Высококачественная конструкция

- Два выхода на наушники

Недостатки:

- Android-гаджет можно подключить лишь к порту micro-USB

Иными словами, появление «телефонного» ЦАПа-усилителя не кажется удивительным даже для немецкой фирмы Oehlbach (читается «Эльбах»), известной, прежде всего, как производитель высококачественных кабелей и разъемов. Однако нужно разобраться, стоят ли за этим шагом соображения, отличные от чисто экономических.

В пользу Oehlbach свидетельствует 40-летний опыт и тот факт, что производство электронных компонентов для нее — отнюдь не в диковинку. Помимо DAC Ultra, фирма выпускает Phono-корректор и компактный Bluetooth-ресивер с поддержкой кодека aptX. Да и самый беглый взгляд на DAC Ultra убеждает: перед нами отнюдь не низкопробный ширпотреб.

Hi-Fi-решение

Корпус ЦАПа — металлический, обладающий высокой жесткостью. Он небольшой (всего 155х48х200 мм), но его масса превышает 1 кг. «И что с того? — спросит читатель. — Вполне заурядный показатель для компактного устройства». Этот параметр и впрямь не вызывал бы удивления, если бы не одно важное обстоятельство, а именно: источник питания выполнен в виде отдельного блока. Это кардинальное Hi-Fi-решение, способное надежно защитить «нежные» узлы обработки цифрового сигнала от сетевых помех (при грамотной его реализации, конечно; впрочем, за этим дело не станет — фирма выпускает целую линейку сетевых кондиционеров, т.е имеет огромный опыт в данном, отнюдь не простом, вопросе).

Полностью металлический корпус усилителя выпускается как в черной, так и в серебристой отделке. На фасаде из 3-мм алюминиевого листа — только поворотные переключатели, и это больше чем просто дань Hi-Fi-традициям

О приверженности разработчиков Hi-Fi-ценностям свидетельствует даже фасад Oehlbach XXL DAC Ultra. Здесь два 6,3-мм выхода на наушники и только поворотные рукоятки, а кнопка лишь одна — для включения аппарата. Положения переключателя входов четко фиксируются. Регулятор громкости чуть сопротивляется вращению, и бывалого звуколюба такое поведение должно обрадовать: оно свидетельствует о высоком качестве изготовления переменного резистора. Сзади мы видим набор портов, уже ставший традиционным для «телефонного» усилителя с ЦАПом: линейные несимметричные вход/выход, а также коаксиальный и оптический входы «цифры» плюс гнездо USB B.

И ЦАП, и усилитель

Как видим, Oehlbach XXL DAC Ultra может работать с любым аудиоисточником, от CD-проигрывателя до компьютера. Обратите внимание: все коннекторы электрического сигнала — самого высокого класса; они позолоченные, даже USB В, что вполне естественно, если учесть основную специализацию Oehlbach. На донце корпуса расположены четыре ножки с мягкими, похожими на бархат вставками; они обеспечивают надежную акустическую развязку, поэтому DAC Ultra можно устанавливать даже на компьютерный тауэр, не опасаясь микрофонного эффекта. Сигнал с компа наиболее целесообразно подавать в обход звуковой карты, т.е. по USB-шине, предварительно установив на ПК фирменный драйвер — с прилагаемого CD или с сайта Oehlbach. Пользователям Мас достаточно связать DAC Ultra и компьютер USB-кабелем, затем выбрать в меню System Preferences/ Audio опцию Line 1 и можно будет наслаждаться музыкой.

Под капотом усилителя царит идеальный порядок. Аналоговый тракт (вверху) имеет абсолютно симметричную топологию. Примечательно, что клеммы входов/выходов электрических сигналов соединяются с платой не пайкой, а через колодки

Гарантией высококачественного звучания служат микросхема ЦАПа Burr Brown, работающая с файлами размерностью до 32 бит/384 кГц, и превосходная организация подкапотного пространства: узлы обработки цифровых и аналоговых данных максимально удалены друг от друга, а топология печатных схем такова, чтобы путь прохождения сигнала был минимальным. Разумеется, в трактах используются лишь комплектующие аудиофильского качества. В итоге наш подопечный может не только играть свою основную роль «телефонного» усилителя для PC/Mac, но и работать как внешний цифроаналоговый преобразователь в классической стереосистеме: наличие линейного выхода позволяет подключать DAC Ultra к полному усилителю или мощнику. Какое качество звучания при этом он обеспечит?

Больше подробностей

Чтобы ответить на этот вопрос, прослушивание решено было провести в два этапа. На первом Oehlbach XXL DAC Ultra озвучивал наушники. Сейчас уместно напомнить читателю, что их входное сопротивление может варьироваться в очень широких пределах.

Судя по тыловой экипировке, усилитель способен работать с любым источником цифрового или аналогового аудиосигнала. Обратите внимание: все клеммы — позолоченные (кроме оптического порта, разумеется). Вот что значит быть произведенным фирмой, специализирующейся на выпуске кабелей и коннекторов

В связи с этим мы воспользовались тремя моделями высококлассных наушников с импедансом 25, 100 и 250 Ом соответственно. Наилучшим образом усилитель работал с 25-ом головными телефонами. При подключении 100и 250-ом средние частоты прорисовывались менее четко, начинал чувствоваться недостаток воздуха на верхах. Зато «25-омники» создавали практически безукоризненную аудиосцену. Расположение звуковых инструментов оказывалось предельно точным, а подробностей в звучании было столько, что некоторые казались излишними: при желании можно было без труда проникнуть в «кухню» звукооператора, уловить, скажем, где наложен дополнительный бэквокал и где гитарная партия записана дважды. Впрочем, некоторые аудиофилы ради этого и слушают музыку в наушниках. А тот, кто не стремится разбирать композиции на составные части, может просто наслаждаться сверхподробным звучанием и находить новые нотки в, казалось бы, давно знакомых композициях.

К работе с усилителем мощности (в этом, как вы уже догадались, заключался второй этап прослушивания) DAC Ultra подошел не столь педантично. Даже при самом сильном желании разложить звуки по полочкам было невозможно — да и не нужно: слитная (но с четкими индивидуальными образами) звуковая картина доставляла слушателям истинное удовольствие. Помнится, меня именно тогда и осенило: так вот почему этот малыш получил несоразмерный на первый взгляд индекс XXL — в его миниатюрном теле таится голос настоящего мужчины.

Результаты измерений и паспортные данные ЦАПа и усилителя для наушников Oehlbach XXL DAC Ultra

АЧХ встроенного ЦАПа не вызывает нареканий: провисание на краях диапазона минимально, дисбаланс по каналам недотягивает даже до 0,2 дБ. Вместе с тем настораживает резкий рост КНИ на частотах выше 6 кГц (максимальная величина этого показателя превышает опорную на 1 кГц почти в 50 раз!) и довольно странный отклик на одиночный импульс (даже не сразу поймешь, что фаза входного сигнала инвертируется).

Спектр выходного сигнала тоже оставляет желать лучшего — он загрязнен следами нескольких разностных и кратных гармоник. Впрочем, с ними можно мириться: их уровень не превышает –80 дБ.

Данные лаборатории Stereo&Video, январь, 2015

Неравномерность АЧХ: 0,13 дБ

Дисбаланс каналов на 1 кГц, (L-R): 0,16 дБ

КНИ на 1 кГц/пик: 0,006/0,270%

Паспортные данные

Аудиовходы: линейный аналоговый2хRCA, коаксиальныйRCA, оптическийToslink, USBB

Аудиовыходы: линейный аналоговый2хRCA, выход на наушники2х6,3 мм

Масса: 1,07 кг

Габариты: 155х48х200 мм

Потребление/Standby: 5,5/0,1 Вт

Поддерживаемые частоты дискретизации: 32/44,1/48/96/192/384 кГц

Масштабирование: до32 бит/384 кГц