Над этой системой работала не какая-то инсталляционная компания — ее, можно сказать, «собирали» разные специалисты, зачастую вовсе не знакомые друг с другом. Но главное — это квинтэссенция вкуса и результат поисков самого владельца, который любезно разрешил нам рассказать об этой системе. А еще данная система не статична: тут и форма, и процесс, и эксперимент — все разом.

Процесс — потому, что многое здесь все еще находится в динамике, в состоянии поиска и эксперимента. Подбор компонентов, эксперименты с питанием, кабелями и с разными носителями — винилом, цифрой на дисках, файлами и стриминговыми сервисами.

Историю в общих чертах я процитирую из нашей переписки с владельцем:

Думаю, мой путь похож на дорогу многих, кто вырос в СССР. Мой старший брат был специалистом по радиотехнике — и когда он учился в Свердловске, собрал самодельный усилитель и поставил его у нас дома. Это была первая система, первый опыт. Акустика Радиотехника, виниловый проигрыватель (уже даже не помню какой) и вот этот самодельный усилитель. Это был 1980 год. Поиск фирменных пластинок и т.д. и т.п.

Потом в 90-е годы была система из компонентов Yamaha, затем ламповые эксперименты, потом надолго все забросил, так как устал от вечных приключений с лампами — с ними постоянно что-то происходит, лампы требуют постоянного внимания и контроля...

И вдруг (думается, это «вдруг» у многих происходит после определенного возраста, когда ищешь что-то новое) решил опять вернуться в тему хайэнда. Достал свою, уже собранную к тому времени, коллекцию компакт-дисков и решил собрать недорогую (конечно, недорогую только по меркам хайэнда) и добротную систему.

Однажды меня очень впечатлило звучание техники Accuphase, и я решил систему построить на компонентах этого производителя. Далее все происходило стандартно. Accuphase (и источники, и усиление) и акустика Sonus Faber — прекрасная связка, отлично играло, но тема затягивает, и я решил пойти выше.

Слава Богу, у меня были хорошие и искренние советчики, которые подсказали правильный путь, позволивший избежать многих дорогих ошибок, что часто случаются при начальных изысканиях. Но в качестве основного критерия: старался сначала все послушать — и лучше в своей системе — и только потом принимать решение о покупке того или иного компонента.

Gryphon Antileon Mono и Stromtank на питании

Этот путь и процесс более-менее понятны — теперь же можно пройтись по дальнейшим изменениям и изучить текущее положение вещей. Компоненты менялись, и вот так, постепенно, с качественными скачками, а иногда и с неоднозначными движениями, получилось то, что есть сейчас.

И нельзя сказать, что это уже полностью завершенная система — в ней обязательно что-то еще изменится. Например, между моим знакомством с системой в ее нынешнем виде (а я помню еще версию с Accuphase и Sonus Faber) и выходом статьи были прослушивания цифрового источника MSB, фонокорректора EMT JPA-66. Не с целью обязательного приобретения, а просто — поближе познакомиться. И это не единичный пример.

Но вернемся к нынешнему положению дел. Большой сдвиг произошел после появления акустики американской компании Rockport Technologies — модели Cygnus. Для того, чтобы послушать ее с компонентами, похожими на имеющиеся, владельцу пришлось съездить в другую страну — так что тут все было не так уж просто. Да и подобные затраты требуют тщательности и обдуманности.

А дальше — акустика потянула за собой усиление. Какое-то время она работала с парой уже имевшихся усилителей Accuphase в классе А, а потом, в результате ряда экспериментов, их сменили моноблоки Gryphon Antileon Mono (кстати, тоже работающие в классе А) в паре с предусилителем Gryphon Pandora. Выбор усиления был сделан в том числе потому, что производитель акустики использует, среди прочих, такие же аппараты у себя — и рекомендует их в качестве одного из возможных вариантов.

Gryphon Pandora и Gryphon Etos

Основные причины замен были в том, что владельцу хотелось звука более высокого уровня по всем параметрам. При этом в качестве отправной точки отсчета использовалось прослушивание на относительно небольшой громкости, но звук должен быть и структурным, и детальным, и ровным по подаче диапазона, без провалов. А это сама по себе задача не из простых — сыграть громко может даже бюджетная техника, но ведь громкость не является синонимом качества.

Дополнительным критерием, «строящим» систему является фонотека. Она очень разнообразна по жанрам и по годам записей, здесь нет какой-то узкой специализации, а это тоже усложняет задачу.

Rockport Technologies Cygnus

Источники в системе тоже занимают важное место, а в нашем случае параллельно развивалось и воспроизведение «цифры», и воспроизведение аналога. Во время моего предыдущего знакомства с системой не только усиление, но и цифровой источник были от Accuphase — материалом для работы стали только CD- и SACD-диски. А вот попытки организовать «компьютерную составляющую» на слух владельцем оценивались как не очень удачные.

Позже, именно для воспроизведения физических дисков появился плеер Gryphon Ethos. Аппарат весьма необычный, но, надо отдать должное, играет он очень интересно. Хотя нужно сказать, что цифровых источников в системе сейчас больше одного. С одной стороны, продолжает использоваться Ethos, с другой — выстроилась система из компонентов dCs.

Сейчас это сочетание ЦАПа Vivaldi DAC и мастер-клока Vivaldi Master Clock. А в качестве дискового транспорта работает dCs Rossini Player из линейки помладше. В качестве планов и ожиданий — логичное развитие, когда в системе будет работать вся линейка dCs Vivaldi, включая апсемплер и CD/SACD-транспорт. А в качестве источников для прослушивания здесь уже используются не только диски, но и стриминговые сервисы.

Цифровая часть — dCs, основной проигрыватель — TechDAS Air Force III Premium, фонокорректор — CH Precision P1

Аналоговая часть системы не менее интересна. Первый скачок в развитии был весьма впечатляющим, второй — еще большим. Первый — смена средней вертушки Rega на Luxman PD-171 в версии с тонармом SME IV и головкой звукоснимателя Ortofon Cadenza Red.

В тот момент такой выбор был обусловлен тем, что шла активная переборка и пересортировка фонотеки (с мойкой всех пластинок на ультразвуковой моечной машинке), и по состоянию пластинки были очень разными, поэтому использовать сразу более дорогую головку со сложной заточкой иглы было не целесообразно.

В тот момент проигрыватель сначала работал с фонокорректором Clearaudio, а потом c Accuphase C-37, который в полной системе Accuphase выглядел вполне логично. Головка под перемытую и отсортированную фонотеку была подобрана уровнем повыше — Benz Micro LP. И какое-то время все работало именно в таком виде.

Тогда же появился единственный ламповый компонент в системе — фонокорректор Phasemation EA-1000. Хоть лампа — вещь в какой-то мере капризная, но в случае с хорошо сконструированными аппаратами она имеет полное право на существование.

Здесь же интересна не только ламповая схема, но и реализация в виде двойного моно с правым и левым каналами, вынесенными в отдельные блоки, а также питание, которое в базе осуществляет один выносной блок. Но блока может быть и два — по одному на каждый канал, как в нашем случае.

Кстати, подобное разделение на четыре блока использует и Gryphon в своих старших предварительных усилителях. В остальном же — олдскульная ламповая схема, трансформаторный вход для МС-головок и выбор нескольких кривых коррекции, в том числе и для старого моно (Decca, Columbia) и 78-оборотного шеллака.

В настоящее время этот корректор стоит без дела, но это лишь вопрос времени — в перспективе он без работы не останется. Сейчас же основным фонокорректором в системе является CH Precision P1. Аппарат весьма многофункциональный, с очень широкими возможностями по коммутации и настройкам. Ну и по опыту — просто очень хороший корректор, что объективно слышно в системе.

TechDAS Air Force III Premium с тонармами Graham Engineering Phantom Elite 12" и GrooveMaster II

Затем подход к воспроизведению пластинок был переосмыслен на совсем другом уровне — не только в плане корректора. Место основного проигрывателя занял прямой наследник японской компании Micro-Seiki — аппарат TechDAS. Компания создана выходцами из Micro-Seiki, а их техника явно имеет техническую и идейную преемственность, но сделано все на современном уровне. И с технической точки зрения — очень красиво.

Пожалуй, здесь использована самая сбалансированная (по цене) и универсальная (по функционалу) модель — Air Force III Premium. Среди возможностей — в первую очередь, конечно, пневматика и вакуум. Помпа фактически удерживает основной диск на воздушной подушке во время вращения, а при помощи вакуума пластинка плотно притягивается к диску, распрямляется и стабилизируется, становясь почти единым целым с 30-кг бронзовым диском.

Конструкция стола — с выносным мотором и возможностью установки до четырех баз по углам — позволяет собрать и использовать практически любую конфигурацию головок и тонармов.

TechDAS TDC01 Ti

Выбранные тонармы — только длинные, 12-дюймовые. В качестве основной головки для стерео и для не очень старых и сохранных пластинок используется TechDAS TDC01 Ti. Очень детальная, динамичная и честная по подаче головка, способная справляться с самым сложным музыкальным материалом.

Работает она в паре с тонармом Graham Engineering Phantom Elite 12". Этот статически сбалансированный одноопорник с вязкостным демпфированием имеет многолетнюю отличную репутацию, благодаря отменным звуковым качествам. А также потому, что сочетает в себе качества одноопорной конструкции, высокую стабильность поведения и удобные точные настройки, позволяющие работать с самыми капризными головками.

TechDAS TDC01 Ti к капризным не относится, она вполне предсказуема в поведении, но в то же время на малейшие изменения параметров работы головка реагирует весьма чутко — и для хорошей настройки нужен минимальный шаг и стабильность тонарма.

Второй тонарм — совсем другой. Но именно так и задумывалось. Для старого стерео, а, возможно, и для моно (да и просто исходя из другой концепции) былы выбраны головки Ortofon SPU, в качестве основной — Synergy G. Тонарм этим головкам нужен тоже особенный, с достаточно большой эффективной массой, весьма желательно — 12-дюймовый и с классической поворотной, не одноопорной конструкцией. И, конечно, со стандартным разъемом крепления шелла.

Здесь отлично подошла длинная версия GrooveMaster II, дополненная посадочной слайд-базой, сделанной по аналогии с базами тонармов SME. Головки SPU не имеют подвижности относительно шелла — соответственно, желательно иметь степень свободы за счет подвижной базы тонарма, а не базы самого проигрывателя.

В сумме такая конфигурация тонармов и головок перекрыла очень значительный диапазон задач, а кроме того, получилось два варианта звучания — идеологически разных и не противоречащих, а дополняющих друг друга.

Часть фонотеки

Предыдущий проигрыватель Luxman без дела тоже не остался. Конечно, аппарат уступает TechDAS, и это слышно, но в силу наличия вакуумного прижима у TechDAS есть одно существенное ограничение — прижим актуален только для 12-дюймовых пластинок, но 10-дюймовку или сингл туда можно разве что положить, без какого-либо эффекта. А такие пластинки в фонотеке тоже есть, и вот с ними — а также с особо потрепанными, но дорогими владельцу пластинками — будет справляться Luxman.

Вполне возможно, что как раз он и будет работать в паре с ламповым Phasemation. У корректора CH Precision P1 — три входа, но остается вопрос различного звука, для чего может отлично подойти второй корректор. Кроме того, сейчас в процессе ремонта и доработки находится еще один проигрыватель — винтажный роликовый аппарат, который будет использоваться только для воспроизведения 78-оборотного шеллака. И здесь опять может пригодиться Phasemation, имеющий соответствующее переключение режима работы.

Теперь стоит рассказать о питании в системе. А ему уделено очень существенное внимание. И это вдвойне интересно, потому как по моим наблюдениям тема доработки и улучшения питания, даже при наличии в системе отличных компонентов, может очень сильно влиять на результат. И я вовсе не готов посмеиваться над японскими аудиофилами-перфекционистами, которые ставят себе персональную трансформаторную будку у дома. Это лишь вопрос погружения в тему и личных возможностей. Повторюсь: даже при наличии самой лучшей аппаратуры в тракте.

В нашем случае питание системы обеспечивают старшие аппараты Stromtank S5000. Аппараты весьма сложные по конструкции. Если совсем в общих чертах — это сочетание фильтра, инвертора и аккумуляторных батарей. То есть это не регенератор в привычном виде, который, скорее, похож на усилитель. Аппараты могут работать или в режиме фильтрации, или в режиме инвертора, когда питание берется с батарей. А кроме того, они рассчитаны на большую мощность и могут питать не только слаботочную технику, как, например, источники сигнала или предусилитель.

Кабели в системе самые разные, будет сложно перечислить их все

Но в данной системе этих Stromtank — три штуки. Один работает по привычному назначению — к нему подключены цифровые dCs, фонокорректор и предусилитель. А вот пара других аппаратов работают с усилителями мощности. По одному Stromtank на каждый моноблок Gryphon. Решение весьма необычное, тем более что по всем базовым критериям сеть в доме сделана качественно. Но разница есть.

Тут можно достаточно долго экспериментировать — и в каждом случае результат будет отличаться. На источниках — безоговорочно хорошо в любом случае. На усилении — что необычно — нет потери в микродинамике. Звук несколько мягче ожидаемого — при том, что Gryphon Antileon обладают весьма «хирургическим» характером звучания. Но, выбирая разные режимы, можно корректировать звук — и это не про «лучше/хуже», а про разные прочтения.

Если проводить аналогии, то мне это поведение напомнило усилители Plinius, у которых есть переключение на ходу между классами А и АВ. Не в том смысле, что звук похож, но дело в принципиальной разнице: с некоторыми жанрами и записями уместнее одно, а с другими — другое.

Что понравилось — я не заметил вялости в звуке. При том, что сочетания подобных устройств по питанию и столь мощных усилителей далеко не всегда дают однозначный результат — не редко лучшим вариантом оказывается просто подключение мощника к пассивному разветвителю или вовсе к выделенной линии без дополнительных разъемов, кроме аппаратного.

Напоследок нужно еще пару слов сказать о комнате. Это акустически просчитанный проект, выполненный из натуральных материалов, в светлых тонах, без каких-либо украшений. Все для звука — просто и аккуратно.

Что же можно сказать о системе в целом? Лично я на ее примере несколько пересмотрел свое отношение к акустике Rockport. Встречается она не часто, но то, что я слушал раньше, наводило на мысли: «примерно как Bowers & Wilkins, только в американском прочтении». Силовой звук, динамичный, масштабный, но несколько упертый. Тут же все совсем иначе.

Есть деликатность, аккуратность, звучание вдумчивое и интеллигентное. Что, впрочем, не отменяет того, что система играет очень динамично, стройно, но в то же время естественно-телесно — в том числе и на небольшой громкости. Различные жанры и записи звучат всегда по-своему. И это в равной мере относится и к звучанию цифры, и к звучанию аналога.

Кроме того, такая система — сложный и тонко организованный механизм, откликающийся изменениями в звуке даже на небольшие изменения и доработки, вплоть до любого кабеля. И все это очень хорошо слышно, а потому дорабатывать и оттачивать имеющийся уровень оказывается весьма не просто. Но наблюдать за происходящим и слушать — исключительно интересно.

А самое важное: хоть система и внимательна к деталям и подходит для аудиофильских экспериментов, она в достаточной мере обладает и самым важным качеством — здесь можно слушать музыку. Долго, вдумчиво и внимательно.