Линейка Tannoy Legacy невелика — всего три модели. Младшие колонки Eaton и средние Cheviot уже получили свою порцию нашего внимания, наконец дело дошло до теста топовой акустики Arden. Честно скажу, после подробного знакомства с Cheviot во время теста и более поверхностных выставочных прослушиваний я не ожидал ничего, кроме основного вывода «ну это же Tannoy». Однако Tannoy Legacy Arden оказались не совсем такими, как я предполагал.
Впрочем, строить предположения — дело неблагодарное, поэтому начал я с обычного знакомства с акустикой, примерно так, как будто я ее раньше никогда не видел.
Внешне — крупные «коренастые» корпуса с заявленным объемом в 127 литров. Конструкция похожа на то, как исторически у Tannoy сложилось оформление для собственных коаксиальных излучателей еще до серии Prestige. И сходство с тем, как Arden выглядели несколько десятилетий назад, безусловно, есть.
Исполнение красивое и аккуратное. Корпуса сделаны качественно, шпон, окраска, подгонка — ничто не вызывает нареканий. Пропорции и размеры колонок гармоничны. Сочетание нетемного шпона с винно-фиолетовой обтяжкой грилей вообще мне приглянулось. Как и гриль, состоящий из трех самостоятельных частей. Верхняя секция закрывает динамик, средняя — клеммную колодку подстройки кроссовера, а нижняя — три порта фазоинвертора. Конечно, наверное, можно было бы все это сделать единым массивом, но так намного изящнее.
Установку на поверхность акустика позволяет разную: можно воспользоваться привычными в современном мире регулируемыми шипами, а можно, если захочется, подобрать им некую альтернативу с продвинутой развязкой. Также акустика позволяет поставить ее на штатно вбитые снизу в корпус металлические ножки-полусферы. Но тогда уже безо всяких возможностей регулировки.
Изготовлены корпуса из МДФ и фанеры. Если судить по тому, что можно найти в виде чертежей и разглядеть через порты фазоинвертора, внутренняя конструкция не имеет каких-либо сложных лабиринтов или чего-то подобного. Все сделано для того, чтобы получить просто жесткий корпус с необходимыми для этого толстыми распорками. Впрочем, учитывая конструкцию фирменного динамика, все логично — объем корпуса работает только на низкочастотную секцию.
Три порта
Оформление — фазоинверторное, в каждой колонке установлено по три одинаковых порта, которые можно по желанию закрыть штатными поролоновыми вставками. Можно закрыть все три, два или один. Что меняется при этом в цифрах, в паспорте не указано, но, конечно же, изменения в характере низкочастотного диапазона есть. Эта опция окажется полезной при подстройке звука под конкретное помещение, даже не столько под систему, а именно под комнату.
Забегая вперед скажу, я слушал акустику с двумя закрытыми портами из трех. Тест хоть и проходил в очень приличном по акустическим свойствам зале AVComfort, но в любом салоне всегда стоит больше одной колонки, что вносит свою специфику. Я помню такой эффект еще по тестовой лаборатории журнала Stereo&Video, когда в одно помещение натаскивали десяток пар колонок, что немного да сказывалось на работе тестовой системы.
И на деле у владельца акустики в комнате может тоже найтись много других причин, зачем понадобится подстройка, поэтому хорошо, что у акустики эта возможность просчитана штатно и уживается с конструкцией. Потому что одно дело вот такой НЧ/СЧ-излучатель от коаксиала «затыкать», и совсем другое — фазоинвертор у какой-нибудь трехполосной акустики с нижней границей среза 150-200 Гц.
Динамик у Legacy Arden традиционный для Tannoy — Dual Concentric. Казалось бы, в классическом исполнении, но с отличиями. ВЧ-секция — 33-миллиметровый алюминиево-магниевый купол, помещенный в фирменный волновод «тюльпан». Внешне он никак не отличается от твитера в моделях Eaton и Cheviot, в технических данных о различиях также не сказано. А вот СЧ/НЧ-динамик другой. Это тот же плотный бумажный диффузор, однако у Arden он закреплен на полукруглом резиновом подвесе, а у Cheviot — на тканевом. Кто-то может возмутиться: «Как так? По правилам олдскульности нужен жесткий тканевый подвес». Здесь его нет. Для меня лично это не так важно, потому что играть должна вся конструкция в целом. Видимо, у разработчиков были на это причины.
По паспортным данным разница с Cheviot небольшая: на 100 Гц ниже частота раздела кроссовера, на 3 Гц отличается нижняя граница диапазона по уровню -6 дБ. Формально — почти несущественно, но на деле это все-таки другая акустика.
Опции подстройки кроссовера — привычные для Tannoy линеек Legacy и Prestige (и многих моделей прежних лет). Настраивается отдача твитера в пределах плюс/минус 3 дБ и крутизна спада ВЧ-диапазона от +2 до -6 дБ/окт.
Кабельное подключение — тоже традиционное для Tannoy, с пятью клеммами, позволяющими использовать раздельное кабельное подключение для разных полос или пополосное усиление. Плюс есть пятая клемма заземления. Кабельные разъемы — очень приличные WBT, универсальные, подходящие под любой тип кабеля. Штатные перемычки сделаны удобно: с одной стороны, у них лопатка, с другой — «банан». В зависимости от того, какой кабель вы подключаете, перемычки переворачиваются и не конфликтуют с любым типом разделки кабеля.
Комнату побольше
К тесту я подошел самым обычным образом: изучил «матчасть», познакомился с тестовой системой и выбрал некоторое количество разной музыки, в том числе и такой, которая по моим представлениям никак не ассоциируется с собирательным образом почерка и звучания танноевских коаксиалов.
Плюс мне много раз советовали послушать Tannoy Legacy с ламповым усилением, что я и проделал. Точнее, в начале теста была лампа, а потом — транзистор. Чтобы сравнить впечатления. Ламповое усиление — Ayon Spitfire, достаточно мощный однотакт в классе А. Транзисторное — Naim в виде далеко не младших моделей: предусилитель NAC-N 272 и усилитель мощности NAP 300. И Ayon CD-35 Signature в качестве одного-единственного источника для обоих вариантов усиления.
К помещению и расстановке эта акустика весьма и весьма критична. Если площадь комнаты окажется меньше 30-35 метров, я не рискну сказать, что акустика раскроется. Расстановка тоже играет большую роль, в моем случае колонки уже были расставлены (иначе провозился бы час-другой при такой-то капризности). Могу сказать уверенно, акустику нужно ставить широко, подальше от стены и от слушателя на приличной дистанции. Колонки определенно не для малогабаритных квартир.
Поворот на слушателя предпочтителен, однако здесь я обнаружил один интересный момент: коаксиалы вообще и коаксиалы Tannoy обладают высокой направленностью. Но тут она не настолько узкая, как ожидалось. Выражается это интересно: если при установленной приличной громкости выйти из точки прослушивания, станет не то чтобы тише, но появится заметный спад на высоких. В итоге в большом помещении один человек может спокойно слушать музыку, а другой — с кем-нибудь разговаривать, при этом не напрягая голосовые связки. Впрочем, у Cheviot похожий эффект.
Также отмечу, что в точке прослушивания нет явной резкости. И это не результат лампового усиления — переход на транзисторный тракт резкости в звуке не прибавил. Самых разных Tannoy я слышал предостаточно, и всегда они казались мне резкими, включая старые Arden. Не скажу, что акустика зазвучала мягко, эффект как бы остался на том уровне, что я могу его отметить. Впрочем, как и некоторую остроту и въедливость высоких, но мне это не мешает слушать.
В паре с ламповым усилителем
Сперва я поставил диск Ben Webster «Stardust – Live At The Haarlemse Jazzclub». С одной стороны, хорошо слышно живую концертную атмосферу, с другой — заметную неидеальность записи. Но при явном ее несовершенстве слушается неплохо. Большая сцена с неплохой прозрачностью, приличная локализация. Обычно именно по пространству и локализации этот диск звучит хуже.
Звук приятно неострый, без подчеркнутой резкости, но с хорошей детальностью. Окраски или подчеркнуто-лампового звучания у системы нет — здесь все достаточно честно. Верхнечастотный диапазон по этой записи анализировать особенного смысла нет: запись глуховата, но серединка и тот бас, который присутствует, очень неплохи. Есть и насыщенность, и подробность.
Самое сильное впечатление от этой записи — это, конечно же, масштаб звучания и прорисовка пространства, пусть даже с огрехами записи. Действительно большой звук с хорошим масштабом и глубиной. Да, все это привязано к точке прослушивания, но правильно ее выбрав, можно прочувствовать объем во всей полноте, когда глубина и ширина сцены измеряются буквально метрами, а общие размеры можно счесть похожим на то, как все это было бы слышно в зале, ну разве что только не с первых рядов. И конечно, очень понравилось отсутствие явной резкости: звук скорее жесткий и скоростной, но все равно без подчеркнутой резкости.
Следующая запись No-Man «Speak». Все очень неплохо с воздухом и пространством, и даже если присутствует доля жесткости, то звук не кажется сухим, а остается пластичным, текучим, переливчатым. Проработка объема и локализация вокальных партий — просто очень хорошо. К тому же масштаб ощущается соразмерным, интуитивно соразмерным, потому что напрямую по этой музыке данную составляющую оценивать не стоит (все-таки не о зальной записи акустических инструментов идет речь). Однако чувство некоторой естественности и баланса — хороший показатель. И опять слышен тот эффект, когда объем звука очень хорош по глубине. Да и ширина при имеющейся расстановке заметно уходит за границы корпусов акустики. В какой-то момент прослушивание чуть-чуть напомнило мне эффект от хороших студийных наушников, пусть это даже и не совсем корректное сравнение.
По подаче всего частотного диапазона особых нареканий нет — все достаточно ровно, ничего не выпирает, какой-либо значимой (или даже просто заметной) окраски не слышно. В подаче чуть прослеживается такая особенность: внимание в звуке больше фокусируется на основных тонах, а послезвучия гаснут чуть быстрее, чем хотелось бы. Но в целом эффект выражен несильно. Это скорее такой легкий студийный почерк, а не подчеркнутая аудиофильская голографичность.
Ритм система держит неплохо, без расхлябанности. Правда, эту запись сильно динамичной и не назовешь, однако там тоже хватает фрагментов и переходов, где нужна стройность и точность. Верха и серединки, если прислушаться, много, да и бас очень неплох для подобной конструкции, а главное, диапазон не ощущается немного разорванным, что иногда случается у коаксиальных излучателей. А еще хорошо, что при всех своих качествах звук не оставляет ощущения, что его забивают молотком в голову — подобное иногда встречалось мне в системах с разными Tannoy.
Еще один альбом — Marc Ribot's Ceramic Dog «Party Intellectuals». Вот здесь очень неплохо себя показала разборчивость по всему диапазону, способность отыграть плотный «грязный» музыкальный материал так, как он задумывался музыкантами (допущу такое предположение) и в то же время отыграть с хорошим ритмом, приличной детальностью. Может быть, именно для этой музыки мне хотелось бы звука более агрессивного, но получилось вроде бы и правильно, но подчеркнуто аккуратно, даже мониторно. Такой подачи хватило бы для джаза, соула, фанка, камерных составов, а в остальном мне хотелось бы другого по стилю прочтения музыкального материала. Хотя по объему, сцене и разборчивости в целом явных претензий у меня нет, это всего лишь вопросы стилистических предпочтений.
Дальше поставил диск DJ Krush «The Message at the Depth» — послушать, как и что здесь будет с подачей в целом и с отдельными составляющими. Пожалуй, лучше ожидаемого. Не очень мягко, никакой явной каши, объем никуда не делся, но кроме того уж слишком как-то все аккуратно, без той энергетики, которую хотелось бы услышать. Ну и тихо такую музыку акустике играть не хочется — на громкости ниже средней звук резко становится камерным, теряет глубину на сложных фрагментах. Если поставить, например, джазовое трио с вокалом — подобный эффект будет менее заметен.
Так, альбом Joni Mitchell «Both Sides Now» мне очень понравился по передаче атмосферы, сцены, по подробному и естественному звучанию вокальных партий. Впрочем, тут получилось и двойное совпадение: собственный почерк колонок как будто бы созвучен с вокалом и манерой исполнения Joni Mitchell, и от этого эффект погружения в музыку получился сильнее, чем на многих других системах. Но все-таки вопрос жанровости надо упорядочивать, поэтому пора переключаться на транзисторное усиление и послушать, что же получится.
В паре с транзисторным усилителем
Снова диск «The Message at the Depth». Мне такой вариант звучания с транзистором понравился, пожалуй, больше. Звук не приобрел явной резкости, стал будто бы чуть более расцвеченным и эмоциональным, более стройным на небольшой громкости. Ну и появился тот напор, которого мне не хватило на некоторых записях. Но что интересно — в зависимости от музыки система без затруднений смогла сыграть и «позлее», но не прибавилось выраженной резкости или грубости. И сцена практически не изменилась — почти та же ширина и глубина (может, совсем чуть-чуть меньше по глубине), но образы получились более остро очерченными, более телесными, не потеряв в подвижности и пластичности. Эмоциональная подача просто пополнилась новыми цветами спектра.
Немного послушал запись John Mayall with Eric Clapton «Blues Breakers». Неплохая моносцена, выстраивающаяся по глубине. Частотный диапазон самой записи оставляет желать лучшего, но слушать это не мешает, просто воспринимается как есть. Были у меня опасения, что тут может получиться или резковато, с «ящично-коробочным» звуком, или плоско и скучно. Но ни того, ни другого не произошло. Просто слышна, с почти мониторной точностью, специфика записи. Разве что звук чуть суше. Зато есть неплохая детальность, позволяющая сосредоточиться на музыке. В сумме мне это очень понравилось. Вспомнил, как именно этот диск слушал у одного знакомого с винтажными Танноями, не самыми-самыми культовыми, конечно, но близкими по характеристикам и правильно технически обслуженными. Тогда я достаточно быстро «сменил пластинку», потому что звук явно утомлял своей резкостью и въедливостью. Здесь я такого эффекта не обнаружил.
Следующим диском в тесте стали «Гольдберговские вариации» Баха в исполнении Гленна Гульда. Очень неплохо. Масштабно, цельно по подаче, без перекосов. Может быть, иногда была слышна уже замеченная раньше особенность — то, что основным тонам уделяется больше внимания, а послезвучиям меньше. Но выражено это не сильно и скорее воспринимается не впрямую на слух как явное проявление, а как некая расстановка акцентов акустикой. Воздуха получилось немного меньше, чем я ожидал, но запись совершенно не кажется пересушенной или уплощенной.
И последний диск — «Всенощное бдение» Рахманинова. Результаты уверенные. Детальности для хора почти хватило. На каком-то пределе есть ограничение, но оно намного меньше ожидаемого, и в целом система способна отыграть эту запись. Возможно, чуть жестче, чем нужно, с легким невниманием к тихим звукам, что более заметно на мужском вокале и звучании мужской части хора. И все, больше я ничего не заметил. Предположу, что многие бы вообще не заметили никаких особенностей. Тут нужен особо придирчивый слушатель, который к тому же точно понимает, что он может услышать в зависимости от системы. А если не делать на этом акцент, то остается добротный и масштабный звук, без явной окраски, без подчеркнутой резкости или, наоборот, смягчения или проблем с динамикой.
Выводы
Пожалуй, именно эта модель акустики меня приятно удивила. Даже понравилась, что не очень совпадает с моим обычным отношением к продукции этой фирмы. Да, я к Tannoy отношусь уважительно, но «понравилась» — это совсем другая история. Здесь же на разном усилении получилась хорошая картинка как таковая. Все весьма жанрово универсально и впечатляюще «прорисовано» в пространстве. И тем не менее это Tannoy со всеми своими особенностями, начиная от принятия или непринятия звука слушателем в целом и заканчивая спецификой подбора помещения, расстановки, тщательной подготовки места для прослушивания.
То же самое относится к подбору усиления, да и всей системы вплоть до кабельной обвязки. Чуть перебрать с собственной яркостью или жесткостью звука компонентов — и картина получится не совсем той, что нужна. Что же касается усиления (лампа или транзистор), то многое будет зависеть от жанров и вкусов, но я остаюсь при своем прежнем мнении, что мощное транзисторное усиление предпочтительнее.
Музыкальный материал
No-Man – ((Speak)) / Snapper Music – SDPCD 194 / CD Stereo
Marc Ribot's Ceramic Dog – Party Intellectuals / Pi Recordings PI27 / CD Stereo
Joni Mitchell – Both Sides Now / Reprise Records – 9 47620-2 / HDCD Stereo
John Mayall With Eric Clapton – Blues Breakers / Audio Fidelity AFZ 056 / CD Mono
J. S. Bach – The Goldberg Variations - Glenn Gould / Sony Classical – SKM52619 / CD Stereo
DJ KRUSH – The Message At The Depth – Sony Music – SRCL 5403 / CD Stereo
Ben Webster – Stardust - Live At The Haarlemse Jazzclub / Meldac MECJ-30022 / CD Stereo
Сергей Рахманинов – «Всенощное бдение» для смешанного хора, соч.37 / Жанна Полевцова, Сергей Рокозица, Ленинградская государственная академическая капелла имени М. И. Глинки, дирижер Владислав Черноущенко / Мелодия MEL CD 10 02550/25 / CD Stereo
622 900 рублей
Акустическое оформление: трехпортовый фазоинвертор (заглушки в комплекте)
Схема: коаксиальный 15-дюймовый излучатель/две полосы
ВЧ-излучатель: 33 мм с куполом из алюминиево-магниевого сплава
СЧ/НЧ-излучатель: 380 мм с бумажным диффузором и резиновым подвесом
Частота раздела кроссовера: 1100 Гц
Воспроизводимые частоты (-6дБ): 35 Гц – 30 кГц
Импеданс (ном/мин): 8/н.д. Ом
Рекомендуемая мощность усилителя: 20 – 300 Вт
Максимальная мощность (продолж./пик): 150/600 Вт
Чувствительность: 93 дБ (2,83 В/1 м)
Вес: 41 кг
Размеры: (В x Ш x Г): 910 x 602 x 362 мм