Канадец Пол Бартон — из тех аудиофильских гуру, любой разговор о которых принято начинать с фразы «в представлении не нуждается». Стереофил, музыкант и бизнесмен, разработчик топовой акустики с сорокалетним стажем, основатель и бессменный глава канадского бренда PSB, уже давно и прочно закрепившегося в высшей High-End-лиге. В последнее время возглавляемая Бартоном компания предприняла целый ряд неочевидных для именитого стереофильского бренда шагов, пополнив каталог телевизионными саундбарами и головными телефонами. Чем обусловлены эти шаги, каких еще новостей ждать от PSB и в каком направлении будет развиваться High End индустрия в ближайшем будущем — обо всем этом мы поговорили с Полом Бартоном.
— Сорок лет назад вы были подающим надежды молодым музыкантом. Что заставило вас круто изменить карьеру, отложить музыкальные инструменты и взяться за конструирование колонок?
— В основе всего как раз и лежали мои занятия музыкой. Я с детства играл на скрипке и слушал много скрипичных концертов. Но всякий раз, когда пытался прослушать их не живьем, а в записи, поражался тому, насколько звук, доносившийся до моих ушей из колонок, отличался от натурального. Какие бы модели громкоговорителей я не пробовал, каждый раз это была не скрипка, а какой-то совершенно другой инструмент! «Должны же однажды на свете появиться колонки, в которых скрипка будет похожа сама на себя», — думал я. Но они все не появлялись и не появлялись. Вот и пришлось взяться за дело самому.
— Когда вы только пришли в этот бизнес, рынок домашней акустики не баловал особым разнообразием конструкций. Сегодня все по-другому: саундбары, беспроводные колонки... что вы думаете о перспективах подобных устройств?
— Сегодняшняя востребованность беспроводной акустики вполне объяснима: пользователь избалован удобством современных технологий и хочет получить удовольствие без длительной возни с подключением кабелей. Репутация беспроводной акустики среди меломанов серьезно подпорчена из-за того, что многие разработчики в первую очередь заботятся о функционале, и лишь во вторую — о качестве звука.
Тем не менее, wireless-технологии вполне совместимы с Hi-Fi — особенно перспективными я считаю разработки, соединяющие беспроводную передачу сигнала с поддержкой аудио высокого разрешения. Например, системы Bluesound Pulse, в создании которых я принимал самое непосредственное участие.
С популярностью саундбаров все тоже вполне понятно: с одной стороны, телевизоры становятся все сложнее, умнее и дороже, а с другой стороны их звучание не улучшается. Часто даже наоборот — чем уже становятся корпуса, тем сложнее втиснуть внутрь приличные громкоговорители. Большинство сегодняшних телевизоров звучат очень плохо, даже если подходить к ним не с аудиофильскими, а с самыми обычными мерками.
Для нас, производителей качественной акустики, это означает реальный шанс обрести новых потребителей и занять новую рыночную нишу — мы продвигаем специализированные решения для работы в связке с телевизорами. Конечно, такие конструкции могут играть совершенно по-разному. Звучание многих бюджетных моделей весьма далеко от Hi-Fi-стандартов, но это совсем не повод для широких обобщений.
Мы уверены: музыкальные способности саундбаров можно довести до самого серьезного уровня! Примером может послужить новинка от PSB — VS21. На наш взгляд, этот саундбар представляет собой оптимальное сочетание компактности и функциональности со звуковыми достоинствами традиционных Hi-Fi систем.
— Среди ваших новых продуктов — не только саундбары, но и наушники. Не вполне очевидный выбор для разработчика акустики! Какие причины вызвали ваш интерес к этому жанру?
— Нам интересно то, что интересно потребителям. А потребители все чаще делают выбор в пользу персонального стерео. Миллионы меломанов сегодня слушают музыку не из колонок, а в наушниках, и наша задача — идти к ним. Идти не просто для того, чтобы завоевывать новый рынок, а чтобы вернуть слушателям ощущение реального пространства, реальной вовлеченности.
Кому как не нам, разработчикам колонок, знать, что это такое — опыт прослушивания музыки в помещении. В обычных наушниках этой полноты впечатлений получить невозможно. Но наши модели с технологией Roomfeel на это вполне способны! В этом их уникальное конкурентное преимущество. Эта технология будет применена и в наших новых флагманских наушниках M4U 4, которые мы планируем запустить на рынок в течение двух ближайших месяцев. Мы не сомневаемся: меломаны услышат разницу и оценят ее по достоинству. Отмечу, что технология Roomfeel появится и в некоторых моделях внутриканальных наушников.
— Пригодился ли ваш опыт конструирования колонок при разработке наушников PSB?
— Разумеется пригодился. Ведь с точки зрения задач, стоящих перед конструктором, у колонок и наушников довольно много общего. Вне зависимости от того, что именно ты разрабатываешь, самая важная цель — добиться чистого и нейтрального звучания. В этом отношении мне пригодился не только опыт разработки колонок, но также исследования акустических особенностей человеческой ушной раковины, которые я предпринимал еще в 70-ых годах в Оттаве. Результаты этих исследований мы неоднократно использовали при проектировании громкоговорителей, а сегодня успешно применяем, когда конструируем новые головные телефоны.
При проверке и калибровке наших наушников и колонок мы тоже применяем одни и те же процедуры — в обоих случаях устраивается двойное слепое тестирование. Кстати, по его итогам хорошо заметно, что любые участники, вне зависимости от уровня своей подготовки — профессиональные музыканты и любители, аудиофилы и обычные слушатели — все без исключения улавливают разницу между хорошим и посредственным звуком. Люди могут по-разному формулировать свои ощущения от звука — но сами эти ощущения доступны абсолютно всем.
— За четыре с лишним декады, в течение которых вы занимаетесь проектированием Hi-Fi устройств, в отрасли успело смениться множество различных трендов. Какая из последних тенденций кажется вам самой важной?
— Для меня ответ однозначен. Самый важный Hi-Fi тренд последнего времени — это доступность HD-аудио. Это не просто тренд — это сбывшаяся мечта многих поколений аудиофилов — возможность слушать музыку в оригинальном студийном качестве, не теряя ни одного нюанса. Во времена, когда я пришел в Hi-Fi, это казалось чистой фантастикой. А теперь это стало таким доступным! Думаю, именно появление и популяризация HD-аудио определит развитие всей нашей отрасли на ближайшие годы.