Джон Леннон говорил, что если бы Beatles не распались, они бы играли, как Electric Light Orchestra. Добавлю: если бы они дотянули до 2010-го, они бы играли, как Danger Mouse.

Под этим псевдонимом скрывается американец Брайн Бертон — один из самых скромных и в то же время влиятельных саундпродюсеров наших дней. Это он придумал характерный звук альбомов Gorillaz — смесь lo-fi-скрипов, тщательно записанных индустриальных звуков и задавленного примочками вокала. Причем же здесь Beatles? А при том, что первой большой удачей Danger Mouse стал «Grey Album» («Серый альбом») — переложение знаменитого битловского «Белого альбома», которое теперь считается классикой искусства ремикса. В его новой, полностью самостоятельной работе, диске «Dark Night of the Soul», битлы угадываются уже на уровне подсознания — гармонии песен, ритмические построения, детали аранжировок. Послушайте пластинку и сами заметите, как много здесь позаимствовано из творчества великих.

Впрочем, «Dark Night of the Soul» — это не пластинка, а проект. Основных участников трое — сам Danger Mouse, его приятель, лидер группы Sparklehorse Марк Линкус (уже покойный), и режиссер Дэвид Линч. Виниловое издание «Dark Night of the Soul» включает две пластинки, два компакта (один из них содержит только инструментальную дорожку) и многостраничный фотоальбом, сделанный Дэвидом Линчем. Там же еще и специальные промокарточки, и фотопринт, чтобы повесить на стенку. Самое интересное, что Дэвид Линч здесь не только снимает, но и поет — он автор двух композиций и самолично вышел на записи к микрофону. Релиз этот очень интересный, странный и сложный — причем масштаб его можно оценить, только если взять в руки коробку с пластинками и фотоальбомом — СD не способен впечатлить хотя бы в силу своих размеров. В плане звучания этот диск — наглядная энциклопедия «Саунд 2000-х». Каждая песня — упражнение в звукорежиссуре и саундпродюсинге на заданную тему, от рока и панка (в песнях с участием Игги Попа, например) до трип-хопа, даб-степа и психоделии (треки Нины Пирсон, Сюзанны Веги и самого, великого и ужасного, Дэвида Линча). При этом записан материал с огромной любовью. Каждый звук аккуратно уложен в партитуру и играет свою роль. Никакой динамической компрессии нет и в помине. Это самая что ни на есть современная поп-запись, но при этом — образцовая.