На сайте журнала Stereophile опубликована статья Джека Инглиша (Jack English) «R.I.P High-End Audio?» («Покойся с миром, High-End-аудио?»), где он высказал предположение: «Кажется, High-End-аудио медленно и тягостно умирает».
Джек Инглиш пишет, что американские дилеры сваливают вину за экономическую ситуацию на женщин, которые так и не поняли красоты High End, и на молодежь, которая предпочитает путешествия новым колонкам. Но дилеры не замечают главного — в сознании большинства любителей музыки High-End техники не существует вообще. А для меньшинства, которое все-таки читает журналы, High End попросту слишком дорог.
Инглиш сравнивает эту ситуацию с автоиндустрией, где потребитель более чем хорошо осведомлен об очень дорогих автомобилях. Он понимает, чем отличается 4-цилиндровый двигатель от 8-цилиндрового. Главное, люди знают, что если заплатят больше денег, то получат серьезное улучшение качества жизни (от комфорта в салоне до высоких скоростей). Это тот момент, где High-End-индустрия неправильно понимается потребителем. High End — не просто колонки, которые стоят дороже. Это возросшее качество звука, которое можно услышать. Притом что есть не такое уж и дорогое оборудование High-End-класса.
Как пример, Джек Инглиш приводит график, в котором по оси ординат отмечено качество работы устройства (согласно тестам в журнале Stereophile, оценка в 6 баллов — это недостижимый идеал), а на абсциссе — цена в долларах. Как видим, придется тратить гораздо больше денег, чтобы добиться существенного изменения в качестве звучания. Тогда как есть колонки, которые находятся в оптимальном соотношении цена/качество. Конечно, таблица не отражает таких параметров, как повышение стоимости из-за дизайна систем, особенностей установки, технологий и так далее. Из этой таблицы Джэк делает выводы.
Во-первых, High End должен всегда превосходить аппараты для массового рынка, даже если их стоимость близка. Примером служат колонки PSB Alpha с ценником 200 долларов. Во-вторых, чем больше тратит покупатель, тем заметнее должно быть изменение качества в пределах оптимального соотношения цена/качество (на графике). В-третьих, акустика разных производителей должна значительно отличаться по характеру звучания, особенно в высшей ценовой категории. Наконец, лучшее в «абсолютном выражении» всегда будет сверхдорогим. Научные разработки требуют ресурсов. Однако ультрадорогие продукты занимают лишь незначительный сегмент рынка.
И Джек заканчивает свою статью следующим абзацем: «Так умирает ли High-End-аудио? Звуковое оборудование сегодня качественнее, чем когда-либо еще. Техника — это не проблема. Даже высокие цены — не проблема. Мы — проблема. Потому что мы не можем эффективно и правильно рассказать людям о качестве звука. Мы рассказываем об ультрадорогих системах и мало пишем об оборудовании с доступной ценой. Мы элитарные снобы с нашей техникой и музыкой, которую мы любим. Мы критикуем видео, интерактивные игры, MIDI и компьютерные интерфейсы, потому что они не важны для нас. Мы совершаем трагическую ошибку».
И под конец самое любопытное. Эта статья Джека Инглиша была опубликована в журнале Stereophile в январе 1994 года. Что-то изменилось? Я, например, во многом соглашусь с Джеком и сегодня.
Мы увлеклись дорогим оборудованием, упуская из виду тот недорогой High End, с которого начинается увлечение качественным звуком. Российских аудиофилов легко обвинить в снобизме, потому что даже друг с другом на форумах они устраивают баталии в ответ на вопрос новичка: «Что мне купить?». И часто дают негативные отзывы по аппаратуре начального класса. Потому что непросто узнать, что в твоем городе существует High-End-дилер и что к нему можно зайти с улицы без миллиона в кармане. Потому что мы оставляем большинству наушники и масс-маркет национальных сетей. Мы им даже узнать не даем, что в этой же цене или пусть немного дороже есть техника, которая удивит своим звуком и сделает из человека меломана, стремящегося к большему. Аудиофильское меньшинство стареет, и если не мы, то кто сохранит этот рынок?