Представители флагманской 500-й серии выделяются на фоне остальных продуктов компании особым подходом к конструкции излучателей и собственной философией звука, которую мы попытались постичь в рамках тестового прослушивания.

Британские двухполосные полочники в специальной комнате для прослушивания предстали в «деревянном» исполнении с покрытием из натурального орехового шпона, которое, на мой взгляд, выглядит наиболее классически, благородно и просто красиво. Поклонники более современного нейтрального подхода, думаю, оценят отделку черным или белым рояльным лаком. В любом случае, производитель дает нам понять, что впечатление от «встречи по одежке» сулит столь же серьезный подход к звуку.

Дизайнеры компании всегда умели сочетать классические мотивы с современной подачей

Увесистый 8-килограммовый корпус выполнен по новой демпфирующей технологии Resonance Suppression Composite (RSC), а толщина стенок составляет 18 мм — и для данных колонок это даже с запасом. Захожу с тыла, чтобы рассмотреть фазоинвертор — и на первый взгляд его здесь просто нет. Но тут же вспоминаю, что, изучая матчасть накануне, я чуть не упустил замечание о щелевом исполнении его порта — вот же он, в самом верху задней стенки. Такое решение позволяет без особого ущерба для звука расположить колонки довольно близко от стены, хотя на прослушивании нам это не понадобилось.

А теперь я в который раз замечу: колонки куда эффектнее выглядят без защитных черных грилей (кстати, весьма стильных), но этот случай особый — ведь оба динамика, включая твитер, выполнены из черной карбоновой ткани. Начнем с того, что это просто здорово смотрится. А для звука главное, что карбоновые диффузоры весят почти в два раза меньше традиционных фирменных излучателей из алюминия — и при этом они сохранили достаточную жесткость, чтобы избежать нежелательных искажений и резонансов.

В верхней части задней стенки расположен щелевидный порт фазоинвертора

Купольный 25-мм высокочастотный излучатель помещен в литой алюминиевый волновод (WDT), который расположен достаточно близко к СЧ/НЧ-динамику для лучшего акустического рассеивания. Нижний 125-мм динамик оснащен крупными 35-мм звуковыми катушками, которые позволяют снизить потерю чувствительности в результате нагрева (термокомпрессию), а также обеспечить высокий фактор ускорения диффузора. В кроссовере с частотой 2 800 Гц использованы полипропиленовые пленочные конденсаторы и катушки индуктивности с воздушным сердечником.

Музыка из воздуха

Напарником для колонок мы решили взять сетевой ресивер T+A CALA SR, который может работать со стриминговыми сервисами, интернет-радио и сигналом с двух USB-разъемов. Также он способен выполнять роль усилителя и имеет выходы предусилителя, что впоследствии нам весьма пригодилось. К слову, у аппарата есть старший брат T+A CALA CDR, который отличается дополнительным CD-приводом и почти вдвое большей мощностью — и последний фактор делает эту версию куда более подходящей для наших колонок с их чувствительностью 87 дБ.

С помощью двух стандартных разъемов мы подключили колонки акустическим кабелем от Black Rhodium. Источником музыкального материала, учитывая специфику ресивера, послужил сервис Tidal.

Уже в процессе прослушивания стало ясно, что данный сетап необходимо дополнить. Поначалу в музыке ощутимо недоставало объема — низы были плоскими и суховатыми, а гитары и вовсе прятались где-то на задворках. Сам по себе ресивер T+A CALA SR — это очень музыкальный и сбалансированный аппарат, но он хорошо работает с акустикой «полегче», а колонки Acoustic Energy AE500 оказались весьма требовательны к усилению, и мы запросили «помощь зала».

Хотя сетевой ресивер T+A CALA SR отлично работает со стриминговыми сервисами, по мощности с акустикой Acoustic Energy AE500 лучше сочетается старшая модель T+A CALA CDR

На момент теста в зале оказался уже давно известный на рынке аппарат — качественный, мощный и вполне не дешевый ресивер T+A R 1260 R с увесистым тороидальным трансформатором и выходными каскадами на дискретных элементах. Вот он и расставил все по местам: появилась опора на низах, проявились гитары и существенно расширилась сцена.

Точный инструмент

Считается, что удел полочных колонок — это легкая классика, джаз и эстрада. Но судя по конструкции, для Acoustic Energy AE500 это не просто предпочтение — это их стихия. Отлично записанный альбом американской нео-свинговой группы The Hot Sardines «French Fries + Champagne» в формате MQA прозвучал не просто натурально, а создал иллюзию живого выступления — с мельчайшими нюансами, широкой сценой и объемной расстановкой музыкантов и вокалистки Elizabeth Bougerol. В тот же день я специально переслушал альбом в другом неплохом сетапе и не услышал изрядного количества деталей — говорю без преувеличения.

Диффузоры обоих динамиков изготовлены из карбоновой ткани

Но тут же выявилась другая особенность колонок — они беспощадны к качеству записи. Альбом этого же коллектива «Live at Joe's Pub» был записан куда менее тщательно, и если другие полочники воспроизвели его, казалось бы, без изъянов, то AE500 вынесли на поверхность мутноватое и плоское звучание, а также приглушенный вокал.

То же самое могу сказать и про других уважаемых мной представителей нео-свинга — группу Big Bad Voodoo Daddy. Их студийные записи — в частности, известная композиция «Why Me?» — звучали детально и объемно, но «концертники» демонстрировали ощутимый провал в качестве. С другой стороны, вы получаете, что называется, «товар лицом» — без причесывания и приукрашивания. Но не стоит забывать, что в такой подаче немалую роль сыграли и оба аудиофильских ресивера в тандеме общей стоимостью «за полмиллиона».

Алюминиевый волновод твиттера (WDT) расположен близко к СЧ/НЧ-динамику для лучшего акустического рассеивания

Альбом американской скрипачки Rachel Barton Pine в сопровождении ансамбля Ars Antiqua «Vivaldi: The Complete Viola d’Amore Concertos» также порадовал необычайно натуральным, объемным и проникновенным звучанием инструмента виола д'амур. Безусловно, воспроизведение камерной классики и, в частности, барокко относится к сильным сторонам AE500. Именно здесь быстрый и легкий карбон способен справиться с передачей тончайших нюансов колебаний струн, где основной диапазон инструментов простирается от верхнего баса до нижних высоких частот, но большинство придающих индивидуальный характер обертонов находится в области верхних высоких частот. И как раз слитная работа обоих динамиков, благодаря особому их расположению и снижающему искажения волноводу твитера, позволяет придать звуку живой естественный оттенок.

Что касается рок-музыки, то здесь Acoustic Energy AE500 снова показывают привередливый характер. Если звукорежиссер постарался, то колонки с удовольствием раскроют все достоинства записи. Композиция «Eagle Birds» из альбома «Let’s Rock» американской блюз-роковой группы The Black Keys в бодрой и зажигательной манере продемонстрировала четко прописанные вокал и гитары, а также вполне ощутимые басы. Но стоило включить песню «Dragonfly» немецкой пауэр-металлической группы Edguy, как исчезла опора на низах и звук стал плоским, хотя вокал Тобиаса Заммета (того самого, кто основал эпичный проект Avantasia) остался разборчивым и проникновенным, равно как и звучание гитар.

В композиции «Can’t Let You Go» от Rainbow наблюдается та же картина — хорошо проработанная середина, хлесткие ударные, но совершенно без объемного низа. А если взять викинг-метал в исполнении шведов из Amon Amarth, то мы услышим, что колонки играючи передают какую угодно скорость гитар и бас-бочки — хирургически точно, но сухо, без гулких басов и особого драйва.

Расстроенные чувства такого рода обычно лечатся Pink Floyd, к качеству записи которых ни у кого не бывает претензий. И пожалуйста — в балладе «What Do You Want From Me» мы услышали и сбалансированные низы, и отлично проработанные детали, и ту самую необходимую «вовлеченность в материал».

Еще одно доказательство, что колонки могут обеспечить отдачу в заявленном диапазоне 45–28 000 Гц нам предоставили израильские электронщики Infected Mushroom. Их композиции прозвучали забойно и ядрено, с упругими вибрирующими басами (спасибо скоростным диффузорам). Правда, и тут не было массированной звуковой атаки на барабанные перепонки и голову.

Вывод

Если говорить о легких и мелодичных вокально-инструментальных жанрах, включая классику, джаз и эстраду, то Acoustic Energy AE500 здесь на высоте, и составить им достойную конкуренцию в этом формфакторе и ценовом сегменте (а также среди ряда колонок подороже) очень непросто. Хорошо записанные электроника и не особо тяжелый рок также оставляют самое благоприятное впечатление.

Что касается рок-музыки потяжелее, то потенциальные возможности акустики вполне позволяют поэкспериментировать с усилителями и источниками, чтобы подобрать приемлемый вариант — но стоит ли? Возможно, разумнее поискать колонки подходящей конфигурации и послушать, например, напольники тех же Acoustic Energy.

Подчеркнуто объемное и детальное звучание. Широкая информативная сцена. Привлекательный дизайн.

Очень требовательны к усилителю и качеству записи. Порой не хватает опоры и объема на низких частотах.

Acoustic Energy AE500

88 000 рублей

Количество полос: 2

Акустическое оформление: фазоинвертор с щелевым портом

Мощность: 120 Вт

ВЧ-излучатель: карбон, купольный 25 мм

СЧ/НЧ-излучатель: карбон, 125 мм

Частотный диапазон: 45–28 000 Гц (±6 дБ)

Частота раздела: 2 800 Гц

Импеданс: 6 Ом

Чувствительность: 87 дБ

Пиковое звуковое давление: 113 дБ

Отделка: рояльный лак белый/черный, шпон американского ореха

Грили: магнитное крепление

Масса: 8 кг (одна колонка)

Размеры (ШхВхГ): 185x310x260 мм