Как ни крути, но сегодня джаз — самая креативная, современная, свободная и потому интересная музыка из всех стилей. И это единственный жанр, в котором отечественные музыканты выступают во всех смыслах наравне с коллегами из любых, даже самых «джазовых», стран. Отрадно осознавать, что на некоторую часть общего джазового развития влияют музыканты-выходцы из России! Но в этой среде царит настоящий космополитизм: у кого мозги прокачаны всяческой музыкой от классики до электроники, кто мастер своего инструмента и кто не боится экспериментировать — тому и welcome.

Zhenya Strigalev & Federico Dannemann «The Change»

Вот характерный пример: квартет с двумя лидерами — саксофонистом Женей Стригалевым и гитаристом Фредерико Даннеманном. Петербургский саксофонист Евгений Стригалев уехал в Англию довольно молодым человеком и там прижился (подробнее об этом нашему изданию рассказывал барабанщик Саша Машин). Там же, в Королевской академии музыки, познакомился с аргентинцем Даннеманном. С тех пор они поигрывали и записывались вместе и, наконец, спустя аж 13 лет, образовали постоянный проект. Их дебютный альбом «The Change» юный питерский лейбл Rainy Days выпустил в начале июня в электронном виде (и только сейчас он появился на физических носителях).

Музыка — авторская, плотная, сложная, не знающая компромиссов. Плавающие ритмы и как будто бесконечное развитие. Но очень живо и осязаемо. Иногда слушаешь современное джазовое музицирование и думаешь: «а зачем?» Здесь же подобного вопроса не возникает в принципе. За кайфом — вот зачем.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


Out to Dinner «Different Flavors»

Еще один пример интернационального состава. От наших — контрабасист Борис Козлов, уже, правда, четверть века живущий в Нью-Йорке. Интересный состав: два ударных, два духовых, один контрабас и никакого аккордового инструмента (разве что вибрафон). Сделано грамотно, с умом и с приятной такой оттяжечкой. Хотя музыка — сложная по форме, но присутствуют простые, приятные мелодии и гедонистические соло.

Услаждающее слух сочетание тембров и созвучий такого вот странного состава. А про глубокий грув Козлова нечего и говорить. В принципе, сойдет даже за фоновую музыку, если отключить голову.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


Avishai Cohen «Arvoles»

Эклектика — вот верное слово для описания начала сольной карьеры Авишая Коэна, в свое время еще гревшегося в лучах славы своего мастера Чика Кориа. Во многом, благодаря этой эклектике — чего стоят только инструментальные версии песен Эминема — Коэн-контрабасист и «зашел» народу. Ну и плюс, конечно, мастерство музыканта (заметных контрабасистов вообще мало), харизма, и каждый концерт — как путешествие в неизведанное. Но с годами, похоже, Коэн превратился в какого-то слишком правильного мастера. Не то что бы очень предсказуемого, но прямо-таки филармонического, извините за выражение.

Новый альбом называется «Arvoles», и это словечко («деревья») из языка ладино, которым пользовались евреи в Европе в Средние Века — самая яркая его «фишка». В остальном же вся музыка подобна такому ровному дереву с гладкими ветвями. Заглавная «Arvoles» — простая и складная, как упражнение под метроном (вспоминается другое произведение с деревянным названием — «Arbos» Арво Пярта). Начинается с тугой басовой фигуры (см. видео), затем флейта, духовые, красивые унисоны — и так все время. Если коротко — модальный джаз с еврейскими мотивами.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


Chick Corea, The Spanish Heart Band «Antidote»

Напоследок, очередное творение живого классика, который, кстати, вывел в люди вышеупомянутого Авишая Коэна. Басист играл в трио Чика «Origin». Теперь у сеньора Кориа ансамбль под названием «The Spanish Heart Band». Имя перекликается с «My Spanish Heart» — классическим альбомом аж 1976 года выпуска. На той пластинке играла масса топовых музыкантов, прямо-таки who is who фьюжна, латино и их производных.

Здесь народу поменьше — человек десять, но очень разных. Например, вокалист — Рубен Блейдс (и, как обычно, жена Чика — Гейл). На альбоме Кориа переработал свою старую тему «My Spanish Heart» — пьеса стала втрое длиннее, с пронзительным «срывающимся» вокалом Блейдса и нежным голосом Гейл. А вся запись — пестрая и жизнерадостная мозаика. Не стареет 22-кратный грэмминосец ни душой, ни идеями, ни вообще. Гений, что тут скажешь.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer