Новомодная тенденция оснащать усилитель ЦАПом коснулась и аппаратуры класса High End. На звание пионера в этой области претендует норвежская фирма Hegel и ее модель H300. Как уживается цифра с аналогом в одной, пусть даже роскошной, квартире?

Наверное, замечательно быть земляком Эдварда Грига, создателя «Песни Сольвейг», одного из самых утонченных произведений классической музыки XIX столетия. Специалисты норвежской компании Hegel считают этот факт не только поводом для патриотической гордости, но и руководством к действию. Более 30 лет они занимаются разработкой и производством электронной аппаратуры для качественного звуковоспроизведения, придерживаясь единственно правильной, по нашему мнению, философии: аппаратура — зеркало, точно отражающее замысел создателей музыки; она не должна привносить в звучание ничего от себя.

«Именно поэтому при разработке новых моделей мы в качестве идеала рассматриваем звук акустических инструментов и вокал самых известных исполнителей», — заявляет Бент Холтер, глава Hegel. Для этого в компании применяют несколько фирменных технологий, в первую очередь патентованную SoundEngine. Основываясь на последних достижениях в области радиовещания, телекоммуникаций, полупроводников и высокочастотных сигналов, инженеры фирмы разработали систему динамической коррекции ошибок, возникающих при последовательном соединении нескольких усилительных блоков (используется не отрицательная, а положительная обратная связь). Для представленного на тестирование аппарата значение технологии SoundEngine трудно переоценить — он сочетает узлы предварительного и оконечного усиления, спроектированные, по заверению Андерса Эртцайта, главы отдела продаж и маркетинга Hegel, c чистого листа.

Под капотом симметричная конструкция (схема полного двойного моно). Центральное место занимает тороидальник блока питания. Благодаря тому, что ЦАП находится близко к цифровым входам, снижаются наводки.

Впрочем, фирме было бы нелепо отвернуться от решений, наработанных для флагманских моделей Н30 (пред) и Р30 (мощник). В частности, здесь использована схема «полное двойное моно»; выходные каскады собраны, как и у Р30, на полевых (FET) транзисторах, способных отдавать в нагрузку ток очень большой силы. При этом комплементарные пары очень точно подбираются по коэффициенту усиления и граничной частоте (одна согласованная пара обычно находится среди 100 транзисторов), за счет этого удается значительно снизить гармонические искажения высших порядков. Предусилительный каскад — активный, что, по мнению конструкторов, лучше, чем применение пассивной схемы. Во всех контурах, отвечающих за обработку сигнала, используются компоненты высшего качества. В блоке питания установлен малошумящий тороидальный трансформатор мощностью 1000 ВА. Зато к аудиофильскому принципу «чем проще схема, тем качественнее звучание» фирма относится творчески.

Темброблоки и регулятор баланса отсутствуют, однако имеется флуоресцентный дисплей. Он традиционно считается источником помех, поэтому цепи, управляющие им, максимально удалены от усилительного тракта и питаются от отдельной обмотки трансформатора, что сводит наводки к минимуму. Встроенный ЦАП основан на 32-битном чипе от Texas Instruments, работает в дифференциальном режиме и способен декодировать сигнал до 24 бит/96 кГц, принимаемый по интерфейсу USB, и до 24 бит/192 кГц — по коаксиальному или оптическому входу. ЦАПом управляет высокоточный кварцевый генератор, поэтому джиттер в тракте — минимальный.

Кроме балансного входа и несимметричных входов для трех источников аналогового сигнала, есть линейный выход, а также нерегулируемый вход для работы в системе домашнего кинотеатра и разнообразные цифровые порты.

Корпус усилителя выполнен из фрезерованного алюминия, фасад имеет форму полуволны. Его спартанская экипировка состоит из двух поворотных рукояток — переключателя источников и регулятора громкости.

Пульт заключен в металлический корпус и оснащен дюжиной одинаковых, очень чувствительных кнопок. Он дает доступ к основным функциям не только усилителя, но и проигрывателя Hegel

Сзади шесть цифровых портов (по паре входов Toslink и S/PDIF плюс USB B и коаксиальный выход, что позволяет организовать сквозной канал по цифре). Аналоговых входов — пять (балансный, а также четыре несимметричных: три регулируемых и один фиксированный, для работы в многоканальной системе домашнего кинотеатра, когда усилитель раскачивает фронтальную стереопару АС, а громкостью управляет AV-процессор). Есть выход с предусилителя, позволяющий организовать, в частности, подключение акустики по схеме bi-amping, и разъем для подачи команд от внешней системы дистанционного управления.

Теперь о главном — звучании. Во-первых, заявляем категорически: усилителю не страшна никакая акустика. Даже 4-полосные напольники, импеданс которых колеблется от одного до нескольких десятков Ом, подчинились ему безропотно. При работе с высококлассным CD-проигрывателем по балансной шине (идеальный кандидат на эту роль — Hegel CDP4A) звучание изумляет кристальной точностью, предельно упругим, собранным басом и ясно ощутимой глубиной аудиосцены. Достойна высшей похвалы и степень реализма при отработке вокальных партий. Если есть усилитель, способный превратить результат студийной звукозаписи в «живой» концерт, он перед вами. Не столь впечатлило наших экспертов прослушивание цифровых файлов (некоторые записи звучали, что называется, жестковато), но в аналоговом режиме аппарат настолько хорош, что стоил бы своих немалых денег и без встроенного ЦАПа. Если счесть фирму однофамилицей Гегеля, который назвал один из своих монументальных трудов «Философия духа», то подход инженеров Hegel к конструированию впору назвать философией звука — они относятся к делу столь же серьезно и ответственно.

Комментарий к измерениям

АЧХ аналогового усилительного тракта близка к совершенной. Хотя спад начинается уже на 10 кГц, уровня –3 дБ кривая достигает лишь на 50 кГц. Между тем неидеально выглядят результаты работы встроенного PCM-декодера. Начиная с 2 кГц АЧХ взмывает вверх и к 20 кГц подъем достигает 2 дБ — при столь же стремительно увеличивающемся КНИ (очевидно, в этом и состоит причина довольно резкого звучания файлов, принимаемых по цифровой шине).