В этот раз предметом нашего теста стал проигрыватель виниловых дисков Dr. Feickert Analogue Blackbird с тонармом Jelco SA-750LB и головкой звукоснимателя Clearaudio Talismann V2 Gold

С момента своего первого знакомства с проигрывателями я достаточно пристально слежу за тем, что и как выпускает эта небольшая немецкая компания, основанная Кристианом Фейкертом в 1996 году. Слежу более пристально, чем за многими другими производителями, так как буквально с первого знакомства проигрыватели показались мне очень интересными и перспективными. За прошедшие несколько лет у производителя сменился модельный ряд. Я, конечно, погоревал о моделях Twin и Triple (уж больно интересно все там было сделано), но ничего не поделаешь, остается только смотреть, что же будет дальше. А дальше все развитие сосредоточилось на трех моделях проигрывателей, построенных по внешне схожему принципу — младшей Woodpecker, средней Blackbird (которая и попала ко мне на тест) и старшей модели Firebird. И надо сразу сказать, на основе, казалось бы, завершенного решения (бери и выпускай, ведь все равно все хорошо) Кристиан Фейкерт провел очень существенную доработку, притом доработку не косметическую, а именно тех узлов и деталей, которые вызывали какие-то сомнения. Впрочем, здесь стоит рассказать обо всм по порядку и сначала взглянуть на весь модельный ряд, благо что три проигрывателя — это не много.

Конструкция

У всех трех моделей конструкция стола фактически однотипна — толстая пластина из МДФ, а сверху и снизу — опять же не самые тонкие цельные алюминиевые панели. И все это устанавливается на стойку при помощи трех регулируемых алюминиевых ножек с мягкими вставками на нижней поверхности. Разница между моделями заключается в двух существенных моментах — количество и конфигурация тонармов, которые можно установить, и количество моторов. Младшая модель Woodpecker имеет один мощный мотор и позволяет устанавливать тонармы с эффективной длинной от 9 до 12 с лишним дюймов. У средней модели привод построен с использованием двух синхронизированных моторов, а стол допускает установку двух тонармов — одного также до 12 дюймов, второго – 9-дюймового. Но обе базы имеют возможность регулировки, сдвига, что позволяет настраивать совершенно разные тонармы. Да и сами базы у производителя можно заказывать по необходимости. Старшая модель имеет трехмоторный привод и возможность установить два 12-дюймовых тонарма (или 9-, или 10-дюймовых — посадочные однотипны и имеют те же регулировки). Таким образом можно подобрать проигрыватель именно под свои задачи, под желаемую конфигурацию тонармов.

Dr. Feickert Analogue Blackbird с тонармом Jelco SA-750LB и головкой звукоснимателя Clearaudio Talismann V2 Gold

Также по желанию можно выбирать внешний вид аппаратов — алюминиевые панели могут быть естественного цвета или, как в нашем случае, черные. Доступны девять вариантов отделки центральной «прослойки» стола — от различного шпона до карбона или красного лака. Но это далеко не самое важное. Что мне более всего понравилось, так то, как изменилась система управления и настройки двигателей. И то, что двигатели не изменились. Это все те же, что и раньше, мощные моторы. Предположительно производства Papst. А изменения коснулись и системы управления (это заметно по тому, что моторы работают более плавно, скорость проигрыватель набирает чуть медленнее, но также уверенно), и, главное, настроек. Фантастически малый шаг настройки в 0,001% остался, но если раньше ножно было сотни и сотни раз нажать крошечную кнопочку, скрытую под поверхностью стола, то сейчас все настраивается при помощи пяти удобных кнопок, расположенных непосредственно на столе. Да и сами кнопки не резиновые, как раньше, а из качественного пластика. Три из них предназначены для выбора скорости — 33,3, 45 или 78 об/мин, а две — для регулировки скорости. При том каждая скорость регулируется отдельно, а при отключении питания ничего не сбрасывается. В результате и удобства больше, и внешне все выглядит более основательно. Шкивы моторов и пассик остались прежними. Пассик — широкая плотная резиновая лента, уверенно обхватывающая диск, а шкивы — массивные металлические. Ну а многомоторная схема для пассиковых аппаратов, давно известно, идет сильно на пользу. Это связано и с самими свойствами пассика, с его эластичностью и упругостью, и с тем, как пассик соприкасается с диском, охватывает его по окружности или же только по касательной. Подобные конструкции ощутимо уменьшают слышимые недостатки, часто свойственные пассиковому приводу: смягченность звука, ослабленную динамику.

Поворотный узел тонарма и регулируемая база.

Блок питания, как и у прежних моделей, выносной, внешне он похож на блок питания для ноутбука. Конструкция невзрачная, но на виду ей делать и нечего, только бы работу свою выполняли и ладно.

Подшипник и диск также не претерпели изменений. Подшипник инвертированный, с очень внушительным шкивом, ответная часть в стакане — керамическая вставка. Никаких шариков в конструкции нет, а учитывая массивность конструкции, площадь контакта и то, что акриловый диск не так чтобы сильно тяжелый, можно быть уверенным, что износ подшипника не проявится даже при интенсивном многолетнем использовании. Из особенностей можно упомнянуть только два момента. Во-первых, на верхней части стакана подшипника есть крошечный винт под шестигранник, если его выкрутить, можно смазывать подшипник, не снимая диска. Вторая особенность — винтовой клемп. Он совсем небольшой, легкий и почти не влияющий негативно на звук. Однако с ним пользоваться проигрывателем удобнее — зафиксированная пластинка не проскальзывает по диску, если чистить ее щеточкой.

В дополнение ко всему изменилась конструкция базы для тонарма. Если раньше это была цельнометаллическая конструкция, то теперь верхняя часть базы — металлическая, тонарм крепится именно к ней, а нижняя — пластиковая, она служит, видимо, и для дополнительной развязки, и для того, чтобы не поцарапать при настройке стол, и в качестве направляющей при установке тонарма на нужном расстоянии. Сбоку на столе имеются настроечные линейки, а на базе – наcечки, позволяющие точно выставить нужное расстояние. Если посмотреть на конструкцию в целом, то при необходимости ей можно пользоваться для достаточно быстрой смены тонармов. Если все настроено, то нужно только открутить два винта, снять тонарм и поставить другой, вместе с базой, выставив только рабочее расстояние.

Тонарм и головку я описывать в подробностях не буду, они уже были предметами наших тестов, да и величины сами по себе известные. Упомяну только, что для теста я сменил штатный фонокабель и не заливал жидкостный демпфер в тонарм. По моим наблюдениям, это не всегда обязательно.

Опциональный шаблон позволяет легко настроить геометрию. Штатный шаблон ничуть не хуже, просто он рассчитан на использование на конкретном проигрывателе, а этот, опциональный, подойдет и для других аппаратов.

А вот про настройки стоит сказать пару слов. В комплекте к проигрывателю идет универсальный шаблон, позволяющий быстро и удобно настроить заход головки, а также ее геометрию, при эом можно выбрать, как настраиваться — по Baerwald, Lofgren или Stevenson. Удобно, ничего не скажешь. А если настройки требуются регулярно, можно приобрести отдельный шаблон производства Dr. Feickert Analogue, позволяющий к тому же очень удобно настраивать рабочее расстояние тонарма. Также в комплекте есть еще одна интересная вещь — 7-дюймовый сингл с записанным на нем тестовым сигналом. Нужно только скачать бесплатное приложение для iOs или Android, настроить проигрыватель, поставить этот самый сингл, и программа по звуку тестового сигнала подскажет, что происходит со скоростью вращения и в какую сторону ее нужно отрегулировать. Единственный небольшой минус — эта система не поможет настроить скорость в 78 оборотов, но последняя нужна далеко не всем, хотя, учитывая наличие самой скорости и двухтонарменной конструкции, потенциально проигрыватель можно настроить и для воспроизведения шеллака. А для самых продвинутых пользователей доступен для приобретения целый программно-аппаратный комплекс Adjust+, позволяющий контролировать практически все настройки проигрывателей.

Звучание

Прослушивание я начал с пластинки «Stan Getz and The Oscar Peterson Trio». Конечно, имея стол, рассчитанный на установку двух тонармов, логичнее было бы использовать второй тонарм и моноголовку, но ни тонарма, ни соответствующей базы у меня не нашлось, поэтому пришлось всю работу возложить на один имеющийся тонарм и одну стереоголовку. Но результат, даже несмотря на мою привычку держать под монозаписи отдельные тогнарм и головку, не разочаровал. Звук получился вполне приличный — полновесный, объемный, с хорошей раскладкой по глубине и очень приличной детальностью. Однако в звуке совершенно не было въедливости или какой-то окраски. Пластинка звучала практически так, как я привык ее слышать в хороших. сбалансированных трактах. Детально, естественно, подробно, с хорошей наполненностью, но без окраски или каких-то перекосов тонального баланса. Может быть, лишь самую малость мягче, чем хотелось. О динамике по этой пластинке можно судить лишь косвенно, хотя как таковое ощущение ритма отменное — ни намека на смазанность или вялость нет.

Следующая пластинка — Tsuyoshi Yamamoto Trio «Misty», притом даже не в виде перого, а в виде тест-пресса. На этой, казалось бы, камерной и по большей части спокойной записи можно услышать очень многое. Если, конечно, тракт все это сможет воспроизвести. Нашему испытуемому это удалось отменно — в звучании рояля можно легко почувствовать объем, корпус, струны, призвуки. Также очень точно слышны эмоциональные переходы, все прорисовывается так четко и явно, что эффект присутствия не теряется на протяжении всего прослушивания. Но что мне понравилось еще больше — несмотря на почти голографическую точность и ощущение, что можно подойти и прикоснуться к звукам, нет даже намека на аудиофильскую подачу в ее худшем смыле. Нет, слушается именно музыка, а не набор звуков. Отчасти этому способствует и то, что проигрыватель вместе с тонармом и головкой отлично отрабатывают весь частотный дипазон, не выпячивая и не скрадывая каких-то частей. Бас, средние частоты, верхние — все имеется в очень правильно выдержанных пропорциях. И к тому же нет ни зажатости, ни навязывания ритма, ни вялости. Также нельзя в данном случае рассуждать категориями «теплота/холодность». Нет, только естественность звука, без излишеств и приукрашиваний.

Идем дальше. Пластинка Eva Cassidy «Songbird». Запись с особенностями, но в нашем случае нет ни излишней слащавости, ни раздутости. Объемный звук, воздушная, подвижная и совершенно не давящая подача. Лишь серединка получается чуть подчеркнуто-приподнятой, но это уж спишем на саму пластинку. А в остальном очень здравый баланс между аналитичностью и музыкальностью. Всего в меру, и мера выдержана очень хорошо. В плане же звучания в целом понравилось, что нет чувства стеснения по краям диапазона. Да и сцена строится очень даже правильно, все точно и пропорционально, а проработке по глубине могут позавидовать многие весьма серьезные тракты даже порядком дороже. Тут можно сделать небольшое отступление и вспомнить, что установленный на проигрывателе тонарм — далеко не самый дорогой, но все же надо отдать ему должное. Сколько я сталкиваюсь с тонармами Jelco, каждый раз убеждаюсь, что по соотношению цены и качества это очень достойные тонармы. Мне на этом столе было бы очень интересно попробовать что-то типа SME M2-12R, но, увы, хотя базу под SME заказать не проблема, но тонармы М2-серии просто так поставить не получится — для выходных RCA-разъемов, выходящих вбок, в столе совершенно нет места. Так что собрать такую комбинацию просто не получится — нужно или использовать угловые переходники RCA-RCA, или переделывать выходные разъемы тонарма. А жаль, сочетание мне видится очень интересным. Также напрашивается еще одно заключение — в процессе подготовки теста я попробовал приладить на имеющуюся базу пару тонармов из собственных запасов, несколько разных головок, и в какой то степени мне это удалось. Может быть, эстетически не все вышло гладко, но соблюсти все необходимые настройки получилось. Так вот, предположение о том, что к этому столу больше подходят тонармы с достаточно большой эффективной массой и МС-головки с невысокой податливостью иглодержателя, вполне подтвердилось. Впрочем, возможно, во всем этом есть доля предвзятости, так как я уже давно отдаю однозначное предпочтение именно МС-головкам, и по большей части достаточно «тугим».

Следующий диск — Dead Can Dance «Spiritchaser». С этой сластинкой все получилось немного не так, как хотелось бы. Вроде бы все правильно, от глубокого баса до вполне чистых (но опять же чуть смягченных) верхних частот, а вот ощущения атмосферы, погружения в музыку не возникло, хотя и эмоции присутствуют, и с детальностью проблем никаких, и ритм ощущается отменно, а воздуха маловато. Хотя тут нужно сделать одно уточнение — даже на самых тихих фрагментах проработка получается очень хорошей, однако цельного ощущения воздуха почему-то не складывается. В какой-то мере дело можно подправить подбором мата, сменой шелла (например, на деревянный), но скорее все же лучше изначально продумать вопрос подбора головки. А здесь, как известно, вариантов может быть много. Хотя и экперименты с теми же матами (и всеми прочими возможными дополнениями) в случае с подобным линейным по характеру трактом могут дать интересные результаты. При наличии отличного фундамента (т.е. стола, привода) можно выстраивать совершенно разные конфигурации, ведь задачи как-то корректировать основу нет совершенно.

Еще одна пластинка, требующая определенного подхода и атмосферы, — Pink Floyd «Meddle». А результат оказался явно более уверенным. И основательность в звуке есть, и эмоции, и атмосфера. Очень хорошо слышны тихие звуки, нюансы, объем. А вот ощущения изучения музыки под увеличительным стеклом нет — баланс между основным и второстепенным соблюден, однако при этом ничего не теряется. Звук масштабный, основательный, но не давящий, наоборот, подвижный, сочный, живой.

И последняя пластинка — весьма недурная запись вагнеровского «Tannhauser». Здесь чуть больше заметна небольшая смягченность почерка в целом. Но и не более. Детальность, динамика, тембральная достоверность — все есть в должном количестве и в должном соотношении. Возможно, чуть больше остроты было бы нелишне, хотя естественное, полновесное и совершенно не утомительное звучание позволяет услышать все, что услышать хочется. А дальше по собственному желанию можно сосредоточиться на том, что больше интересно в настоящий момент. Можно изучать запись, особенности исполнения, а можно просто слушать музыку.

Выводы

Подводя итоги, хочется подчеркнуть несколько особенностей этого проигрывателя. Помимо практически образцового звучания (здесь и добавить особенно нечего) и очень неплохой конструкции, надо постараться сравнить нынешние впечатления со всем прочим опытом общения с аппаратами производства Dr. Feickert Analogue, а опыт таковой имеется. Может быть, дело в измененном приводе, может быть, в двухмоторной схеме (именно с такой моделью мне сталкиваться не доводилось), но складывается впечатление, что в целом звук получился чуть мягче, немного сдержаннее и ровнее, с меньшей, практически незаметной собственной окраской. Взяв все качества проигрывателя за основу, можно планировать и строить совершенно разные тракты с разным подходом к звучанию, однако именно нейтральность, достоверность по всей логике должны стать основными отправными точками для дальнейших изысканий.

Музыкальный материал

1. Dead Can Dance — Spiritchaser — Mobile Fidelity Sound Lab MOFI 2-002

2. Eva Cassidy — Songbird / Didgeidoo-Hotrecords England G1-10045 / Stereo

3. Pink Floyd — Meddle — Odeon-EMI OP-80375 / Stereo

4. Stan Getz and The Oscar Peterson Trio — Verve USA MG V-8251 / Mono

5. Tsuyoshi Yamamoto Trio — Misty — Three Blind Mice TBM-30 / Stereo

6. Wagner — Tannhauser. Choir der Wiener Staatsoper, Wiener Philharmoniker, Georg Solti – Decca 62994 / Stereo

Проигрыватель Dr. Feickert Analogue Blackbird

Привод: пассиковый, двухмоторный

Скорости вращения: 33,3, 45 и 78 об/мин, с возможностью подстройки с шагом 0,001%

Моторы: постоянного тока, с внешним блоком питания

Возможная эффективная длина тонармов: 205/320 и 205/240 мм

Размеры (ШхГхВ): 530x420x150 мм

Вес: 22 кг

Jelco SA-750LB

Тип подвеса: поворотный с жидкостным демпфером

Эффективная длинна: 305 мм

Шелл: съемный, с разъемом SME-типа

Настройки: прижим, горизонтальный и вертикальный углы, антискейтинг

Выходной разъем: mini-DIN

Головка звукоснимателя Clearaudio Talismann V2 Gold

Тип: МС

Частотный диапазон: н.д.

Выходное напряжение: 0,7 мВ

Импеданс: 30 Ом

Разделение каналов: > 30 дБ

Разбаланс каналов: < 0,5 дБ

Податливость иглодержателя: 15x10-6 см/дин

Материал иглодержателя: бор

Тип заточки иглы: Micro HD

Прижимная сила: 2,8 г

Корпус: черное дерево и сталь

Вес: 10,8 г