Песни для вечности: новые записи классики

ТEКСТ: Комментарии (8)
75.05 дБ
Песни для вечности: новые записи классики

От барокко до модернизма: все новое — это хорошо забытое старое! Хотя юбилей Бетховена — доминанта нынешнего года, никуда от этого не денешься, — но просачиваются на рынок и другие записи. Или, скорее, так: сильные записи становятся еще заметнее и сияют ярче на фоне этой бетховенианы.

Новейший и крутейший альбом — про Бетховена. Если конкретнее — про его песни. А это уже интригует — автором вокальных хитов Людвиг-вана назвать трудно. А во внебетховенской парадигме есть еще забытый советский композитор, которого попытался вернуть к жизни модный хипстерский пианист. И неизвестный известный Мендельсон. А еще хрестоматийный «Хорошо темперированный клавир» Баха — так, как, наверное, задумывал его автор. Теперь подробнее.

Ian Bostridge, Antonio Pappano, Nicolas Alstaedt, Vilde Frang. «Beethoven. Songs and Folksongs»

Грандиозный проект — супергруппа, так сказать. Контратенор Йен Бостридж, выдающийся дирижер Антонио Паппано в роли пианиста и скрипачка-виртуоз Вильде Франг. Чего еще надо, чтоб оторвать альбом с руками? Эти трое из всего магию сделают. И — ведь делают. Изюминка в том, что надо было додуматься взять у Бетховена именно песни.

Только сумасшедший назовет Людвиг-вана композитором-песенником. И, конечно, его вокальные произведения — даже учитывая вечный хит «Сурок» — не то великое, вроде Девятой. Однако его вокальные сочинения оригинальны, как и все остальное — гений. А тут еще и бетховенские обработки народных песен (ирландских, шотландских, уэльских и других — их он сделал много). Душа и романтика!

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


Алена Баева & Персимфанс. «Концерты для скрипки с оркестром: Мендельсон (версия 1844 г.), Шуман»

Альбом-оксюморон: одно заигранное произведение плюс настоящий раритет. «Правильная» скрипачка-виртуоз плюс ретро-авангардисты. А как еще назвать ансамбль «Персимфанс» (идея демократического оркестра без дирижера родилась через пять лет после Октябрьской революции) и знаменитую Алену Баеву?

Повторимся, заигранный (это определение из буклета альбома!) Концерт Мендельсона соседствует тут со Скрипичным концертом Шумана, который долго-долго искал свой путь к публике.

Не буду повторять интереснейший триллер-сюжет, изложенный в буклете альбома живым вибрирующим языком. Скажу просто: старая-новая версия Концерта Мендельсона пронзительна и романтична. А Шуман очень приятно удивляет. Острое сочетание, но адекватное взаимодополнение. Можно слушать по кругу. Нет, альбом — не оксюморон, а сюрприз!

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


Anton Batagov. «Sunny Night. Piano Recital»

Live-альбом композитора и пианиста Антона Батагова — хороший пример того, чем он берет разную публику.

Гениальная стратегия: продавать музыку из одной ниши публике из другой ниши, которые сами собою никогда бы не пересеклись. Батагов играет для хипстеров всякое разное: от минималистов до Эйнауди, от барокко до романтиков и модернистов.

Классической аудитории он когда-то впарил свой вариант рик-уэйкмановского пафосного барокко-рока под видом «I Fear No More» на стихи Джона Донна. Я не говорю, что это плагиат — уэйкмановские мелодии, конечно, покруче, а рок барочнее и по-рочнее, — но жанр уж больно узнаваем для любого рок-фэна. Просто «классические» слушатели, а тем более музыковеды, а тем паче — апологеты Батагова из академических кругов — они ж такое не секут!

А здесь вот такой подход — игровой. Концептуальный. Несколько циклов перетасованы. Почему не сыграть подряд, как на «нормальных» классических альбомах? Но тогда Батагов бы не был Батаговым! Да еще и начались бы вопросы к интерпретациям — кто так играет, и прочее.

А здесь — какие вопросы: это ж авторский микс, диджейский, можно сказать, подход. Играет Батагов, между тем, очень хорошо, красивым звуком. «Бергамасскую сюиту», правда, растягивает, хотя у Дебюсси мелодии и так зыбкие, пунктирные и тающие. А тут вообще получается почти нью-эйдж.

Понятно, зачем вся эта концептуальная каша. Такой синергизм — чтобы одно другое подсвечивало и усиливало.

Еще пообещали нам тут некоего Владимира Ребикова. Вот за это спасибо. Милый такой модернизм. Русский Дебюсси? Кстати, забытый советский авангардист много писал для детей. Так вот почему бы не записать целый альбом произведений Ребрикова — полными циклами, как и задумано автором? Батаговский хрустальный звук, задумчивость и холодная страсть как раз всему этому очень подходят. Но нет, это же будет не коммерческая история! Это не круто!

И на бис: простая и очевидная, чтобы не сказать предсказуемая, аранжировка «Breath» Pink Floyd. Но — проникновенно и с мягким пафосом. Тут сам Рик Райт, может, дыхание и перевел бы.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


Trevor Pinnock. «Bach. Well-Tempered Clavier I»

«ХТК» устроен как-то странно: строгий нотный текст, вроде бы математика-геометрия, воспроизводится точно, но при этом каждый проявляется в нем как-то по-своему. Наверное, даже больше говорит об исполнителе, чем о Бахе.

Похоже, не проходит и квартала, чтоб мы не обозревали тут очередное исполнение «Хорошо темперированного клавира» Баха. Кит Джаррет и Мария Юдина у нас точно были. Сравнивать знаменитые интерпретации бесполезно: виртуозная загоняющая темпы Юдина прекрасна. И игривый Гленн Гульд прекрасен. Кит Джарретт... ну, спасибо кумиру за попытку.

Но эта запись — тоже эксклюзив: ведь это вообще первая запись Тревором Пинноком всей первой тетради «Клавира» Баха на клавесине.

Вот мы, наконец, дошли до аутентичного, исторического исполнения — клавесинного. Дирижер, исполнитель на клавесине, командор Ордена Британской империи Тревор Пиннок — один из родоначальников аутентичного исполнительства, сам уже живой классик.

Аутентичный Пиннок — тоже не «олдовый»: представьте себе, как раз у него-то из всего вышеупомянутого получилась самая горячая и драйвовая версия. Светлый, яркий, игривый — даже странно сказать такое, про Баха-то. Хотя, возможно, я говорю о себе. Но Бах позволяет и это.

Очень живая штука и слово «fuga» — в переводе, «убегающая» или «догоняющая» — прямо-таки обретает свое конкретное значение. Наперегонки. И при всей «музейности» клавесина — ощущение, что ХТК написан вчера и для вечности. Собственно, так оно и есть.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer

75.05 дБ +

Комментарии

#

Клавесинный ХТК обязательно надо послушать. Пока что любимое мое именно клавесинное исполнение это Gustav Leonhardt, записи 62-72 годов (издание BASF ‎– 59 29173-1, Harmonia Mundi ‎– 59 29173-1).

- 63.01 дБ +
#

Помню, как я гонялся за серией Факсимиле с "аутентичным исполнением старинной музыки". Alexei Lubimov, harpsichord «Tschudi», London 1766 :)

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Viktorovich #

купил? где, почём?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @sasha_belyaev #

Конечно. И Монигетти и Любимов, плюс Киркпатрик, - 1 руб. 45 коп., естественно :)

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Viktorovich #

ух ты ))

- 50 дБ +
#
Пускай алгебра. Пускай геометрия. Но как трогает струны души. Хорошо темперированный, да чего уж там замечательно темперированный клавир.
- 60 дБ +
⇡ в ответ @Djaz3 #

Согласен!

- 50 дБ +
#

До настоящего времени в числе прочих слушал запись 2014 года в исполнении Дж.Бутта :

Прекрасно сделанная запись уважаемой фирмой Linn [24-192], хорошее исполнение (насколько я могу судить) клавесинного ХТК. О степени его аутентичности не берусь судить, но в целом все нравилось. Теперь же буду параллельно прослушивать и рекомендованную автором эту запись и сравнивать ...))))

Она тоже в [24-192]

Как всегда - огромное спасибо за статьи о музыке!)))

- 53.01 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.