С другой стороны, этот фильм — третий, посвященный непосредственно Тору, сыну Одина, и пятый (полнометражный), в котором он участвует. Так что любой здравомыслящий человек его обойдет стороной — останутся только зараженные Marvel-истерией.
Истерия эта качественная, хорошая, даже, не побоюсь этого слова, забористая. И в «Рагнарёке» она приобретает максимально концентрированный вид. Этот фильм даже не пытается заигрывать с новой аудиторией — он всецело ориентирован на тех, кто в кинокомиксы Marvel уже погрузился и в которых увяз надежно. Отсылки к предыдущим фильмам, старые герои, небольшие пасхалки из оригинальных комиксов — всего этого в достатке. Даже намек на то, что Тор — это все-таки бог, которому много миллионов лет, а не просто приодетый качок, не упустили, хотя мягко обходили эту тему в других фильмах франшизы.
Что же в этом фильме нового, помимо откровенного флирта с фанатами? Злодейка, сыгранная Кейт Бланшетт, пьянчуга-валькирия с диким комплексом вины в исполнении Тессы Томпсон, криминальный авторитет-диктатор в виде облаченного в золотой халат Джеффа Голдблюма, ну и конечно же, вагон и маленькая тележка третьестепенных персонажей, сказавших всего пару слов, но совсем не зря.
Злодейка из Кейт Бланшетт вышла по-правильному маньячная (чего, в общем-то, и стоит ожидать от богини смерти) и классически нелогичная. Я никогда не могла понять: зачем убивать жителей той страны, которую хочешь захватить? Что, не нужна тебе рабочая сила? Не нужны те, кем ты будешь управлять и кто будет тебе поклоняться? Неясно. Зато ясно, что львиная доля стройного, изящного и одновременно грозного вида самой Кейт в облачении Хелы хоть и сгенерирована рендером, но смотрится при этом все равно эффектно. Правда, иногда злодейка смахивает на обиженного енота (нет, не марвеловского).

Чудесная валькирия с проблемами с поиском места в жизни, совестью и алкоголем идеально иллюстрирует мое пропащее поколение. Набила шишек, справиться с ними не смогла и предпочла спрятаться в кокон, топя печали в спиртосодержащих напитках. Боевых навыков, однако, не утратила, что уже хорошо и что во многом помогло славному Тору в выполнении достаточно сложного задания. И не стала романтическим интересом громовержца, что для современного блокбастера вообще немыслимо.
Джефф Голдблюм сиял — одеждой, глазами, харизмой, причем так ярко, что его хотелось закопать и никогда больше не видеть. Персонаж у него вышел замечательный: Голдблюм настолько органично вписался в роль сказочной, неисправимой сволочи, что его даже ненавидеть не получается. Но вот держать подальше, желательно на другом краю вселенной, в клетке, под землей и под напряжением, хочется.

С Локи, сыгранным неизменным Томом Хиддлстоном, ситуация почти аналогичная. Вообще сквозь весь фильм лейтмотивом проходит тема «я такой уродился — я таким и останусь», и она очень открыто показана в отношении всей семейки Одинссонов. Локи продолжает хитрить, изворачиваться и выискивать пути обмануть ближнего своего, Тор продолжает самоотверженно спасать миры, потому что «геройство у него в крови». Все находятся на своих местах, но, к сожалению, периодически встречаются и поэтому бьют друг другу лица. Семейная идиллия!
Энтони Хопкинса, славного папы-Одина, было преступно мало, но эпизоды с ним на фоне всей фантасмагорической идиотии казались островками домашнего спокойного уюта, где разбрызгали пульверизатором нектар вселенской мудрости. Надо еще суметь улыбнуться с одним глазом и выглядеть при этом одновременно и тепло, и печально — и это выдает в Хопкинсе настоящего профессионала.
Нельзя забывать и о Халке — он стал полноценным персонажем, а не придатком к ученому Брюсу Беннеру в исполнении Марка Руффало. Он даже говорит, причем связно и цельно! И жизнь его перестала сводиться к постоянному «крушить» и «ломать». Вот уж кто вырос с момента своего первого появления в киновселенной Marvel.
Лучше всех, конечно, удался главный герой — Тор. В этой части Крис Хемсворт по-настоящему засиял и перестал быть просто златовлаской-красавчиком с бицепсами объемом с мою талию, но действительно под напором невзгод и превратностей судьбы возмужал. Не стал серьезным, трагичным и задумчивым, нет, вовсе наоборот — научился смеяться и над собой, и над своим положением, и при этом познал ответственность за тех, кого ему вручил престол. Тор, в большинстве случаев бывший ранее чисто усладой для глаз, превратился в целостного, яркого персонажа, у которого появились идеи, стремления и живой, настоящий характер.
И адекватный посетитель нашего сайта, дочитавший до этого места, может задать вопрос: а кто все эти люди? Почему я про них читаю?

Все просто. Познакомьтесь с режиссером этого цирка: в этот раз управление громадой фильма доверили Тайке Вайтити, который прославился псевдодокументалкой «Реальные упыри» — нарочито идиотской историей про местный новозеландский зомби-вампиро-апокалипсис. И у него в крови умение сочетать простой, но действенный юмор с доходящей до абсурда серьезностью. В итоге шутки толстым слоем размазаны по всему «Рагнарёку», отчего боевик по праву можно назвать комедийным. Шутят все, и особо ярко — в паре с кем-то другим. Проблема, конечно, в том, что шутки эти чаще всего понятны только тем, кто с героями знаком, но есть среди них и некоторые универсальные варианты. И даже настолько простые ходы, над которыми смеяться стыдно, но не хихикать не выходит. Умеет же, зараза. И обошелся без сортирного юмора!

Экшен мультяшен и цветаст, в чем может посоревноваться со «Стражами галактики» и «Валерианом». В нем нет ничего удивительного и захватывающего дух, интересным разве что выглядит смешение космических битв, пулеметов, божественных сил и крошилова на мечах. В битвы поверить не удается, но похвалить хореографов, операторов и массовку стоит. Пару раз встречалось немного неуместное слоу-мо, правда, на азарт оно не влияло.
Однако в отличие от того же Джеймса Ганна и Люка Бессона, Вайтити сконцентрировался не на прорисовке неземных миров, где проходят битвы, а их обитателях. Даже самые четвертостепенные персонажи выглядят объемно, живо, разговаривают и шевелятся своеобразно.

В чем же все-таки особенность «Тора» под предводительством Вайтити? В его случае, как с Ганном и последними «Стражами галактики», Marvel пытается вдохнуть во франшизу жизнь, отпуская поводки режиссеров и разрешая им шалить практически без ограничений, воплощать свои самые смелые фантазии, далекие от общепринятой стандартной пафосной супергероики. Этим новый «Тор» и хорош: его нельзя назвать типичным фильмом Marvel, он явно будет стоять особняком. Я не утверждаю, что он прекрасен, 10 из 10, все бегом в кино, теряя тапки — нет. Я лишь говорю, что это пронизанный самоиронией, абсурдом и неприкрытым желанием развлечь лояльного зрителя супергеройский боевик. Развлечь, а не надавить на сердце, заставить задуматься, вынудить погружаться в первоисточники в виде комиксов в поисках ответов на вопросы.
Фильм направлен на то, чтобы зритель, наулыбавшись всласть, вышел из кинозала в приподнятом настроении и в дальнейшем просмотр вспоминал исключительно положительно. В конце концов, таких явных комедий в арсенале диснеевской киновселенной Marvel еще не было — а ведь с чего-то надо начинать, так почему бы и не с бога-громовержца?
Правда, упоминать в названии фильма, изобилующего гэгами, «Рагнарёк», то есть скандинавский конец света, как-то странно. Название обещает боль и страдания, а в итоге повествование скатывается в шапито, за которым не видно драмы и локальных трагедий.

И даже если вы не планируете ни в коем случае посещать показ «Тор: Рагнарёк», я искренне рекомендую ознакомиться с саундтреком. Космические и внеземные пейзажи озвучены синти-попом, смешанным с традиционными пафосными марвеловскими оркестровыми переливами, и я не могу себе представить, какие мелодии подошли бы творящемуся в фильме цирку лучше. Хотя «Immigrant Song», присутствие которой обозначили еще в трейлере, в эту мешанину вписалась удивительно хорошо. И в практически финальной битве Led Zeppelin отыграли на все сто.
Комментарии
vitalii
Фильм пока не видел но обзор очень понравился! Классно написано!
AlexPlay
Не удивлюсь, если он будет лучше самого фильма)
DmitriyD
Пока живы дураки, франшиза не умрет!Будут как и трансформеров доить до последнего.
Orbital
Вот, что бывает с фильмом, когда сценарист "ворует" название модели у Shiit Audio :)
JaroslavS
Ну вот Халк есть, а ни Бэтмена, ни Супермена... Не, не то.
mexkb
Издеваетесь?
JaroslavS
Сожалею:((
mexkb
Вы же знаете, что DC Comics и Marvel Comics это разные вселенные и они такие же одинаковые, сколь и разные, как смартфоны от Apple и Samsung?
JaroslavS
Да ладно придираться! Сожалеть то можно?:)) Вот Бэтмен против Локи - разве не круто бы смотрелось?
mexkb
После "Темного рыцаря" не представляю себе этого персонажа ни в каком другом амплуа (соответственно существование Локи не возможно в условиях реального мира). А вот взаимодействие с Железным человеком в принципе представляется возможным. Хотя с текущим актерским составом судя по дополнительным материалам к этим фильмам я сомневаюсь, что эти люди когда-нибудь будут работать вместе (Бейл, Дауни).
P.S. Хиханьки-хаханьки не для первого, серьезное кино не для последнего.
JaroslavS
Вот представляется такой кадр: Тор кидает свой молот и попадает прямо по морде Бэтмену. Ничего тупее придумать по моему никак.
mexkb
Ну вот пародией, кстати, нас может и порадуют.
iggy00
Если бы посмотрели с Дауни One night stand (1997) или The judge (2014), к примеру, то такую ерунду говорить бы не стали.
krotovaaa
В видеоварианте такого встретить нельзя, а вот в комиксах было аж в 1996 году (:
JaroslavS
Ну надо было экранизировать! Впрочем, возможно, это когда нибудь и случится.
damir
Шикарный фильм! очень смешной. Наверное лучший из трилогии про Тора.
Подруга моя не смотрела до этого Торов, но ей тоже очень даже зашел.
MaxNZ
Почему у Халка, когда он преобразуется, рвется вся одежда кроме штанов? И когда он становится менше, опять же, штаны тоже уменьшаются. Спандекс?