Тест ЦАПа iFi Micro iDSD Black Label: преобразователь с добавками

Тест ЦАПа iFi Micro iDSD Black Label: преобразователь с добавками

Британская компания iFi появилась на свет всего лет пять назад, однако за это время успела вывести на рынок мобильного аудио целый арсенал добротных и иногда достаточно необычных по функционалу устройств. Мне на тестирование попалось одно из самых интересных — улучшенная версия мобильного ЦАПа и усилителя Micro iDSD.

Причуды родословной

Прототип героя сегодняшнего повествования интересен тем, что разрабатывался он по системе Crowd-Design. То есть высказать свое мнение о схемотехнике или функционале устройства мог любой аудиофил, зарегистрировавшийся на пабликах проекта. От краудфандинга такая система отличается диаметрально — в первую очередь тем, что у обитателей онлайнового сообщества просят поделиться с разработчиками не деньгами, а мыслями и идеями. Ход, конечно, заманчивый, но небезопасный: все мы знаем, что люди на профильных форумах могут найтись какие угодно, и осмысленно реализовать в рамках одного устройства поток группового аудиофильского сознания — задача нетривиальная.

Однако, несмотря на молодость бренда, опыта разработчикам iFi не занимать, ведь компания не материализовалась на пустом месте, а отпочковалась от небезызвестной Abbington Music Research (AMR). Поэтому, вероятно, «глас народа» в итоге кристаллизовался в аппаратик, довольно благосклонно принятый не только его онлайновыми творцами, но и обычными меломанами.

Ну а через некоторое время после выхода Micro iDSD в свет, было решено по максимуму прокачать его конструкцию — очевидно, чтобы угодить не только прижимистым адептам коэффициента «качество/цена», но и радикальным ценителям, для которых экономия на звуке актуальна куда в меньшей степени. Так, собственно, и появился «Черный лейбл».

Навигация в многомерном пространстве

Подавляющее большинство моделей iFi заключены в массивные (хотя и миниатюрные) корпуса из матового алюминия, так что радикально черный Black Label с ярко-оранжевой маркировкой портов и переключателей смотрится среди них просто-таки эпатажно.

От «народной» версии аппарату достался форм-фактор корпуса — достаточно необычный, особенно для тех, кому до этого не приходилось иметь дело с представителями линейки iFi micro.

Вытянутый в длину металлический брусок может напомнить собранную по военным стандартам радиостанцию или еще какой-нибудь специфический прибор, но суть одна — качество сборки и отделки тут крайне высокое, а внешность для звукового устройства абсолютно не типичная. И разъемы, и тумблеры фирменных обработок, и барабанчик регулятора громкости (управление аналоговое) поддерживают реноме вещи весьма добротной, и лишь утопленные в панели корпуса ползунки переключателей и на вид, и на ощупь немного проще. К тому же они пластиковые и при неаккуратном обращении могут попросту отскочить.

Коммутация и органы управления расположены на пяти гранях параллелепипеда из шести, что способствует развитию у владельца пространственного мышления и зрительной памяти. Помогает в ориентации подробная маркировка на нижней поверхности, которая содержит даже подробное описание поддерживаемых стандартов и ключевых фирменных фишек.

Помимо самого аппаратика, в роскошно оформленной упаковке обнаружился на редкость щедрый набор аксессуаров: удивительно гибкий интерконнектор RCA-RCA, наоборот жесткий (поскольку поддерживает USB 3.0) удлинитель USB, адаптер с портом USB-B, сквозной канал, а также насадка на оптический кабель Toslink, позволяющая подключать его к комбинированному коаксиально-оптическому цифровому гнезду RCA.

Кроме вышеуказанного порта, коммутация включает 6,3-мм джек для наушников, два гнезда USB — для подключения цифровых источников и их зарядки, второй миниджек для ввода аналогового стереосигнала и два тюльпана для его вывода. Интересно, что если ЦАП принимает поток по USB, тот же сигнал можно снять с цифрового тюльпана в коаксиальном включении, то есть аппарат умеет работать конвертором интерфейсов. Если же на USB сигнал отсутствует, RCA переходит во входной режим, принимая по оптике или коаксиалу PCM с частотой квантования вплоть до 192 кГц.

Возможности USB, понятное дело, куда шире: PCM до 768 кГц, DSD до 22579,2 кГц (т.е. DSD512) и DXD до 768 кГц.

Беззастенчивая коррекция

Идея повышения компактности за счет гибридных решений коснулась не только коммутации, но и настроек. Характер звучания можно подкорректировать с помощью трехпозиционного фильтра, работающего в трех абсолютно разных режимах. Его положения маркированы как Bit-Perfect, Minimum Phase и Standard, но такая раскладка актуальна только для цифровой фильтрации при обработке PCM. Интересно, что в инструкции рекомендуется слушать музыку на Bit-Perfect, а измерения проводить на Standard.

Если же источник воспроизводит DSD, то положения селектора следует понимать как Extreme, Extended и Standard, причем речь идет уже о нюансах аналоговой фильтрации. В этом случае со звуковыми предпочтениями каждому рекомендуется разбираться самостоятельно, ну а измерять параметры лучше опять-таки в Standard.

Ну и наконец, при обработке DXD система попросту не работает, в любом положении пропуская сигнал напрямую.

Другие селекторы позволяют менять глобальную фазу сигнала, отключать регулировку уровня на выходе предусилителя, переключать коэффициент усиления и даже включать аттенюатор для согласования с особо чувствительными внутриканальными наушниками.

На миниатюрной фронтальной панели, помимо прочего, обнаружились два добротных тумблера, включающих фирменные эффекты 3D Plus и Xbass Plus. Первый по характеру воздействия на звук сильно напоминает систему расширения стереобазы, ну а второй, как нетрудно догадаться, отвечает за усиление басов. Где еще вы найдете столько способов воздействия на саунд?

Золотая проволока

О внутренней схемотехнике девайса официальной информации не так много. Сердцем его является «двухъядерный чипсет, построенный на Burr-Brown True Native DAC». Очевидно, что речь идет о той же парной связке 24-битных двухканальных ЦАПов TI DSD1793, которые использовались в базовой версии. Архитектура данного чипа действительно была разработана в Burr-Brown незадолго до вхождения в состав Texas Instruments. Впрочем, его названия в фирменных описаниях тоже не найти: вероятно, разработчики логично рассудили, что пассивная и активная обвеска конверторов на характер саунда оказывает влияние не меньшее, чем сами чипы.

И вот как раз по поводу вспомогательных элементов создатели не скромничают. Например, в аппарате применены емкости прецизионной точности на базе диэлектрика C0G, а в цепях питания электролиты Sanyo OS-CON, которые благодаря твердотельному полимерному электролиту известны долговечностью, точностью номиналов и высокой температурной стабильностью. В последнее время они выпускаются под брендом Panasonic и стоят примерно в десять раз дороже, чем конденсаторы с гелевым электролитом, так что в аппаратуре ценой менее $1000 встретить их можно крайне редко.

А еще сигнальный тракт Micro iDSD Black Label вооружен сверхмалошумящими операционными усилителями совместной разработки iFi/AMR OV2028 и OV2627, выводы которых изготовлены из меди высокой очистки и соединены с кристаллом золотыми нитями чистотой 4N.

Из прочих особенностей «черного ящика» отметим работающий с фемтосекундной точностью тактовый генератор, обеспечивающий сверхнизкие фазовые искажения и подавление джиттера, а также улучшенные алгоритмы фирменных фильтров 3D Plus, Xbass Plus и общую доработку аналоговой и цифровой секций, подробности которой не уточняются.

Большому мальчику — большая игрушка

Извлекаю приборчик из глянцевой упаковки, снимаю с разъемов пылезащитные силиконовые колпачки и приступаю к тестированию. Внутренний аккумулятор на 4800 мА·ч заряжается небыстро, но зато и хватает его примерно на девять часов работы с наушниками средней чувствительности (и до двенадцати в режиме Eco с высокочувствительными «затычками»).

C подключением к компьютеру пришлось слегка повозиться, поскольку стандартное для внешних ЦАПов «принтерное» гнездо USB-B тут отсутствует. Его место занимает «папа» USB-А, так что ваш любимый аудиофильский кабель удастся использовать только со специфическим переходником. Он, слава богу, входит в комплект, но лишнее сочленение на пути цифрового потока, конечно, не радует. Правда, в таком раскладе есть и свои плюсы: без дополнительных проводов к ЦАПу можно подключить OTG-адаптер для подключения Android-гаджетов или переходник Lightning–USB. И в случае мобильного варианта использования это очень даже ощутимое преимущество.

Кстати, о мобильности: 18 сантиметров длины и 310 грамм веса — не так уж и мало, так что, притянув смартфон комплектными эластичными кольцами к алюминиевому блоку, получаем конструкцию по смартфонным понятиям довольно массивную и увесистую. Но опять же, габариты аппарата продиктованы отнюдь не тем, что мастерам в iFi некуда было девать алюминий. Вполне достаточные тому доказательства — мощный аккумулятор, способный два раза подряд с нуля зарядить iPhone, и основная плата, просто-таки испещренная дискретными элементами.

К тому же и по дизайну, и по габаритам Micro iDSD Black Label — явно игрушка для мотивированных мальчиков, которые не боятся испортить прическу большими накладными наушниками, не страдают от отсутствия в одежде больших карманов и готовы мириться с присутствием в них нескольких лишних сотен грамм ради удовольствия продолжать слушать коллекцию любимых DSD-треков где угодно.

Кстати, о наушниках. Для тестирования я использовал двухдрайверные арматурные вставки Shure 425 (22 Ом), 300-омные Sennheiser HD-650 и в качестве промежуточного варианта 62-омные AKG K712 Pro. Роль мобильного источника исполнял смартфон Huawei P10 с приложением USB Audio Player PRO, стационарного — MacBook Pro с плеером Decibel.

Небесполезные мелочи

Вместе с ЦАПом я решил испытать два занятных аксессуара: разрушитель земляных петель iDefender 3.0 и USB-фильтр iSilencer 3.0. Первый из них интересен тем, что оснащен отдельным входом для внешнего питающего напряжения 5 В (например, от внутреннего аккумулятора того же Micro iDSD) и таким образом способен полностью изолировать цифровой поток от влияния силовых цепей источника. Штука однозначно полезная, хотя на своей любовно переложенной домашней проводке и снабженной аккумуляторами аппаратуре слышимый эффект от его работы уловить мне не удалось.

Что же касается iSilencer 3.0, то он, согласно официальной информации, представляет собой активный шумоподавитель «уменьшающий джиттер и ошибки в передаче пакетов», а также «ребалансирующий USB-сигнал», что бы это ни значило. К нему я изначально отнесся скептически, поскольку обычно при работе с качественными недлинными USB-межблочниками в подобных репитерах необходимости не возникает.

Сначала прослушивание лишь подтверждало его абсолютную необязательность в тракте. Однако при замене интерконнектора QED на обычный принтерный кабель, начиная с потока DSD256, разница все-таки проявилась.

С iSilencer звучание стало слегка прозрачнее и точнее в плане микродинамики: видимо, при частоте семплирования под 12 МГц потери в коммутации действительно могут быть довольно существенными. Так что при необходимости тянуть скоростное USB-соединение более чем на метр, а тем более посредственным кабелем, лишним такой приборчик точно не будет.

Рассказ с подробностями

Ну и наконец о звуке. Скажу сразу, что при выходном импедансе менее 1 Ом и мощности 1,56 Вт на нагрузке 64 Ом никаких проблем с раскачкой тестовых наушников Micro iDSD Black Label не испытывал. Самые тугие модели вроде HiFiMan HE6 ему наверняка тоже по силам, тем более, совместимость с данными «ушами» в официальном описании подчеркивается особо.

Однако особенности саунда на принципиально разных наушниках, конечно же, проявляются по-разному. Общим моментом, в той или иной степени проявившимся на всех «ушах», стали сверхдетальные средне-высокие частоты. Но особенно они проявились в силу специфики арматурной конструкции на внутриканальных Shure.

На HD-650 данный диапазон вел себя куда более сдержанно, при этом оставаясь источником невероятного количества музыкальных подробностей. В первую очередь такая особенность проявлялась на треках высокого и сверхвысокого разрешения. Надо сказать, я не сторонник поисков музыкальной правды в заоблачных частотах квантования, а потому небольшую подборку файлов в DSD512 держу исключительно в тестовых целях. Аппарат их воспроизвел, но сколько-нибудь заметные различия (в основном в пространственных ощущениях) обнаружились ниже, лишь между DSD256 и DSD128, и только в наушниках AKG K712 Pro. В них же, кстати, особенно рельефно воспринимались и быстрые, динамичные, но при этом достаточно увесистые и уверенные в себе басы. В паре с Chord Mojo, насколько я помню, «семьсот двенадцатые» играли чуть более высветлено.

Дальше можно достаточно долго распространяться об отличной выверенности вокального диапазона и его богатой обертональной структуре, плюс об отличной динамике снизу доверху. Однако основной конек Black Label именно в умении вычленять самые тонкие детали в звучании отдельных инструментов (не только струнных и меди, но и деревянных духовых, к примеру), даже если те составляют большой симфонический оркестр, играющий увертюру Чайковского «1812 год».

Предвижу вопрос об опасности такого подхода для целостности восприятия музыкальной картины. Применительно к данному аппарату такая неприятность может случиться только в одном случае — если при записи и сведении звукорежиссер не уделил достаточного внимания гармоничности сосуществования в фонограмме тембрально близких инструментов. Ну и конечно, очень многое тут зависит от наушников, причем помимо хирургической разрешающей способности от них требуется нейтральность и достойные как микро-, так и макродинамика.

Теперь о регулировках. Фирменные фильтры 3D Plus и Xbass Plus реализованы грамотно и с душой. Одна беда, уровень их воздействия на сигнал не регулируется, а по умолчанию он настолько силен, что вряд ли кто-нибудь из ценителей правильного звука решится их использовать. Хотя для озвучки шумной вечеринки они однозначно пригодятся.

Вышеописанный трехпозиционный фильтр, отвечающий за аналоговую (для DSD) и цифровую (для PCM) коррекцию, работает куда тоньше. В основном его влияние на звук сводится к более сбалансированному по общей тональности режиму Bit-Perfect и немного акцентированным верхним частотам с чуть подчеркнутой фронтальной атакой на пресете Standard. Впрочем, эффект сильно зависит от коэффициента усиления и импеданса нагрузки, так что вместе с регуляторами усиления этот переключатель составляет отличный инструмент для тонкого тюнинга связки ЦАП/наушники.

Выводы

Как и созвучный по названию благородный напиток, Micro iDSD Black Label задает весьма высокую (особенно по понятиям мобильной аппаратуры) планку, оставляя ценителям возможность наслаждаться процессом, экспериментировать и обсуждать тонкие нюансы вкуса. И, что особенно ценно, делать это в любой обстановке и практически на любом сигнале.

Достоинства: поддержка практически любых мыслимых и некоторых немыслимых форматов оцифровки, уверенный контроль и адаптивность к сложной нагрузке, богатая упаковка и комплектация, способность раскрыть самые тонкие нюансы записей высокого и сверхвысокого разрешения.

Недостатки: весьма внушительные по понятиям портативной техники размеры, переключатели режимов фильтрации и параметров усиления по добротности изготовления проигрывают остальным элементам конструкции.

Официальный сайт: iFi Micro iDSD Black Label, iFi iDefender3.0, iFi iSilencer3.0

Цена: iFi Micro iDSD Black Label — 44 220 рублей, iFi iDefender3.0 — 3 900 рублей, iFi iSilencer3.0 — 3 900 рублей

Паспортные данные

Мощность (макс.): 4,0 Вт (16 Ом)

Мощность (продолжительная): 1560/166 мВт (64/600 Ом)

Коммутация: входы USB, SPDIF (Optical/Coax.) аналоговый Jack mini; выходы SPDIF Coax., аналоговые 2 x RCA, Jack

Динамический диапазон (ЦАП/Усилитель): >117/115 дБ (Eco Mode, выход 2 В)

Выходной импеданс: < 1 Ом

Полный коэффициент гармоник (ЦАП/Усилитель): 0,003 / 0,008%

Потр. мощность: 4 Вт (макс.)

Габариты (мм): 177 х 67 х 28

Масса: 0,31 кг

ТЕГИ:#iFi
74.77 дБ +

Комментарии

#

Глядя на печатную плату невольно поймал себя на вопросе: "Кого мне она напоминает, конечно - продукцию Schiit Audio" ! Наверно, тоже сделана в америке ))))

- 57.78 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Как соберётесь делать платы и усилители - там можно выбрать любой цвет. Стандарт - зелёный. Возможны - красный, жёлтый, чёрный, белый - практически, любой )))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @french_alex #

Да я как бы совсем про другое.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Я как бы про то, что это стандартный дизайн для современного малосерийного производства. Понятное дело, что ни в какой Америке это не делается, есть куча сервисов, куда загружаешь чертежи печатных плат и спецификацию элементов, получаешь печатные платы или готовое изделие нужным тиражом.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @french_alex #

Правильно, а Schiit преподносит это с пафосом как уникальность с претензией на Hi-End. Поэтому глядя на платы и возникает вопрос - почему так много денег они просят за, в общем-то, обычные вещи ?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Не-не...

Много за обычное в принципе - это новый (и единственный) ЦАП от Чернов...

- 50 дБ +
#

На линейном выходе как дела?

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @YG #

у меня подключен с линейного выхода к cambridge cxa80. межблочником siltech silver new york series.

всякими терминологиями не владею, измерительных приборов тоже не применял (не имею и не умею).

слушаю на древних дешевых АС - Energy RC-70 (подключены qed silver и еще какие то qed еще проще, на сч и нч соответственно).

к ноутбуку вчера подключил wireworld ultraviolet usb вместо комплектного кабеля, на уровне самовнушения есть улучшения.

по моим субъективным ощущениям переигрывает мой стационарный pioneer n-70a (на всеми поносимой сябре) подключенный балансным wireworld luna (с тех пор как купил этот ifi два месяца назад, ни разу рука не потянулась стационарный сетевой проигрыватель включить).

как бы слышал существенно более дорогие сетапы у других людей, но какого то вау эффекта относительно своего дешевого не испытал. в своем сетапе вроде как всё устраивает, но чисто теоретически хотел бы конечно принципиально что то обновить, для получения более свежих ощущений, но материально как то пока не получается.

на ifi есть селектор, чтобы в качестве преда использовать, но я в директ поставил и громкость усилителем регулирую, т.к. все равно интегральник.

dxd и dsd128/256 звучат заметно лучше, чем 24/96 и очень заметно лучше, чем 16/44,1. на 99% слушаю академическую музыку, барокко, симфоническую и проч. (на nativedsd этого добра валом, цены кусаются, но на 1-2 альбома в месяц стараюсь наскребать). все что не классика, даже в относительном хайрезе, начинает коробить уши как на напольниках так и в наушниках (audio-technica m-70) из за зажатого динамического диапазона.

на прошлой неделе купил второй на работу (не микро, правда, а нано bl label).

обратите внимание те, кто смотрит в сторону этих цапов - у nano black label запас мощности побольше, чем у обычного и light edition. у меня товарищ купил light edition и на тех же наушниках на записях с высоким динамическим диапазоном приходится до упора регулятор выкручивать, и даже не хватает на некоторых.

- 53.01 дБ +
#

Вообще, если бы возникла альтернатива Хьюго за чуть мЕньшие деньги, никто бы не был против .. А потянет он такое сравнение ? И, действительно, что у него на линейном выходе, тоже порядок ?

- 53.01 дБ +
#

Любопытный вариант, нужно будет послушать.

- 50 дБ +
#

Увидел инфу, что 2*1793DSD отвечают только за DSD, а для PCM имеется отдельный засекреченный чип.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Perry #

Прочтёте насчёт того, каким образом в сигма-дельта ЦАП организована поддержка DSD, отпадёт вопрос про "отдельный засекреченный чип"...

Хотя в данном случае производитель заявляет "All native decoding, no internal hardware conversion".

- 53.01 дБ +
#

Как пишут в том обзоре, вот это " олл натив ..." значит, что он не переводит ̶Л̶С̶Д̶ DSD в PCM, а так и декодирует, и тут же говорят про еще один пээсэмовский цап. Не знаю, я не верхний спец, но что этот 1793 стОит $2 вместо хотя бы $7 - немного настораживает...

- 53.01 дБ +
#

Интересная статья. Не совсем понятно только вот это: "С iSilencer звучание стало слегка прозрачнее и точнее в плане микродинамики: видимо, при частоте семплирования под 12 МГц потери в коммутации действительно могут быть довольно существенными."

Что понимается под потерями в коммутации? Если будут теряться биты - будет шум и треск, какая уж тут прозрачность.. Если имеется в виду пресловутый джиттер в рамках дозволенного спецификацией интерфейса, то его влияние на 100% нивелируется FIFO буфером приёмного устройства usb. Если джиттер будет вне рамок дозволенного, то из-за возникающих неопределённостей будут неверно распознаваться биты, что, опять же, породит шум и треск..

- 50 дБ +
#

к вышесказанному: и в качестве усилителя для наушников, этот мне нравится больше, чем тот, что встроен в cambridge cxa-80, помимо, собственно цапа.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.