Мюнхен 2018 или Какой High End мы будем слушать в этом году

Мюнхен 2018 или Какой High End мы будем слушать в этом году

В мае в Мюнхене традиционно собираются ценители «высокой моды» в аудиоиндустрии со всего мира — именно в это время проходит одна из самых интересных тематических выставок Munich High End Show. В этом году она прошла с 10 по 13 мая в традиционном месте — выставочном центре Мюнхена M.O.C. Но также одновременно в это же время в том же самом Мюнхене проходила альтернативная выставка HiFiDeluxe, а буквально в 100 метрах от M.O.C. — выставка портативного аудио CanJam. Я побывал на всех трех и готов поделиться впечатлениями, которых больше всего, естественно, от основной выставки.

Я пропустил два мюнхенских High End Show и тем интереснее было увидеть, что изменилось за это время. Сразу видно, что выставка стала еще больше — все комнаты заняты, а в больших холлах, где раньше были только кафешки и кресла для отдыха, теперь соорудили небольшие закрытые помещения, где также выставлялись компании со своим оборудованием.

Также явно увеличилось количество посетителей в первый день (который предназначен исключительно для профессионалов индустрии), скорее всего, за счет того, что часть праздношатающихся посетителей смогла замаскироваться под специалистов. Или же интерес к выставке со стороны дистрибьюторов и дилеров сильно вырос, что, кстати, тоже вполне возможно, так как в кулуарах сразу несколько представителей крупных компаний негативно отозвались о январской выставке CES в Лас-Вегасе, которая имеет все шансы превратиться в демонстрацию новых гаджетов, тогда как High End из отеля «Венецианец», увы, уходит. Подобное уже случилось с берлинской выставкой IFA, но здесь большой проблемы нет, мюнхенская по части Hi-Fi и High End ее прекрасно заменяет. В общем, в павильонах M.O.C. жизнь кипела все дни, и на некоторые стенды приходилось чуть ли не очередь стоять, чтобы пообщаться с представителями компании.

На альтернативной выставке HiFiDeluxe в отеле Munich Marriott все наоборот — тишина, покой и не так много брендов. Причина — совсем камерный набор участников (правда, среди них и такие известные имена, как, например, Tannoy и Rega), а также необходимость ехать (хоть и недалеко) от M.O.C. Но у этой выставки серьезный плюс — классические отельные номера, соответственно, как заявил один из участников, «звук лучше». А еще там периодически пробегал целый десант китайцев, явно подыскивающих для покупки какой-нибудь из плохо себя чувствующих брендов.

А вот CanJam действительно удался — очень компактно, всего в одном зале, но достаточно много интересных производителей (среди которых Audeze, HiFiMan и др.). При этом очень демократичная обстановка, множество станций для прослушивания и нет толпы. В общем, если интересуетесь «портативкой» — смело приезжайте.

А теперь — репортаж с тех стендов, где удалось обнаружить что-то интересное.

Шведы из Primare подготовили новинки сразу в нескольких линейках. Во-первых, это серия 15 — в ней предусмотрен интегральник с сетевым проигрывателем I15 Prisma и сетевой проигрыватель с предусилителем SC15, в который, кроме всего прочего, встроена технология беспроводного подключения к колонкам WiSA. Еще в серии — CD-проигрыватель CD15 и транспорт DD15.

Интегральный усилитель I25 (бывает с опциями ЦАПа и Prisma) и CD-траспорт DD35. В усилителе применена фирменная система усиления UFPD 2 — новая реализация «полностью аналогового» класса D.

Компания DALI на своем стенде построила настоящую гостиную в стиле лофт и как нельзя удачно вписала в интерьер свою самую свежую акустику — беспроводные DALI Callisto. Собственно, мы их уже видели на прошедшей в апреле выставке в Москве, но менее интересными от этого они не стали. Обе АС активные и подключаются беспроводным способом к специальному хабу (Sound Hub). Сигнал передается с разрешением 24 бит/96 кГц, и можно подключить практически любой источник. На выставке, естественно, играл «винил». Возможность подключать опциональные модули позволит в будущем расширить возможности Callisto до работы в мультирумных системах и даже для передачи многоканального звука. Например, уже готов модуль для работы в среде BluOS.

К новым шикарным Dynaudio Confidence (на фото Confidence 50) было буквально не пробиться. Обновленная линейка вызвала ажиотаж посетителей, так что даже сфотографировать было трудно — постоянно кто-то фотографировал или делал селфи.

В линейке четыре модели: полочник Confidence 20 (интересно, что порт ФИ направлен вниз — в результате идет в комплекте с фирменной стойкой), средний напольник Confidence 30, крупный напольник Confidence 50 и очень крупный напольник Confidence 60. Все напольники — трехполосные, у всех АС новые динамики, включая твитеры Esotar3. А еще у напольников отказались от использования двух твитеров — он теперь один, зато с усовершенствованной системой DDC (Dynaudio Directivity Control).

Было бы кощунством пройти мимо одного из любимых брендов, поэтому для меня посещение немцев из Octave — добрая традиция. Андреас Хоффман традиционно показал на выставке свой самый топовый комплект Octave Jubilee (на фото) в шикарной мраморной отделке. А еще публике представили интересный продукт — фильтр ВЧ-помех Octave Filter 3-P, который подключается между аналоговым источником и усилителем/предусилителем. Есть варианты как с балансным, так и с обычным подключением.

Гуру винила из Швейцарии показали прототип новой бюджетной модели Thorens TD 148 A. Это полностью автоматический проигрыватель с тремя скоростями вращения. Поставки обещают в конце года (европейская цена 1500 евро), а представлял аппарат под лозунгом «новая культура комфорта» (видимо, это относится к «автомату») новый CEO компании — Гюнтер Кертен, недавно перешедший из ELAC в Thorens.

В этом году американская компания Nordost громких анонсов не делала, однако совсем без новинок не обошлось (представили USB-кабель Frey 2 и соответствующий ему адаптер USB-C), а любопытный продукт — комплект для разделки плоских кабелей 2Flat и 4Flat, которые теперь можно заказать у дилера любой нужной длины и с профессионально установленными разъемами. А еще компания договорилась с лейблом Newvelle Records, выпускающим по подписке виниловые пластинки класса High End. Эти пластинки и крутили на выставке, а новые треки обещают записывать с кабелями Nordost.

Традиционно британцы из Arcam делили комнату с KEF, в этом же году «сообразили на троих» — к ним добавился еще и Hegel. Arcam привезла серийные образцы компонентов HDA (впервые линейку показали на выставке CES2018) — стереоаппаратов, выполненных в новом дизайне. В линейке три компонента: интегральники SA10 (класс AB) и SA20 (класс G), а также проигрыватель CDS50, помимо CD/SACD играющий медиафайлы по сети и USB.

В той же комнате KEF развернула большую экспозицию, хотя действительно горячих новинок в этот раз не было (наушники от Porsche Design не считаем). Зато были колонки Blade, R700 и беспроводные LS50 (они, кстати, попались мне и в некоторых других комнатах) — на фото они в специальной, очень красивой версии Nocturne. Muon не было, зато были маленькие «муончики» — компактные Bluetooth-колонки MUO в различных цветах.

Норвежцы Hegel без шума и пыли представили свой новый флагманский интегрированный усилитель Hegel H590. В производство он пойдет осенью 2018-го, а пока можно лишь облизываться на спецификации: 2х300 Вт, стриминг с новым ЦАПом от AKM, поддержка «True MQA». И немного цифр: на 50% больше блок питания и на столько же — выходных транзисторов, по сравнению с предыдущей флагманской моделью H360. А за основу при создании H590 брали топовый моноблок H30.

Британский бренд Roksan относительно недавно был куплен Monitor Audio, и со дня на день ожидается обновление ассортимента. Пока же на стенде МА «показывают, что есть» — выглядит все это стильно, но вот будет ли на российском рынке, пока что непонятно. Да и стенд хоть и соседствовал с весьма оживленным стендом МА, был весьма безлюден.

Главная новинка немаленького стенда Monitor Audio — компактные полочники Studio. Инженеры MA позаимствовали технологии флагманской линейки Platinum II, сделали внешний облик более «design friendly», и получилась очень неординарная АС с оригинальным дизайном и впечатляющими возможностями, корни которых — в линейке Platinum II и, в частности, во флагманской модели PL500 II.

В бюджетной линейке Monitor появились забавные колонки-кубики Monitor 50 (сама линейка также обновлена), которые привычно заимствуют технологии более высокой линейки Bronze, но при этом имеют оригинальный «квадратный» корпус, который позволяет экономить место. Ну и добавляют оригинальности внешнему виду.

Компании T+A в этом году исполняется ни много ни мало 40 лет, в честь чего в линейке High Voltage появился скромный киловаттный гибридный моноблок M 40 V, выдающий до 60 Вт в классе А. Входные каскады сделаны на лампах 6SN7, а вот выходные — классический High Voltage с J-FET-усилением, соответственно, на транзисторах.

Также показали линейку акустики Criterion CTL во всех возможных отделках. Фишки этой серии — трансмиссионная линия и передняя панель, фрезерованная целиком из массива. Выглядят действительно внушительно и… цельно.

Комната McIntosh озарялась исключительно фирменным синим свечением дисплеев и фотовспышками, поэтому была несколько похожа на пещеру Аладдина. На стилизованных подставках стояли самые различные компоненты — от бюджетных (по меркам McIntosh — например, самый компактный усилитель MA5300, он на фото) и до топовых. Присутствовала и новая виниловая «вертушка» MT2, и 600-ваттный моноблок MC611 с технологией Quad Balanced.

Комната работала витриной, прослушивание предусмотрено не было — зато можно было любоваться стильными компонентами (мне особенно понравились стилизованные буквы «Mc» на ребрах радиатора одного из усилителей).

Японцы из Melco представили две новинки, обе предназначены для работы с вашим контентом и выполнены в корпусах половинной ширины, зато из алюминия. Модель D100 — оптический USB-привод, чьи компоненты и прошивка оптимизированы Melco для максимальной точности рипования CD. Вторая новинка — E100, этот продукт не что иное, как внешний жесткий диск на три терабайта с интерфейсом USB, естественно, с фирменными отличиями, превращающие HDD в транспорт высокого качества. Оба устройства предназначены для работы с проигрывателем Melco N1, но также ограниченно совместимы и со сторонними устройствами, причем E100 может выступать источником при подключении к некоторым USB-ЦАПам.

Новые активные колонки от ELAC (by Эндрю Джонс) называются «Argo» и включают в себя напольник FS1 и полочник BS1. Интересно, что для СЧ/НЧ-динамиков используются BASH-усилители, а вот для твитеров — класса AB. А еще в Argo применена беспроводная технология AIR-X2.

Серия виниловых проигрывателей ELAC Miracord расширена еще двумя моделями попроще: Miracord 50 и Miracord 70. В новинках установлены головки от Audio-Technica (AT90 и AT95E соответственно), у младшей вдобавок на борту еще и встроенный фонокорректор.

Кроме того, на выставке была продемонстрирована линейка Vela, которая пришла на смену 400-й серии, и более доступные АС флагманской серии очень необычного дизайна — Concentro M.

Audio Physic привезла на выставку топовый напольник Structure, который для пущей убедительности «распилили» и демонстрировали всем желающим. Конструкция просто фантастическая — смотрите сами. Множество интересных решений, пористые панели на фото — это вспененная керамика, а корзины СЧ-динамиков напечатаны на 3D-принтере! В качестве топового варианта отделки предлагается карбон (а всего вариантов девять).

Еще показали модель Audio Physic Midex, три напольника серии Classic (с индексами 15, 12 и 8) и весьма компактный полочник Classic 3. Весьма представительно.

Строгая немецкая парочка — предварительный усилитель Vincent SA-32 и усилитель мощности Vincent SP-332 (2х250 Вт на 4 Ом, основан на базе модели SP-331). Все солидно и одновременно элегантно.

Для поклонников гибридных конструкций Vincent добавила в ассортимент гибридный интегральник SV-200 (2х25 Вт на 8 Ом) и гибридный же CD-проигрыватель CD-200. Оба выпущены в компактных корпусах вполовину от стандарта.

Немцы из Dual показали совершенно новый проигрыватель-автомат для виниловых дисков CS526. Проигрыватель настолько новый, что абсолютно никакой информации по нему нет. Увы. А еще старая добрая модель CS460 обзавелась новой отделкой цвета макассар.

Начальная серия Sonus Faber Venere уходит, ее место займет Sonetto (она названа демократичной линейкой) с восемью моделями: три напольника, два полочника, два (!) центральных канала и даже настенная АС. Вся линейка производится в Италии, динамики разработаны Sonus Faber специально для этих моделей.

Сабвуферы Sumiko тоже прекратили свое существование, зато вместо них в ассортименте Sonus Faber появилась целая линейка из четырех сабвуферов Gravis. Для Sonetto предназначены модели I и II, а для серий Reference и Homage Tradition — Gravis V и VI (на фото).

С новым моноблоком Reference 160M компания Audio Research обещает обновленную элементную базу, более короткий путь сигнала и улучшенную топологию. А еще мне кажется, что дизайн стал более современным, и аппарат стал меньше походить на студийное оборудование.

Это, кстати, первый усилитель компании, в котором пользователь может переключать с передней панели режим работы: ультралинейный (до 150 Вт) или триодный (75 Вт). Сигнал 160M может принимать как по балансному, так и небалансному входам.

Безумно стильная стойка, выпущенная к 10-летию компании, выполнена из кожи и металла с добавлением заклепок — этакий стимпанк от Bassocontinuo. А снизу в полку вмонтированы специальные резонаторы, призванные поглощать вибрации и особенно полезные для виниловых проигрывателей. Кстати, всего выпущено десять таких стоек на весь мир.

А еще итальянский производитель славен тем, что выпускает спецверсии под различные бренды. Например, на фото стойки для Sonus Faber и Dan D'Agostino. А есть еще под McIntosh.

Dan D’Agostino продемонстрировала свой новый моноблок Relentless (в Мюнхене прошла его мировая премьера), который гордо покоился на стенде, отделенный от публики красными канатами. Выполнен усилитель в классе AB, при этом он может работать в классе А до 100 Вт (при 4 Ом он готов выдавать 3 кВт). Выглядит этот бегемот (220 кг!) просто потрясающе, впрочем, как и вся продукция Dan D'Agostino. Кстати, усилитель комплектуется специальным гаечным ключом, чтобы затягивать акустические клеммы. Компания потратила два года на разработку этого флагмана, а сейчас в работе предварительный усилитель, предназначенный для работы в пару к Relentless.

Компания Polk Audio выпустила на рынок первый саундбар с поддержкой голосового ассистента Alexa. Называется он «Command Bar». Кроме стандартных команд Alexa, голосом можно управлять переключением входов, выбором режимов и регулировкой громкости. Кстати, чтобы облегчить Алексе понимание ваших команд, инженеры предусмотрели отдельную кнопку, которая временно понижает уровень громкости. А еще у Command Bar два порта HDMI с поддержкой 4К, Wi-Fi, Bluetooth, а также беспроводной сабвуфер.

Definitive Technology организовала на выставочном стенде комнату прослушивания с системой домашнего кинотеатра. Из относительно нового — три полочника серии Demand: D7, D9 (на фото) и D11. У всех трех используется алюминиевый твитер, смещенный от оси симметрии. Необычно расположение пассивного радиатора у двух старших моделей — на верхней панели.

Весьма интересная модель Definitive Technology CS9080 — центральный канал со встроенным активным сабвуфером и пассивным басовым радиатором.

Отыскать среди множества выставленных продуктов Onkyo новинки было сложно, но мне удалось. Встречайте интегральный усилитель Onkyo A-9130 с технологией Dynamic Audio Amplification (2х30 Вт при 8 Ом), встроенным ММ-фонокорректором и выходом на наушники. И очень-очень минималистичным дизайном.

У бескомпромиссных (но очень больших и ни разу не дешевых) флагманских колонок Audiovector АС R11 появился младший брат (или сестра) — компактная и доступная модель R8 Arrete. На выставке прошла их мировая премьера. Самое заметное отличие от R11 (кроме габаритов) — твитер теперь один, портов фазоинвертора на передней панели больше нет. Оле Клифот, основатель и главный инженер, по секрету сказал мне, что несколько пар уже продано, хотя продажи официально еще даже не начинались.

Усилитель для наушников Trafomatic Primavera сербы показали еще в начале этого года. Аппарат работает с наушниками от 25 до 600 Ом, имеет XLR и RCA-входы, на выходах используются лампы Светлана 811-10. Наушники подключаются как балансным, так и небалансным способом.

А вот и самая горячая новинка — моноблок Trafomatic Pandora. К сожалению, на стенде никакой информации не было, также как нет ее и в Интернете. Так что просто поверьте на слово — играли эти моноблоки здорово. Подождем официального пресс-релиза.

Ascendo Live 15 (на фото) — активная акустическая система с полной мощностью 3,3 кВт, предназначенная и для мощных систем домашнего кинотеатра, и для High End-стереосистем. Колонки оснащены 15-дюймовый басовиком и коаксиальным динамиком. Встроенный DSP предлагает два режима: кино и стерео. Предусмотрены аналоговые и цифровые входы, настройка под помещение и светодиодная подсветка.

Также Ascendo привезла два активных сабвуфера SMSG24 и SMSG32 с динамиками 24 и 32 дюйма соответственно. Мощность усилителя одинакова для обеих моделей — 6 кВт. И еще одна новинка — относительно плоская (7,5 см) колонка для тыловых и высотных каналов с коаксиальным драйвером CCM5-P.

В ассортименте шведской компании Supra появилась оптическая версия HDMI-кабеля, позволяющего передавать сигнал 4К 60 Гц на расстояние до 100 м. Используются хорошо знакомые фирменные разъемы, а вот сам кабель стал очень гибким и тонким (всего 4,5 мм в диаметре) — инсталляторы будут счастливы. Поддерживаются самые полные на сегодня спецификации, включая ARC, HDR и HDCP 2.2. На выбор сразу 12 вариантов длин — от 6 и до 100 м.

Шотландцы Atlas выпустили без преувеличения дизайнерские кабели. К топовой линейке Atlas Asimi добавили приставку Luxe и облачили провода в кожу Наппа четырех расцветок. Есть даже выбор из двух вариантов строчки: крестик или «бейсбольный мяч». Оригинальный ход, но раз делают, значит, это кому-нибудь нужно. Кстати, опционально теперь предлагают кожу для моделей Mavros Grun, Mavros Ultra, Mavros XLR, Ascent Grun, Ascent Ultra, Ascent XLR и Eos Superior.

Новые силовые кабели Atlas EOS Superior (и да, их тоже можно сделать «кожаными»!) и18Gb-версия HDMI-кабеля Atlas Element.

Новинки от ASTINtrew: предварительный усилитель AT2-1100 и усилитель мощности AT2-5100. Первый имеет модульную конструкцию, есть модуль ЦАПа, фонокорректора, RCA или XLR входы. Мощник выполнен в классе AB, построен по схеме «двойное моно» и способен выдать 2х180 Вт при нагрузке 8 Ом. Кстати, на бристольской выставке в этом году данная парочка победила в номинации «Лучший звук на Hi-Fi-демонстрации».

Новые акустические кабели от Black Rhodium названы Bolero, они следуют сразу за моделью Polka, но при этом используют более качественные проводники и дополнительное экранирование, чтобы минимизировать искажения. Кабель оснащается фирменными фиксирующимися разъемами типа «банан» с родиевым покрытием. Проводники изготавливают вручную в Великобритании на заводе в Дерби.

К собственному 80-летию компания Stax выпустила ограниченное серией в 800 штук издание наушников SR-L300 Limited. Различие между обычной и лимитированной версиями в черном цвете отделки с позолоченным логотипом. Stax организовала на стенде отдельную комнату для прослушивания (что для открытых наушников в условиях выставки очень полезно). Там у меня получилось оценить флагманские модели SR-009S, SR-009 и попробовать в деле предсерийный образец портативного усилителя/ЦАПа SRM-D10 с линейным входом и MicroUSB.

Румынский производитель Meze показал свой новый флагманский продукт — магнитопланарные наушники Empyrean. В динамиках стоят магниты в форме спиралей и дуг, одни отвечают за низкие частоты, а другие — за средние и высокие. Называется технология «Isodynamic Hybrid Array» (изодинамический гибридный массив), в разработке активно участвовала компания Rinaro, созданная еще в 1980-х годах в СССР. Кстати говоря, чашки держатся на своих местах за счет магнитного поля, создаваемого задействованными в массиве магнитами. Само изголовье выполнено из углеволокна.

Маркетологи Wharfedale очень любят различные спецвыпуски колонок. Всего пять лет назад классическая модель Denton уже переиздавалась в версии «к 80-летию», но время летит, и вот на выставке показали версию «к 85-летию». Это двухполосные колонки с кевларовым СЧ/НЧ-динамиком и тканевым твитером в классическом дизайне середины прошлого века. В общем, для фанатов ретро.

Там же на стенде можно было увидеть напольник серии Diamond 11 в разрезе. Весьма, кстати, любопытно.

Отец-основатель и главный инженер компании System Audio Оле Виттхофт показал модуль Silverback, превращающий соответствующие АС System Audio в беспроводные (используется стандарт WiSA). С этой «фишкой» совместимы новые колонки Legend (с индексом 5 — полочные, 40 — напольные), которые могут быть пассивными, затем с помощью модуля Silverback их можно превратить в активные (просто убирается кроссовер и вместо него вставляется модуль). Активные становятся беспроводными с помощью специального хаба и пульта ДУ. Хаб работает по технологии WiSA, так что можно будет получать сигнал и с других совместимых устройств. Посмотрим, насколько будет востребована передовая концепция апгрейда у нас.

У английской Acoustic Energy своего стенда не было, продукцию разместили на стенде европейского дистрибьютора AV EMEA. Собственно, ничего нового не показали, глаз зацепился за Bluetooth-колонку BT2 — встроенная батарея, Bluetooth с поддержкой APT-X, микрофон для использования в качестве гарнитуры. Если купить сразу две — можно составить из них стереопару.

Также были представлены компактные колонки AE300, в которых прослеживается образ легендарных AE1. В серии есть еще и напольник AE309. А еще пообещали добавить напольник в сотую линейку.

В Мюнхене фирма Torus Power демонстрировала новую линейку Powerblock, которую впервые показала в Амстердаме на ISE 2018. Это фильтры, основанные на изолирующих трансформаторах, которые позволяют минимизировать влияние внешней сети на подключенные компоненты. По заверениям компании, эта серия предназначена для систем среднего сегмента, где нет нужды в больших токах и массивных сетевых фильтрах. Обещают пониженный уровень шумов и общее улучшение работы аудио-видеокомпонентов.

Компания Beyerdynamic привезла на выставку беспроводную версию Amiron (была впервые представлена на CES 2018). Наушники частично основаны на проводной версии Amiron, заряжаются от USB-C, имеют сенсорное управление на правой чашке и поддерживает фирменную технологию Mimi, которая проводит тестирование вашего слуха и создает оптимальный профайл для конкретного человека. Поддерживается Bluetooth 4.2 с кодеком Apt-X HD, хотя можно подключать их и традиционным кабелем.

Спокойно рассмотреть и внимательно послушать Tannoy Autograph Mini OW я смог уже на выставке HiFiDeluxe в отеле Marriott. Это миниатюрная версия оригинальной конструкции из 50-х годов прошлого века под названием «Autograph». «Миниавтограф» также принадлежит к линейке Prestige. Применен (естественно) фирменный коаксиальный драйвер Dual Concentric, окантовки корпуса выполнены из ореха (OW — Oiled Walnut или «масляный орех»). Кстати, драйвер выдерживает до 200 Вт подводимой мощности, так что габариты бывают обманчивы!

Премьера от британцев из Ruark — беспроводная колонка MRx, которая является частью фирменного беспроводного мультирума и может работать в тандеме как с такой же MRx, так и с R2 mk3 и R7 mk3. За основу взяты динамики модели MR1 mk2, усилитель класса AB (удивительно, что не D), добавлен Bluetooth 4.0 с Apt-X, и все это заключено в компактный корпус. Кроме не очень выразительной серебристой отделки (на фото), есть шикарный вариант со шпоном ореха.

Не совсем новинка, но очень классно выглядящая штука — модель R7, выпущенная в дизайне ретрорадиол и также являющаяся частью беспроводного мультирума Ruark. А еще в ней есть Bluetooth, FM-радио и даже CD-привод. Разве что виниловый проигрыватель не встроили.

Проигрыватель Rega Planar 1 получил встроенный ММ-фонокорректор и вместе с этим приставку Plus к названию. Что интересно, отключить этот фонокорректор невозможно, так что в случае апгрейда проигрыватель придется менять целиком. Зато законченное решение для простой системы, где фонокорректора нет, зато есть, например, активные колонки. В активе — тонарм RB110 и головка Rega Carbon.

Развязывающие устройства IsoAcoustics на выставке были представлены в двух моделях: Orea и Gaia. Orea также бывает в двух версиях: Indigo (нагрузка до 7,2 кг) и Bordeaux (уже 14,5 кг). Indigo больше подходят для интегральных усилителей и виниловых проигрывателей, «Бордо» — для крупных компонентов типа моноблоков.

IsoAcoustics Gaia — развязка для акустических систем, позволяющая побороть паразитные вибрации и проникновение их из пола в корпус акустической системы. Выпускаются они в трех вариантах: Gaia I, Gaia II и Gaia III и рассчитаны на вес 100, 54 и 32 кг соответственно.

Стильные колонки Cabasse Murano Alto появились в конце прошлого года, оснащаются коаксиальным динамиком (таким же, как у модели L’Ocean) и парой низкочастотников, аналогичных в модели La Sphere, только в меньшем масштабе. В каждой колонке аж три порта фазоинверторов, открывая и закрывая которые можно регулировать уровень баса от акустических систем. Еще привезли компактные кинотеатральные сателлиты с сабвуфером EOLE 5.1 уже в четвертом поколении. Из интересного — сателлиты теперь можно крепить даже на потолок.

Свершилось! Знаковая линейка Cambridge Audio Edge увидела свет в 2018 году, как раз на 50-летие компании. Это огромный шаг вперед и новый уровень для Cambridge Audio, причем работы над амбициозным проектом начались еще лет пять назад, а рабочие прототипы я видел в 2015-2016 годах. Однако на доведение до совершенства понадобилось время, но оно того точно стоило. В линейке интегральный усилитель Edge A (со встроенным ЦАПом и Bluetooth), предварительный усилитель с сетевым проигрывателем Edge NQ (с аналоговыми и цифровыми входами, плюс Bluetooth и Chromecast) и усилитель мощности Edge W (класс XA).

Bryston 21B3 и Bryston 24B3 — многоканальные усилители, созданные инженерами Bryston специально для активных акустических систем Model T Active, Middle T Active и Mini T Active. Однако кроссовера в усилителях нет, поэтому необходимо еще использовать фирменный цифровой кроссовер BAX-1, чтобы получить полноценную активную систему Bryston. Усилитель 24B3 можно было увидеть на стенде без верхней крышки, а вот 21B3 в тандеме с соответствующими АС удалось даже послушать прямо на стенде в специально организованной комнате прослушивания.

Бетон сегодня в моде. Не обошла этот материал и шведская компания Solid Tech, производитель модульных стоек для Hi-Fi-компонентов. В версии Hybrid Concrete полки сделаны из самого настоящего бетона, причем отшлифованного так, что напоминает, скорее, имитацию, хотя на самом деле это не так. Получилось модно, оригинально и монументально — полки имеют приличный вес, что еще больше повышает стабильность установленного на стойки оборудования.

Эстонская компания Audes продемонстрировала, что ей также не чужд сегмент саундбаров; симпатичный дизайн и провокационный цвет несколько портит кондовый выключатель питания на лицевой панели. Впрочем, на выставке показали прототип, далекий от финальной реализации. Ну а ценители классических продуктов компании могли послушать в специально организованной комнате напольники Excellence 5 AMT с собственными усилителями Audes.

Стенд Clearaudio в этом году поражал размерами и содержанием — компания в свое 40-летие расстаралась. Тут было и множество экспонатов из прошлого бренда, проводился мастер-класс по настройке тонармов с Уолли Малевичем, выставили VW Bus с виниловым проигрывателем внутри, а также мотоцикл, правда, без винила, но с логотипами фирмы.

Из интересного — батарейное питание Concept smart power для проигрывателей Concept/Concept Plus (Concept Active не поддерживается), обеспечивающий стабильным напряжением мотор. А также новая машина для мойки виниловых пластинок Smart Matrix Silent, работает она действительно тихо.

Новые топовые наушники Sennheiser HD 820 (HE1 не считаем — они вне категорий) впервые показали на CES 2018, а европейская премьера состоялась в Мюнхене. Это динамические наушники закрытого типа, излучатели прикрыты прозрачными крышками из Gorilla Glass. Эти крышки призваны снижать резонансы, отражая обратную волну в поглотитель — этакая имитация открытого акустического оформления. HD 820 имеют довольно высокий импеданс в 300 Ом, к ним рекомендуется усилитель Sennheiser HDV 820. Соединить эту пару можно как стандартным 6,5-мм кабелем, так и кабелем с разъемом Pentaconn с низким сопротивлением контакта.

Компания Lumin из Гонконга представила абсолютно новый флагманский проигрыватель Lumin X1, оснащенный двойным ЦАПом SABRE от ESS (концепция двойного моно), высокоточным тактовым генератором и улучшенным блоком питания. Кроме всего прочего, у плейера есть второй сетевой порт, причем он оптический SFP (!) для максимальной развязки от сети.

В пару Lumin X1 сделали и усилитель Lumin AMP. Класс AB, выдает 2х160 Вт (при 8 Ом) и может работать в стереорежиме, мостовом и моноблочном.

Корейцы представили весьма интересное устройство Aurender ACS10, которое буквально стирает грань между CD-проигрывателем и музыкальным сервером. Аппарат рипует CD на встроенный HDD (8 Tb), вставляет метаданные и подключает свою библиотеку к библиотеке музыкального сервера Aurender. В случае отсутствия такового в вашей сети, он сам может стать и сервером, и проигрывателем музыкальных дисков. Управляется аппарат в буквальном смысле одной кнопкой.

А вы видели беспроводной профессиональный монитор, работающий без сети 50 часов? Встречайте Aurender S5W, питающийся от аккумулятора шуруповерта Bosch (оригинальное решение, не правда ли?). Корпуса АС выполнены из алюминия, на каждую полосу предусмотрено 50 Вт мощности встроенного усилителя.

Встречайте самую крупную колонку серии Signature от Magnat — модель 1109. Колонки выдерживают до 550 Вт подаваемой мощности, а маленький логотипчик Hi-Res Audio позволил получить супертвитер, благодаря которому частотный диапазон у 1109 простирается до 55 кГц. Выглядят внушительно — ничего не скажешь!

Хотите немного ретро? Эту колонку я подсмотрел в закрытой дилерской зоне Magnat. Судя по всему, реинкарнация модели Transpuls.

Немцы из Oehlbach устроили в комнате витрину. Чего там только не было: и кабели на катушках и в блистерах, и различные компактные устройства от беспроводных передатчиков для сабвуферов (Falcon Sub) до внешних USB-ЦАПов. Ассортимент аксессуаров Oehlbach очень широк, причем далеко не все связано с Hi-Fi-тематикой. Вот очень интересно было бы увидеть на этой выставке новинки в серии консолей электропитания — но увы и ах… Также не обнаружилось и недавно выпущенного USB-регенератора XXL Masterclock, задача которого — воссоздать сигнал заново и минимизировать джиттер. А жаль.

Новые флагманские колонки Davis Acoustics Karla 2.0 (напольные) и Nikita 3.0 (полочные) представлял сам генеральный директор компании Оливье Визан. Они входят в топовую линейку Dream и являют собой сосредоточение всех достижений компании Davis Acoustics. Напольники Karla состоят из двух секций, которые имеют отдельные объемы, проводка сделана снаружи (кстати, фирмой Esprit). Обе модели были в стадии прототипов, так что Оливье сказал, что будут еще изменения, и спецификации неокончательные.

Линейка Davis Acoustics Courbet российскому рынку уже знакома — модель 5 продается, а вот 3 и 7 — только планируются. В динамиках широко используется карбон и кевлар, а кроссоверы делаются навесным монтажом без печатных плат.

Альфред Васильков обновил флагман бренда — Estelon Extreme Legacy Edition. Подкорректирован кроссовер и полностью заменена кабельная проводка, теперь она производства американского бренда Kubala-Sosna. Все колонки Estelon — это какой-то неземной дизайн и соответствующее ему звучание. Я в этом убеждаюсь на каждой выставке. Мюнхен-2018 исключением не стал, Estelon Extreme в очередной раз подтвердили высокий уровень бренда.

В стороне от флагманов стояла еще одна модель — беспроводная Lynx, которая имеет встроенную поддержку Roon, а все входящие данные преобразовывает в поток DSD64.

В Мюнхене состоялась премьера флагманской акустики Manger p2. Двухполосная колонка оснащена фирменным излучателем Manger Sound Transducer (способен звучать от 80 Гц и до 40 кГц) и совершенно новым низкочастотным динамиком с мембраной-сэндвичем из целлюлозы, усиленной карбоном, низкочастотная часть усилена парой пассивных радиаторов на задней стенке акустической системы. Представляла новые колонки сама владелица компании — Даниэла Мангер.

Французская компания Trinnov обычно ассоциируется с бескомпромиссными домашними кинотеатрами. Но в этом году в Мюнхене процессор Attitude 16 использовался для компенсации особенностей далеко не идеального для звука помещения для прослушивания музыки. Заодно на базе процессора Trinnov реализовали цифровой кроссовер для массивных колонок JBL. Эта модель процессора поддерживает 16 каналов и все возможные сегодня объектно-ориентированные форматы аудио. Таким образом, можно построить полностью цифровую систему на базе Trinnov как для кино, так и для музыки.

Ярко, масштабно, дорого — это все про впечатляющую комнату Avantgarde Acoustic, где правили бал акустические системы TRIO Luxury Edition 26, выпущенные в честь 26-летия компании ограниченным тиражом всего в 26 пар. Они работали в тандеме с шестью сабвуферами BASSHORN от четырех моноблоков XA. Теперь эти АС доступны в новой цветовой отделке Kalahari Desert Sand, а сабвуферам добавили хрома. У моделей UNO и DUE тоже обновление — им добавили лаковую отделку.

В честь 40-летнего юбилея сотрудничества Кена Ишиваты и компании Marantz была выпущена новая серия компонентов KI Ruby. Визуально линейку легко отличить – рядом с росписью Ишиваты находится маленький «рубин». В серии две модели – SACD-проигрыватель Marantz SA-KI Ruby (на фото) и интегральный усилитель Marantz PM-KI Ruby. Несмотря на то, что обе модели многое заимствовали от старших моделей SA-10/PM-10, компоненты KI Ruby на ступеньку ниже в каталоге Marantz. На выставке линейку презентовал, естественно, сам Ишивата, который остался за кадром. К концу дня видно было, что маэстро выставки даются все тяжелее — ничего не поделаешь, возраст.

А вот мощнейший продукт от Lyngdorf — интегральный усилитель с аудиопроцессором TDAI-3400. Компонент был буквально спрятан в небольшой комнатке в холле зала №3. Это действительно многофункциональная вещь: усилитель со встроенным сетевым медиаплеером, аналоговыми и цифровыми входами и фирменной системой адаптации под акустику помещения RoomPerfect. Кроме того, доступно два опциональных модуля, один из которых добавит еще 4 аналоговых входа уровня High End, а второй — три HDMI-входа и один HDMI-выход. Ну и нужно упомянуть еще совместимость с Roon, Spotify Connect и Airplay.

Из Канады привезли новейший AV-процессор NAD M17 V2 (на фото сверху). Это 11-канальное устройство с поддержкой BluOS, полной версией системы коррекции Dirac Live и балансными выходами на каждый канал. Естественно, поддерживается 4К HDR и все современные форматы.

Кроме того, NAD обновили усилитель C316 BEE до версии 2, в который добавили ММ-фонокорректор с фирменной схемой эквализации RIAA. В самом усилителе используется технология PowerDrive S, оптимизированная для работы со сложными нагрузками (АС).

Focal Grande Utopia EM EVO — одна из самых элегантных моделей выставки. В колонках применены такие новые технологии, как подвес TMD (Tuned Mass Damping) и NIC (Neutral Inductance Circuit — стабилизирует магнитное поле). Сам корпус усилен специально выточенными алюминиевыми кольцами, которые крепятся перед динамиком и позади корзины. Естественно, присутствуют бериллиевый твитер и электромагнитный низкочастотник, но в целом используются компоненты, аналогичные предыдущим моделям.

Еще одна новинка — Stella Utopia EM EVO, которая позиционируется над Scala Utopia EVO и использует те же технологии, что и Grande Utopia EM EVO. Выглядят обе модели потрясающе.

NAIM на выставке показала три своих новейших стримера с ЦАПами на борту: ND5 XS2, NDX 2 (на фото) и ND 555. В первых двух используется хитрая система питания — в режиме ожидания работает импульсный БП, а во включенном — линейный тороидальный блок питания. 555-й собственного блока питания не имеет, ну а внешний, понятно, линейник с тороидальным трансформатором. Также в старшей модели применяется специальная экранировка — так называемая клетка Фарадея, защищающая компоненты от внешних электромагнитных наводок.

Компания Creek Audio никаких особых новинок для Мюнхена образца 2018 года не приготовила, выставляла в основном компоненты линейки Evolution 50 и 100: усилители, CD-проигрыватель и фонокорректор. Но зато в кулуарах сообщили, что уже на завершающей стадии работы над стримером, а также компактным ММ-фонокорректором OBH-8MK2. К сожалению, никаких деталей на стример пока нет, ждем релиза. Фонокорректор же получил более компактный корпус (по сравнению с первым поколением OBH-8), новую схемотехнику, выходной каскад в классе А.

Одно из самых ярких впечатлений с выставки — геймерские планарные наушники Audeze Mobius. Они разработаны специально для игроков, поддерживают 3D-аудио в формате 7.1 и специальную технологию отслеживания положения головы. Последняя отслеживает, насколько вы повернули голову относительно нейтрального положения и формирует звуковую сцену точно так же, как если бы источники звука оставались на своем месте — как и в реальной жизни. Писать об этом бесполезно — надо пробовать, ощущения непередаваемые. Подключаются по аналогу, USB или Bluetooth.

Модель LCD-4z — «облегченная» версия флагманских планарных наушников LCD4. Она имеет сопротивление всего 15 Ом (для сравнения у LCD4 — 200 Ом) и прекрасно работает с мобильными гаджетами, а для старшего брата необходимо внешнее усиление.

Американцы из SVS демонстрировали новую 4000-ю серию сабвуферов, организовали на своем стенде и просмотр, и прослушивание, причем на прослушивание пробиться было невозможно, ну или мне так везло. В линейке три сабвуфера: SB-4000, PB-4000 (на фото) и очень оригинальный цилиндрический PC-4000 (у него один 13,5-дюймовый драйвер, направленный вниз). Все три оснащены 1,2-киловаттными усилителями класса D, способными в пике выдать 4 кВт. Система автоматической подстройки работает через приложение на смартфоне (по Bluetooth).

77.78 дБ +

Комментарии

#
Thorens TD 148 A. Это полностью автоматический проигрыватель с тремя скоростями вращения. Поставки обещают в конце года (европейская цена 1500 евро), а представлял аппарат под лозунгом «новая культура комфорта» (видимо, это относится к «автомату») новый CEO компании — Гюнтер Кертен, недавно перешедший из ELAC в Thorens.
...
Немцы из Dual показали совершенно новый проигрыватель-автомат для виниловых дисков CS526.

Ха-ха-ха...

BS2016 услышали. )))

- 50 дБ +

Да нет, они и раньше были у этих фирм. Некоторым людям действительно важно, чтобы проигрыватель сам умел хотя бы тонарм поднять в конце и вернуть на держатель.

- 50 дБ +

Раньше — это раньше, речь же про сейчас и не про ION. ))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Дюали всегда делали полными автоматами.У меня мой первый проигрыватель был дюаль 455.

А вот торренс это что-то новое,хотя может хорошо забытое старое. Как я уже выяснил тут на форуме,автостоп звуку не мешает,если он механический. А полный автомат это конечно бред,это не надо.

Было бы неплохо,если бы торренс сделал вертушку на уровне 550 и с мех.автостопом.Я бы пожалуй купил.

- 50 дБ +
#

Сейчас больше стали уделять внимание внешнему виду, чем качеству звука.

- 50 дБ +
#

Что-то дизайн Arcam стал еще более унылый, чем у серии fmj, видимо, дела у фирмы в последнее время шли не очень. А изделия Onkyo все больше напоминают продукты советского аудиопрома 1980х.

- 50 дБ +
#

Ну что, дамы и господа, лед тронулся? Интересно, какой ценник выставят?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Ishkur #

Меня больше заинтересовала их вертушка!

А с огромным лопухом я лучше сабвуфер возьму)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #
А с огромным лопухом я лучше сабвуфер возьму)

Э-э-э-э, нет...

Это совсем другое ощущение. )

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Кому как) На самом деле, я особо не фанат басов, а иногда их противник.

Сцена рисуется в основном за счет сч/вч, мне это главнее.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Речь вообще не про бас, а как раз про середину и нижнюю середину.

Я первый раз оценил это на Tannoy System 15 DMT II, а теперь и на Arden.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Я в этом случае не настолько требовательный, меня полностью устраивает как бас и нижнюю середину играет играет динамик 6,5 дюймов, лишь бы он при этом не воспроизводил все остальное. Если в конкретном материале мало баса, то включаю саб и то, но очень тихой громкости.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Меня тоже устраивало, пока я не услышал упомянутые варианты.

И дело, как я думаю, не совсем в физических размерах динамика, а в том, что в 3-х полоске есть разрыв ч/з кроссовер диапазона СЧ на два физических динамика в месте самой большой чувствительности человеческого уха.

Это ТАК слышно, как оказывается...

Там сцена и физическое присутствие, эшелонирование, разделение планов по удалению и углу расположения вообще другого качественного порядка.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Это в какое самое чувствительное место?)

Там сцена и физическое присутствие, эшелонирование, разделение планов по удалению и углу расположения вообще другого качественного порядка.

Все это на колонках KEF Reference с басовиками в т.ч. и 6,5 дюймов было лучшим, чем я когда либо слышал, сравнивалось в лоб с монстрами с динамиками по 12-15 дюймов. ИМХО, дело все-таки в уровне АС, а не в наличии больших лопухов.


- 60 дБ +
⇡ в ответ @allkef #
...сравнивалось в лоб с монстрами с динамиками по 12-15 дюймов. ИМХО, дело все-таки в уровне АС, а не в наличии больших лопухов.

Я привожу ведь конкретные названия АС с одним лопухом.

А, например, весьма крупные многополосные Legacy Focus HD, Whisper и какие-то их ещё у меня вообще не вызывают никаких подобных чувств.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Я ни в коем случае не спорю, т.к. я эти колонки не слышал. Но дело не в этом, я про то, что наличие больших динамиков само по себе не гарантирует лучшей сцены. Слушал B&W 801 и Focal utopia первой реинкартнации. И на мой взгляд сцена была хуже, особенно "телесность" исполнителей. Я конечно понимаю, у каждого свои особенности слуха и предпочтения, но я вот свое лично впечатление описал.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #
Но дело не в этом, я про то, что наличие больших динамиков само по себе не гарантирует лучшей сцены.

Так и я же пишу только про коаксиальную конструкцию с одним большим динамиком.

Хотя слушал как-то большие JBL, похожие на мейны в студии MMS, может такие же, тоже весьма у них в середине и внизу неплохо, но вверху очень спорно...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Я это понял когда "сравнивал" Клипши хересси 3 и бивни 803d3. Все клипши ругают за плохой бас.Так они оказались "басовитей" бивней.Совсем другой звук. Большой басовик это тема.А к бивням я купил саб.Перешагнул через себя.Неправильно это все,но других вариантов нет...

- 50 дБ +
#

"Многа букаф, но асилил!" Спасибо, очень интересная "простыня" получилась. Так и подмывает сказать "аффтар жжот, пешы исчо!" Наверняка продолжение будет? Эстелон - просто фантастика (из металлопластика) (реклама окон такая была по радио, давнооо)) что-то инопланетное прямо в них (ну, уже высказывал свое восхищение, часто повторяться не буду). Arcam - всегда нравились, сдержанный элегантный минимализм, может в этих немного с цветом промахнулись (потому несколько и уныл, это к JaroslavS) Смотрю на свой старый A65+ - как-то да, симпатичнее вроде (правда серебристый, и вид более "лабораторный", чем и пленил в свое время) (техника должна радовать не только слух, но и глаз, имхо, да и вкусы у всех разные, главное, чтобы явной безвкусицы не было, а еще хуже, когда ее начинают обсуждать, хотя, возможно ли точно категоризировать "вкусицу"/безвкусицу (?), "наука" неточная).

Подозреваю, щас придет BS и скажет "да, да! Вот это ваше всякое китайское г**** и есть безвкусица!" )))

А вообще очень много в статье интересного, аж глаза разбегаются и слов не хватает )


- 60 дБ +
⇡ в ответ @VelociTyger #

Спасибо, эта выставка тяжело далась - у меня было всего два дня, а это крайне мало для такой выставки. Так что этот материал - все, что есть в этом году.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @koval #

А, ну я так и понял, что все интересное "обскакать" бы вряд ли удалось, но и на этом спасибо - материал очень обширный.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @koval #

Вы мимо Ballfinger просто прошли?

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

И мимо еще очень многих стендов...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @koval #

"Я вас так понимаю" (с) как-то из-за такого же двухдневного марафона от нервно-эмоциональных (и полных впечатлений) перегрузок аж есть не мог, держался на пиве орешках и изотониках, к питеру подъезжал с 50 р. в кармане - чтоб жетончик на метро купить )) зато увидел и сделал за эти 2 дня столько, сколько не все туристы за неделю бы успели. ("Дикарем" в Париж поехал ;)))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @koval #

Жаль.Лучше бы Вы прошли мимо дюаля))))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @VelociTyger #

Вроде бы у нас пакт о ненападении. Или я ошибаюсь?

"Вот это ваше всякое китайское г**** и есть безвкусица!"

Вот даже магнат хоть и китайское Г но уже понимают куда дует ветер.Новая вертушка и особенно акустика уже становятся правильными.

Надеюсь,что акустика с нормальными басовиками вернется,как и винил.А столбики и перделки уйдут со сцены...


- 50 дБ +
⇡ в ответ @BS2016 #

Да нападайте, так интереснее :) Вы уже для меня как Северная Корея в борьбе с Южной, главное под санкции (бан) со стороны администрации США (stereo.ru) не попасть. Поэтому будем придерживать свои "ракеты" :)

P.S. - я ж по доброму "подколол" в ваш адрес, вы поймите правильно - я приемлю вашу точку зрения, я неприемлю вашу абсолютную упертость против любых других мнений.

- 60 дБ +
#

Красавец D’Agostino, прям Luxury Steampunk .

- 60 дБ +

Дааааа! Можно трепетать от одного внешнего вида. А слушать что-то более приземленное ) (пусть мечта так и остается мечтой, в статье про трансротор за 2.5 млн подробнее отписал, да и... много ли найдется людей с помещением под таких монстров (?).

- 50 дБ +
#

Новая линейка CREEK.Аппараты с щелевой загрузкой это ЗЛО,хуже этой реализации загрузки дисков трудно что то придумать.

- 50 дБ +

Хз, а мне "щелевики" нравятся... Еще со времен dvd-rom Pioneer с щелевой загрузкой. У самого недавно, на основе обзоров naumov, возникла мысль купить плеер creek, просто не любитель "множить сущности без необходимости". А что такого плохого в щелевиках? Механические повреждения диска или что? (Вопрос без стеба, просто не в курсе).

- 50 дБ +
#

Я не очень понимаю какой такой бас тут все слышат от лопухов короткоходов . У тех же хереси 50 Гц . Если это бас ))) то да ))) та же история и у таной . Вот корниолы у того же клипша уже по лучше слегка. Это как db 7 50 годов все языком цокают а ездят на новых БМВ.

Без обид как говориться ) сам сейчас короткоходы слушаю уже как с неделю. Джаз блюз отлично . Рок так себе

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Leo #

Все познается в сравнении.Дело действительно не только в басе. Сам звук совсем другой. Хотя в моем случае сетап копланд+клипши в несколько раз дешевле,чем бивни+аккуфейс. Думаю с танноем я бы получил то,что мне нравится больше. И я жду. За танноем и другие подтянутся. Все таки танной это не хухры-мухры,а компания формирующая тренд.

Уж на новой даче никаких столбиков. Для меня это пройденный этап.Пусть будут дома бивни,а на даче "короткоходные" лопухи.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.