Если взять стереопару колонок и закрыть один из каналов так, чтобы из него вообще не выходил звук, что вы получите? Моно. Просто моно, без ощущения направления, с ужатой звуковой сценой. Подобно тому, как в старину не было вообще ничего. Кроме моно. Но, если заткнуть одно свое ухо пальцем так, чтобы звук не проходил, что вы получите? Я не уверен, но это не моно. Попробуйте. Вы сможете указать направление на источник, ощутить звуковой образ, трехмерное звучание.

Довольно очевидно, зачем нужна пара колонок, чтобы обмануть самих себя и поверить, что в комнате имеется трехмерный звуковой образ, но менее очевидно, почему точно такая же логика не действует в отношении наших ушей. На самом деле, исследования показали, что форма уха сама по себе помогает системе «ухо/мозг» определять расположение источников звука с помощью учета сложных временных и фазовых соотношений. Что меня больше всего поражает, так это возможность определять расположение и звуковой образ с помощью только одного уха.

Всегда было известно, что не нужен особенно чуткий слух, чтобы иметь возможность наслаждаться High-End-аудио и быть великим слушателем. Некоторые из лучших слушателей, которых я знаю, не слышат хорошо уже после нескольких кГц или же имеют существенно ослабленный слух на одно ухо. Мой друг Петер глухой как пень на одно ухо, однако он превосходный слушатель и может моментально выявить проблемы с звуковым образом, глубиной сцены или тональным балансом. Теперь вы понимаете, по крайней мере частично, почему он это может.

Благодарю одного из моих читателей, Acuvox, за эту ценную информацию.

Карикатура на Карузо, записывающего музыку. Сделана самим Энрико Карузо

«Вы там» или «Они здесь»

Эта дискуссия вызвала множество комментариев, и это замечательно! Ральф Гласгал из Ambiophonics сделал очень интересное замечание, которое я хотел бы донести до моих читателей:

В основном существуют два типа воспроизведения звука: «You are There» (Вы там) и «They are Here» (Они здесь).
Во времена старых моногрампластинок на 78 об/мин, когда Карузо подходил к рупору и перекрывал дорогу всем реверберациям в студии, которые могли бы достичь этого рупора, вы слышали безэховую запись голоса, звучащую замечательно и реалистично в любой комнате, где исполнитель, такой же полный (округлый), как Карузо, мог бы хорошо петь. Разумеется, оркестровая часть записи звучит ужасно, т.к. она идет вместе с эхо и все инструменты как будто звучат из одной точки.
Подавляющее большинство аудиофилов принадлежит к лагерю «They are Here» (Они здесь). Этот способ эволюционировал со временем, так как соло вокал с гитарой, воспроизводимый через стереотреугольник (пара колонок и слушатель на вершинах равностороннего треугольника. – Прим.) звучал дома лучше, чем любой большой ансамбль, который подразумевается в большем по размерам пространстве. На выставках такой тип музыки используется в большинстве демонстраций. Это вообще интересная форма искусства, которая была доведена до поразительного совершенства, подобно черно-белой фотографии.
Но если вы хотите услышать большой оркестр, постановку оперы или же кино с окружающим звуком у вас дома точно так же, как в концертном зале, такая довольно старомодная, но почти идеальная методологий стереотреугольника из колонок типа «Они здесь» никак не сможет обеспечить вам эффект ощущения «Вы там».

Этот комментарий очень глубокий и, несомненно, заслуживает размышлений. Спасибо, Ralph.