Октябрьский джаз: пять новых альбомов этой осени

Октябрьский джаз: пять новых альбомов этой осени

Урожайная пора. Много всяческих интересных новинок. Как вам российский джаз с мировым акцентом, или польский без шопеновщины? Эклектика Восточного Средиземноморья и очередные архивные изыскания концертов главного американского джем-бэнда. А для затравки — очередное откровение великого фьюжн-гитариста.

John Scofield «Combo 66»

Не то чтобы Джон Скофилд держал своих слушателей на голодном пайке: альбомы у него выходят довольно часто, но каждый — все равно событие. Он каждый раз придумывает что-то эдакое... То кантри «слабает», то электронику, то песни Рэя Чарлза, то хиты психоделической рок-эпохи (как в прошлогоднем проекте Hudson, о котором мы тут писали).

Звук, фразировка и мышление Скофилда, одного из главных фьюжн-гитаристов (да и вообще гиганта импровизационный музыки), — главное здесь.

Новый альбом «Combo 66» конкретный альбом (цифра 66 — возраст гитариста) — сочетание всего понемногу: пост-боп, фьюжн, блюзовые мотивы, свинг, кантри. Грувовый орган — как в проектах с Medeski, Martin & Wood. Uncle Southern, посвященная реальному южанину, дяде Скофилда — среднетемповая плавная баллада, такая напевная — как будто из репертуара The Eagles каких-нибудь! И совсем уж колыбельная «I’m Sleeping In». А вот, например, «Icons at the Fair» ни на что не похожа, но она — плагиат в законе, так сказать. Дело в том, что Скофилд записывался на эпохальном альбоме Херби Хэнкока «The New Standard», а потом играл в турне эту программу, в которую, в частности, входила джазовая обработка «Scarborough Fair», из которой Скофилд взял по-джазовому измененную гармонию и написал на нее свою мелодию. Но это еще не все: в новой композиции — отсылки к Майлсу Дэйвису... Посему и «Иконы». Вот так вот все сложно. А слушается — на ура, прям хоть на зарядку становись.

AppleMusic, Яндекс.Музыка

LRK Trio «Urban Dreamer»

Главное событие в российской джазовой звукозаписи этой осени — альбом LRK Trio. Аббревиатура, хорошо знакомая отечественным любителям «умного» прогрессивного акустического джаза: трио пианиста Евгения Лебедева, контрабасиста Антона Ревнюка и барабанщика Игната Кравцова.

Это их второй студийный альбом, и вышел он, между прочим, на норвежском лейбле Losen Records. Ничего особенно удивительного в этом факте: трио — настоящие космополиты в хорошем смысле. Они колесят по всему миру, а специфический аромат совка и местечковости в их музыке отсутствует полностью. Зато присутствует оригинальное композиторское мышление и просто ураганные — на концертах это ощущается с первых тактов — импровизации.

LRK особо любимы, как я понял по рассказам их менеджера, в Азии. Так вот ориентальные нотки появляются сразу в открывающем треке, заглавной «Urban Dreamer». Продолжаются в «Lost in Tokyo» (с шумом японской столицы). Забавная «Clokwork Doll» («Заводная кукла») — с игрушечным пианино и голосом Варвары Ревнюк. Хит — элегия «Thoughts of…» с вокалом выдающегося Джея Ди Уолтера. В общем весь альбом такой — мелодичный, с упругим грувом и светлой энергией.

AppleMusic

Marcin Wasilewski Trio «Live»

Акустическое трио из Польши — тоже космополиты в хорошем смысле. Трио пианиста Марчина Василевского хорошо известно — они одни из звезд лейбла ECM, а прославились впервые как коллектив ныне покойного трубача Томаша Станько. Хотя коллектив свой они образовали будучи двадцатилетними юношами — сейчас музыкантам по сорок с небольшим — и Станько подхватил их уже как такого готового артиста/соавтора.

Новый альбом — первый концертник в их дискографии. Записан на фестивале в бельгийском Миддлхейме. В сет-листе — авторский материал Василевского; «Spark of Life» и «Sundovian Dance» с предыдущего альбома объединили. Также — известные их треки «Austin» и «Night Train to You», включая каверы: «Actual Proof» Херби Хэнкока и «Message in a Bottle» Стинга. И все — с их фирменным интеллигентным драйвом, утонченным эмоциональным шатанием и неспешным развитием, к финалу эволюционирующим в настоящее рубилово. Такой вот моментальный снимок одного концерта, который, мне кажется, даже поинтереснее-поживее студийных работ будет.

AppleMusic, Яндекс.Музыка

Ibrahim Maalouf «Levantine Symphony No. 1»

Французский трубач и композитор Ибрагим Маалуф родился в 1980 году в Бейруте в разгар гражданской войны. Его семье, как и многим ливанцам, пришлось покинуть родину, так что далее он жил, учился и искал себя во Франции. Нашел, надо сказать, блистательно: такой музыки, как он, не играет никто; среда повлияла — в его семье много музыкантов, его отец — изобретатель четвертьтоновой трубы для исполнения богатой мелизмами ближневосточной музыки. Маалуф впитал все: и традиционную музыку, и европейскую классику, и барокко, а сотрудничал с топовыми артистами, от Стинга до Салифа Кейты, от афробит-звезд до, представьте себе, Ванессы Паради. Впитал и переплавил в нечто свое.

Щемящий мелодизм, нежный звук трубы и пышные аранжировки — в новом альбоме «Levantine Symphony No. 1» («Левантийская симфония»; Левант — условное название Восточного Средиземноморья, в том числе Ливии). Альбом, если говорить просто, пестрый, яркий, пронзительный и светлый. Цельный, как и задумывалось: у треков нет названий, только «Прелюдия» и Movement с номерами.

AppleMusic, Яндекс.Музыка

Grateful Dead «Pacific Northwest '73-'74: Believe it If You Need It»

Наконец, совсем не «джазовая» запись — ни по духу, ни по букве. Но все же — живая импровизационная музыка культовой группы.

У Grateful Dead на родине, в США, редкий статус: они и популярные, и культовые. Обычно это — разные вещи. Но Dead — это, что называется, household name, то есть любая домохозяйка слыхала что-то, а при этом вокруг группы сложился мощнейший культ, которому много десятилетий. Тысячи фанатов под ником «deadheads», почти каждый концерт записан и выпускается на бутлегах как пиратски, так и вполне официально.

И вот — очередное архивное открытие: шесть концертов в Ванкувере, Орегоне и Сиэтле. Отсюда, собственно, и дизайн в духе картинок канадских индейцев. В полном варианте «Pacific Northwest» — чуть ли не десяток CD в спецкоробке. А «бэст» уместили, слава богу, на трех.

Для русского сознания американский культ Grateful Dead непостижим. Ну чего такого в этой команде? Песенки веселые-мажорные, буги, кантри, легкий блюзец в основном. Импровизации? Ну да, интересно, но не Хендрикс и не забубенный наркопсиходел. Голос Джерри Гарсиа — молодой-высокий... Короче говоря, для русского человека это а) недостаточно мелодично-сентиментально (не The Eagles), б) недостаточно экзистенциально (тут первые у нас The Doors), в) недостаточно психоделично (Jefferson Airplane).

Но «Мертвецы» — это не просто музыканты, поющие песни. Сама группа — как произведение искусства, с ее мгновенно узнаваемым дизайном альбомов и шоу, длительными концертами, экстремально-рок-н-ролльным образом жизни и так далее. Но и да, музыкально им тоже есть что предъявить: крутые бодрые рифы, фингерстайл, народные хиты, наконец.

Бодрая «Truckin’» — одна из визитных карточек группы — тут дважды. Очень приятна венчающая подборку «Sugar Magnolia» (из одного из лучших альбомов группы, «American Beauty 1970»). Понятная красота: «China Doll» (Live at Hec Edmundson) — мягкая психоделия в духе Pink Floyd 70-х. Бодрый вальсок «Sugaree». И так далее.

Есть экстремальные варианты — импровизации на сорок (!) минут (с характерным названием «Playing in a Band»). Частенько музыканты просто вязнут в своем «месилове», разъезжаются на полкирпича, Джерри Гарсия задыхается и безбожно врет ноты. Но подкупает их свобода и здоровый пофигизм. И вообще, это все стоит слушать «дэдовским» способом: погрузиться в поток концерта. Семидесятые, конечно, не хипповская эпоха, но Grateful Dead — сами хипповская эпоха потери невинности, бунтов и первых опытов экстремальной жизни. За то и любимы.

AppleMusic, Яндекс.Музыка

ТЕГИ:#джаз
76.23 дБ +

Комментарии

#

СПАСИБО!!!

- 60 дБ +
#

Спасибо, Александр, что не забываете нас!!!

- 60 дБ +
#

John Scofield «Combo 66» #1 в моей личной октябрьской десятке! Спасибо и за остальное!!!

- 63.8 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

И у меня этот диск есть, но пока не слушала.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

блин, я б щас офигел от счастья, если б мой ресивер починился и я бы мог слушать Скофилда на стоваттных колонках)

- 63.8 дБ +
⇡ в ответ @sasha_belyaev #

Сломаный ресивер намекает на покупку стерео усилителя, тем более для такой музыки.

- 64.47 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Вот-вот, надо рассматривать это как намёк судьбы, что негоже ресивером-то...

- 62.55 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

спасибо, друзья. не до того пока немножко, но надеюсь на хор.аппарат))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @sasha_belyaev #

Так это пожелание, зачем желать то, что легко. )

- 60 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

спасибо)


- 60 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Послушала! Замечательный альбом!

- 50 дБ +
#

Большое спасибо, Александр! Скофилд крут, остальное пока не успел послушать

- 60 дБ +
#

"Они колесят по всему миру, а специфический аромат совка и местечковости в их музыке отсутствует полностью."

Это зря, у хороших музыкантов, да и не только музыкантов, «специфический аромат» всегда присутствует. Доказано Пушкиным, Шагалом, Рахманиновым, Булгаковым, Шостаковичем, Гоголем, Достоевским... перечислять можно долго. А из космополитов ничего толкового, кроме среднего уровня по больнице, и не выходит, как правило.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Viktorovich #
у хороших музыкантов, да и не только музыкантов
Доказано Пушкиным

Патриотическое образование, не более того. Перечислять можно, но очень недолго - в отличие от космополитов. Беспокойные обстоятельства локального масштаба проявляют людей нужного времени, а не высокого таланта. А уж истинное мастерство при последнем приходит только за долгими летами. Лично мне, впрочем равно как и большей части читателей в мире, Пушкин ничего не доказал. А вот Маркесом с Кингом, пожалуй, что да.

)

- 59.03 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Правильно, вот и Маркес отличный пример "специфического аромата". Борхес, Юкио Мисима, Кобо Абэ, Бальзак, Фолкнер, Шопен, Бах, Прокофьев, Хачатурян, Мусоргский, Тарковский, Бергман, Феллини, Хокусай, Веласкес, Рембрандт, Суриков, ... перечислять можно бесконечно :) У всех великих художников (в широком смысле) присутствует этот "специфический аромат местечковости". Без этого можно сколько угодно «колесить по всему миру». Из ничего не выйдет ничего, как сказал ещё один специфический местечковый автор :)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Viktorovich #

Ага-ага, вот только хотя Шагал и рисовал Витебск и евреев, в живописной манере его не было ничего местечкового: кубизм, супрематизм, сюрреализм, фовизм - нормальный творческий путь для художника его времени. Именно то что вы называете “ средним по больнице”. Никто из вами перечисленных никакого “специфического аромата” не имеет. “Специфический аромат” это другое, Русский Рок®️, к примеру, очень ароматен




- 59.03 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

" “Специфический аромат” это другое, Русский Рок®️, к примеру, очень ароматен" - я именно про это, да

- 50 дБ +
⇡ в ответ @sasha_belyaev #

Пока искал ваши рекомендации наткнулся на шикарный новый альбом Брюса Катца и Рождественский Эрика Клэптона :)))

- 60 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

И забыл ещё Ибрагима Маалуфа. Очень понравился.

- 50 дБ +
#

Позвольте-ка понаведаться... Не смог пройти мимо LRK Trio весь альбом выслушал по вашей вине. Приятно удивили. Они в интервью упоминают о поездке в Японию, о впечатлениях, о стрекозе и даже о вулкане. Очень интересно было послушать. Urban Dreamer мне показался пронизан молодостью, каким то задором и жаждой открытия чего то нового. Словом альбом с красной стрекозой на обложке не оставил меня равнодушным. Спасибо.

- 60 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.