Logitech — это не только компьютерные мышки и клавиатура, в каталоге компании числятся домашние кинотеатры, док-станции и даже аудиофильский медиаплейер Transporter. Побывав в центре R&D, убеждаешься, что инженерного «фундамента» хватит и на производство High End. Но пока Logitech предпочитает выпускать массовые и доступные продукты.

В 1982 году Чарли Дэн создал фирму Labtec в городке Ванкувер, что в штате Вашингтон, она занималась производством наушников для кассетного плейера Sony Walkman. С развитием «персоналок» Чарли решил делать акустику для мультимедийного использования. И не прогадал — за короткий срок компания стала лидером на американском рынке компьютерной акустики. В 2001 году корпорация Logitech приобрела Labtec и на ее основе создала собственное аудиоподразделение. Констатируем факт — покупка суперуспешная, сегодня Logitech занимает 43 % мирового рынка акустики для компьютеров (Gfk, июнь 2011) с огромным отрывом от ближайшего конкурента.

В 2010 году инженерный центр переехал в новое здание в город Камас (это буквально в нескольких километрах от Ванкувера), куда и был организован пресс-тур для российских журналистов, чтобы показать, как идет разработка акустики. Признаюсь, у компании есть повод для гордости (и не один), более того, я совсем не ожидал настолько серьезного уровня R&D-отдела, ведь, по сути, вотчина Logitech — бюджетная акустика, казалось бы, зачем так стараться?

Если закрыть дверь и остаться в этой камере одному, услышишь малейшие шорохи при движении своего тела. Из-за того, что нет отражений от стен, кажется, будто находишься в чистом поле.

Не буду долго хранить интригу, наповал сразил факт наличия у Logitech безэховой комнаты формата «4-pi стерадиан»! Комнаты, где нет отражений ни в одной из плоскостей, где источник звука фактически находится в открытом пространстве. Вместо пола — решетка, по которой можно ходить, она подвешена на высоте трех метров. Со всех сторон установлены конусы со звукопоглощающим материалом.

Размер комнаты — 7,3х7,9х9,75 метра, само помещение не взаимодействует с внешними стенами, оно полностью изолировано, плюс LEDосвещение и бесшумная система кондиционирования. «Это уже третье поколение нашей измерительной комнаты, — рассказал Джейсон Риггс, старший менеджер инженерного акустического подразделения Logitech, — она была спроектирована совместно с командой, что делала безэховое помещение в NASA».

Уровень шума в этой комнате — 0 дБ. Другими словами, самое тихое место на Земле. Все это нужно для того, чтобы досконально измерить параметры колонки под любым углом. Габариты помещения позволяют поставить предельно точный «диагноз» акустике начиная с частоты в 48 Гц. Отдельно отмечу — построить «глухую комнату» весьма дорого (в кулуарах прозвучала сумма свыше миллиона долларов).

Подобной инженерной базы нет у многих High Endи Hi-Fi-компаний, не говоря уж о том, что производители бюджетной техники вообще редко имеют сколько-нибудь толковый R&D-отдел. Как видим, подход у Logitech более чем серьезный. Естественно, прежде чем что-то замерить, надо это чтото создать. Большая часть разработки проходит виртуально: корпус, драйвера и их совместная работа модулируются в специальной программе. Однако динамики потом проходят множество проверок, в том числе при помощи лазерного интерферометра, показывающего трансформацию формы мембраны на разных частотах.

На полученной трехмерной модели видны все нюансы работы диффузора, от импульсной характеристики до изгибной волны можно найти «слабые» места и, главное, отыскать способ их устранить.

В Logitech есть лаборатория беспроводной электроники. В ней установлена камера, созданная по подобию безэховой комнаты, только меньшего размера.

Но перед этим дизайнеры вместе с инженерами продумывают внешний вид акустики. Для чего существует лаборатория по механике, где стоит 3D-принтер, CNC-машины резки и оборудование для обработки дерева. Джефф Андерсон, директор по технологическим стратегиям Logitech, поведал об их оригинальном подходе: сначала рисуются комиксы, в которых герои, например, семья Джона и Маргарет с их маленькой дочкой Сью, используют некий новый продукт, ту же док-станцию.

Это помогает инженерам создавать технику не для «среднестатистического потребителя», а для конкретных людей, соответственно, делать ее человечнее и понятнее. Тому, как аппаратура будет вести себя в реальной жизни, уделяется максимальное внимание. Так в Logitech есть лаборатория беспроводной электроники. В ней установлена камера, созданная по подобию безэховой комнаты, только меньшего размера. Дело в том, что конусы глушат не только звук, но, после специальной обработки, и все электромагнитные волны.

Еще в одной комнате все сделано наоборот — на столе стоят различные источники «шума», от микроволновой печи до нескольких типов мобильных телефонов. Фактически воссоздается современный, перегруженный радиочастотными помехами дом. «Самое сложное — это сделать продукт, который не подвергается воздействию внешнего электромагнитного излучения», — поделился Харприт Нарула, старший инженер по беспроводным сетям в Logitech.

Судя по тому, что в нынешней линейке аудиопродуктов Logitech практически каждый второй аппарат имеет беспроводное подключение, разработчики достигают нужного результата. В компании отлично понимают, что при помощи только одних измерений хороший продукт не создать, нужно учитывать еще и пользовательские предпочтения.

Динамики проходят множество проверок, в том числе при помощи лазерного интерферометра, показывающего трансформацию формы мембраны на разных частотах.

Для этого служит MOS-кабинет (Mean Opinion Scoring), где проходит субъективное слепое тестирование. По сути, это акустически оборудованная комната, но не глухая, а по типу студии прослушивания (к исходному звучанию колонок не примешиваются лишние отражения, частотная характеристики не искажается). Выглядит помещение обыденно — ряд удобных кресел, колонки... но колонки расположены за акустически прозрачным полотном.

Человек в комнате их слышит, но не видит. Группе «тестров» ставят музыку (обычно около 15 разных жанров), и они на опросных листах отмечают, что и почему им понравилось или, наоборот, не понравилось. Прототипы, получившие максимальные оценки, имеют все шансы попасть в коммерческое производство. Кстати, нам в этой комнате за невидимым полотном тоже включили несколько систем и предложили распознать, какая система играет. Если док-станции угадать было несложно, то мощного напора домашнего кинотеатра Z906 никто не ожидал.

Казалось, что за экраном стоят большие деревянные колонки Hi-Fi-уровня. Конечно, помимо описанных комнат в отделе разработки есть масса стандартного измерительного оборудования, элементарные и сложные станки для изготовления прототипов, да и просто, целая куча паяльников. А также всяческие испытательные камеры для проверки работы температурного режима, влажности и даже помещение, где под максимальной нагрузкой колонки стоят годами, фактически пока не прекратят работать...

Обстоятельное отношение к своим продуктам — философия Logitech. Инженерам важно, чтобы, несмотря на все ограничения малого корпуса, на неизбежные компромиссы стоимости компонентов и электроники, продукция, что поступит на полки магазинов, была предельно высокого качества. В принципе доля в мировых продажах наглядно показывает, что у разработчиков это получается.