Что можно сказать о маленькой английской компании The Funk Firm? У нас о ее существовании мало кто знает, да и в целом найти информацию не так просто. Но если изучить подробности, то становится интересно. Виниловой темой они занимаются далеко не первый день. И что еще интереснее — не только проигрывателями и тонармами известна эта компания. В ее каталоге масса всего для апгрейда проигрывателей других производителей — всевозможные детали и комплекты для Technics SL1200 и для Linn LP12.

Если с «Техниксом» все более-менее ясно, вертушка все-таки не совсем бытовая, и там есть что доработать, то «Линн» — совсем другая история. При всей ее кажущейся простоте конструкцию совсем не просто улучшить... И сама компания Linn делает немало интересных опций. А у The Funk Firm — комплект для апгрейда Linn за две с половиной тысячи фунтов? Да пожалуйста! Кроме того, выпускаются и различные кабели, в том числе с весьма нескромным ценником. Ну а проигрыватели? Наш испытуемый — вторая сверху модель в линейке. Старшая модель выглядит еще более необычно... Что же, разберем конструкцию в деталях и послушаем.

Давно мне не попадались столь необычные проигрыватели. Точнее, ничего даже близко похожего вообще не попадалось. На какой узел ни взглянешь — все необычно и неожиданно. Но почти во всем удается найти какую-то логику.

Стол — конструкция неправильной формы, покрытая белым рояльным лаком. Судя по тем крошечным местам в точках креплений, которые оказались видны, изготовлен стол из фанеры. Конструкция совсем миниатюрная и легкая, но на ней, без каких-либо дополнительных промежуточных элементов, закреплены все прочие узлы и детали.

На поверхность стол устанавливается при помощи трех пластиковых ножек-шариков, закрепленных в алюминиевой круглой оправе. Регулировки по высоте я в конструкции не обнаружил, да и виброразвязка в целом фактически отсутствует. Поэтому устанавливать такой проигрыватель лучше на что-то типа специальной настенной полки, лучше с хорошей собственной развязкой и возможностью регулировки по уровню. Но даже в таком случае не факт, что не понадобится еще что-то дополнительно придумывать.

Мотор у аппарата встроен в стол, сам мотор — постоянного тока, вполне тихий и не очень мощный, но для этой конструкции его более чем достаточно. Блок питания — выносной, в виде обычной вилки-адаптера. Переключение скоростей и выключение вращения делается при помощи обычного переключателя, снабженного экстравагантной алюминиевой ручкой. так же есть возможность подстроить каждую из скоростей. Правда, стробоскопа в комплекте поставки нет, а сама настройка достаточно грубая, стоит повернуть регулировочный потенциометр на самую малую часть оборота, а скорость уже сильно меняется — попасть в правильное значение получается только за пару минут.

Весьма необычно и по своему интересно реализована передача вращения на диск. Сам диск не тяжелый, и вот так сразу я затруднюсь сказать, из чего же он сделан, судя по всему, это некая слоенка с использованием алюминия, сверху к ней приклеен толстый фирменный антирезонансный мат Achromat, похожий на спрессованный, проклеенный и окрашенный картон, а снизу к диску прикрепляется субдиск. Вот на этот самый субдиск и передается вращение с мотора при помощи обычного плоского пассика. Только пассик не охватывает субдиск, а лишь касается его с трех сторон, для того чтобы обеспечить такой эффект, применена простая, но эффективная конструкция — к столу крепится пластинка из углеволокна, а к ней, в свою очередь, маленькие пластиковые ролики на миниатюрных осях и с миниатюрными подшипниками. Так и получается, что пассик натянут между тремя точками, а вращение передается по касательной. Чем интересна такая конструкция? Она минимизирует часть эффектов резинового пассика, что в свою очередь здорово может влиять на звучание. Только вот встречается что-то подобное редко, и по большей части в весьма дорогих аппаратах. Один только минус есть во всем этом — чтобы надеть пассик без каких-то специальных приспособлений (а их в комплекте нет), можно потратить массу времени. Я провел эксперимент на человеке без большого винилового опыта, так у него ушло минут 15. Упростить задачу можно при помощи согнутого из скрепки г-образного крючка. Вот бы об этом хоть в инструкции было написано... Ах да, инструкции ни в коробке, ни на сайте производителя нет вообще. Ну да ладно, не привыкать. И еще стоит оговориться, у меня еще в процессе изучения конструкции сложилось впечатление, что разработчики вполне хорошо представляли, что делали, и делали проигрыватель для тех, кто уже не новичок в виниле, но при этом живет примерно на той же волне и понимает, что это за аппарат и что с ним делать.

Ручка включения и переключения скоростей. Выглядит очень необычно, но на практике — удобно.

Идем дальше. Подшипник. Он весьма миниатюрный, неинвертированный, с тонким шкивом и стальным стаканом с шариком на дне. Шкив же закреплен в небольшом алюминиевом основании, на которое с совсем небольшой площадью контакта устанавливается основной диск проигрывателя.

База для тонарма в нашем случае сменная, она рассчитана на установку 12-дюймового тонарма The Funk Firm FRX II. Конструкция базы очень проста — это деталь, вырезанная из куска карбона и крепящаяся к столу тремя винтами. А сам тонарм вставляется в небольшую металлическую трубку с возможностью фиксации тонарма торцевым винтом на нужной высоте.

Тонарм The Funk Firm FRX II — сильно переделанный Rega RB300. От оригинала остались основание, поворотный узел, противовес и узел регулировки антискейтинга. Родная трубка обрезана и заменена на собственную, более тонкую и соответственно более длинную. Конструкция трубки, кстати, необычна — внутри у нее есть крестообразные ребра жесткости, а вот шелла как такового нет вообще — есть только площадка для крепления головки и один винт, фиксирующий эту площадку. Но что хорошо — есть возможность сдвигать головку вперед или назад для точной настройки. Проводка совершенно точно заменена, но что за кабель использован, сказать сложно, а вот разъемы для контактов головки очень и очень качественные и со следами очень аккуратной пайки. Армрест, соответственно, тоже переделан, так как новая трубка сильно меньше по диаметру, чем трубка тонарма Rega. И также переделан разъем на выходе, если у «Реги» всегда и традиционно несъемный кабель с RCA-разъемами, то тут — классический DIN-разъем. Вот только фонокабеля в комплекте с тонармом совсем-совсем нет... Для теста мне пришлось выбирать что-то подходящее из своих запасов. Еще одна особенность тонарма — полное отсутствие каких-либо данных о его параметрах. В комплекте есть только простенький картонный шаблон для настройки положения головки и схема, которая может помочь рассчитать размеры и расстояния при установке тонарма на какой-то другой проигрыватель. На практике же я столкнулся с тем, что выбранная для теста головка Goldring Legacy (не самая тяжелая — вес 8 г) оказалась почти неподъемной для тонарма. Хода противовеса мне не хватило, пришлось выкрутить его на максимум и еще добавить чуть-чуть опционального веса.

Вот, пожалуй, и все, что можно сказать о конструкции. В ней есть масса интересного, но и есть ощущение некоторой гаражности. Не антигламура, как, к примеру, у Verdier, а именно гаражности. И разработчики как будто многократно намекают владельцу: «Ну ты же специалист, сам разберешься, чего тут сложного...» Поэтому в качестве первого проигрывателя этот аппарат можно советовать только с очень большими оговорками. Но это только конструкция, о звуке пока речи не было, а прогнозировать его я бы не решился даже при наличии солидного опыта — такой простор для фантазии встречается редко, и можно насладиться моментом в ожидании какого-то сюрприза.

Общие пропорции аппарата. Также можно увидеть, как изготовлены необычные ножки-опоры.

Звучание

Прослушивание я начал с пластинки Oscar Peterson & Joe Pass «Porgy & Bess». Сразу возникает ощущение, что не просто слушаешь запись, а как будто рассматриваешь музыку под увеличительным стеклом. Детальность весьма высокая, я ожидал меньшего. Слышны очень неплохо основные тона и явно заметны призвуки и артефакты. Звук получается и аккуратнокамерным, и масштабным одновременно. И есть некоторое ощущение уверенности, однонаправленности звука, эмоциональный настрой читается однозначно, без догадок, полутонов и разночтений. Динамику на этой записи оценивать сложно, но складывается впечатление, что тракт очень старается отыграть и основные тона, расставив на них акценты, и не забыть долгие, протяженные, иногда даже слишком явно подчеркнутые послезвучия. Я бы даже не назвал упомянутую камерность именно камерностью в прямом смысле, звуки притягивают к себе внимание, на них хочется сосредоточиться, а не наоборот, расфокусировав это самое внимание, стараться охватить картинку в целом. Звук интересно рассматривать, вот на что все это похоже.

В конструкции тонарма явно узнается сильно переделанная модель Rega RB300, от которой не так много осталось.

В плане тонального баланса — сначала кажется, что есть некоторый акцент на верхних частотах. Потом становится понятно, что как будто бы акценты вообще расставлены везде и во множестве. Разве что глубины и основательности баса не чувствуется, хотя оценивать бас по этой пластинке и не совсем корректно.

Следующая пластинка — Yama & Jiro's Wave «Girl Talk». И запись, и издание очень хорошего уровня, как я и привык слышать на пластинках лейбла Three Blind Mice. Эффект подчеркнутого внимания к деталям и нюансам заметен, и легкая акцентированность по верхам тоже. Звук же в целом легкий, быстрый, скорее яркий, но не навязчивый и не утомительный. Просто хочется вслушиваться в нюансы с ожиданием, а что же там будет дальше, как звуки складываются в музыку. Кстати, если поразмыслить о том, каков же баланс между информацией и эмоциями, то быстрых и однозначных выводов сделать не получится. Вроде бы часто ловишь себя на ощущении, что вслушиваешься именно в звуки, но при этом потери ощущения музыки, эмоций, нет совершенно. Так же как при вполне эмоциональной подаче нет ощущения перебора, просто есть постоянное переключение между одним и другим, и как-то странно, но не тянет делать однозначный выбор.

Сцену тракт рисует тоже не совсем обычно. Вроде бы образы и планы читаются, и явного нарушения пропорций нет, глубина и ширина соразмерны, только что воздуха немного, но в картинке в целом есть некая сюрреалистичность. Описать и оценить этот эффект по формальным признакам сложно, но ощущается он вполне явно.

Еще пластинка — Eric Clapton «Another Ticket». На этой записи подача скорее густая, очень хорошо слышна стилистика записи, ее особенности. Но вот что удивило — совсем необычная выделенность и подчеркнутость голоса. Это не тот случай, когда тракт раздувает и увеличивает вокалиста, вытягивая его на передний план и прибавляя в росте, и не голографическая точность, но выделен голос очень явно, отчетливо, и в музыке ощутимо присутствует некая психоделика эмоций. В пропорциях есть чувство легкой расбалансированности, а характер в целом почему-то больше хочется сравнивать с абстрактной живописью, а не, например, классической.

Вообще проигрыватель приподносит массу сюрпризов, подчас в самых неожиданных местах. Но в целом это получается изящно и интересно, без грубости и искажений. Просто музыкальная реальность получается чуть-чуть другой.

Подшипник и конструкция привода с пассиком и блоками, за счет которых пассик вращает основной диск лишь по касательной.

Следующий диск — Donald Fagen «Sunken condos». с трактом в этом случае явно прослеживается некая синергия, созвучность. И баса вполне хватает, и серединка слышна, и верхние частоты хорошо укладываются в общую картинку. Детальность для этой пластинки важна, но все же не она является здесь основной, а эмоции и ритмику тракт подает хоть и немного по-своему, но вполне полновесно. Когда нужно, есть плотность звука и напор, напор без грубости, ощутимо-уверенный, а не навязчиво-прямолинейный. Здесь можно предположить, что сильно на пользу идет проигрывателю конструкция привода — действительно «пассиковых» эффектов почти незаметно даже при легком диске, динамика получается вполне ровной, чаше даже кажется, что динамика эта чуть подчеркнута, вялости совершенно не ощущается.

Если подумать о каких-то дополнениях к этому аппарату, то я затруднюсь что-либо посоветовать. Клемпы при такой конструкции скорее противопоказаны, подобрать что-то, что будет сочетаться с родным несъемным матом, тоже сложно. Разве что, как я уже говорил, озаботиться правильным расположением проигрывателя и подбором фонокабеля. Здесь вариантов может быть множество, но скорее нужно искать что-то с похожим необычным характером, например cardas, а может, даже Van Den hul, хотя размышлять об этом стоит только после подбора головки. Здесь же, как показала практика, нужна головка легкая, чтобы не мудрить с тонармом, а в плане звука лучше без собственного выраженного акцента на верхних частотах.

Обратная сторона основного диска с закрепленным субдиском, по сути являющимся продолжением диска основного.


А будет это ММ или МС-головка — скорее вторично, и там и там можно найти подходящие варианты.

Возвращаясь к прослушиванию, поставил пластинку с записью Serge rachmaninoff «Les Vepres Pour Solistes et choeur mixte, op. 37». Перед тем как поставить иглу на дорожку, попробовал представить, а как же будет звучать? Нет, лучше послушать...

В очередной раз удивился. Детальности и разрешения вполне хватило для того, чтобы хор прозвучал как хор и голоса не сливались в единую массу. Даже артефакты записи были вполне различимы. И при некоей склонности к камерной подаче это не отразилось на общем впечатлении. Единственное, что не совсем хорошо получилось, — здесь был более заметен акцент на верхах и небольшая нехватка верхнего баса и нижней середины. Но это так, на уровне нюансов. Все-таки полностью правильно отыграть сложные хоровые записи под силу совсем немногим аппаратам.

И напоследок послушал пластинку J.S.Bach «The Well-Tempered clavier BWV 846-893», запись исполнения Гленна Гульда. Звук вполне достоверный, разве что слегка камерный. На некоторых проигрывателях с этими пластинками бывали сложности — записаны они плотно, почти «под яблоко», но в нашем случае наличие 12-дюймового тонарма заметно упростило задачу. По самому же звуку еще можно отметить одновременно и некую смягченность, и вполне точную передачу особенностей исполнения и эмоциональных переходов.

Выводы

Крайне необычный проигрыватель. Такие попадаются раз в год, а то и реже. Аппарат необычен не только конструкцией, но и характером звука. Если проанализировать все услышанное, то станет понятно, за счет чего складывается этот характер. с каждым из формальных показателей, которые и характеризуют звук, тракт обращается чуть-чуть по-своему. Эти нюансы и дают в сумме такой результат. Я еще раз предположу, что разработчики прекрасно знали, что, зачем и даже для какого слушателя делали.

Музыкальный материал

Donald Fagen — Sunken Condos — Reprise Records — 9362-49478-4 / Stereo

Eric Clapton — Another Ticket — RSO Records — RX-1-3095 / Stereo

J.S.Bach — The Well-Tempered Clavier BWV 846-893 — Glenn Gould — Columbia/CBS — 77427 / Stereo

Oscar Peterson & Joe Pass — Porgy & Bess / Pablo Records 2310-779 / Stereo

Serge Rachmaninoff — Les Vepres Pour Solistes Et Choeur Mixte, Op. 37 — Choeur National De'l U.R.S.S, Alexandre Svechnikov / Le Chant Du Monde — Melodia LDX 78552/53 / Stereo

Yama & Jiro's Wave — Girl Talk — Three Blind Mice — TBM-2559 / Stereo

The Funk Firm Vector IV

Привод: пассиковый

Мотор: встроенный, постоянного тока

Габариты (ШхГхВ): 430x340x120 мм

Вес: нет данных

Тонарм The Funk Firm FRX II

Тип подвеса: поворотный

Шелл: несъемный

Эффективная длина: 12 дюймов

Эффективная масса: нет данных

Антискейтинг: магнитный

Выходной разъем: Mini-Din

Головка звукоснимателя Goldring Legaсy

Тип: МС

Частотный диапазон: 20—22 000 Гц

Разделение каналов: > 25 дБ/1 кГц

Выходное напряжение: 0,25 мВ

Импеданс: 100 Ом

Прижимная сила: 1,75 г

Динамическая податливость: 16x10-6 см/дин

Профиль иглы: эллипс

Материал корпуса: магниевый сплав

Вес: 8 г