Альбом, проломивший независимым группам дорогу в мир больших гонораров в полной мере отражает противоречивые устремления самого коллектива. С одной стороны, Курт Кобейн осознанно искал выход на более широкую аудиторию, упрощая структуру нового материала. С другой стороны, ажиотаж благодарной публики быстро приелся и даже начал раздражать. Когда Энди Вэлланс делал микс альбома, возражений не было, но позже Кобейн бурчал, что звучание Nevermind получилось слишком коммерческим.
С покойником придется согласиться. Именно успех Nevermind задал моду в 90-х на теплый, тягучий саунд с зализанными высокими частотами. Но откровенно говоря, в реальности гитары-барабан так не звучат. Возможно, после холодноватых компакт-дисков 80-х, подача на Geffen DGCD-24425 была в новинку, однако сейчас такой звук что-то не очень воодушевляет. Одна радость, что в то время еще не было цифровых компрессоров и поэтому динамика сигнала выглядит вполне гуманно.
DR Peak RMS Duration Track
--------------------------------------------------------------------------------
DR11 -0.20 dB -12.83 dB 5:01 01-Smells Like Teen Spirit
DR11 -0.20 dB -12.23 dB 4:15 02-In Bloom
DR12 -0.20 dB -13.62 dB 3:39 03-Come as You Are
DR11 -0.20 dB -12.72 dB 3:04 04-Breed
DR11 -0.20 dB -12.64 dB 4:17 05-Lithium
DR10 -1.40 dB -13.59 dB 2:57 06-Polly
DR12 -0.20 dB -12.93 dB 2:23 07-Territorial Pissings
DR12 -0.20 dB -12.74 dB 3:44 08-Drain You
DR12 -0.72 dB -13.27 dB 2:37 09-Lounge Act
DR12 -0.20 dB -12.61 dB 3:33 10-Stay Away
DR12 -0.20 dB -13.44 dB 3:16 11-On a Plain
DR13 -0.20 dB -17.30 dB 20:35 12-Something in the Way / Endless, Nameless
Интересно, что изменилось в прочтении Nevermind в наши времена? Альбом записывался на аналоговую ленту, грех ее не оцифровать в HD. Что и было сделано Geffen к 20-летию сначала в виде файлов, а затем на Blu-ray Pure Audio в 2013 году. На последнем имеются также дорожки DTS HD Master Audio и Dolby TrueHD, но все они как и РСМ 24/96 выполнены в стерео, которую мы и померяем.
Ну что сказать? Приложились компрессором от души, звук стал грубее. Диапазон более не ограничивается 20 кГц, но на слух ВЧ не добавилось. Хотя… Кто его знает, возможно, Курту Кобейну этот неопрятный вариант и понравился бы.
DR Peak RMS Duration Track
--------------------------------------------------------------------------------
DR6 -0.08 dB -7.82 dB 5:01 01-Smells Like Teen Spirit
DR7 -0.08 dB -7.77 dB 4:15 02-In Bloom
DR7 -0.09 dB -8.37 dB 3:39 03-Come As You Are
DR7 -0.08 dB -7.72 dB 3:04 04-Breed
DR7 -0.09 dB -8.98 dB 4:17 05-Lithium
DR8 -0.10 dB -10.25 dB 2:57 06-Polly
DR6 -0.09 dB -7.97 dB 2:23 07-Territorial Pissings
DR7 -0.09 dB -7.73 dB 3:44 08-Drain You
DR7 -0.09 dB -7.80 dB 2:37 09-Lounge Act
DR7 -0.09 dB -7.63 dB 3:33 10-Stay Away
DR6 -0.05 dB -7.49 dB 3:17 11-On A Plain
DR7 -0.07 dB -11.94 dB 20:41 12-Something In The Way
Но не все так печально. Поиски утраченных ВЧ привели к двум вполне удачным изданиям, которые стоит рекомендовать в коллекцию.
MSFL еще раз пришел на помощь, причем еще в 1996 году. 24-каратный золотой диск сам по себе звона не добавит, но фирменная система The GAIN все-таки кое-что сумела. Тарелочки прорезались!
DR Peak RMS Duration Track
--------------------------------------------------------------------------------
DR11 -0.34 dB -13.03 dB 5:02 01-Smells Like Teen Spirit
DR12 -0.14 dB -13.46 dB 4:15 02-In Bloom
DR13 -0.30 dB -15.08 dB 3:39 03-Come As You Are
DR12 -0.34 dB -13.36 dB 3:04 04-Breed
DR11 -0.30 dB -13.24 dB 4:17 05-Lithium
DR11 -4.27 dB -17.05 dB 2:56 06-Polly
DR11 -0.21 dB -12.75 dB 2:23 07-Territorial Pissings
DR12 -0.18 dB -13.63 dB 3:44 08-Drain You
DR11 -1.06 dB -13.05 dB 2:37 09-Lounge Act
DR11 -0.20 dB -13.02 dB 3:33 10-Stay Away
DR12 -0.55 dB -13.47 dB 3:17 11-On A Plain
DR13 -0.44 dB -17.70 dB 20:36 12-Something In The Way
--------------------------------------------------------------------------------
Из более поздних релизов Nevermind заслуживает внимания издания Original Recordings Group, но они выходили только на виниле. Зато вот пишут, что Дейв Гролл вроде бы как одобрил именно этот вариант. Ну а вообще, к заголовку альбома следует отнестись буквально — не парьтесь!