В московском зале Crocus City Hall 4 апреля выступит Томми Эммануэль (Tommy Emmanuel) — человек-оркестр, извлекающий из гитары несколько партий одновременно и звуки, которые вроде бы этому инструменту не предписаны. Он — мастер совершенно особенной техники, в его музыке соединились кантри, рок, джаз, фламенко и бог весть что еще. В общем, австралиец Томми Эммануэль — уникальный музыкант, и очень приятно, что в России его тоже давно полюбили, что он часто выступает у нас. Stereo.ru поговорил с Томми Эммануэлем о влияниях, подражателях и о том, как не сломать гриф гитары.

— Недавно вы выпустили альбом рождественских мелодий «Christmas Memories». Все западные музыканты обязаны хотя бы раз в жизни записать рождественские песни?

— Да нет, не обязаны. И меня никто не заставлял. Просто я, Пет Бергесон, Джон Ноулс и Энни Селик выяснили, что любим довольно много всякой рождественской музыки. Решили сделать такой альбом, с песнями, инструментальными композициями, несколько написали совместно и парочку — я лично.

— Как обычно вы записываете альбомы? Есть ли у вас домашняя студия?

— Записываю как все: снимаю студию, нанимаю инженера с хорошим оборудованием, хорошими микрофонами и работаю. Сажусь перед микрофонами и стараюсь звучать как можно лучше. Домашней студии у меня нет — сочиняя песню, записываю ее на iPhone, и если она звучит нормально и сильна с музыкальной точки зрения, то отправляюсь переписывать в профессиональную студию.


— Говорят, что вы не используете ProTools?

— Напротив, я как раз очень люблю ProTools!


— Знаете ли вы, что в России есть гитаристы, которые явно копируют стиль Томми Эммануэля?

— Знаю, что многих вдохновляет то, что я делаю. И просто счастлив: если кто-то играет как ты — значит, ты его по-настоящему вдохновил, а это здорово. Вообще, в конце концов, мне кажется, что я просто передаю людям то, что сам умею, а они уже из этого могут делать что-то свое. Как в свое время я и Чет Аткинс, Мерл Тревис, Джерри Рид и все эти люди: в юности я их копировал, а по мере взросления выработал свой собственный стиль.

— А кто на вас повлиял более всего?

— Наверное, самое сильное влияние на меня как на гитариста оказал Чет Аткинс. Особенно в юности. Также — ритм-гитаристы, вроде Хомера Хейнса, Джанго Рейнхардта и Брюс Уэлч из The Shadows.

— Вы ведь играли с русскими музыкантами. Какие впечатления?

— Действительно, у вас я поиграл, да и просто познакомился с большим количеством отличных музыкантов. В целом отмечу высокий уровень у людей, задействованных в сфере искусства — музыке, танцах, кино — в России.


— Когда вы давите на гриф, чтобы получился плывущий звук — это портит гитару? Или что вы делаете, чтобы инструмент не испортился?

— Началось с того, что в детстве мне попросту хотелось играть с тремоло, чтобы был такой «вэнг-звук», как на Fender Stratocaster или Gretsch. Мы с ребятами обнаружили, что подобный звук получается, когда гнешь гриф. А гитаре от этого ничего плохого: гриф гитары —конструкция очень крепкая.

— У вас каждый год выходит по одному-два альбома…

— Я просто пытаюсь сочинять как можно больше. Во время тура не получается ничего писать, но стараюсь действительно выдавать по альбому в год. Вот только что я завершил концертный альбом — он выйдет уже в следующем году — и альбом дуэтов с другими артистами.


— Как бы вы описали свои отношения с Эриком Клэптоном?

— Ну, я не настолько хорошо знаю его лично: когда-то я ездил с ним в турне, мы разговаривали несколько раз. Мы не сказать чтоб прям друзья… А как музыкант он на меня оказал колоссальное влияние! Его пример меня очень вдохновляет — это музыкант, который все время растет.

— Как вы относитесь к классическому року и австралийскому року?

— Люблю! Обожаю рок-н-ролл!


— Насколько музыканту из Австралии необходимо переезжать в США или Великобританию? Вообще откуда лучше мир завоевывать?

— Ну, я не живу в Австралии просто потому, что она далеко от всего. У меня много работы и в Америке, и в Англии, и я не успею ездить туда-сюда. У меня есть жилье и в Штатах, и в Британии, там же, кстати, мои дети. Если б я был музыкантом, ищущим работу, то я, вероятно, именно в Австралию бы отправился: для музыкантов там точно больше работы, чем в любой другой части света. Музыкальный бизнес очень высококонкурентный, особенно в Англии.

— Какие концерты вам более всего нравится давать: соло, дуэт, группа?

— Мне нравится и соло, и с другими музыкантами, и с оркестрами. Но чистое соло — это и самое трудное, и самое веселое.


— Какой, по-вашему, в наше время наилучший способ для музыканта «раскрутить» себя?

— Думаю, что если ты по-настоящему классный, то о тебе кто-нибудь да узнает рано или поздно. Так что первая цель — быть классным. Ну а потом найти правильных людей, которые помогут раскрутиться. У меня у самого нет никакой готовой стратегии, я концентрируюсь только на том, чтобы хорошо играть и писать песни. И нанимаю людей, которые умеют промоутировать и «ставить» тебя на радио и ТВ.