Новый стандарт вещания под общим названием ATSC 3.0 впервые был опробован на тестовых трансляциях еще в мае 2015 года, а к концу 2018-го по нему была полностью сформирована документация и утверждены все спецификации. Почему же тогда он до сих пор считается «новым» — и сегодня о нем, как сговорившись, стали вещать западные сайты?
Как ни банально бы это звучало, новую волну обсуждения ATSC 3.0 подняла пандемия — люди стали больше находиться дома и смотреть телевизор. Причем не в нашем, чисто российском понимании, когда имеются в виду всякие ток-шоу, а в самом широком, то есть с просмотром фильмов, сериалов, познавательных, развлекательных и спортивных передач.
То, что это станет золотым временем, вещатели поняли сразу. Стартовали сразу несколько крупнейших потоковых сервисов: от Disney, Apple, HBO Max, а уже раскрученные вроде Netflix постоянно напоминали о себе, то снижая битрейт потока, то обратно повышая его. Вещатели, использующие «традиционные» эфирные стандарты, не могли остаться в стороне и снова заговорили о собственных перспективных возможностях.
Собственно говоря, все они базируются на одном стандарте — упомянутом ATSC 3.0, потому что других, развивающих, например, кабельное вещание или специально предусмотренных для спутников, просто нет.

4К по воздуху
Что же может ATSC 3.0? Передавать непрерывное вещание на телевизоры и мобильные гаджеты с 4К-видео с расширенным динамическим и цветовым диапазоном, а также звуком с качеством вплоть до Dolby Atmos.
Фактически, отличие от существующих потоковых сервисов заключается в том, что ATSC 3.0 дает возможность передавать такой сигнал на телевизоры без наличия широкополосного Интернета, то есть «по воздуху». Хотя совсем без Интернета он не обходится — какая-то связь все же нужна для верификации данных, то есть для подтверждения подписки.
Естественно, передача «по воздуху» — не единственный способ. Новый стандарт предполагает передавать 4К-вещание и через широкополосный Интернет. Собственно, поэтому его потенциально могут принимать и мобильные гаджеты. Но суть для пользователя остается прежней: прежде всего ATSC 3.0 предназначен для потоковой трансляции фильмов и программ с непрерывным эфиром. То есть, упрощая, ATSC 3.0 — это стандарт для классического телевидения, но с современными характеристиками картинки и звука.

Если для стандарта DVB-T2 максимальное разрешение составляет 1080р60, то с помощью ATSC 3.0 можно передавать UHD-видео с разрешением до 3840х2160 пикселей и частотой до 120 Гц. В качестве кодека сжатия видео, как и в UHD Blu-ray и потоковых сервисах, при этом используется HEVC, однако даже его эффективности явно недостаточно для передачи такого качества видео «по воздуху» с использованием прежних методов. Поэтому методы передачи в сравнении с DVB-T2 были существенно доработаны.
На радиочастотном уровне в стандарте ATSC 3.0 применяются те же принципы модуляции, что и в DVB-T2. В частности, применена та же система COFDM (ортогональное частотное разделение каналов) и помехоустойчивое кодирование LDPС (низкоплотностный код с ключевыми словами), но не с амплитудной, а более сложной неоднородной модуляцией. Это позволяет передавать сигнал с битрейтом до 57 Мбит/сек, что примерно на треть больше, чем в DVB-T2.

Причем в самом помехоустойчивом режиме возможен прием на ручные носимые устройства внутри зданий — правда, скорость передачи в этом режиме составит всего 590 кбит/с. Это стало возможно за счет так называемого энергетического уплотнения при модуляции.
Цифровой сигнал, передаваемый «по воздуху», представляет собой не одну закодированную частоту, а многоярусную структуру из сигналов (так называемых транспортных труб) с разной модуляцией. В ATSC 3.0 они могут отличаться не только смещением по времени и фазе, но и по уровню.
Приемник «ловит» самый мощный из них и вычитает из суммы других, получая высокое соотношение сигнал/шум, а при необходимости — переходит к декодированию сигнала уровнем ниже. Этот принцип используется в сотовой связи — и это не единственное их сходство.
Трансляция пакетов
Видеосигнал в ATSC 3.0 передается так же, как и в DVB-T2/S2 — кадрами. Но не в виде потока MPEG Transport Stream, а в виде контейнера ISO Base Media File Format с большими информационными пакетами, который применяется в IP-среде, то есть в стриминговых сервисах.
И в начале каждого базового кадра, характерного для всех видеокодеков, идет еще один, значительно более «легкий» по битрейту информационный блок под названием Bootstrap (загрузка). Эта часть транслируется в самом помехоустойчивом режиме на частоте 4,5 МГц, а потому может быть передана через другие сети, включая телефонную и Интернет.

В частности, она содержит информацию, необходимую для синхронизации приемника и демодуляции базовых кадров. Для простой трансляции видео она избыточна, но зато позволяет при необходимости даже поменять протокол передачи, предоставляя возможность некоторого «апгрейда» стандарта в будущем.
Кроме того, Bootstrap позволяет изощреннее кодировать трансляции и даже включать и принудительно переключать приемник на другие каналы. Создатели настаивают, что эта часть очень важна в плане безопасности, потому что позволяет передавать экстренные сообщения, скажем, о торнадо. Но это скорее лукавство, потому что она дает просто огромные возможности для той же рекламы и прочей монетизации.
Главная причина выбора для ATSC 3.0 стандарта ISO Base Media File Format заключается в его универсальности, позволяющей применять его для трансляций в разных средах, но прежде всего — в Интернет-вещании. В частности, он позволяет передавать в одном потоке видео, сжатое с разным качеством — совсем как у потоковых сервисов. Кроме того, в отличие от MPEG Transport Stream он совместим с вебом: HTML5, CSS и JavaScript включены в перечень поддержки ATSC 3.0.
Да и большинство интерактивных возможностей «телевидения нового поколения», которые рекламируются его создателями, относится именно к вещанию в Интернете. Речь идет о просмотре информации о передаче, фильме или клипе, выборе оптимального разрешения и вещания на мобильные устройства, которые в принципе не будут оснащаться какими-то специфическими приемниками.
Конкурент стримингу
Короче говоря, ATSC 3.0 — это не только стандарт для телевидения, но и прямой конкурент потоковым Интернет-видеосервисам и всей экосистеме Smart TV. При этом нигде в официальных данных стандарта напрямую не говорится о его преимуществе по части дальности действия и устойчивости приема на больших расстояниях. Наоборот, прежде всего идет упор на качество видео, 4К, HDR, расширенные возможности и т.д.

Собственно, поэтому внедрение этого нового, очень продвинутого стандарта происходит крайне медленно, а статьи о нем на западных порталах с перечислением успехов, напротив, последнее время выходят все чаще.
Более-менее полноценным образом он внедрен лишь в Южной Корее, где телевизоры с соответствующими приемниками выпускает LG Electronics (они не поставляются на другие рынки), HDMI-приставки для других телевизоров делает корейский институт ETRI, а вещание осуществляет государственное телевидение, развернувшее сеть ретрансляторов к Олимпийским играм 2018 года.
В США, где собственно и был разработан стандарт ATSC 3.0, вещание осуществляется только через Интернет и очень локализовано: в Далласе, Фениксе, Остине, Денвере, Лас-Вегасе, Солт Лейк Сити, Портленде — то есть в довольно крупных городах. Причем в первых трех его запустили еще в 2018 году, а в остальных — только пару месяцев назад.

Все остальные «успехи» — пока что в планах, которые день ото дня становятся все призрачнее. Телевизоры с приемниками нового стандарта так и не стали поставляться в США. ТВ-приставки, анонсированные еще на CES 2020, только планируют начать выпускать в 2021 году. Меж тем кинокомпании и телевещатели не сидят на месте.
Свежий пример: Warner и HBO запустили HBO Max и в связи с не улучшающейся ситуацией с COVID-19 уже начали «давать» премьеры даже многомиллионных блокбастеров в стриминге — еще до их запуска в кинотеатрах. В частности, так уже поступили с «Чудо-женщиной 1984». И, похоже, остальные студии последуют их примеру. А у ATSC 3.0 есть все шансы остаться нишевым стандартом.
Комментарии
AFIGLI
Спасибо.
А если учесть паранойю с 5G, то будущее сего чуда видится туманным.
VideoPhile
можно не беспокоиться. дополнительного излучения в Штатах не появилось, просто возросла нагрузка на сотовые сети. в Корее - не знаю
AFIGLI
А паранойя возросла!
Gray
Благодарю за информацию. Для себя усматриваю несколько нюансов.
Есть альтернатива - книги. Пока их я сам выбираю для себя.
В случае с TV - я лишен выбора интересующей меня информации. Её нет. Она только в книгах.
Если её не транслируют в нашу бытность, есть ли вероятность, что это будут делать в 4К?
Солидарен с Сергеем. Планету пытаются окутать плотным смогом электромагнитных излучений? Почему не оптика?
AntNik
Шапочку из фольги не забудьте одеть.
кто вас лишает права выбора контента по ТВ. щас же не 4 центральных канала с политической идиологией.
Gray
Уважаемый эксперт!
Извините, речь не о шапочках и 4 центральных каналах с политической идеологией.
Мне очень жаль.
VideoPhile
Не оптика потому что изначально стояла задача сделать передачу по воздуху, куда кабель не проложишь. С оптикой новые стандарты не нужны
Gray
Насчет воздуха и говорим (паранойя с 5G). Либо спутники, либо вышки с ретрансляторами. Для передачи растущего цифрового потока забираемся в более высокочастотные диапазоны. Да ладно... еще не вечер (утро).
Axe
эфирное тв сейчас в РФ полнейшее дно - отрезал антенну несколько лет назад во время ремонта)
Sigur_Ros
Соловьев найдет тебя и на Ютубе бро ))
french_alex
MTV '90s смотрю вторую неделю - просто шикарно. Для сорокалетних открывают "возрастные" каналы )))
Sigur_Ros
не поверишь тоже самое! открыл для себя этот канал на карантине. оторваться не могу. контент то что надо. попутно обновляю свою коллекцию флаков
Dobryj_Fantomas
Канал Культура прекрасен! Ещё на Звезде интересные передачи можно посмотреть.
lexxkiev
Почему не видать - понятно и без чтения статьи. ATSC - это стандарт в Штатах и Японии.
VideoPhile
нет его в Японии
Nikiniko
ой да ладно, прививаешься и сидишь себе в интернете, никого эти наночипы в прививках ещё не убили
Nikiniko
А чего минусуем? Не доверяем Биллгейтсу как эти ребята?
wikimob
The body of the Xiaomi Redmi Note 9S is completely made of glass from the Gorilla Glass 5 type with a design on the back in a square camera as you can see in the pictures, and on the front it comes with a full screen with a small notch with a small edge with a plastic frame such as the Xiaomi Redmi 9A phone
On the right side, there are the volume buttons and the fingerprint button, and on the left side there is the slot for communication chips. The body of Xiaomi Redmi Note 9 Pro is made entirely of Gorilla Glass 5 glass with a design on the back in a square camera as you can see in the pictures, and on the front it comes with a full screen with a small notch with a small edge with a plastic frame, and on the right side there are volume buttons and a button The fingerprint and on the left side there is a slot for communication.
Weight 209g 209g
The thickness is 8.8 mm by 8.8 mm
Connection SIM 2 Nano-SIM card supports the second, third and fourth generation networks, such as the ZT Nubia Red Magic 2 phone, a nano-SIM card that supports the second, third and fourth generation networks
تفسير حلم خلع الاسنان باليد بدون ألم
روشتة علاج ارتجاع المرئ
اسماء ادوية لعلاج ارتجاع المرئ
معنى اسم ايلين في القرآن الكريم
قانون محيط المعين
ايفون 12 برو
شاومي مي 11
ايفون 12 برو ماكس
ايفون 12
ايفون 12 ميني
</a>