Если много раз повторять одну и туже ложь - она может стать правдой. После нескольких ярких цифровых "коминаутов" выдающихся звукоинженеров в конце 80-х, Даг Сакс написал письмо 140 производителям хай-энд аппаратуры: "Никогда компакт диску не отразить полностью исходный мастер, даже мастер на цифровой ленте. Это источник низкого разрешения, синтезированная модель того, что было на входе. Остановите цифровое безумие!"
Про этот скандал забыли начисто со временем, вспомнив его лишь через четверть века, когда Даг Сакс покинул этот мир. А и правда - кто такой этот Даг? Даг Сакс (Doug Sax) - гуру мастеринга, с юных лет увлекся звукозаписью, основав в итоге мастер-студию The Mastering Lab. Его мастер-лента с дебютным альбомом The Doors была помещена в Библиотеку Конгресса США, как национальное культурное достояние.
Я не читал журнал "Стереофил" в то время, да и многие из вас, кто то время помнит, едва ли тоже читали. Я только помню, как сменял привезенный из Африки Шарп "Три топора" на проигрыватель компактов Kenwood и слушал, затаив дыхание, мертвую тишину между дорожек Stormwatch Jethro Tull. И я погрузился надолго в это безумие, подарив приятелю Илеть с тиковскими головами и два ящика лент ORWO с записями с винила.
А Даг развивал тогда тему протеста, заявляя, что нет никаких средств добавить или убавить что-либо из аналоговой мастер-ленты и что цифровая запись и воспроизведение с 16-битным равномерным квантованием на компакт-диск, не добавляет и не может добавлять сенсационные звуковые ощущения при сравнении с источником. К вашему сведению, тогда в звукозаписывающей индустрии возникли яростные разногласия по поводу заявлений Сакса. Джек Реннер ( Jack Renner ) из Telarc искренне считал, что компакт-диски, которые выпускает Telarc, идентичны их цифровым либо аналоговым мастер-лентам. Джек заявлял, что конкретный звук, который вы получите от компакт-диска, целиком зависит от используемого вами проигрывателя. По мнению Реннера, плееры Philips Magnavox обеспечивают значительно более точную версию записи, чем стеклянный звук у Sony высокого уровня. Тему замылили.
Когда в 2015 году свет увидел чисто аналоговый шедевр Боба Дилана Shadows in the Night - Bob Dylan продюсер записи, великий и двадцатикратно "грэмминосный" Эл Шмидт вспоминал: "Даг потратил 25 тысяч долларов на двухдюймовые ленты, чтобы записать 35 минут этого шедеврального звука."
Через год Дага не стало, а команда записи и сам альбом Дилана получили "Грэмми" за все, что можно.
Со временем Даг высказал мнение, что: "Я думаю, однако, что было бы неразумно возлагать всю вину за множество заполонивших мир и ужасно звучащих компакт-дисков на плохое "микрофонирование", плохое микширование и т. д. Все это присутствовало часто и на аналоговых записях, и я просто не верю, что превосходство аналоговых записей, как процесс, оказывает такое влияние на плохую цифровую инженерную практику. Другими словами, я думаю, что еще многое предстоит узнать о том, как производить действительно превосходные цифровые записи, и, возможно, говорить о недостатках в цифровых процессах, с помощью которых цифровой мастер превращается в компакт-диск."
Даг Сакс и его мастерство сослужили службу девяти альбомам Pink Floyd, включая The Wall, а также сольникам Гилмора и Уотерса, включая Amused to Death. Даг рассказывал: "Мой первый опыт с Флойдами была эквализация Dark Side для американского винила. Я использовал ламповый E.A.R. EQ и работаю с ним до сих пор. Мы записывали далее с Джеймсом Гатри весь Флойд от "Стены" и до "Реки в Бесконечность" и все их сольные материалы."
Даг также работал над серией ремастеров, в том числе многоканальных: "Мы для работы безусловно получили тестовые прессы британского и штатовского винила, и они были обязательными, также как мастер-лента. Ленты оказались, увы, в формате Dolby и с присутствием не совсем оригинальных тембров. Путем поиска и склеивания мы пришли к выводу, что американская мастер-лента в стандарте NAB играет и сохранилась лучше британской в стандарте CCIR-IEC ( американский стандарт 'NAB 'эквализации ленты, а IEC, также называемый CCIR, является стандартом для Европы и фактически для большей части мира). Некоторые мастер-машины имеют переключаемый эквалайзер, но у Studer в AcousTech у Кевина Грея и Стива Хофмана он был в CCIR. Мы работали с ними над ремастером винила для Analog Production и решили микшировать лучшее из двух стандартов, благо мой студийный Otari умел это делать."
Стоит отметить полное отсутствие какого-либо цифрового вмешательства в этих работах.
И Даг и Джеймс Гатри отмечали существенный контроль от самих Пинк Флойд над качеством записи их альбомов после Алана Парсонса. При этом Даг приглашал и Парсонса во время работы над ремастером Dark Side, но Алан вежливо слушал и ни во что не вмешивался.
Дага за глаза называли "чемпионом лампы" и действительно The Mastering Lab использовал максимально простые и короткие "пути" от исходного материала к результату.
Даг рассказывал: "Простая аналоговая цепочка, с которой The Mastering Lab начал работу, действительно определила наше отношение и чистоту, которые, как мне хотелось бы, являются частью нашего фирменного звука. Каждый продукт, который когда-либо выпускался в лаборатории и имел какую-либо исходную эквализацию, прошел через наш собственный "кастомный" ламповый эквалайзер. Этот эквалайзер пассивный с полупроводниковым рекуперативным усилителем класса А, разработанным еще моим братом в 1966 году. Это качество, безусловно, проверено временем."
Дуг Сакс также был пионером современного метода прямой записи на лакер-диск.
Doug Sax, Mastering, Analog