«Чужой: Завет» (Alien: Covenant) — пожалуй, самая ожидаемая премьера 2017 года. В режиссерском кресле — тот самый Ридли Скотт, в третий раз вернувшийся к знаменитой саге. Фильм 1979 года стал не только прорывом в карьере молодого режиссера, но и занял впоследствии почетное место в мировом кинематографе, встав в один ряд с эпопеей Лукаса. Сделав космос ареной, Скотт сместил авантюрно-пионерский акцент «Звездных войн» в мрачный мир фантазий Ханса Гигера о совершенном убийце-ксеноморфе. Картину органично дополнил саундтрек Джерри Голдсмита и образ Эллен Рипли, сумевшей в одном лице аккуратно отразить обе грани человека, его женственную и мужественную стороны. Этот же ключ не дает покоя режиссеру и спустя 30 лет. Только теперь акценты сместились на мыслящую биомашину, созданную человеком.
Небольшой экскурс
Правду говорят, что в одну реку нельзя войти дважды: последующим частям франшизы, кажется, постоянно чего-то недоставало. Ни Кэмерон, ни Финчер не смогли в итоге передать той безысходности и драматизма, игры света и неподдельного ужаса в глазах членов экипажа, которую зритель наблюдает в первом «Чужом». Версия француза Жене и вовсе теряет остатки не только утонченности, но и в целом здравого смысла. И вот спустя годы Ридли Скотт снова берется за штурвал.
Предшественник «Завета» «Прометей» собрал поровну позитивных и негативных отзывов. Бог его знает, на что рассчитывали фанаты, слишком разношерстым был их личный опыт любви к ксеноморфу. В итоге примерно все сошлись во мнении, что «Прометей» получился лентой визуально превосходной, но уж слишком величавой и перегруженной философским дискурсом. Зато в нем замаячило библейское имя андроида, и вот уже сам он выруливает на главную роль «Завета». А решительной женщине уготована почетная, но, увы, вторая роль в новом проекте.
Легко сказать, когда фильм (музыка, картина etc) не понравились. Когда нет искры или стержня, над костюмами, спецэффектами и прочим антуражем можно только посмеяться. Когда очень понравилось, тоже понятно — речь фаната не остановить. Другое дело, когда фильм зацепил или, как в случае с «Заветом», оставил неоднозначное впечатление. Здесь, кажется, важной становится каждая деталь.
Сюжет
Потеряв связь с «Прометеем», комплектуется новая колонизаторская экспедиция —корабль «Завет» летит на планету, которую ученые считают пригодной для заселения.
Авария, произошедшая за семь лет до окончания полета, уносит жизнь капитана корабля (яркий в прямом смысле эпизод с Джеймсом Франко) и меняет планы экипажа. В результате команда оказывается на неизведанной, но вроде бы вполне пригодной для колонизации планете.
Символы
«Завет» логически развивает затронутые в «Прометее» вечные вопросы, очевидно волнующие самого Скотта еще со времен «Бегущего по лезвию», — жизни и смерти, долга и воли, искусственного разума и его создателя. Символов здесь действительно много, будьте внимательны.
Андроид, играющий на рояле Вагнера и называющий себя именем скульптуры Микеланджело, а после — с мастерством профессионального художника отрисовывающий эскизы Чужих (кстати, это были работы самого Гигера), и со скрупулезностью опытного ученого выращивающий совершенные организмы. Господь и человек? В самом начале Давид спросит у своего инженера Питера Вайленда (Гай Пирс): «Если ты создал меня, кто создал тебя?» Тут даже школьнику, не видевшему ни одной части знаменитой франшизы, станет ясно — перед нами не просто искусственный организм.
Само название «Завет» — уже нескромный отсыл к Библии: «Впервые термин "Ветхий Завет" появляется в 2Кор. 3:14, где он связывается с Моисеевым Законом, и возможно, автор традиционно понимает его как обязательства, наложенные Богом на народ». Многим зрителям теология с ницшеанством на большом экране покажутся за уши притянутыми. Пришли на рубилово с ксеноморфами, а тут вам — диалоги о смысле жизни, роботы, цитирующие классиков... Однако просто так отмахнуться от 80-летнего Ридли Скотта не получится.
Много актеров и один герой
В проекте заявлены Кэтрин Уотерстон, Гай Пирс, Джеймс Франко, Дэнни Макбрайд, Билли Крудап и другие. Но камера в основном кружится вокруг Майкла Фассбендера — главного героя «Завета», исполнившего сразу двух андроидов-антиподов. Являясь модернизированной моделью Дэвида из «Прометея», Уолтер гораздо ближе к человеку своей способностью к эмпатии. Чистый разум, возведенный в абсолют. Люди, да и Чужие, кстати, тоже — служат лишь явлениями природы, стихийными статистами в противоречии между двумя андроидами.
Символов здесь хватает и не всем они придутся по вкусу. Например, сцена с предательским поцелуем двойников, или игра на флейте. Дэвид/Уолтер в полной мере олицетворяет один из современных архетипов — мужчины с осанкой профессионального танцора, льдом в глазах и неопределенными сексуальными предпочтениями. Что уж там говорить, на борту корабля вместе с остальными семьями присутствует и гомосексуальная пара (актеры Демиан Бишир и Натаниель Дин).
На этом фоне довольно старомодными выглядят ухватки Дэнни Макбрайда и даже мальчуковые майки Кэтрин Уотерстон — женского персонажа, который, собственно, и был раньше стержнем проекта. Вообще о прошлых сериях напоминает не только майка Рипли, хватает и других отсылов вроде олдскульного оружия или прохождение экипажем плотных слоев атмосферы перед высадкой.
Кто-то ругается на бестолковость колонистов, лезущим куда не следует по всем законам второсортных фильмов ужасов. Но и здесь можно увидеть некое подобие гендерных ролей, где мужчина простодушно заглядывает в кокон — там ведь «так красиво!», а женщина-мать мечтает о безопасном гнезде и от того подозрительна к любой новости: «Куда полез, ноги промочишь!» Понравится ли феминисткам идея, что именно женщина — самый консервативный персонаж в любой из серий «Чужого»? Впрочем, против прогресса в лице искусственного разума уже не попрешь.
Важные составляющие
Кино — просто конфетка для тех, кто любит глазами. Фильм снимался на базе Fox Studios Australia в Милфорд-Саунде с использованием искусственного освещения, добавляющего нездешности чужой планете. Дариуш Вольски, оператор картины, рассказывал в одном из интервью, что вдохновлялся Новой Зеландией, ее природой и мягким светом, пробивающимся сквозь облака.
Но помимо мастерского освещения, зрителя ждут кадры и ракурсы — стройные, красивые и по-настоящему гнетущие. Если добавить к этому ну необыкновенно эффектный дизайн корабля, очередную разновидность космических выродков — неоморфов, а также саундтрек, написанный австралийским музыкантом Джедом Курзелем, на мелкие недочеты картины в принципе можно закрыть глаза.
Выводы
Фильм можно рекомендовать к просмотру, отчего бы и не посмотреть? Разумеется, при условии, что вы спокойно относитесь к современному гендерному разнообразию. Поклонники Ридли Скотта с удовольствием пороются в символике «Завета», сопоставив пасхальные яйца «Чужого», «Прометея», «Бегущего по лезвию» и не только. Любители фантастики получат красивую картинку. Любители трэша и хорора — свою долю адреналина: инопланетные гады очень даже омерзительны, быстры и кровожадны.
Ну и молодое поколение, не смотревшее предыдущие части франшизы, тоже не потеряется: фильм вполне может быть рассмотрен как самодостаточное произведение. И даже такие особенности жанра, как бестолковость статистов экипажа — капля в море по сравнению с задумкой и воплощением в жизнь новой картины Ридли Скотта.
Кстати, весной Скотт пообещал, что в случае, если «Завет» окупится, он снимет еще три фильма франшизы. И существует большая вероятность, что к съемкам нового фильма приступят уже через год.