Певица, автор песен, арфистка, гражданин мира Наталья О’Шей, известная под псевдонимом Хелависа — одна из первопроходцев кельтского фолка в нашей стране. В 90-е, напомню, ее группа «Тиль Уленшпигель» и их коллеги Si Mhor и другие привили Москве моду на кельтский фолк и рок. Потом образовалась группа «Мельница», которая выработала свой неповторимый стиль. И все-таки в ДНК группы зашито много чего: тут и кельтский фольклор, и рок, и психоделия. Хелависа рассказала Stereo.ru о том, как началось ее увлечение ирландским фолком — и кого можно послушать кроме очевидных Clannad.

— Первая «кельтская» пластинка, которая тебя потрясла? Что «зашло»?

— Саундтрек к сериалу «Робин Гуд» с Майклом Придом. Его показывали по российскому телевидению в моем детстве. Вот там заглавная тема в исполнении классиков ирландского фолка — группы Clannad.

— А что из ирландского послушать для начала, помимо Clannad?

— Есть, например, прекрасный женский дуэт Lumier с юга Ирландии — Полин Сканлон и Айлиш Кеннеди. Они сами по себе очень профессиональные певицы традиционного жанра. Красивые голоса и дуэт получается очень-очень красивый!

— Какие есть достойные современные околокельтские группы? Рок, метал, индастриал?..

— Конечно, Eluveitie! Хорошие такие, нарядные, на них всегда приятно посмотреть. Если выбирать из менее кельтского, из общего фолка, то тут не буду оригинальничать — назову In Extremo. Очень прикольные чуваки — визуал совершенно великолепный: суровый татуированный дядечка с маленькой арфой. Плюс волынки, оформление альбомов концептуальное... Меня вообще не смущает внешнее, театральность, а чуваки придумали такой стиль, в котором им самим комфортно. Хотя это вообще-то не совсем про музыку, скорее — ролевая игра, акционизм, театр.


— Ирландские рок-звезды U2 и Cranberries — это как бы для туристов, для всего мира. А что у ирландцев есть сугубо для внутреннего пользования, что никто в мире не понимает, ну как у нас, не знаю, Юрий Визбор?

— Есть классный очень плодовитый Джон Спиллэн из Корка. Он именно что бард, а помимо этого радиоведущий — у него своя программа на ирландском радио. Он там ставит всяческих музык интересных. Я была на его концерте в Вене. Чувак стоит с гитарой, и у него сценический презенс огромный. Сейчас вот тоже в карантине играл концерты в интернете.

— Какие альбомы тебя вообще вдохновляют в последнее время?

— Я почему-то много слушаю Джони Митчелл в последнее время… И еще трио Бозио-Левин-Стивенс. Ну то есть Терри Бозио, Тони Левин и Стив Стивенс, которые в 1997 году выпустили совместный альбом «Black Light Syndrome». Очень красивая инструментальная музыка. Наш барабанщик Дима Фролов мне его посоветовал. Это музыкантская музыка, очень гармоничная, при этом под нее все можно делать — и гулять, и спортом заниматься, да и просто… втыкать!

— Мне всегда казалось, что в ДНК «Мельницы» есть что-то от Джоан Баэз и от Fairport Convention, особенно. Как они тебе?

— Джоан Баэз уважала всегда. Но не до мурашек… Fairport Convention — это хорошо! Не могу сказать, что они для меня прямо-таки легенды, чтоб я с придыханием о них говорила. С другой стороны, их <вокалистка> Сэнди Денни — она ж наша фолковая Дженис Джоплин. Была очень хороша. Не могу сказать, что у меня в фонотеке прямо-таки все их записи… Спокойно отношусь.

Вот мой коллега <волынщик> Вова Лазерсон — он с придыханием к ним. А я так. Немножко занудные они, на мой вкус. Вообще, я бы тут обратила внимание на других, где гораздо больше движухи. Матт Моллой и Bothy Band, например. Сложная такая супергруппа, семья, с параллельными проектами. Из них же Триона Ни Гоунал – один из самых ярких ирландских голосов, поет — будто прорезает тебя!