Сразу скажу: смотреть «Тор: Рагнарёк» («Thor: Ragnarok») тем, кто совершенно не знаком с франшизой «Мстителей», смысла нет. Спецэффекты, конечно, на месте, как и полагается любому голливудскому блокбастеру, графика на высоте, но вот особые шуточки и фишечки «для своих», которые и создают атмосферу адского кутежа, останутся вне понимания.

С другой стороны, этот фильм — третий, посвященный непосредственно Тору, сыну Одина, и пятый (полнометражный), в котором он участвует. Так что любой здравомыслящий человек его обойдет стороной — останутся только зараженные Marvel-истерией.

Истерия эта качественная, хорошая, даже, не побоюсь этого слова, забористая. И в «Рагнарёке» она приобретает максимально концентрированный вид. Этот фильм даже не пытается заигрывать с новой аудиторией — он всецело ориентирован на тех, кто в кинокомиксы Marvel уже погрузился и в которых увяз надежно. Отсылки к предыдущим фильмам, старые герои, небольшие пасхалки из оригинальных комиксов — всего этого в достатке. Даже намек на то, что Тор — это все-таки бог, которому много миллионов лет, а не просто приодетый качок, не упустили, хотя мягко обходили эту тему в других фильмах франшизы.

Что же в этом фильме нового, помимо откровенного флирта с фанатами? Злодейка, сыгранная Кейт Бланшетт, пьянчуга-валькирия с диким комплексом вины в исполнении Тессы Томпсон, криминальный авторитет-диктатор в виде облаченного в золотой халат Джеффа Голдблюма, ну и конечно же, вагон и маленькая тележка третьестепенных персонажей, сказавших всего пару слов, но совсем не зря.

Злодейка из Кейт Бланшетт вышла по-правильному маньячная (чего, в общем-то, и стоит ожидать от богини смерти) и классически нелогичная. Я никогда не могла понять: зачем убивать жителей той страны, которую хочешь захватить? Что, не нужна тебе рабочая сила? Не нужны те, кем ты будешь управлять и кто будет тебе поклоняться? Неясно. Зато ясно, что львиная доля стройного, изящного и одновременно грозного вида самой Кейт в облачении Хелы хоть и сгенерирована рендером, но смотрится при этом все равно эффектно. Правда, иногда злодейка смахивает на обиженного енота (нет, не марвеловского).

Чудесная валькирия с проблемами с поиском места в жизни, совестью и алкоголем идеально иллюстрирует мое пропащее поколение. Набила шишек, справиться с ними не смогла и предпочла спрятаться в кокон, топя печали в спиртосодержащих напитках. Боевых навыков, однако, не утратила, что уже хорошо и что во многом помогло славному Тору в выполнении достаточно сложного задания. И не стала романтическим интересом громовержца, что для современного блокбастера вообще немыслимо.

Джефф Голдблюм сиял — одеждой, глазами, харизмой, причем так ярко, что его хотелось закопать и никогда больше не видеть. Персонаж у него вышел замечательный: Голдблюм настолько органично вписался в роль сказочной, неисправимой сволочи, что его даже ненавидеть не получается. Но вот держать подальше, желательно на другом краю вселенной, в клетке, под землей и под напряжением, хочется.

С Локи, сыгранным неизменным Томом Хиддлстоном, ситуация почти аналогичная. Вообще сквозь весь фильм лейтмотивом проходит тема «я такой уродился — я таким и останусь», и она очень открыто показана в отношении всей семейки Одинссонов. Локи продолжает хитрить, изворачиваться и выискивать пути обмануть ближнего своего, Тор продолжает самоотверженно спасать миры, потому что «геройство у него в крови». Все находятся на своих местах, но, к сожалению, периодически встречаются и поэтому бьют друг другу лица. Семейная идиллия!

Энтони Хопкинса, славного папы-Одина, было преступно мало, но эпизоды с ним на фоне всей фантасмагорической идиотии казались островками домашнего спокойного уюта, где разбрызгали пульверизатором нектар вселенской мудрости. Надо еще суметь улыбнуться с одним глазом и выглядеть при этом одновременно и тепло, и печально — и это выдает в Хопкинсе настоящего профессионала.

Нельзя забывать и о Халке — он стал полноценным персонажем, а не придатком к ученому Брюсу Беннеру в исполнении Марка Руффало. Он даже говорит, причем связно и цельно! И жизнь его перестала сводиться к постоянному «крушить» и «ломать». Вот уж кто вырос с момента своего первого появления в киновселенной Marvel.

Лучше всех, конечно, удался главный герой — Тор. В этой части Крис Хемсворт по-настоящему засиял и перестал быть просто златовлаской-красавчиком с бицепсами объемом с мою талию, но действительно под напором невзгод и превратностей судьбы возмужал. Не стал серьезным, трагичным и задумчивым, нет, вовсе наоборот — научился смеяться и над собой, и над своим положением, и при этом познал ответственность за тех, кого ему вручил престол. Тор, в большинстве случаев бывший ранее чисто усладой для глаз, превратился в целостного, яркого персонажа, у которого появились идеи, стремления и живой, настоящий характер.

И адекватный посетитель нашего сайта, дочитавший до этого места, может задать вопрос: а кто все эти люди? Почему я про них читаю?

Все просто. Познакомьтесь с режиссером этого цирка: в этот раз управление громадой фильма доверили Тайке Вайтити, который прославился псевдодокументалкой «Реальные упыри» — нарочито идиотской историей про местный новозеландский зомби-вампиро-апокалипсис. И у него в крови умение сочетать простой, но действенный юмор с доходящей до абсурда серьезностью. В итоге шутки толстым слоем размазаны по всему «Рагнарёку», отчего боевик по праву можно назвать комедийным. Шутят все, и особо ярко — в паре с кем-то другим. Проблема, конечно, в том, что шутки эти чаще всего понятны только тем, кто с героями знаком, но есть среди них и некоторые универсальные варианты. И даже настолько простые ходы, над которыми смеяться стыдно, но не хихикать не выходит. Умеет же, зараза. И обошелся без сортирного юмора!

Экшен мультяшен и цветаст, в чем может посоревноваться со «Стражами галактики» и «Валерианом». В нем нет ничего удивительного и захватывающего дух, интересным разве что выглядит смешение космических битв, пулеметов, божественных сил и крошилова на мечах. В битвы поверить не удается, но похвалить хореографов, операторов и массовку стоит. Пару раз встречалось немного неуместное слоу-мо, правда, на азарт оно не влияло.

Однако в отличие от того же Джеймса Ганна и Люка Бессона, Вайтити сконцентрировался не на прорисовке неземных миров, где проходят битвы, а их обитателях. Даже самые четвертостепенные персонажи выглядят объемно, живо, разговаривают и шевелятся своеобразно.

В чем же все-таки особенность «Тора» под предводительством Вайтити? В его случае, как с Ганном и последними «Стражами галактики», Marvel пытается вдохнуть во франшизу жизнь, отпуская поводки режиссеров и разрешая им шалить практически без ограничений, воплощать свои самые смелые фантазии, далекие от общепринятой стандартной пафосной супергероики. Этим новый «Тор» и хорош: его нельзя назвать типичным фильмом Marvel, он явно будет стоять особняком. Я не утверждаю, что он прекрасен, 10 из 10, все бегом в кино, теряя тапки — нет. Я лишь говорю, что это пронизанный самоиронией, абсурдом и неприкрытым желанием развлечь лояльного зрителя супергеройский боевик. Развлечь, а не надавить на сердце, заставить задуматься, вынудить погружаться в первоисточники в виде комиксов в поисках ответов на вопросы.

Фильм направлен на то, чтобы зритель, наулыбавшись всласть, вышел из кинозала в приподнятом настроении и в дальнейшем просмотр вспоминал исключительно положительно. В конце концов, таких явных комедий в арсенале диснеевской киновселенной Marvel еще не было — а ведь с чего-то надо начинать, так почему бы и не с бога-громовержца?

Правда, упоминать в названии фильма, изобилующего гэгами, «Рагнарёк», то есть скандинавский конец света, как-то странно. Название обещает боль и страдания, а в итоге повествование скатывается в шапито, за которым не видно драмы и локальных трагедий.

И даже если вы не планируете ни в коем случае посещать показ «Тор: Рагнарёк», я искренне рекомендую ознакомиться с саундтреком. Космические и внеземные пейзажи озвучены синти-попом, смешанным с традиционными пафосными марвеловскими оркестровыми переливами, и я не могу себе представить, какие мелодии подошли бы творящемуся в фильме цирку лучше. Хотя «Immigrant Song», присутствие которой обозначили еще в трейлере, в эту мешанину вписалась удивительно хорошо. И в практически финальной битве Led Zeppelin отыграли на все сто.