Теплота, приписываемая звучанию ламповых усилителей, — свойство таинственное, почти метафизическое. Его трудно объяснить лишь особенностями поведения электронного потока в вакууме. Однако без глубоких знаний физики, электроники и даже психоакустики заставить лампу петь, словно Карузо, невозможно. В связи с этим название Audio Research (звуковые исследования) кажется вполне уместным.

Тестируя в прошлом полупроводниковый усилитель DSi200, мы подробно рассказали об истории и философии Audio Research Corporation (ARC) — одной из старейших американских фирм, специализирующейся на производстве высококлассной аудиотехники. Ее отец-основатель Уильям Зейн Джонсон стремился, ни много ни мало, превратить звуковоспроизведение в новый вид изящного искусства. Он ориентировал подчиненных на то, чтобы каждое новое изделие ARC становилось эталонным в своем классе. Иными словами, специалистов побуждают обновлять модельный ряд не требования капризной моды или безжалостной экономии, а реальные достижения в области аудиотехнологий.

Революции здесь, согласитесь, происходят нечасто, потому с премьерами фирма не спешит. Однако год назад на мюнхенской выставке High End 2014 произошло настоящее чудо: ARC представила целую линейку ламповых новинок Galileo, названную в честь великого итальянского ученого Галилео Галилея.

Произошло это не случайно: считающийся «отцом современной астрономии», Галилей был еще и физиком, механиком, философом, создавал для своих изысканий оригинальные инструменты. Словом, обладал самыми разносторонними талантами, а без этого не обойтись и создателям высококлассной аудиоаппаратуры.

Облик Audio Research GSi75, несомненно, напоминает классические образцы Hi-Fi-продукции 1970-х годов, тем не менее он вполне современный и, что не менее важно, мгновенно узнаваем поклонниками бренда

На сегодняшний день G-серию составляют три усилителя — оконечный GS150, предварительный GSPre с фонокорректором и усилителем для наушников, а также наш подопечный — интегральник GSi75, оснащенный (помимо того, что имеется у GSPre) еще и ЦАПом! Кстати, ламповый ЦАП-усилитель попадает на «операционный стол» к нашим экспертам, пожалуй, впервые. Он собирается вручную на фабрике Audio Research в штате Миннесота (США) и перед отправкой дилеру проходит процедуру тщательного контроля качества.

Итог труда разработчиков линейки Galileo в общем и GSi75 в частности хочется описать буквально в двух словах — названием классического голливудского фильма «Назад в будущее». Кажется, будто инженеры ARC, тщательно проанализировав все достижения Audio Research, воплотили их в новых компонентах самого передового дизайна.

По мнению Уорда Файбайгера, главного инженера Audio Research, в основе дизайна«лежат три основных понятия: аккуратность, чистота и целостность. Они привели к созданию обновленного образа культовой марки, неподвластного капризам времени. Эстетика складывается из контраста матового и черненого алюминия, симметричной раскладки элементов управления, двухцветных рукоятей, радиоламп в сетчатых кожухах и флуоресцентного дисплея — узла, на ламповой технике почти не встречающегося.

На левой боковой стенке у Audio Research GSi75 расположены винты для установки тока смещения, как вы уже, наверное, догадались, выходных ламп левого канала усиления

Вообще облик GSi75 не подчеркивает, как это принято в аудиофильском мире, а скрывает тот факт, что перед нами компонент на электронно-вакуумных приборах. Долой ступенчатую компоновку! Устройство имеет корпус почти классических прямоугольных очертаний (впрочем, при необходимости можно снять сетчатый кожух, закрывающий лампы, и вдоволь насладиться их золотистым свечением).

Словно в подтверждение слов Уорда Файбайгера, черная окантовка изысканно оттеняет органы управления на фасаде. Их семь — пять кнопок и два поворотных переключателя (левый отвечает за выбор входа, правый позволяет регулировать громкость). При нажатии одной из кнопок усилитель можно перевести в моно режим или на работу с наушниками, приглушить звук или перейти в меню установок. Рядом расположены светодиоды, активирующие режим апсемплинга, «быстрый» и «медленный» вариант выходной фильтрации, а также правильность настройки тока смещения. Подробнее обо всем этом см. ниже.

На задней панели — три несимметричных линейных входа с возможностью их переназначения, Phono-вход, а также вход релейного сигнала 12 В (для включения/выключения по команде с другого устройства, например CD проигрывателя). А теперь — внимание! На борту имеются выходы цифрового сигнала (коаксиальный и оптический) плюс порт USB. Кроме того, GSi75 может похвастаться наличием гнезда RS-232C, что позволяет вписать компонент в многокомнатную систему управления. Все RCA-разъемы — позолоченные (как и вынесенные на верхнюю крышку акустические клеммы для колонок c импедансом 8 или 4 Ом).

На коммутационной панели у Audio Research GSi75 только несимметричные аналоговые порты: три линейных входа и вход на Phono- корректор. Также предусмотрены входы «цифры» и порт USB B. Все RCA-клеммы и винтовые зажимы для колонок с импедансом 4 Ом/8 Ом — позолоченные

Предусилительный тракт работает как для линейного, так и для Phono-сигнала — в чистом классе А, представляя собой дифференциальную схему без обратной связи (входной каскад Phono-корректора собран на JFET-транзисторах). Источник питания, имеющий более десятка уровней регулировки напряжения, основан на трансформаторе с R-образным сердечником (такое устройство позволяет при малых размерах и массе обеспечить высокий КПД и низкий уровень шумов).

Фонокорректор является полностью самостоятельным узлом и работает с любой головкой звукоснимателя (предусмотрена специальная настройка). Любители оставаться с музыкой наедине могут перевести предусилительный тракт в «телефонный» режим и подключить наушники с импедансом от 30 до 300 Ом.

Выходной каскад каждого канала собран на двойном триоде 6Н30 производства российско-американской компании Sovtek (лампы изготовляются в Саратове). 6Н30, в свою очередь, является драйвером для двухлучевых пентодов KT150 тоже российского производства. Кстати, именно этим лампам (новейшая американо-российская разработка — тот самый прорыв в области аудиотехнологий, о котором мы говорили в начале статьи) и обязана своим появлением линейка Galileo.

Пентод KT150 способен «переварить» до 70 Вт — о таком создатели ламповой техники еще недавно и мечтать не могли. В результате каждый канал оконечного усилительного тракта выдает 75 Вт (1 кГц, КНИ1,5 %). В нем KT150 работают по пушпульной схеме (один усиливает положительную полуволну сигнала, другой — отрицательную) в комфортном режиме «половинной» нагрузки, т.е. на линейном участке усилительной характеристики. Специально для КТ150 разработан новый питающий трансформатор.

Выходные трансформаторы тоже изменились. Это узлы с расширенным диапазоном рабочих частот, позаимствованные у знаменитого усилителя мощности Reference 75. С этой же модели на GSi75 перекочевали некоторые ключевые комплектующие, в том числе разделительные конденсаторы.

Ножки у Audio Research GSi75 оригинальной конструкции, обеспечивают компоненту повышенную устойчивость и минимизируют микрофонный эффект

Накопительные конденсаторы источника питания запасают 350 Дж энергии, что позволяет мгновенно отдавать в нагрузку большие токи и реалистично воспроизводить акустические колебания (их уже и звуками-то не назовешь) в диапазоне 12 Гц — 70 кГц.

Бортовой ЦАП отвечает самым современным требованиям. С компьютера, на который установлен фирменный драйвер (есть на CD, входящем в комплект поставки, и на сайте ARC), читается поток РСМ размерностью до 24/192 и DSD. Предусмотрена возможность увеличить частоту дискретизации входного сигнала (режим Upsampling) и даже выбрать тип выходной фильтрации — т.н.«быстрый» и «медленный» фильтр с конечной импульсной характеристикой. Первый дает отличную АЧХ, но вносит небольшие искажения до и после полезного сигнала. Второй осуществляет менее глубокую фильтрацию: предсигнальных искажений почти нет, зато не так эффективно отсекаются паразитные гармоники.

Как известно, для правильной работы выходных ламп на их сетки необходимо подавать т.н. ток смещения, причем строго определенной величины. Некоторые усилители имеют даже соответствующие автоматические схемы слежения.

Инженеры Audio Research придерживаются иной стратегии. По их мнению, усилительный тракт GSi75 имеет настолько стабильные параметры, что владельцу достаточно задать ток смещения лишь однажды — при первоначальной установке ламп. Алгоритм предельно прост. Нажимаем на ПДУ клавишу Bias (на фасаде вспыхнет соответствующий светодиод, а на дисплее высветится номер регулируемой лампы и фактическая величина тока смещения). Затем при помощи специальной отвертки (есть в комплекте) поворачиваем регулятор в соответствующем отверстии Bias на боковой панели и доводим ток смещения до 65 мА. Повторяем процедуру для остальных ламп.

Audio Research GSi75

Первые 40 с после включения усилитель пребывает в режиме Mute (приглушение звука — и на дисплее индицируется соответствующая надпись). Это время необходимо для выхода схемы на рабочий режим, т.е. завершения переходных процессов. Впрочем, разработчики оговариваются, что оптимальные характеристики будут достигнуты лишь через 5—10 мин. Тем не менее держать усилитель постоянно включенным нам не советуют. Причина очевидна — через три месяца такой эксплуатации лампы просто«выгорят». Если же необходимо перейти на другой вход, усилитель можно не выключать (дело в том, что до повторного включения должно пройти не меньше 5 мин). Целесообразно лишь сначала приглушить звук посредством кнопки Mute, дабы избежать случайной перегрузки усилителя и колонок.

Следуя всем этим рекомендациям, мы приступили к прослушиванию. Разумеется, только после прогрева, длившегося значительно дольше пресловутых 5—10 мин. Поскольку коэффициент демпфирования GSi75 едва превышает 11 единиц (для лампового усилителя это вполне естественно), тестовой акустикой служили напольники довольно высокой чувствительности (порядка 89 дБ).

Гнездо для подключения наушников вынесено на правую боковую стенку. Рядом — регулировочные винты для установки тока смещения выходных ламп правого канала усиления

Помня о том, что серия названа в честь основоположника современной астрономии, мы выбрали для тестирования, наверное, самый известный альбом в истории рок-музыки — « The Dark Side of the Moon» группы Pink Floyd. Причем в четырех вариантах — винил, гибридный CD/SACD и FLAC 24/96 РСМ c BD (выпущен в Immersion-издании).

Прежде всего поражает высокая разрешающая способность звучания и незаурядные динамические характеристики. К проработке музыкального материала усилитель отнесся настолько тщательно, что выявить различия в перечисленных выше вариантах записи одного и того же трека для него особого труда не составило. Наиболее резко (можно сказать, угловато) звучал, разумеется, компакт-диск: звон кассового аппарата в композиции «Money» казался чересчур пронзительным. Самым «мягким» (не путать с «комфортным») был виниловый саунд — бархатистый, сдержанный.

Из SACD-потока создавалась более объемная, чем с CDDA, звуковая картина, да и динамический диапазон несколько расширился. Однако качественные изменения в звучании произошли при переходе на поток 24/96: присущая «винилу» бархатистость сохранилась практически полностью, одновременно обогатившись множеством мелких, но важных подробностей. Наверное, нечто похожее случилось, когда Галилей оглядел Луну не через подзорную трубу для моряков, а через телескоп собственного изготовления. Окажись Галилео в современности, он вряд ли смог бы по достоинству оценить все достижения кудесников из Audio Research, но, завороженный сиянием электронной лампы, несомненно, воскликнул бы: «А все-таки она светится!»

Результаты измерений и паспортные данные Audio Research GSi75

АЧХ усилительного тракта (слева), АЧХ/КНИ встроенного ЦАПа (справа), спектр выходного сигнала встроенного ЦАПа (снизу)


Измеренная на одном канале выходная мощность почти точно соответствует заявленной (в стереорежиме будет около 2х60 Вт), КНИ и коэффициент демпфирования для лампового усилителя вполне приемлемые. Диапазон рабочих частот достаточен для раскрытия потенциала записей высокого разрешения. Характеристики встроенного ЦАПа выглядят впечатляюще: нет никакого завала на верхах, КНИ низок во всем диапазоне слышимых частот.

Данные лаборатории Stereo&Video

Усилительный тракт:

Рвых (КНИ 3%,8 Ом) на 80/1000/10 000 Гц: 76,5/77,1/70,4 Вт

Коэффициент демпфирования: 11

КНИ на 0,5 Pвых на 80/1000/10 000 Гц: 0,147/0,092/0,223

Верхняя рабочая частота по уровню –0,5/–3/–6дБ: 25/>80/>95 кГц

Неравномерность в полосе 20 Гц – 20 кГц: 0,5 дБ

Уровень АЧХна 10/95 кГц: –0,2/–5,3 дБ

Дисбаланс каналов: 0,16 дБ

Взаимопроникновение(L-R/R-L): 45,7/45,3дБ

Встроенный ЦАП

Неравномерность АЧХ: 0,3 дБ

Дисбаланс каналов на 1 кГц (L-R): -0,08 дБ

КНИ на 1кГц/пик0,0013/0,0177

Паспортные данные

Выходная мощность (20—20000 Гц,1% КНИ): 75 Вт

Диапазон рабочих частот (–3 дБ): 1,0—70000 Гц

Входной импеданс: 52,5 кОм

Входная чувствительность: 0,55 В

Линейные входы/выходы: 3хRCA/–

Крепление акустики: винт.

Лампы: 2х6Н30+4хКТ150

Масса: 25,0 кг

Габариты: 483х263х518мм

Потребляемая мощность: 600 Вт

Чтение файлов: PCM 24/192; DSD+; +

Апсемплинг до: 24/192+