Обо мне

Для домашнего прослушивания предпочитаю студийную аппаратуру и студийные рекомендации по установке и настройке техники.

Источник: ПК с звуковой картой Аsus Xonar DS.

Телевизор: Sony 40", (вообще для 2-х метровой дистанции при разрешении full hd нужно 50"), стоит на одной окружности со всеми передними АС, с небольшим наклоном вниз.

Акустические системы:

Передние - М-Аudio BX5a studiophele. Все 3 АС стоят по радиусу 4м окружности относительно слушательского места.

Тыл -Esi Near05, (в последствии, поставил на тыл M-Audio, а на центр Esi).

Поставить тыл на одной окружности с остальными АС не позволили размеры комнаты, поэтому расстояние до них 1,7м,и стоят они близко к боковым стенам(тут бы задержку 1мс, но в аппаратуре такой возможности нет, ну и ладно). А вот углы 110 град. относительно центральной АС соблюсти удалось..

Все АС и телевизор установлены на самодельных стойках из металлопрофиля, которые по изготовлению обошлись очень дёшего. Стойки покрашены специальной антирезонансной грунтовкой (шучу, просто чёрный матовый нравится, корпуса АС вибраций не издают) Стойки для АС имеют регулировку по высоте, а так же регулируемые ножки. В принципе под АС можно было сделать прекрасные, но менее визуально лёгкие стойки из ЛДСП.

АС установлены так, чтобы воображаемая линия между Вч и Нч динамиком находилась ровно на уровне ушей слушателя. Площадка стойки АС центрального канала в этих целях имеет наклон назад на соответствующий угол.

Cабвуфер -Behringer B2092A, располагается позади софы, возле задней стены слева в одной четверти ширины комнаты.

По настройке: Сигнал фронтов, центра, и саб канал с звуковой карты направляется на сабвуфер, где осуществляется бас менеджмент, на частоте 80Гц. Откорректированные сигналы передних 3-х каналов отправляются на фронтальные АС. В центральный канал дополнительно идёт сигнал саб канала в полосе 80-120Гц, так как сабвуфер эти частоты не играет. На практике выяснилось что хорошо так играет, аж до 170Гц. Поэтому обрезка стоящих возле стен тыловых АС звуковой карты на 80Гц к согласованию с сабом не привела, а помогла обрезка на 170Гц.

Очень хорошо звучали на системе фильмы номинанты и победители премии Оскар по звуку.

Музыка слушалась в трифонике. Иногда правда подключал и тыл но не для фона. Просто восприятие звука, идущего cбоку- сзади несколько другое, поэтому за стереосигналом, подаваемым на 4 АС и саб было интересно понаблюдать. Не более того.

Провода. В данном случае только межблочные. Более-менее экранированные, но очень дешёвые из радиомагазина. Подключал для пробы толстые, качественные и дорогие мониторные из салона - разница лишь в снижении фонового шума, уровень которого и так был не высок. А так как проводов мне надо было метров более 20м, то и не заморачивался.


Ноут, звуковая E-Mu 0404usb, Genelec 6010a мониторы, 5040а саб, комната 55куб.м. Этот объём является для данной акустики максимальным.

Дистанция до моников и расстояние между ними 1.35м.

1.5м - это дистанция где прямой звук и комнатные отражения сравниваются конкретно для Genelec 6010a.

Стойки достались от старых АС и низковаты, поэтому АС наклонены чуть вверх чтобы воображаемая линия между динамиками (суммарное излучение) приходилось на уши слушателя. Надо будет запилить другие, повыше, снять с моников подставку Iso pod и прикрепить к стойке жёстко. ( технологические отверстия с резьбой сзади колоночек)

По настройке:

Вообще при использовании колонок с сабом Genelec рекомендует ставить их на 1.1м и более от задней и боковых стен, чтобы естественном образом ослабить средний бас 40-80Гц, для лучшего сопряжения с сабвуфером. Частота раздела составляет 85Гц для всех аналоговых АС и сабов. Если же АС используются без саба то их необходимо ставить на расстоянии не более 60см от передней панели до стены, чтобы не было провала в среднем басе.

У меня сателлиты стоят 1м от боковых и 45см задней поверхностей. Чтобы выровнять общий частотный баланс при близком размещении от задней стены Genelec рекомендует ослабить отдачу СНЧ динамика колонки на 4дБ соответствующим переключателем, что я и сделал. Признаться, сначала переключатели стояли в 0, и при прослушивании не хватало ВЧ. При расположении АС на столе или за ним как у меня, имеет место небольшой подьём АЧХ в районе 200Гц, который мне удалось выровнять соответствующим переключателем мониторов.

Сопряжение с сабом: Сигнал с карточки поступает на саб, где фильтруется. То что ниже 85Гц играет саб, а то что выше идёт на мониторы. Так как мониторы и саб совместной области воспроизведения частот не имеют, то фаза регулируется на частоте раздела - 85Гц. Поставив по рекомендации производителя саб у стены между мониторами, а так же чуть со смещением, получил провал в области среднего баса. Поджал остальные частоты саба эквалайзером АПО, результат меня не устроил (то ли с виндовс 10 программа некорректно работает, толи ещё что не знаю, потому как ранее в маленькой комнате очень успешно убрал большой горб с пологими краями с пиком на 55Гц). Далее двигая саб вдоль стены, нашёл очень ровное его звучание в левом углу комнаты. В этом случае, а также при расположении сбоку Genelec рекомендует использовать 2 саба. Единственное левый склон АЧХ имел подъем в области 31-35Гц на 12дБ. Прижать его наполовину удалось предусмотренными для такого случая корректорами АЧХ саба. Дальше запустил тон с частотой 85Гц и переключал фазу на сабе до появления самого громкого звука, это оказалось 90 град. Затем выровнял громкость саба и мониторов с помощью шумомера CEM DT-805 c включенным фильтром С по среднему уровню 80дБ.

Звучание саба на слух не локализуется абсолютно (когда фаза стояла в положении 0 было ощущение локализации), кажется что играют только мониторы. А так же расположение басовых инструментов изменяется в зависимости от того как они записаны на фонограмме.

Был опыт прослушивания мониторчиков без саба в комнатке 3*2м со стандартными потолками, так вот за счёт подъёма баса в малом помещении они уверенно забирались почти в весь диапазон среднего баса. А саб "только" до 28Гц, потому как у него после 35Гц фильтр стоит.

Вообще в своих рекомендациях Genelec опирается на общие физические принципы, поэтому их можно интерпретировать и на другие АС, что я в общем то и делал, настраивая предыдущую систему.

Кроме журналов Стерео и видео, читал В.Дьяконов "Бытовая аудиотехника", Р.Харли "Домашний кинотеатр для каждого" и "Энциклопедия хай-энд аудио", Ф.Ньюэлл "Маленькие студии для великих записей", И. Алдошина, А. Войшвилло "Высококачественные акустические системы и излучатели". Читаемые интернет ресурсы: ixbt.com, www.soundonsound.com.

почта: [email protected] Живу в Смоленской области.