Сейчас идет «ренессанс винила» — рост продаж виниловых пластинок, виниловых проигрывателей и картриджей к ним.
Я сам слушал винил 30 лет, записывал виниловые пластинки на катушечный магнитофон Нота-М с 1969 года, Маяк 203 и Вега 106 с 1976 года, на Снежеть 110 с 1985 года, с 1987 на самодельный магнитофон со сквозным каналом записи-воспроизведения. Пластинки были в основном фирмы Мелодия, немного польских, венгерских и болгарских, поскольку денег на фирменные не было — писал с них на катушки. В 1997 году распрощался с этим форматом, перешел на CD и кассеты, соответственно, Technics 770 и Technics AZ6.
Я могу понять чем интересен винил производителям пластинок и проигрывателей к ним, ведь пик продаж CD — 1 миллиард 400 миллионов был в 2001 году, а затем падал каждый год примерно на 5-7 процентов. В результате закрываются магазины по продаже дисков, заводы по их штамповке, студии записи и т.д. А тут еще Apple вбила последний гвоздь в крышку гроба CD, начав продажи цифровых треков (на мой взгляд по грабительской не только для нас меломанов, но и для лейблов и музыкантов схеме распределения дохода: 70% Apple 20% студии записи 10% автору и исполнителю) и пираты с MP3 и FLAC помогли, плюс потоковые сервисы. В общем индустрия CD умирает. А винил не скачаешь и дома не нарежешь, придется покупать диски, если хочешь послушать.
Мое личное мнение: винил изжил себя, это артефакт прошлого века, когда не было ничего лучше и доступнее. Судите сами: механический формат с потерями качества при записи резцом мастер-диска, с потерями качества при переносе на матрицу, а затем при штамповке винила, с потерями при воспроизведении, когда твердая алмазная игла двигается по мягкому винилу и неизбежно изнашивает его. А если учесть мастеринг под винил с его завалом низких частот, полным вырезанием синфазных низких частот, завалом на высоких частотах, то картина становится совсем печальной, даже если не учитывать очень малое переходное затухание между стереоканалами.
Согласно советскому ГОСТ на виниловые пластинки уровень шума новой пластинки -55дб и рассчитана она на 50 проигрываний, а дальше уровень шума из-за износа возрастает катастрофически и она перестает соответствовать даже тому мягкому ГОСТ. Кроме того делает свое черное дело «Loudness War», и примерно с середины 90-х годов прошлого века много пластинок начали выпускать с сильно компрессированным динамическим диапазоном.
Не избежали этой напасти и CD. Мы живем в цифровом 21 веке и в 1982 году появился формат CD, который исключает механические потери качества и другие недостатки и позволяет записать и воспроизвести звук намного лучше, чем винил. В 1999 году появились суперформаты SACD и DVD-Audio, звук которых на порядок превосходит CD, а для меня лично очень важно — появился шикарный многоканальный звук.
В начале 70-х годов выходило много релизов на квадровиниле, например, известные Deep Purple «Machine Head» и Pink Floyd «Dark Side of The Moon» в оригинале выходили на квадровиниле, а я смог услышать их так, как они были записаны изначально только в 2005 году, когда у меня появились эти SACD. Кроме того много DVD Audio и SACD были сведены заново в многоканальном виде со студийных мастер-лент, например Dire Straits «Money for Nothing», который мне очень нравится и видимо не только мне — ему дали Grammy 2003 года за лучший многоканальный звук.
А Blu-ray c Dolby Atmos превзошел все мои ожидания. Вторую неделю слушаю своих любимых Beatles «Abbey Road» и каждый раз получаю наслаждение, а до этого Bohemian Rapsody (особенно бонус - 20.5 минут концерт на Уэмбли), Rocketman и т.д.
Я уважаю мнение тех, кому нравится теплый виниловый и ламповый стерео звук — каждому свое, но для меня лично архаичные винил и лампы умерли еще в прошлом веке. Да здравствует технический прогресс!