Все в этом мире было освещено в кино, и классическая музыка не исключение. Личности многих великих композиторов вызывали интерес у режиссеров, что неудивительно, как и то, что в их числе — эксцентрики и чудаки, гении, тираны и романтики.

Однако изобразить личность выдающегося композитора — это всегда испытание, в особенности когда нужно показать процесс музицирования. Точно так же, как невероятное количество тренировок не сделают из актера спортсмена высшей лиги, так и «капельмейстеры» на большом экране выглядят порой дубовато, аритмично, и, что еще более непростительно, их руки движутся в одном направлении, в то время как ноты, которые мы слышим, очевидно противоположны. Несмотря на все это, большинство фильмов о композиторах затягивает, а некоторые из них можно даже назвать очень хорошими. Журналисты Classical-music.com составили подборку из 10 наиболее известных фильмов о композиторах и оценили их по пятибалльной шкале.

1. Вольфганг Амадей Моцарт: «Амадей» (1984)

Amadeus

Мы начинаем с самой известной биографической драмы. Не самой первой, но, пожалуй, одной из наиболее ярких. Композитор Антонио Сальери (Ф. Мюррэй Абрахам) здесь — главный злодей. Через исповедь священнику мы узнаем о его преступной враждебности по отношению к Моцарту: Сальери признается, что виноват в разрушении здоровья Моцарта и его преждевременной смерти, а также в том, что при всем своем обожании и преданности Богу и искусству музыки он никогда, никогда не сравнится с «хихикающим и легкомысленным» гением Моцарта (Том Халс).

И все же автор сценария Питер Шеффер передает подлинное понимание гениальности Амадея. Устами Сальери раскрывается величие таких произведений, как «The Wind Serenade»: «Простое начало, почти комичное. Мерный ритм — фагот, валторна — как скрипучая телега. А затем внезапно, высоко над ними — гобой. Одна нота зависла в воздухе, пока ее не подхватил кларнет, наполняя фразу таким восторгом... Нет, подобной музыки я не слышал. В ней было столько томления, столько невыразимой печали! Мне чудилось, я слышу голос самого Бога».

Оценка: 4

2. Игорь Стравинский: «Коко Шанель и Игорь Стравинский» (2009)

Coco Chanel & Igor Stravinsky

Снимаем шляпы перед человеком, который остановился именно на таком названии для фильма о Коко Шанель и Игоре Стравинском. Гениально! Эта история в первую очередь о встрече двух творческих личностей и только потом — об отношениях мужчины и женщины, когда в 20-х годах модельер приглашает композитора с его семьей пожить на ее вилле в пригороде Парижа. Кинолента Яна Кунена начинается с воссоздания премьеры балета «Весна священная» и впечатляет от начала и до конца. Вот только Мадс Миккельсен в роли Стравинского — немного неожиданно...

Основываясь на реальных фото и заметках тех лет, русского композитора принято считать маленьким, жилистым и крайне остроумным. Но в киноленте он предстает высоким, мускулистым и невероятно мрачным... И тем не менее именно таким он очаровывает экранную Шанель.

Оценка: 3

3. Людвиг Ван Бетховен: «Бессмертная возлюбленная» (1994)

Immortal Beloved

На дворе 1827 год. Бетховена нет в живых. Забудьте о музыке, давайте начнем расследование! Кто же она, та загадочная женщина, в которую был страстно влюблен композитор? Первый биограф и секретарь Бетховена Антон Шиндлер отправляется на поиски «Бессмертной возлюбленной» и берет на себя роль детектива, чтобы проследить самые яркие прошлые отношения своего друга. Игра Гэри Олдмена в роли как юного, так и пожилого Бетховена — капризного, омраченного глухотой — весьма убедительна, но, что удивительно... не запоминается. И хотя это в каком-то смысле подарок для сюжета, фильм Бернарда Роуза кажется неожиданно пресным, не говоря уже об отсутствии исторической обоснованности.

Сюжетная линия о том, что Бетховен завещает все свои деньги «Бессмертной возлюбленной» уже является первым звоночком о вероятной неправдоподобности истории. Допускаем, что нет ничего плохого в капельке поэтической вольности, но чуть больше убедительных доказательств могли бы превратить эту киноленту из посредственности во что-то запоминающееся.

Оценка: 2

4. Фредерик Делиус: «Делиус: Песнь Лета» (1968)

Omnibus. Song of Summer

Вызывают ли слова «биографическая лента Кена Рассела» ассоциации с обнаженной Глендой Джексон, качающейся на полу вагона, или Роджером Долтри, нажимающим на клавиши на фоне пестрых декораций (далее в статье про Чайковского и Листа)? Если да, то «Песнь лета» может стать разочарованием (или совсем наоборот), поскольку пять лет пребывания и ухода Эрика Фенби за стареющим, странным Делиусом в его поместье во Франции британский режиссер передает сдержанно, со вкусом, иногда в очаровательной манере, как будто сам Фенби писал сценарий.

В роли слепого, парализованного и все же не вызывающего жалости Делиуса Макс Адриан просто великолепен, в то время как Кристофер Гейбл в роли наивного Фенби теряется в силу своего непростительного акцента. Затем появляется Дэвид Коллинз (Перси Грэйнджер) с его неизменно высоким тембром и уверяет Фенби, что пожив с Делиусом он больше никогда не захочет слышать музыку умирающего композитора. «Песнь лета», напротив, должна вызвать у вас желание услышать больше.

Оценка: 5

5. Петр Ильич Чайковский: «Любители музыки» (1971)

The Music Lovers

И снова картина Кена Рассела (ее альтернативное название — «Музыкальные любовники»). Чайковский, рыжеволосый Ричард Чемберлен с взъерошенной бородой, и его вымышленный любовник граф Антон Шиловский дурачатся на ледяной горке, пьют и вселятся прежде чем свалиться с ног дома у Чайковского. Затем — премьера его Концерта для фортепиано №1 в исполнении Чемберлена под пристальным взором влюбленной Саши (Александры Чайковской, снедаемой далеко не сестринской страстью), его будущей любовницы Мадам фон Мекк и Антонины (Гленда Джексон), с которой его ожидает несчастный брак. Николай Рубинштейн, ди⁠ректор Московской Консерватории (Макс Эдриэн), публично и в довольно нелепой манере выражает свой восторг работой Чайковского.

Далее только хуже. Гленда Джексон переигрывает настолько, что больше не замечаешь непреднамеренную жестокость Чайковского по отношению к Антонине. Пресловутая сцена в вагоне поезда, когда брошенная Чайковским Антонина пытается соблазнить его соперника Римского-Корсакова... под накрывающий «Кисмет» Бородина. О Боже!

Оценка: 2

6. Франц Лист: «Листомания» (1975)

Lisztomania

И если вам интересно, как карьера Кена Рассела достигла своего апогея, посмотрите картину «Листомания». После успеха рок-оперы «Томми» (тоже 1975), Рассел берет Роджера Долтри из группы The Who на роль Франца Листа в попытке сравнить эффект производимый игрой Листа на дам 19 века с влиянием рок идолов на современную молодежь.

Лист Рассела воплощает в себе качества рок звезды 70-х; завершают образ костюмированные поклонницы и подтанцовка. За основу сюжета смело взят вымышленный рассказ писательницы Мари д' Агу о ее романе с композитором.

Проект сенсационным образом превзошел ожидания даже самого режиссера: нацисты, католики, «кричащие» костюмы и непристойные реквизиты. В добавок к вышеперечисленному специфический юмор: возьмите, например, сумасшедшую сцену с поеданием банана и битвой на мечах, где Лист вступает в дуэль с графом д'Агу, или сцена с Рихардом Вагнером (Пол Николас), который возвращается к жизни в образе гитлероподобного монстра Франкенштейна при помощи скандинавского бога в исполнении Рика Уэйкмана.

Оценка: 2

7. Фредерик Шопен: «Экспромт» (1991)

Impromptu

Длинноволосый Хью Грант — главный герой романтический комедии. Звучит знакомо? Да, даже когда он изображает одного из великих композиторов 19 века, сложно не заметить сходство с картинами «Ноттинг Хилл» или «Четыре свадьбы и одни похороны». Впрочем, сходство это достаточно поверхностно: уточненный и сдержанный гений Шопен не является классическим голливудским героем.

Именно его музыкальный талант пленил известную писательницу, носящую псевдоним Жорж Санд (Джуди Дэвис), прославившуюся многочисленными любовниками и манерой одеваться как мужчина. И она настроена соблазнить Шопена на приеме в загородном доме во Франции.

Только посмотрите на выступление Эммы Томпсон в роли герцогини д'Антан, которая непременно хочет стать частью творческой богемы! Да, картина не может похвастаться исторической достоверностью, зато в ней предостаточно любовных признаний, предательств, дуэлей, игр в крокет и любительских театральных постановок, чтобы сделать ее действительно увлекательной.

Оценка: 3

8. Джакомо Пуччини: «Пуччини» (1984)

Puccini

Рассвет. Пуччини (Роберт Стивенс) в своей лодке на озере Торре-дель-Лаго охотится на уток, когда голос за кадром ворчит о том, как критики опорочили его «Богему» и «Мадам Баттерфляй». Взаимосвязь с тем, что последует далее, очевидна не сразу — когда мы в подробностях наблюдаем эмоциональное состояния жены Пуччини Эльвиры. Будучи в курсе любовных похождений своего мужа, она убеждена в том, что у него роман со служанкой и клевещет на нее, что приводит к печальным последствиям. Эта сцена переплетается с фрагментами документального фильма Тони Палмера, срежиссированной им финальной оперой Пуччини «Турандот».

Фильм подводит к пониманию, что опера была прямым результатом этого трагического эпизода из жизни композитора, жаль только Палмер посчитал необходимым акцентировать на этом внимание, вставляя диалоги Пуччини с жителями деревушки в ключевую сцену похорон. А затем — ага, так вот оно что — наконец-то мы улавливаем главную идею присутствия закадровых реплик Пуччини о критике! Это как если бы Палмер выставил напоказ нелестные отзывы о своей собственной работе.

Оценка: 4

9. Марен Маре: «Все утра мира» (1991)

Tous les matins du monde

Марен Маре — не настоящее имя, псевдоним. Не так много известно о его ранних годах жизни, по крайней мере, недостаточно для исторически достоверной биографии. Но, возможно, именно поэтому фильм Алена Корно о французском композиторе эпохи барокко и скрипаче — легенде своего времени — получился настолько выдающимся.

Красиво снятая, с безупречной игрой актеров, экранизация «Все утра мира» по сценарию Паскаля Киньяра рассказывает историю непростых отношений Маре со своим учителем Сент-Коломбом.

Играя на скрипке Сент-Коломб (Жан-Пьер Марьель) способен передать любой тембр человеческого голоса — от вздоха маленькой девочки до крика старика. Маре (Жерар Депардье и его сын Гийом Депардье (Маре в детстве)), в свою очередь, виртуозно владея инструментом, не понимает истинную природу музыки. Так и начинается длительное противостояние музыкантов, которое усугубляется, когда Маре влюбляется в дочь своего учителя.

Незабываемый саундтрек в исполнении Жорди Саваля; единственный ляп — несоответствующие музыке движения актеров. Если вы хотите посмотреть интригующий и завораживающий фильм о композиторе — это как раз то, что вам нужно.

Оценка: 5

10. Рихард Вагнер: «Вагнер» (1983)

Wagner

На сегодняшний день идеи о создании телесериала о Рихарде Вагнере, вероятно, вызвали бы у продюсеров такое же недоумение, как и предложение экранизировать цикл из четырех эпических опер «Кольцо нибелунга». Однако в старые добрые времена этот девятичасовой эпос однозначно встретили с восторгом. Чего только стоит звездный актерский состав: Лоуренс Оливье, Джон Гилгуд, Ванесса Редгрейв и Ричард Бертон в роли самого композитора. Даже Уильям Уолтон (да-да, тот самый Уильям Уолтон!) получает эпизодическую роль короля Саксонии Фридриха Августа II, храпит и недовольно бормочет на протяжении нудного концерта.

Как и следовало ожидать от Бертона, Вагнер предстает коварным, решительным, откровенно грубым и неприятным персонажем, но вместе с тем необыкновенно чувствительным. Его личные переживания, борьба с конкурентами, радикальные политические взгляды и несколько любовных драм на пути к триумфу в Байрейте — это долгие, но все же впечатляющие часы. Саундтрек, сдерижированный сэром Георгом Шолти, просто грандиозен!

Оценка: 4

Оригинал: 10 of the best (and worst) films about composers