Британский сериал «Аббатство Даунтон» умудрился стать культовым, хотя, казалось бы, он ни о чем. Он попросту рассказывает историю всех людей, живущих в Аббатстве Даунтон — семьи, которой принадлежат эти земли и дом, и слуг. И все это — в антураже Британии начала прошлого века.

Это фактически псевдоисторический сериал — со скрупулезным отношением к творящемуся в мире, с тщательно продуманными костюмами, с рафинированными характерами. Но если говорить честно, то «Аббатство Даунтон» в основе своей мало чем отличается от латиноамериканских сериалов девяностых и нулевых. Он просто намного качественнее сделан и отражает иную эпоху, а главной приправой вместо горячего латинского выяснения отношений выступает едкая британская чопорность.

И это прекрасно. В конце концов, мы все здесь собрались из любви к качеству, хай-фиделити, а «Даунтон» как раз является прекрасным образцом того, как банальная идея благодаря продуманной и вышколенной реализации становится признанным хитом.

Релиз фильма, события которого происходят после шести сезонов сериала, меня пугал. Вроде бы все ниточки подвязаны, все ружья выстрелили, зачем же что-то еще делать? Но это же британцы: у них всегда есть в рукаве чудесный козырь в виде королевской семьи, который позволяет организовать необходимую движуху в любой ситуации. И здесь им воспользовались: король Георг V и королева Мария решили посетить Даунтон с коротким визитом — глянуть парад, поужинать, переночевать и с утра отправиться дальше на осмотр земель.

У всех, ясное дело, паника, а на подготовку к встрече королевской четы отводятся две недели. Вот, казалось бы, почему такое может быть интересно смотреть? А я не знаю. Но не оторваться. Даже, что удивительно, в дубляже, хотя вариант с оригиналом, ясное дело, предпочтителен.

Не могу сказать, как на этот фильм отреагируют те, кто с сериалом не знаком. Для них, скорее всего, это будет очередная костюмированная драма, каких пруд пруди, и смысла на нее идти немного. Я же из тех, кто сериал смотрел в процессе выхода, и мне было приятно вернуться в эту атмосферу ровно подстриженных зеленых лужаек, пытающейся смириться с прогрессом старины, странных межклассовых, но все же очень человеческих взаимоотношений. Поблагодарить стоит и композиторов: они смогли очень хорошо совместить современный симфонический саундтрек с играющими в некоторых моментах фильма классическими композициями, усиливая ощущение той самой эпохи.

Прелесть «Даунтона» — что сериала, что фильма — в персонажах. Их вагон, и все они разные, причем не стереотипно. Каждый из них развивался на протяжении шести сезонов (некоторые — чуть меньше), все вроде бы сыграли финальные аккорды в последних сериях, но в фильме вышли на бис и утвердились в своих принципах.

Без фирменного британского юмора не обошлось, и в нем чувствуется что-то немного диснеевское и детское. Король и королева собираются приехать со своей свитой, отстраняя от всех дел персонал Аббатства. Те, конечно же, недовольны: редко когда выпадет честь прислуживать королю и королеве. И потому готовят по-диснеевски коварный план.

Интриги тоже никуда не делись, их в сюжете отсыпали сполна. Есть и немного экшена, и горстка романтики, и целая тележка семейных драм, и политика, и все это сплетается вокруг семейства, живущего в Аббатстве, настолько аккуратно и антуражно, что ни в какую секунду не выглядит лишним. Все на своих местах, во все события в той слегка искусственной, альтернативной вселенной, что выстраивает сериал, можно поверить.

Визуально, кажется, в «Даунтоне» чуть ли не самый высокий процент жизнерадостных пейзажей среди снятых в Британии полнометражных фильмов. И, судя по всему, сценаристы фильма это прекрасно понимают, влепляя на дичайшем контрасте сцену с жутким ночным ливнем. Но при этом общая рафинированность картинки никуда не девается, и ощущение романтизации прошлого становится только сильнее. Но, в принципе, сериал на историческую достоверность никогда и не претендовал, так с чего бы ее вводить в полнометражке?

Главное ощущение от фильма — это комфорт. Получилось такое неспешное повествование об особом виде суеты. Наблюдать за тем, как другие работают — одно из особых удовольствий. В других странах «Даунтон» вышел еще в сентябре, а до нас добрался только сейчас — и очень вовремя: когда ударяют первые цепкие морозы, когда магазины начинают вешать новогодние украшения, когда вокруг столько связанных с близящимся концом года дел, так и хочется просто на пару часов сесть и расслабиться, уйти от всего в какой-нибудь другой мир. «Даунтон» — вполне подходящий для этого легальный вариант.