Все, что вам нужно знать о 8K [перевод]

ТEКСТ: Комментарии (40)
70.79 дБ
Все, что вам нужно знать о 8K [перевод]

Еще до исчезновения электронно-лучевых трубок специалисты и энтузиасты телевидения говорили о ТВЧ — телевидении высокой четкости. Потом трубки, наконец, исчезли, а телевидение высокой четкости мы теперь не считаем даже средним по качеству. Обновления разрешения следуют одно за другим, и каждое из них не похоже ни на одно другое в истории домашнего видео. 8K — самое непохожее.

Новинкой 8K никак не назовешь — такие экраны уже много лет блистают на AV-выставках. Для покупателей плоских экранов 8K — это еще одна разработка, которая неотвратимо приближается, наступая на пятки системам с разрешением 4K и неся с собой немало вопросов. И, кажется, вы уже не против в ближайшем будущем купить 8K-телевизор. О них теперь многие говорят, но пока что 8K во многих своих проявлениях больше напоминает 4K на стероидах.

Если говорить о стандартизации, то разрешение 8K — это второе из двух пространственных разрешений UHD, которое было утверждено Международным союзом электросвязи (МСЭ) еще в 2012 году. Первый 8-мегапиксельный UHD, 4K, официально известен как UHD-1, а 33-мегапиксельный, 8K, под именем UHD-2. Картинка, которой всегда принято иллюстрировать происходящее: 8K обеспечивает четырехкратное разрешение 4K, то есть 3 840x2 160 пикселей.

После обозначения распространенного нынче FullHD 1080p, изображение 4K называют 2160p (количество пикселей по вертикали) — не в последнюю очередь потому, что так звучит более круто. 8K имеет разрешение 7 680х4 320 пикселей — их плотность опять вчетверо больше. Или в 16 раз больше по сравнению с FullHD. То есть 8K мы можем описать как 4320p.

Но что же нам дает эта дополнительная плотность изображения? Во-первых, это возможность отображения еще более мелких деталей. Они могут быть представлены на экране с невероятной четкостью. Пиксельную структуру сетки матрицы 8К невозможно увидеть. Но ведь то же самое можно сказать и о 4К, если вы не подошли совсем близко к экрану. Отойдите еще вдвое дальше, и 2К, то есть, простите, FullHD, продемонстрирует те же возможности. Действительно, 8K-изображения имеют фотографическое качество печати, но не кажется ли вам, что все это — просто маркетинговая ерунда?

На сегодняшний день даже 4K еще не получил повсеместного распространения. Согласно отраслевым данным аналитической компании Futuresource, не более половины всех телевизоров, поставляемых по всему миру, в начале года обладали разрешением 4K. К 2022 году количество отгруженных экранов 4К утроится. Все-таки 4K сейчас уже очень популярно: мой приятель купил 4К своей маме — у нее близорукость и она смотрит только кабельное. Купил, как я его ни отговаривал, так что маркетинг работает. И поскольку 4K становится повсеместным, цены падают, а это означает, что производителям телевидения нужен новый продукт премиум-класса, чтобы снова увеличить свои доходы. Это — вечный круг жизни.

Кто делает 8K?

Компания Sharp была первой, кто выпустил монитор LV-70X500E 80in в Европе в начале прошлого года, но теперь Samsung перехватил лидерство по поставкам реальных 8K-панелей в виде телевизоров серии Q900R. По данным аналитиков, ожидается, что 8K будет особенно успешным в Китае. Совершенно логично предположить, что такие бренды, как Hisense, Skyworth и Changhong, скоро начнут массово выпускать собственные экраны UHD-2.

Не стоит забывать и об LG Display, разрабатывающей 8K OLED, который дебютировал в виде прототипа на IFA 2018 и уже скоро поступит в продажу. Как только технология выйдет на рентабельный производственный процесс, несомненно появится еще немало компаний, предлагающих 8К. Телевизионные бренды во всем мире будут искать панели для своих собственных разработок.

Еще есть и необычные варианты 8K, как технология e-shift в проекторе DLA-NX9 от JVC, где сами матрицы имеют разрешение 4К, а путем оптического фильтра и временного сдвига пикселя по диагонали получают 8К. Технология хорошо обкатана в прежние годы — компания научилась получать 4К-разрешение еще на Full-HD-матрицах. В итоге создается убедительное, но все же не нативное изображение 8K.

Тут же возникает естественный вопрос: существуют ли какие-либо «истинно» 8K-проекторы? Возможно, это вопрос к компании Texas Instruments, практически монополиста в области основной технологии DLP-матриц, наиболее популярных среди массового сектора проекторов. Вопрос можно перефразировать так: «Готовы ли вы создать матрицу, разместив 33 177 600 микрозеркал на матрице с габаритами три сантиметра?»

Наверное, не в ближайшее время. Ухищрения со сдвигом пикселей и другие методы манипулирования изображениями — гораздо более эффективные способы обеспечить изображение с разрешением 4320р, учитывая, что пока доступно очень мало (ну, совсем мало) соответствующего нативного контента.

Как скоро должен появиться настоящий сигнал разрешением 8К?

Если вы живете в Японии, то вам в этом смысле повезло, так как японская государственная телекомпания NHK, вещающая в высоком разрешении с середины 1990-х годов, планирует запустить первый телевизионный канал 8K (это будет формат, который они называют Super Hi-Vision). Заранее приходится охладить пыл энтузиастов: вряд ли вещание этого канала будет разнообразным и насыщенным. Пока что можно утверждать, что эфирная сетка будет в основном состоять из высококачественных видовых тестовых материалов.

Но не телевидением единым живы системы отображения видеосигнала. Вот, к примеру, производитель микросхем Ambarella разработал 8K H3 SoC (систему на чипе) для использования в системах виртуальной реальности и с беспилотными камерами. Это серьезный шаг.

На самом деле, именно пользователи ПК могут стать первыми, кто испытает реальные 8K-образные изображения, поскольку AMD и Nvidia преуспевают в разработке новых высокопроизводительных графических процессоров. Однако первые настоящие приложения для ПК на 8K, скорее всего, появятся на рабочих станциях, используемых в профессиональной сфере. При этом можно с уверенностью сказать, что создатели игр, в свою очередь, уже сейчас работают над расширением своих возможностей.

Если в обычном телевещании 8K пока трудно назвать реально востребованным, то производители программ и оборудования реально заинтересованы в 8K уже хотя бы потому, что формат позволяет создать еще более четкое изображение. Например, камеры 8К могут использоваться для съемки во время спортивных трансляций, и режиссеры будут способны увеличивать изображение, чтобы получить очень детальные повторы. При этом даже в кадрированном, урезанном виде изображение выглядит очень резким.

А как дела с 8К на физических носителях?

Дела, откровенно говоря, не очень. На фоне сокращения производства даже контента уже «обкатанных» форматов на физических носителях не хватает, а у 8К в этом смысле совсем мало шансов, по крайней мере, на данный момент. Когда формат 4K признали относительно успешным на Blu-ray, даже его самые большие приверженцы согласились, что это все же нишевый рынок. И вариант 8K в таких условиях окажется специализированным — вряд ли это добавит заинтересованности в создании таких носителей и соответствующего оборудования (хотя, на самом деле, на уровне прототипов все уже создано).

В таком случае, каковы перспективы потоковой передачи 8K через Netflix или Amazon Prime Video?

Контент, доставляемый через Интернет, вероятно, станет лучшим выбором для 8K, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, поскольку инфраструктура, которую использует Netflix и его аналоги, позволяет им постоянно обновлять как приложения для воспроизведения, так и собственные серверы. Тем не менее, есть подозрение, что явные трудности в производстве материалов 8K, будут непреодолимыми в течение многих лет.

Как дела у 8K в кино?

Кинематографисты начали использовать камеры с поддержкой 8K (хотя не обязательно в полном разрешении), потому что это обеспечивает им оригинальный мастер-материал для работы максимально возможного качества. Необработанный контент затем может быть сокращен в разрешении в процессе редактирования. Один из вариантов, снятых таким образом, создан Netflix («Lost in Space»).

В камере Sony F65 CineAlta еще в 2011 году использовали CMOS-сенсор Super 35mm, который позволил получить разрешение свыше 4K. Совсем недавно конкурирующая с Sony компания RED выпустила четыре 8K-камеры, каждая из которых получила дополнительные усовершенствования. Последние «Стражи Галактики» снимались с использованием этого оборудования.

При этом 8K предъявляет новые требования не только к производителям матриц и электроники. Это разрешение оказалось настолько хорошим, что обнаруживаются проблемы с объективами камер и проекторов. Аналитик IHS Markit Пол Грэй (Paul Grey) полагает, что большинство доступных в настоящее время кинематографических объективов не соответствует уровню изображения с разрешением 8K. «Разрешение 8K просто показывает недостатки объективов, отсутствие разрешения по краям кадра», — заявил он.

Классика кинематографа первой половины 20-го века, «Волшебник страны Оз», был отсканирован с разрешением 8К почти десять лет назад во время подготовки к выпуску Blu-ray-копии фильма к 70-летнему юбилею. Почему команда реставраторов Warner Home Video выбрала именно это разрешение? Потому что 8K — это полезный формат архивации для художественных фильмов, предоставляющий студиям превосходный мастер, из которого затем можно получить версии 4K и HD.

Другие фильмы, получившие 8K-сканы (с соответствующей реставрацией): «Лоуренс Аравийский», «Унесенные ветром» (1939) Дэвида Лина и великолепный документальный фильм 1992 года «Барака». Ключевым моментом здесь является то, что фильмы, снятые на пленку («Wizard of Oz» был отсканирован с оригинальных негативов 1939 года), продолжают раскрывать больше деталей по мере совершенствования технологий сканирования.

Понадобятся ли мне для перехода на 8K новые кабели HDMI?

Для нативного контента — да, так как передать 8K на панель 4320p — нелегкая задача. Для передачи изображения формата UHD с внешних источников вроде телевизионной приставки на экраны 8K потребуется версия HDMI 2.1, обеспечивающая канал с большей пропускной способностью, чем у существующей спецификации HDMI 2.0. Раньше 8K-мониторы первого поколения, как вышеупомянутый Sharp, использовали набор из четырех входов HDMI для достижения того же результата.

На форуме HDMI уже был анонсирован новый сверхскоростной кабель HDMI с пропускной способностью 48 Гбит/с, который поддерживает 8K-видео со скоростью 60 кадров в секунду и 4K со скоростью 120 кадров в секунду. Причем обновления получает не только HDMI. Стандарт DisplayPort для мониторов ПК также был улучшен до версии 1.4, которая обрабатывает 7 680x4 320 при 60 кадрах в секунду с HDR и 32-канальным звуком.

Контент 8К в необходимом количестве отсутствует. Означает ли это, что 8K — это масштабирование?

Именно так! Создание 8K-контента стоит дорого, доставлять его сложно, и апскейлинг с применением ИИ стал легким промежуточным этапом. Samsung разработала технологию машинного обучения Super Resolution (MLSR), основанную на искусственном интеллекте, которая позволяет повысить разрешение практически любого видео до 4320p. При этом используются сравнительные алгоритмы для интерполяции недостающих деталей, и, как мы видели до сих пор, результаты действительно хороши. Создание деталей добавляет текстуру в области с низким разрешением, в то время как Edge Restoration улучшает определение пикселей и края участков изображения. MLSR достаточно умен, чтобы регулировать яркость, уровень черного и цвет в реальном времени. Масштабирование 8K на большом экране телевизора может просто сделать 4K (включая растущую коллекцию UHD Blu-ray) лучше. Это большая победа, и на эти результаты стоит ориентироваться ранним пользователям 8K.

Допустим, я покупаю 8K-телевизор — на какой размер экрана я должен ориентироваться? Какие рекомендации по расстоянию просмотра?

Существует четкая связь между разрешением экрана, размером изображения и расстоянием просмотра. Так же, как 4K гарантирует комфортный просмотр (без видимой пикселизации) на большем экране, чем HD, 8K предусматривает следующее увеличение диагонали.

Теперь цифры, ориентированные на среднего зрителя с нормальным зрением: чтобы увидеть преимущество в разрешении, в идеале, телевизор 4K следует смотреть с расстояния в диапазоне от 1,5x до 2x ширины их экрана. Таким образом, разумное расстояние просмотра для 8K будет между 1х и 1,5х ширины экрана. (Другие достижения в качестве изображения, такие как HDR и широкое цветовое пространство, воспринимаются независимо от расстояния просмотра).

Вот почему все производители телевизоров считают, что 8K будет стимулировать спрос на экраны размером более 65 дюймов. Предполагается, что 80 дюймов станет наиболее приемлемым типоразмером. Так что, возможно, пришло время подумать о смене мебели для вашей гостиной.

И через некоторое время после всего этого мы должны ждать 16K?

Пожалуй, этого не произойдет. Все дело в возможностях нашего зрения и отчасти — в возможностях технологий оптических систем. Но это, возможно, тема для совсем другой публикации.


Подготовлено на основе публикации в журнале Home Cinema Choice (Issue 292) «8K TV what you need to know»

ТЕГИ:#8K
70.79 дБ +

Комментарии

#

Тот случай, когда за технической стороной люди утрачивают суть. Большинство людей слишком поверхностны и обращают внимание лишь на обертку: спецэффекты в кино, графоний в играх...

На соседнем форуме мне доказывали что как же ты погрузишься в игру, ежели она не 4к и не на максимальных. Элементарно, так же как и в кино на не 4к. Дело же не в крутости технологий, а в повествовании. В книге вообще может не быть картинок и «разрешение» смешное, но захватывает же, если умеете читать.

Не зацикливайтесь на обертках :)


- 66.99 дБ +
⇡ в ответ @dead_rat #

Согласен на 100 %!

Но к сожалению сейчас искусство повествования во многом практически утрачено и встречается очень редко... Вернее оно не утрачено, оно как ни странно не востребовано массами. На первый план вышла именно обложка, количество пикселей и точек, трассировка лучей и т.п. спецэффекты... Многие люди смотрят не кино, а картинку; играют не в захватывающие воображение игры, а смотрят на настройки графики; слушают не музыку, а как бухает или цикает... Это как фаст-фуд - вкусно, но качественно не содержательно и даже порой неприемлемо.

Как пример - сколько громких фильмов опохаблено в последние годы?! сколько снято дерьмища на волне толерантности и борьбы со всевозможными, порой мнимыми, претеснениями?! Причем это на уровне мирового кинематографа, про наш я уж вообще молчу... ((( И люди это хавают (другое слово тут даже не подойдет)!

Так и с технологиями - зачастую тупое впаривание и маркетинг! Да, я не говорю, что это плохо, но это навязывание излишнего...



- 64.47 дБ +
⇡ в ответ @Rodomir #
трассировка лучей

Да вы в теме последних заморочек :)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Rodomir #
сколько снято дерьмища

У меня на этот счет непопулярная точка зрения - кинематограф год от года только растет )))

- 59.03 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

У немцев есть отличное слово на этот счет jein(йайн) обьединение да и нет.

Есть вещи которые улучшаются, а есть и которые ухудшаются или по крайней мере те, к которым я потерял интерес

- 60 дБ +
⇡ в ответ @dead_rat #
есть и которые ухудшаются или по крайней мере те, к которым я потерял интерес

Мое видение, что это как раз второе и связанное в том числе с возрастными причинами. Пока мы развиваемся вместе с окружением - нам это интересно, мы стараемся постичь и так или иначе постигаем. Наступает момент и мы устав учиться закапываем себя, установив вокруг себя выветривающиеся ориентиры и изредка критически взглядом окидывая окружение из этой ямы.

Со стороны похоже на кладбище, по иронии не новоделов кинематографа.

- 42.22 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

О да, бесконечные мегадорогие и критически примитивные экранизации комиксов - достойное будущее киноискусства. А те, кто этого не понимает - старые ворчуны, не желающие принять новый блистающий мир.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Abyss #
старые ворчуны, не желающие принять

Так и есть, ведь я не написал ни слова про комиксы (;

- 50 дБ +

У нас тоже есть, только длинней - данетнаверное.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Хорошо если нравится. А я с семьей стал очень редко ходить в кино и дома скачивать фильмы тоже очень редко. Причина одна - нечего смотреть ибо одни «консервы» по шаблону с плохой игрой и дешевым предсказуемым сюжетом. Пришлось перейти на сериалы - там качественного контента сильно больше. Но все дело вкуса само собой.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Simple #
Пришлось перейти на сериалы - там качественного контента сильно больше.

Покажите мне такие сериалы.

Я то фильмы смотреть не успеваю.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

когда не успевают смотреть фильмы - начинают смотреть сериалы

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vadim_Nef #

Не мой случай.

На сериал больше времени потратить надо. И обычно они сняты как..., как... сериалы. Про качество особо речь не идёт.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

если взять например сериал Флэш то персонаж Родителя что по совместительству полицейского играет весьма интересен... и его как раз нужно рассматривать в долгосрочной перспективе... в 2х часовом формате его не понять... сериалы сейчас действительно есть интересные... правда отрицание наличия фильмов тоже не верное... просто фильмы нужно смотреть не те которые рекламируют...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vadim_Nef #

просто грамотно снятый сериал можно смотреть делая другие дела... например моделить ламповый саунд бар в блендере... :) я как раз так сейчас и делаю... рядом с ноутом стоит планшет и крутит всякое разное... как раз замечаю что есть контент который воспринимается и запоминается никоим образом не конфликтуя с основной деятельностью а есть такой что вот вообще мимо ушей...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

сняты то они еще ничего... видеоряд хоть грешит излишним увлечением крупными планами да сильно настроение этим не портит... а вот озвучка у сериалов... вот это расстройство... потоковое производство... у него своя специфика и свои трудности... в этом плане кстати Тайны Смолвиля озвучен по киношному... он и наград за звук наполучал когда шел... там про супермена времен старшеклассника... вот там и пролоджик трудится во все каналы и потом когда 5.1 пошел оттуда... а вот не знаю как оттуда... еще не дошел до тех серий! :)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #
- 50 дБ +

"Детективное агентство Дирка Джентли" - попробуйте, если любите качественный и странный контент.

- 50 дБ +

"Острые козырьки" - на мой взгляд, один из лучших сериалов, выпущенных в последнее время. И картинка хороша, и звуку уделили внимание, а сюжет и актерская игра - просто восторг!

- 50 дБ +

ИМХО лучший сериал выпущенный в последнее время - первый сезон «Вавилон-Берлин»

- 50 дБ +

Да уж, Чего только Iggy Pop с Tom Waits стоят.)))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Simple #
Хорошо если нравится
нечего смотреть ибо

Мир вокруг нас такой, каким мы хотим его видеть ) На сериалы перейти у меня в жизни не хватает времени. В кино тоже не хожу, смотрю последние два с половиной года дома.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

я как дк с проектором сделал тоже в большие кинотеатры не ходил!!! у меня и звук лучше и бас приятнее и экран ближе и погружение сильнее да и вообще я в кино то только в последний ряд ходил и понятное дело не один... так эт... дома то в таком формате все гораздо интереснее!!!

- 60 дБ +

Очень понравилась мысль в первом предложении.

- 50 дБ +
#

кто-нибудь считал какое получится разрешение экрана 85" ,если эту площадь выложить смартфонами 5,5" с разрешением 4К


- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vadim_Nef #

4к умножаем на 85*85 и делим на 5,5*5,5

Несложная математика

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vadim_Nef #

хороший вопрос кстати... в эпоху когда нас пиксельной сеткой стращают взять да и в смартфонах с тем же разрешением экран измерить!!!

- 50 дБ +
#

Надеюсь скоро моя мечта сбудется: иметь экран во всю стену)

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @klim #

Главное шкафов перед ним не наставить ;)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @klim #

так это уже вопрос к архитеторам... просветный экран и сейчас заделать можно... и бронестеклом прикрыть чтобы от ветра не гулял... и детишек бодрых не боялся!

- 50 дБ +
#

Не верные изначально координаты порождают эти рассуждения о разрешениях, где важен лишь один параметр, который и определит качество, точнее четкость картинки, а именно плотность точек на дюйм. Говоря о разрешении панели нужно говорить об этом, отталкиваясь от её размера. Сколько нужно К для достаточного разрешения определяется размерами экрана, который хотим получить. По моему в итоге придем к наборным экранам, которые будут стыковаться друг с другом без видимых линий. Какое разрешение будет у этих экранов покажет время. Ну, ИИ, конечно тут развернется. Пока же эти картинки, с безумной резкостью, смотрятся не естественно и даже "колюче".

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

они неестественны потому что в реальном мире мы объекты такого размера(как диагональ телека) с таким количеством деталей нигде не встречаем... ни боковина автомобиля ни даже ковер и даже бетонная стена не содержат столько преходов оттенка да еще и резких от ярокого к темному... большую часть времени мы все таки не фотки рассматриваем а реальный мир наблюдаем... эта проблема еще с фулл хд тянется с 2012 года... в 2008м-2010м даже консультатны в магазах говорили что разницу в изображении на экране меньше 50 дюймов не увидеть... а потом с наступлением эпохи смартфонов вдруг раз и ее стало видно даже "на ладошке"... у меня фулл хд телек на 32 дюйма с 2008го года и тарелка тогда была с десятком фхд каналов включая парочку открытых загранишных... я эксперементировал с переключением разрешения на выходе ресивера... реально до 2011го видно было разнцу исключительно на видосах снятых как тв контент на "дюймовый сенсор "и на таких деталях как глянец сетки микрофона у ведущего...ну и прочих хорошо-сияющих детальках с канала фэшн тв... а на фильмах так вообще никакой разницы не было кроме чуть более мягкой картинки... а потом вдруг опа... и она глаз резать стала... и на кино вдруг все засияло и на прочих видах резкий глянец пошел... а году в 2015м и блоггеры присоединились...

- 60 дБ +
#

8к нужно для более правельной цветопередачи

- 50 дБ +

Извините, что? Я как ни силюсь, никакой связи не вижу

- 50 дБ +
⇡ в ответ @dead_rat #

Переходы между цветами - если два соседних пикселя дают цвет "зеленый 1001" и "зеленый 1002", то при условии невозможности различить каждый из них по отдельности увидим мы "зеленый 1001,5", который само устройство воспроизвести не может. Соответственно при учетверении разрешения (в два раза по вертикали и в два раза по горизонтали) у нас получится дополнительная градация цветов "зеленый 1001,25" , "зеленый 1001,5", "зеленый 1001,75" - и так со всеми цветами. Иначе говоря, с помощью такого трюка можно аналоговым способом поднять "битность" картинки, значительно увеличив количество цветовых переходов. Но расширить цветовой охват так не выйдет.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

При полноценным 8-битовом цвете мы и так не способны различать градиенты. Они становятся видны только когда производитель зажал денег и поставил 6-битные матрицы

- 50 дБ +
⇡ в ответ @dead_rat #
При полноценным 8-битовом цвете мы и так не способны различать градиенты.

Тогда уж при 10-битовом? И не говорим ли мы в данном случае о не требующем обработки изображении, что в случае воспроизведения видео в принципе невозможно из-за алгоритмов сжатия и обработки изображения, а также настройки его пользователем (примерно с таким же раскладом падает яркость проектора при его калибровке)? И какой нужно иметь запас?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #
Но расширить цветовой охват так не выйдет.

выйдет если повысить яркость и увеличить "шаг" приращения насыщености

- 50 дБ +
#
И через некоторое время после всего этого мы должны ждать 16K?
Пожалуй, этого не произойдет...

Ха-ха-ха!

То-же самое говорили во времена двд о 1080р, то-же самое говорили о 4к, во времена 1080р.... (и о 3G и о 4G - типа, этой скорости хватит навсегда)

Вопрос уже не в том: будет, или не будет, а когда - через пару лет, или через 5-10.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.