Вспоминаем MiniDisc: чему можно научиться у старого цифрового формата (часть 1)

ТEКСТ: Комментарии (40)
79.91 дБ
Вспоминаем MiniDisc: чему можно научиться у старого цифрового формата (часть 1)

Параллельно с дискменами рынок портативного аудио минувших лет запомнился MD-плеерами. Из-за закрытого lossy-кодека ATRAC (Adaptive Transform Acoustic Coding) интерес к мини-дискам сейчас минимален. Но все же любопытно было бы отметить ряд особенностей MiniDisc и аудиотехники, связанной с этим носителем.

Безотносительно технических ограничений, сам форм-фактор MD до сих пор вызывает глубокую симпатию, которая, признаться, на мой вкус даже опережает виниловую пластинку. В фильмах про будущее мини-диски фигурировали в качестве носителя для всяких голограмм и прочей ценной информации. И было бы прекрасно, если бы CD оказались примерно вот такими аккуратными дискетками в жестком чехольчике.

Сейчас это уже сложно себе представить, но было время, когда с музыкальным контентом работали без компьютеров. И мини-диск рекордер был незаменим на радиостанциях и студиях 1990-х: всякие джинглы, минусовки и так далее.

Ведь компакт-диски еще нельзя было перезаписывать, менять местами треки, монтировать сборники и т.д. А DAT-магнитофоны, в свою очередь, не могли обеспечить мгновенный доступ к треку. Вся «фанера» эстрады ездила за артистами на гастролях в виде мини-дисков и практически никогда не подводила. Мини-дисками также активно пользовались и аудио бутлеггеры.

Самый распространенный компонент в студиях второй половины 90-х — MD-деки Sony «пятисотой» серии

«Младший брат» компакт-диска диаметром 64 мм появился в 1992 году, имел аналогичный шаг дорожки и емкость на 74 минуты, которая позже была увеличена до 80. Считывание и запись данных также велись с помощью лазера. Но при этом запись на мини-диск была возможна лишь в момент присутствия магнита с обратной стороны диска.

Магнитное поле фиксировало рельеф специального покрытия на диске, разогретого лазером до так называемой «точки Кюри». После охлаждения из-за различной намагниченности на поверхности формировались участки двух видов. Их роль при считывании, собственно, будет той же, как и у знакомых нам питов и лендов на CD. Вот так и работал магнитооптический принцип. Вначале цены на мини-диски были негуманными, но потом устаканились и стали стоить не дороже 5 долларов.

К слову сказать, по количеству циклов перезаписей мини-диск оказался весьма надежным и долговечным в сравнении с CD-RW, у которого дорожки формируются фазовыми состояниями химического красителя. И еще один важный момент: отсутствие проблем с gapeless-воспроизведением при затыкающихся на стыках Tidal и некоторых современных плеерах. К тому же при всех неизбежных фетишах коллекционеров MiniDisc я ни разу не слышал разговоров об изменении звучания в зависимости от марки мини-диска, а это тоже дорогого стоит.

Sony с самого начала не скрывала, что хочет сделать альтернативу не CD, а кассетам. Но помимо красивого технического исполнения в жизнь вмешались различные сутяжные моменты и квартирные вопросы. В результате конкурирующая цифровая кассета Philips DCC ухнула в небытие, сама Sony огородила свою идею тучей лицензионных ограничений, чтобы менее чем за десять лет сдать все позиции твердотельным айподам и бесплатному MP3. Сегодня мини-диски представляют интерес лишь для горстки фанатов-коллекционеров. Послушаем, что они говорят.

Топовая MD-дека Sony MDS-JA555ES. Ритейл 1100 $ (1999 г.)

Самый распространенный тезис: «ATRAC звучит лучше, чем MP3». Некоторые договариваются до того, что мини-диски звучат даже «лучше, теплее оригинального CD». В принципе, и эта вторая ситуация, несмотря на абсурдный вид, вполне допустима. Сравниваются же, как правило, не абстрактные форматы, а два компонента с разной начинкой.

Например, у CD-плеера может оказаться тухлый аналоговый выход. И сделанная с него по оптике копия на топовой MD-деке класса ES отыграет лучше, несмотря на промежуточную деградацию из-за ATRAC-сжатия. Здесь важно отметить другое.

В отличие от урезанного функционала CD-проигрывателей прошлого, их ровесники MD-деки умеют принимать и отдавать сигнал 24 бит по оптике. И даже сейчас они могут играть роль внешнего ЦАПа, пускай и ограниченного дискретностью потока в 48 кГц. Для этого нужно просто включить режим записи на паузе.

Характерно, что Sony позволяла это делать даже без диска, а другим производителям требовался носитель внутри, который на паузе все время вращался, изнашивая механизм. Но отношения между главным держателем лицензии и остальными партнерами — тема отдельного абзаца.

Все новейшие обновления ATRAC компания Sony придерживала для своих проигрывателей, торгуя на сторону более старыми версиями кодека. Тогда Sharp, не получив актуальный новейший ATRAC 4.5, указала свою разработку на базе ATRAC 4 с более высоким индексом 5, а затем и ATRAC 6.

После этого пришлось уже Sony отказаться от линейной нумерации. В борьбе за покупателя путаница получилась жуткая. Что ж, давайте попробуем разобраться в иерархии ATRAC хотя бы в рамках держателя лицензии.

Официально ATRAC сжимает оригинал с соотношением 1:5 и битрейтом 292 кбит/с по психоакустическому алгоритму. Самое первое поколение ATRAC действительно было не очень совершенным и звучало паршиво даже по мнению фанатов формата. Но уже к третьей итерации кодека, появившейся в 1995-м году, был достигнут существенный рост качества кодирования. Ушли шумы и характерные металлические призвуки. Обработка сигнала велась в 20-битной разрядности, которую Sony через год в ATRAC 4 увеличила до 24 бит. И называлось все это — Wide Bit Stream. В частности, в плеере MZ-R35, который мы рассмотрим в следующем материале, установлена микросхема CXD-2652R именно четвертого поколения.

Но все эти внушительные показатели 24 бит касались исключительно математики ATRAC кодирования внутри процессора. Дальше действие технологий Sony заканчивалось, и роль АЦП/ЦАПов играли чипы Asahi Kasei AK4501–4517, которые оставались 16-битными даже с появлением пятого поколения ATRAC, получившего индекс Type-R. В качестве примера в следующем материале также будет рассмотрена стационарная дека Sony MDS-JE640.

Дальнейшее развитие ATRAC было сосредоточено на разработке и совершенствовании экономичных режимов MDLP с более низким битрейтом, анонсированных в 2000 году. У LP2 и LP4 они составляли 132 кбит/с и 66 кбит/с, позволяя увеличивать емкость до 160 и 320 минут соответственно. Не стоит забывать, что для аудиофилов в это время Sony занималось DSD и SACD, а мини-диски использовались не только для музыки, но и для подкастов, учебных и других речевых материалов. Ветераны домашнего кинотеатра должны помнить переводы на мини-дисках, которые запускались параллельно с иностранным фильмом.

Теперь настал черед внести путаницу не только Sharp, но и непосредственно маркетологам Sony, которые назвали новый кодер ATRAC3. Идея был а в том, что старую версию ATRAC третьего поколения теперь следовало читать как ATRAC1 v3. А вот куда в таком случае делся ATRAC2 — не очень понятно. Говорят, что использовался для спутникового вещания SkyPerfecTV.

Следующий кодек Type-S объединял Type-R и функционал ATRAC3. Характерно, что все эти апдейты затрагивали исключительно качество упаковки сигнала. То есть запись, произведенную с помощью новейшего ATRAC Type-S, можно было запускать на старом MD-плеере. В целом, формат оставался обратно совместимым, за исключением режима MDLP.

На этом позитивные новости заканчивались и начинался адок, который ждал пользователя при попытке перенести содержимое между мини-диском и компьютером. В видеоклипах все происходило довольно весело и даже с огоньком, но в жизни выглядело немного иначе, мягко говоря.

Прежние ограничения на копирование CD по оптике на мини-диск еще можно было как-то понять. К тому же некоторые хитрили, выключая питание рекордера по окончанию записи, пока тот не успел снабдить оглавление фонограммы (TOC) блокирующими метками. Но систему NetMD, запущенную в 2001-м году, можно вносить в учебники по садизму. Я не садист и не мазохист, поэтому не хотел бы подробно задерживаться на этой изуверской практике. Короче будет сказать, что нормальных, привычных манипуляций по копированию файлов через USB просто не будет, забудьте.

Благодаря глухому брандмауэру сугубо под Windows, музыка переносится (очень медленно!) только в одну сторону и ее невозможно изменять. К тому же она будет дважды переконвертирована в ATRAC, да и не в стандартный SP, а в LP2 с низким битрейтом.

Софт SoundStage оказался настолько «вещью в себе», что до сих пор энтузиастами не создано 100% работающего плагина для конвертации и поддержки ATRAC-аудио на других платформах. Кому интересно помучиться — добро пожаловать сюда. А мы просто постараемся вытеснить эту травму на почве копирайта на периферию сознания.

Один местный бизнесмен делился впечатлениями о японских инвесторах. По его словам, это был совершенно иной опыт, чем с англо-саксонскими коллегами, которые оперативно сворачивали удочки при первых неприятностях. Японцы, куда более острожные на этапе взаимного принюхивания, затем упорно держались изначальной линии, даже несмотря на очевидные убытки совместного предприятия. Собственно, это наблюдение подтверждается финальным аккордом мини-диска. На дворе — 2004 год, флеш-плееры и айпод, а Sony запускает совершенно экзотическую затею.

В системе Hi-MD переделали все, утратив обратную совместимость с прежними версиями мини-диск-плееров. Был изменен прежний способ модуляции Philips EFM «8-в-14», который мы помним по компакт-дискам. Теперь в Hi-MD упаковка кода выполнена более плотно по методу RLL1,7, как на хард-драйве. Таким образом, после форматирования емкость мини-диска увеличивалась со 177 до 330 Мб. Плюс появились новые Hi-MD с уменьшенным шагом пита, вмещающие целый гигабайт данных. Увеличенная емкость понадобилась неспроста, ведь спецификация Hi-MD теперь допускала запись несжатого PCM 16 бит/44 кГц.

Все lossy-кодеры в Hi-MD были пересобраны заново и получили название ATRAC3plus. Из старого материала сохранились лишь MDLP-режимы ATRAC3. На такой носитель можно было закатать 34 часа аудио в формате Hi-LP (ATRAC3plus 64 кбит/с). Все бы хорошо, но на старых деках записи в Hi-MD воспроизводить было уже невозможно, да и садизм NetMD никуда не делся. Исключение по переносу данных было сделано лишь для последней модели 2006 года портативного рекордера Sony MZ-RH1, обретшей культовый статус и безумную цену на eBay. Аутичную картину подытожил анонс ATRAC Lossless (зачем???), который было уже некому ставить — эпоха мини-дисков была завершена.

Финальный Sony Hi-MD Walkman MZ-RH1 был роскошен и умел работать с WAV и МР3, но формат это не спасло

Этот славный, но бессмысленный рывок наглядно иллюстрирует логику заката японских мейджоров на современном рынке аудиоэлектроники. Вы когда-нибудь видели президиум японских корпораций? Попробуйте объяснить пятнадцати дедам совокупным возрастом более 1000 лет, которые никогда не сидели за компьютером, почему, например, FLAC и почему полезно сделать коды аудиоформата открытыми.

Ведь все шло хорошо в 60-70-х годах, когда совершенство электроники достигло виртуозных вершин, оставаясь при этом в рамках традиционной материальной культуры. Однако известные всем японские качества — усидчивость, аккуратность мастера по вытюкиванию скульптуры нэцке из макового зернышка, фанатичная преданность коллективу — оказались неэффективными перед задачами абстрактного мира на мониторе. Техническое исполнение мини-диска вызывает восхищение и сегодня, но в новых фильмах о будущем их уже сложно представить.

Продолжение: Вспоминаем MiniDisc: измерения и тесты MD-компонентов (часть 2)

79.91 дБ +

Комментарии

#

С середины 90-х и до середины 2000-х практически все российские музыканты использовали мини-диски в качестве носителей фонограмм. Удобно перезаписывать, удобно включать сразу нужный трек. У самого дома до сих пор пылятся дека и портативный плеер Sony.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Orbital #

Многие звукачи до сих пор используют мини-диски.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Это правда. Только вот это уже скорее от лени или от нежелания использовать современные компьютерные технологии. Хотя, многие звукачи говорят, что мини-дисковая бека надежней - не виснет.

- 50 дБ +
#

Названия то какие! Sony, Sharp... Сейчас оба непонятно кто. Да, какие были времена!...

- 56.02 дБ +
#

Какая все-таки удача, что эти 1000-летние товарищи таки выдали в свое время безупречный CD / Red Book. Танцы с бубнами ради сомнительных результатов - утомляющее занятие, и каждый аудиофил чаще всего вкусил их достаточно. А кому не хватило, есть винил ;))

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Perry #

CD выдали люди помоложе в Эйндховене.

- 57.78 дБ +
#

Спасибо, очень интересная статья! Впрочем, как всегда:)

- 50 дБ +
#

Почему то в статье нет ни какой информации про "фирмовые" минидиски, предварительно записанные? А ведь сейчас они стоят дороже LP.

А про форму MD автор как раз в точку. Знакомство начал, как раз с журнального MD, помните? Не могу найти фото. Позже выставлю, есть в коллекции. Последние лет 5 активно собираю.

https://www.ebay.com/sch/Other...

- 64.77 дБ +
⇡ в ответ @NikitaMusic #

Сейчас да, это выглядит как интересный артефакт с коллекционной ценностью, но автор сосредоточился на самом главном предназначении мини-диска - заменить кассеты. Фирменные мини-диски у нас в ходу практически отсутствовали, да и смысла в них было немного - перезаписать же нельзя.

- 50 дБ +
#

Очень интересно. Спасибо.

- 50 дБ +
#

Не поленился и зашел к знакомым звукочам:

- Как на счет минидисков?

- Только на них и работаем, как многие другие коллеги.

- А как на счет доступности аппаратуры для работы с ними? Говорят, MD давно умер...

- Что за бред? До сих пор в продаже.


Вот, специально сделал фото:



- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

использование вашими знакомыми мини-дисков косвенно подтверждает падения уровня качества записи, начавшееся в конце 90х

мини-диск - это все-таки сжатие с потерями

- 57.78 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Для того, как они используются, такого качества вполне достаточно. Это все таки не студия звукозаписи, а для того, чтобы фонограмму включать.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

я бы даже диктофоны только в pcm выпускал

все-таки любое сжатие - мерзость и заметно, особенно mpeg

недавно смотрел видеорархивы, сделанные на miniDV т.е. тоже цифровое, но с более гуманным покадровым алгоритмом сжатия в отличие от MPEG или AVCHD.

И совсем другое ощущение от картинки. Резкость конечно не рекорд, но мне рекорд и не надо. Зато никакой цифровой грязи, шевелений и лохмотьев фона и теней, которые можно поймать даже на Blu-ray.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @YG #

По поводу звука полностью соглашусь!

А по поводу видео... Уж не знаю, почему, но я непритязателен на этот счет. На своем телеке 50" до сих пор сморю 720p и не заморачиваюсь. Сначала пробовал смотреть 1080р с большим потоком, но с 2,5 метров не особо видно разницу, в результате забил.

- 62.04 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

У minidv как раз низкое разрешение 720x576, но нет артефактов которые вы видите на современном iptv стриме

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Да, артефакты бывают, это факт. Особенно, при быстром движении объектов.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

В MiniDV используется формат MJPEG - по сути, просто последовательность JPEG-картинок, без использования информации с предыдущих кадров. А в более прогрессивных форматах из-за того, что кодируется разница с предыдущим кадром и возникают эти лохмотья; в этом плане MiniDV - почти что loseless.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

"с потерями": если взять тему субъективного "качества звука" и рассмотреть LP, MC, 8ми трековые картриджи, катушки, CD, DCC, MD, DVD-A, SACD, файлы - получается, что на каждом временном периоде происходит объективное увеличение качества с точки зрения цифр и предыдущий формат уходит "к коллекционерам", хотя в статье про MD в S&V в 98 или 99 году автор пишет, что SONY уже разработала Type-S и обогнала по "качеству" CD с алгоритмом перераспределения битов.

Так что, "с потерями" это разговоры людей которые прочитали информацию и выдают за истину. Наслушать разницу невозможно. SONY и другие уважаемые Sharp, Pioneer не будут производить и вкладывать деньги в плохое изделие. Всё субъективно, фирмам надо продавать новую продукцию, наушники всякие для молодёжи. Дело не в качестве, дело в доходе, в интернет торговле, в массовом потреблении.

Я ни разу не видел тестирования АЧХ, КНИ LP. Почему при тестировании новых головок и проигрывателей никогда не замеряют и не приводят графиков?

Файлы. Невозможно слушать музыку без трёх составляющих: 1. Звук - уши, "мурашки"; 2. Коробочка (конверт) - руки, глаза; 3. Процесс включения техники и прослушивания - определиться, что хочешь послушать, на каком носителе, открыть шкаф, достать, открыть, посмотреть, почитать, включить аппаратуру, поставить-включить воспроизведение и получить удовольствие не только от звука, но и от созерцания работающей техники - индикаторы уровня, например. Что из этого есть при прослушивании файлов? В лучшем случае первый пункт.

В связи с этим и выходят на рынок LP, MC - качество, потери, не причём - все носители отлично играют, нужны те самые 3 составляющие прослушивания.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @NikitaMusic #
Так что, "с потерями" это разговоры людей которые прочитали информацию и выдают за истину. Наслушать разницу невозможно. SONY и другие уважаемые Sharp, Pioneer не будут производить и вкладывать деньги в плохое изделие.


с потерями это значит с потерями и качество буде хуже чем у оригинала, причем здесь уважение?

мини-диски не разрабатывались как формат для архивации данных из-за вышеуказанной причины


Я ни разу не видел тестирования АЧХ, КНИ LP. Почему при тестировании новых головок и проигрывателей никогда не замеряют и не приводят графиков?


как это? к картриджам Denon прикладывают график АЧХ, фонокорректоры измеряют итд.


Невозможно слушать музыку без трёх составляющих: 1. Звук - уши, "мурашки"; 2. Коробочка (конверт) - руки, глаза; 3. Процесс включения техники и прослушивания - определиться, что хочешь послушать, на каком носителе, открыть шкаф, достать, открыть, посмотреть, почитать, включить аппаратуру, поставить-включить воспроизведение и получить удовольствие не только от звука, но и от созерцания работающей техники - индикаторы уровня, например. Что из этого есть при прослушивании файлов? В лучшем случае первый пункт.

ну это совсем детский сад. А в концертном зале как вы без коробочек музыку слушаете? Мне как раз файлы этим и нравятся, что меньше звеньев и артефактов между слушателем и звуком фонограммы.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Полностью согласен насчёт трёх составляющих - это уже не к музыке, это скорее вещизм или даже фетишизм. Музыку слушают ради самой музыки. А касаемо lossy, современный AAC, он же M4A на высоком битрейте звучит практически неотличимо от несжатого PCM. Vorbis выше Q7 тоже неплох, но сжимает хуже и файлы весят многовато.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Rucifer #

я просто не вижу смысла при современных каналах вообще жать в эти дурацкие лоси


мы же не с телефонного модема в интернет уже ходим - 16/44 flac должен быть стандартом трансляции, ведь это меньше чем битрейт видео на ютубе

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Только Таскам и остался. Денон пару лет назад ещё выпускал, но уже не делает.

- 50 дБ +
#

Будучи неимущим студентом в ‘97 первый раз записал свою скрипку на минидиск препода из зала на микрофон сони 907...

это был взрыв мозга, после опытов с компакт-кассетой,

казалось, что запись (в наушниках) звучит, как студийная.

Небольшое отрезвление происходило припопытке послушать через колонки, но это не умоляет преимущества для музыкантов для контрольных записей и репитиций.

Сегодня таскамы, зумы, мюзик-девайсы... почему-то не дают такой мутненький мягкий звук искаробки...

Сплошной жесткач.

Скучаю😢

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Tess #

в следующем материале узнаете почему )

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @YG #

С нетерпением...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Tess #

кстати, 907-й микрофон, несмотря на свое псевдостерео, мне в целом нравится

Сильвестров дома на такой микрофон и записывается до сих пор, причем на мини-диск -)

- 50 дБ +
#

Бесценные

экземпляры из моей коллекции. Видимо лет 20 назад MD продавались только в Москве и С-Пб, стоили очень дорого, поэтому до глубинки не дошли. Кто-нибудь помнит сколько они тогда стоили?

- 56.02 дБ +
#

Продолжая тему стоимости, посмотрите за сколько продали Битлов!!! $995!

- 53.01 дБ +
#

Формат прошедший мимо меня полностью, но почитать его историю очень интересно.

- 50 дБ +

Аналогично.Просто очень дорого в 98 году стоили md-дэки и я прикупил видеомагнитофон (был перед выбором) хотя им толком не пользовался.В инструкции к муз центру Sony был вложен рекламный буклет о технологии и качестве записи md суть была в том что копия будет по звуку лучше или не хуже чем оригинал - тогда в это чудо как -то верилось даже. Немного жаль что не попробовал md и купил видик - реально продал 2007 почти как новый - не киноман я.

- 50 дБ +
#

Да уж! Будучи студентом в конце 90-х мог только любоваться минидисковыми деками на прилавках, тогда это было недостижимо, но так притягательно, а возможности (запись/перезапись) просто поражали воображение...)))

Потом, когда появилась возможность все это дело купить, о минидисках уже никто не помнил и они канули в прошлое, остались только у барных певичек в виде фонограмм и т.п. (по крайней мере в моем окружении)...

Иногда такое развитие технологий, приход и уход с рынка конкретных решений, зачастую связанное именно с промахами и жадностью самих производителей, пугает своей непредсказуемостью...

- 56.02 дБ +
#
Попробуйте объяснить пятнадцати дедам совокупным возрастом более 1000 лет, которые никогда не сидели за компьютером, почему, например, FLAC и почему полезно сделать коды аудиоформата открытыми. -

Это прям хорошо!)) Хороший материал.

- 50 дБ +
#

Тоже пользовался минидисковой декой) Но появление в системе DAT выбило его из стойки)



- 53.01 дБ +
#

Чем хомячок отличается от крысы? - У хомячка PR лучше.(с).

Собственно мини-диск по сравнению с mp3 ужасен, но политика поддержки копирайта не вызвала такой шквал ненависти маркетологов. В результате взращённый на чтении журналов аудиофил испытывает корчи от одного упоминания mp3 и исполняется благоговейным трепетом увидев мини-диск.

Благодаря ему значительно пострадали записи целого ряда групп, например ZZtop. И да, они реально быстро размагничивались, если их не хранить в музейных условиях.

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

Ещё не встречал ни одного реально размагниченного минидиска! Ни у себя, ни у знакомых. Даже кассеты, которые пролежали больше 10 лет на чердаке деревенского дома, вполне нормально воспроизводятся сейчас. Никто не создавал никаких музейных условий.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @semen1700 #

у меня в машине диски жили между перезаписями не болшьше года

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

зависит от производителя

С тдк была такая проблема с другими не замечал

- 50 дБ +
#

Мини диск это лучший носитель для меломанов и любителей музыки удобство и долго хранится писали больше 20лет назад больше 50штук не один не глючит.Да тогда была SONY 500 звук на ней не гуд.Сейчас у меня 930QS звучит супер ни каждый СД звучит.Так плохо что они не развили дальше этот носитель потому что это пиратство , ты можешь себе сделать сборник какой тебе нравится например возьмём Chris Rea прикольных песен не наберешь на 80м .А тебе мануфактуры туля винил утопический формат на царапанной пластмассе целый пласт за дорого и кричат это круто хрустит.

- 50 дБ +
#

Хорошая тема "Чему нас научил MD"...

Как пользователь, сами сабжи не юзал, и интереса не испытывал - в 90-х, кассеты записаные с CD , обычные Fe, звучали неотличимо от самих CD. Ну немного шипения в паузах. Смысла в каких то иных ухищрениях не представлялось.

А по слухам, MD был убыточным, и соотв., презренным.

На середину 2000-х, долго , неск.лет юзал очень удобнейший ATRAC3 флеш-плеер Sony E-205. Загонял проприетарным SonicStage в формате atrac3 , качество 132 кб/с , довольно прилично, под 100 треков на 512 мб памяти. Этого на неделю хватало , по пути на работу и обратно, а то и на месяц. Музыки было не много - интернета ещё не было.

Но , в итоге, этот " тягуче-баюкающий" atrac3 был внезапно уничтожен вербально - оказалось, что МРЗ звучит гораздо качественней, на этом же изделии... И никакой "пелены Sony" там нет, а есть убогость этого вот , адаптивного, атрака...

Прошли годы, удобство юзания "одним пальцем" крепко сидели и сидят в душе и сердце. Никакой Hi-Fi "кирпич" не заменит "зажигалочки", с беспросветно-длительным временем работы...

И вот, этот час настал, Chris Rea тут уже упомянули - найдутся и " попутчики в ад" - в 128-ми килобитный-в-секунду.

Если бы это был не "конверт", а " рендер", качество превзошло бы само себя.

Плотность 1:1 , 1 минута аудио = 1 мегабайт пространства....

MiniHiRes)))

Сравните со своими , лучшими вариантами...

заглавная тема из альбома Road to Hell

https://cloud.mail.ru/public/JFyq/G8jeK7gQa

- 53.01 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.