Заглянем в тот лагерь джазменов, который обычно не получает широкого освещения в прессе и интернете, сохраняя некий культовый статус. Обратим внимание на тех музыкантов, кто отрывается в свое удовольствие, продвигая новые идеи. Такие принципиальные есть везде: в России, Англии и Америке.

Четыре обозреваемых здесь коллектива как раз из этих стран. И аж двое наших: молодой, но уважаемый фри-квартет «Бром» и коллаборация Алексея Круглова с живым классиком авангарда — простите за оксюморон — Владимиром Чекасиным. А также — модернистский боп от англичанина Тони Кофи и говорящий контрабас Кларка Соммерса.

BROM «Dance with an Idiot»

Московский BROM — их работы мы уже неоднократно обозревали — заметные артисты на клубной сцене не только у нас, но и зарубежом. В частности, записываются на иностранном лейбле.

Надо сказать, что в плане международного продвижения всякий фри/авангард — позиция выигрышная. У этих стилей — кто-то скажет, антистилей — нет местного акцента. Никакой, так сказать, местечковости в плохом смысле. То есть музыканты этих стилей/направлений — это какая-то отдельная нация. Интеллектуалы, которые добровольно дичают на сцене. Сложную музыку возвращают в первобытное состояние. Не столь важно, кто на сцене: русский BROM или какой-нибудь финский Black Motor (почему-то у меня именно такие ассоциации) — важнее, насколько сегодня музыканты решили оторваться и всех порвать.

Вот это в этом смысле — почти идеальный альбом. По концертам и предыдущим альбомам понятно, что эти интеллигентные ребята — звери. Когда играют. Сейчас еще более усугубили свою ярость. Звук плотнее, тембры жестче — совсем как драчевый напильник. И прямо-таки роковый драйв!

Bandcamp

Tony Kofi «Another Kind Of Soul»

Нечасто мы слышим про джазовых исполнителей из Соединенного Королевства, хотя всякие фанк-, соул- и джаз-сцены там процветают. Саксофонист Тони Кофи был не знаком мне до этого релиза. Упущение: ведь Кофи выступал с World Saxophone Quartet, где вообще традиционно только лучшие — crème de la crème саксофонного мира. Отличный мастер с прекрасным звуком: теплым и мягким. И свингует как бог.

Этот концертный альбом — трибьют Кеннонболу Эддерли. Фактически — это такая редкая разновидность «нормального» джаза. Для широкой аудитории. Я имею в виду, что тут мысль без зауми и техника не ради «покрасоваться». Хороший такой мейнстрим. Яркие фразы, грув, увлекательные импровизации, точное взаимодействие музыкантов. И кожей ощущаемое удовольствие как публики, так и тех, кто на сцене. Мастерский и искренний мейнстрим-джаз. Что само по себе большая редкость.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer

Vladimir Chekasin, Alexey Kruglov «Aspect Ratio»

Музыкальные концептуалисты двух разных поколений записали совместный альбом. Не знаю, как обозначить его жанр или хотя бы описать. Может быть, Велимир Хлебников во фри-джазе? Фишка в том, что здесь один из инструментов — это речь. Слово. Не в смысле семантики, а в смысле сугубо акустическом. Тексты Круглова декламируются и наползают друг на друга, образуя своеобразную полифонию.

«Альбом вдохновлен текстами Круглова, которые вместе с красочной палитрой электроники Чекасина образуют полифоническую многослойность партитуры общей композиции. Дуэт подходит к тексту как к звуковому объекту — авторы разрабатывают литературно-музыкальный материал в композиционных структурах крупной формы, исследуя его необъятные звуковые проявления», — гласит аннотация.

Если этот странный набор умных терминов перевести на русский язык, то получится как раз то, что я написал выше. Слово тут — это звук. Голос — инструмент. Фразы проговариваются и накладываются друг на друга. Смешиваются с электроникой и живыми инструментами. И, действительно, из хаоса получается некая прочная конструкция.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer, Fancymusic

Clark Sommers’ Ba(SH) «Peninsula»

В знаменитом «Контрабасе» Патрика Зюскинда этот музыкальный инструмент уподобляется живому существу. Почти что человеку, причем не очень приятному. Во всяком случае, жить с таким не очень комфортно. Здесь же, кажется, нечто противоположное.

Для контрабасиста Кларка Соммерса — постоянный член группы певца Керта Эллинга — контрабас тоже живое существо, но в смысле сугубо положительном. Он у него как, я не знаю, любимый кот — как погладишь, так тот и будет мурлыкать.

«Peninsula» — альбом, записанный трио со старыми соратниками Соммерса. Тут отличный саксофонист Джеф Бредфилд (рекомендую и его сольные альбомы) и барабанщик Дана Холл. Материал вполне современный: смесь бопа, грува и свободных кусков. В общем, пост-боп. Атмосфера — задумчиво-психоделическая. Кларк Соммерс не старается тут блеснуть скоростной техникой. Все в нюансах: фразировка, звук… Иногда контрабас просто разговаривает — на самом деле, без кавычек!

Apple Music, Deezer