Вообще-то само определение этно-джаз – тавтология. Что означает приставка «этно»? Народные/фольклорные мотивы? Очень хорошо, но ведь сам джаз-то и вырос из народных музык: блюза, осколков африканского фольклора и так далее. И вообще, как говорил Луи Армстронг: «Любая музыка — народная, вы когда-нибудь слышали, чтобы лошадь пела?»

Но как бы там ни было, к шестидесятым годам прошлого века джаз уже оформился в своеобразную, четко различаемую идиому. При том, что уже существовал ряд стилей и ярлыков — бибоп, хард-боп, кул, фри и так далее, — джаз все прирастал и прирастал различными внешними влияниями. И вот один из таких побегов этого дерева — побег в музыкальное творчество других народов.

Buddy Rich and Alla Rakha «Rich à la Rakha»

Альбом с многосмысленным названием («Богатый как Ракха»?) — кооперация барабанщика Бадди Рича и индийского виртуоза таблы Алла Ракха. Строго говоря, та музыка, которую играет мастер Ракха, никакой не фольклор, а самая настоящая классика с тысячелетними традициями — правда, индийская. Но слышит европеец все равно экзотику и национальный колорит.

Из джазменов одним из первых зафанател от индийской музыки, понятно, Джон Маклафлин. Его же Shakti — самый известный (и даже популярный) пример дружбы джаз-рока с Индией. Но отметился и главный барабанщик джаза всех времен и народов — Бадди Рич (да, тот самый кумир главного героя фильма «Одержимость», впрочем, и не только его).

Альбом вышел в знаковый для поп-культуры год — 1968. Музыка — прекрасна хотя бы тем, что там нет никакого нарочитого опрощения/опошления, заточки под средний европейский/американский вкус. Это, строго говоря, вообще не джаз — от него тут только фрагменты. Но есть классная энергия, драйв и плавные мелодии флейты (Пол Хорн).

Московский барабанщик Владимир «Big» Глушко (Bigateque) считает, что «здесь Рич со своей ударной установкой как-то отлично вписался в индийскую музыку». Действительно, барабанная установка и табла тут установили дружеский диалог — удивительным совершенно образом.

Joe Zawinul «My People»

Альбом корифея джаз-рока, клавишника Джо Завинула, с говорящим названием «Мой народ» — настоящий праздник этники. Даже так: шоукейс, практический пример, как вписать разные лады, традиции, влияния в нормальный упругий джаз-рок. Альбом вышел в 1996 году, и на нем Завинул-классик джаза собрал самых именитых, ярких и интересных этномузыкантов со всех широт. От африканца Салифа Кейты до алтайца Болота Байрышева (заслуженный артист РФ, между прочим).

И себя самого Завинул представил как нацменьшинство — спел на диалекте своей деревни песенку «Erdäpfee Blues» («на австрийском» это значит «Блюз картошки»).

Don Cherry «Multikulti»

Трубач Дон Черри (отец поп-певицы Нены Черри и певца Игл-Ай Черри) играл авангард с Орнетом Коулменом. В Америке эта их безумная музыка шла плохо, но он нашел понимание и пристанище в Европе. В Швеции, кстати, и родился его сын Игл-Ай Черри. А в Европе, как мы знаем, очень любят всяческий мультикультурализм, рушить барьеры, раздвигать рамки и вот это все. Ну и Дон Черри как-то ухитрялся балансировать между этникой и авангардом. Вехой считается его работа для ECM — проект Codona. Альбом «Codona 3», кстати, оказался первым этно-джазово-авангардным альбомом, который завелся в коллекции вашего обозревателя — лет еще двадцать назад, но его я советовать не буду: там слишком много тишины, психоделии, транса. Для продвинутых юзеров, короче говоря.

А вот альбом Дона Черри «Multikulti» 1991 года на удивление приятен и мелодичен. Ничего особо специфически африканского, но Черри играет, в частности, на западноафриканском струнном инструменте doussn'gouni. Он напоминает тар — вертикальный, несколько струн, круглый резонатор. И тут же звучит дунун — опять-таки барабан из Западной Африки. Общая атмосфера — приятный мультикультурный фестиваль.

John Zorn & Masada

Специально не указываю название альбома, записанного Джоном Зорном в проекте Masada. Проект объединил еврейские мелодии с фразировкой Орнетта Коулмена (саксофон имеется в виду) и диссонансы фри-джаза. Ну гениально! Masada записала десяток альбомов, каждый из которых называется буквой еврейского алфавита: алеф, бет, гимель, далет, и так далее, вниз по азбуке.

Я вот лично взял в коллекцию не все, врать не буду, именно потому, что они, в общем, довольно похожие — услыхав «Алеф», примерно понимаешь, чего стоит ждать от «Бета». Есть еще очень интересные концертники — неровные, с провалами, но и с такими эмоциональными высотами, что голова кружится. Берите любой альбом, короче говоря!

Jan Garbarek «I Took Up The Runes»

Северная Европа внесла свой вклад в мировой джаз — и один из главных контрибьюторов, понятно, Ян Гарбарек, поляк по отцу, норвежец по матери. Он — просто символ европейского джаза, нравится это кому-то или нет: холодноватого, медитативного… В принципе, такой джаз, как у Гарбарека в частности и на лейбле ECM в общем — это музыка такая космополитическая, евросоюзовская. Так что когда там прорываются этнические влияния, то это просто разрыв шаблона!

Альбом 1990 года — обращение Гарбарека к фольклору собственной страны, не народа, а именно страны, потому что тут, помимо норвежских влияний, еще и саамские. Два заметных саама Норвегии приняли участие в записи: актер Ингор Гауп и певица Мари Бойне Персен. Начинается как раз с трека на саамском языке — «Gula Gula», хит Мари Бойне в ее же исполнении.

Dhafer Youssef «Birds Requiem» и «Diwan of Beauty and Odd»

Из современных шедевров. Эти два альбома тунисского вокалиста и исполнителя на уде Дафера Юссефа вышли пару лет назад, с небольшим промежутком, примерно в год, и в общем могут рассматриваться как дилогия. «Реквием птиц» — произведение мрачное: этот альбом Дафер сочинял в память о своей матери. «Диван» — более светлый, даже — грувовый. Но от болезненно-пронзительного вокала Дафера все равно никуда не деться.