Датский электротехнический концерн B&O (Bang & Olufsen) основан в 1925 году. Под маркой B&O выпускается бытовая электроника — в том числе аудиокомпоненты, телевизоры и телефоны. Визитной карточкой бренда остается концептуальный дизайн продукции.

Радиоприемники из Струэра

Основателями B&O стали датчане Петер Банг (Peter Bang) и Свен Олуфсен (Svend Olufsen), которые с самого раннего возраста увлекались радиотехникой. В 20-х годах прошлого века идеи передачи информации по воздуху были в особом тренде и занимали ум чуть ли не каждого молодого человека.

Петер был сыном известного бизнесмена Камилло Банга и воспитывался в состоятельной семье в Копенгагене, которая имела возможность пользоваться такими благами цивилизации, как электрический свет, телефон, граммофон и собственный автомобиль. В 1924 году он получил образование инженера и уехал в США, чтобы приобрести опыт работы на крупном радиозаводе, принадлежащем компании General Electric. После шести месяцев практики Петер был в курсе последних достижений в электронике и вынашивал идею об организации у себя на родине завода по производству подобных устройств.

В то время Свен Олуфсен как раз искал толкового практика, кто помог бы ему реализовать идеи, связанные с выпуском радиотехники. Саймон Петерсон, давний приятель Свена, посоветовал ему обратиться к Петеру Бангу.

В итоге, 17 ноября 1925 года Олуфсен и Банг организовали небольшую лабораторию-мастерскую по разработке и производству радиоприемников. Под лабораторию был специально оборудован чердак крупного особняка в поместье Квиструп (Quistrup), предоставленный в пользование родителями Олуфсена. Особняк находился в небольшом городке Струэр, расположенном в западной части полуострова Ютландия.

Компаньоны распределили свои обязанности в только что организованной ими фирме так: Петер занялся технологиями, а Свен сконцентрировался на финансах и прочей деловой активности. Через два года Банг и Олуфсен открыли первую фабрику по производству радиоприемников, которая находилась недалеко от Струэра. Тем не менее, поначалу они производили всевозможные детали и компоненты: трансформаторы, потенциометры и прочее.

Eliminator

Первым коммерчески жизнеспособным продуктом, выпущенным под маркой Bang & Olufsen, стал разработанный в 1926 году радиоприемник Eliminator, позволявший подключаться напрямую к сети переменного тока, что было несколько необычно, так как в абсолютном большинстве подобных приборов тогда использовалось батарейное питание. Прототип универсального адаптера питания для прямого подсоединения к электросети Банг разработал еще в то время, когда был вынужден регулярно просить у отца деньги на батарейки для своих опытов с радио.

3lamper

В 1927 году пошел в серию ламповый приемник 3lamper, а в 1929-м появилась модель 5lamper. Обе модели были грамотно сконструированы, неплохо продавались и, по сути, принесли компании известность. Молодым инженерам удавалось адаптировать дизайн привычных предметов домашней обстановки к своим технологическим нуждам, т.е. они использовали для своих хорошо продуманных с технической точки зрения изделий деревянные корпусы и прочие внешние декоративные элементы, которые прекрасно сочетались с внутренним интерьером помещений.

5lamper (снизу)

В 1928 году Bang & Olufsen занялась производством динамических громкоговорителей.

30-е годы стали для B&O этапом стремительного развития. В 1930-м была выпущена первая радиола Bang & Olufsen. Годом позже компания разработала специализированную звуковую систему для кинотеатров. Для производства и продажи систем такого плана друзья даже организовали отдельную компанию BOFA, которая имела большой успех и к 1939 году обеспечила звуком большинство кинотеатров Дании.

Hyperbo 5 RG Steel

В 1934 году была выпущена новаторская по тем временам аудиосистема Hyperbo 5 RG Steel, представлявшая собой комбайн, который внешне напоминал стул и включал в себя граммофон, динамик и радиоприемник. Корпус Hyperbo был изготовлен из стали, а в дизайне использовались элементы актуального стиля Bauhaus.

В 1938 году в модельном ряду B&O появился первый в мире приемник с кнопочным управлением Master 38CH, а в следующем году вышла его улучшенная версия Master de Luxe 39 с возможностью кнопочной настройки на 16 радиостанций.

Master de Luxe 39

В плане энтузиазма и эффективности Олуфсен не отставал от своего компаньона и способствовал активному развитию дистрибьюторской системы — в том числе дилерских сетей. В итоге, принципы систематизации и организации продаж, которыми занимался Свен, продолжают использоваться B&O по сегодняшний день.

С первых дней существования компании Петер Банг и Свен Олуфсен следовали двум основным правилам: использовать только высококачественные материалы и постоянно применять новые технологии. К примеру, сразу после переезда на фабрику была разработана и внедрена новая идея — кнопочная настройка для радиоприемников, которая стала одним из многих нововведений, принесших компании награду «Датский знак качества» (Danish Hallmark of Quality).

Beolit 39

В 1939 году в производство пошел еще один легендарный радиоприемник под названием Beolit, который использовал новаторский для тех времен округлый корпус, выполненный из бакелита — достаточно прочного и легкого синтетического пластика, устойчивого к высоким температурам.

Модель Beolit отличалась дизайном, напоминающим радиаторную решетку автомобиля, а также являлась первым продуктом компании с приставкой «Beo» в названии. Позже фактически каждое устройство, выпущенное Bang & Olufsen, будет иметь название с таким префиксом.

Военное время и восстановление

В годы оккупации Второй мировой войны компания продолжала выпускать новые продукты. В 1941 году был представлен радиоприемник Grand Prix 41 с необычной крупной шкалой настройки, встроенной в захлопывающуюся крышку, т.е. шкалу при необходимости можно было убрать. Спустя два года появился первый компактный приемник Mini 43.

Mini 43

В 1945 году фабрика Bang & Olufsen была сожжена немецкими оккупантами, но практически тогда же началось восстановление, и уже к 1946 году в эксплуатацию были введены новые здания — в том числе новейшие технологические мощности. Через год компания выпустила первый в Европе проволочный магнитофон Beocord 84U, ставший предшественником катушечных магнитофонов.

Beocord 84U

В 1948 году Bang & Olufsen представила свой первый радиоприемник Hi-Fi-класса Grand Prix 48CH, а в 1950 году под маркой B&O был выпущен первый телевизор. В 1949 году ушел из жизни Свен Олуфсен.

TV 508 S

В 1952 году в продаже появился массивный телевизор B&O 508 S, который обладал превосходным качеством изображения и выдавал приличное звучание. При этом ТВ можно было свободно перемещать, благодаря встроенным в основание небольшим колесам. В первой половине 50-х B&O также выпускала электробритвы.

Capri TV

После 1955 года модельный ряд включал в себя приемники, радиолы и серии телевизоров. В 1957 году в компанию пришел известный дизайнер Иб Фабиансен (Ib Fabiansen), который оказал сильное влияние на внешний вид техники B&O тех лет. В 1959 году появился 17-дюймовый телевизор Beovision Capri TV в корпусе из тикового дерева, установленный на деревянные ножки. В этом же году не стало Петера Банга.

Подлинное искусство и промышленный техно-дизайн 

В 60-х годах в компанию влилась новая кровь — молодое поколение прогрессивных дизайнеров в лице Хеннинга Мольденгавера (Henning Moldenhawer) и Якоба Йенсена (Jacob Jensen). В то время руководство B&O старалось приглашать амбициозных профессиональных дизайнеров со стороны, а не выбирать их из персонала компании. Такая стратегия позволяла более полно реализовать новые идеи бренда.

Якоб Йенсен

При этом молодым мастерам предоставлялась полная свобода действий, что в итоге сформировало фирменный стиль Bang & Olufsen, суть которого заключалась в сочетании концептуальных, порой экстравагантных форм с высококачественной электроникой. Так, в 64-м году в модельном ряду B&O появились транзисторные радиоприемники, собранные в более компактных корпусах. Изготовленная по такому принципу модель Beomaster 900 даже стала законодательницей нового тренда в дизайне.

Beomaster 900

Первой моделью B&O, дизайн которой разрабатывал Якоб Йенсен, стал FM-стереотюнер Beomaster 5000 с фронтальной панелью, отдаленно напоминавшей логарифмическую линейку. Для работ Йенсена был характерен строгий минимализм и точная выверенность линий. В качестве материала обычно применялся матовый алюминий, а также белый и черный пластик. Гладкие поверхности корпусов отличались тщательной обработкой.

Усилители, спикеры, тюнеры, проигрыватели и прочие компоненты имели необычный утонченный или футуристический дизайн элементов управления. Например, вместо стандартных ручек и регуляторов были задействованы прозрачные пластиковые панели, тонкие пластины и прочие инновационные элементы.

Beomaster 5000 и Beolab 5000

Свою философию дизайна Якоб определил как «другой, но не странный» (different but not strange), а свое видение данной профессии он выразил так: «конструирование перьевой ручки, написание стихотворения, постановка пьесы или проектирование локомотива требуют одних и тех же ингредиентов: перспективы, креативности, новых идей, понимания и, прежде всего, умения переделывать, почти бесконечно, снова и снова. Это «снова и снова» для меня — самая жестокая пытка».

Beovox 2500 Cube

В 1967 году он представил знаменитые «Кубы» — посаженные на небольшие стойки всенаправленные колонки Beovox 2500 Cube с компактными кубическими корпусами, в каждую сторону которых был вмонтирован динамик (суммарно — шесть штук). В период своей карьеры в B&O, которая длилась 27 лет, Йенсен участвовал в создании 234 продуктов.

В 1965 году по приглашению Хеннинга и Якоба к Bang & Olufsen присоединился выдающийся мастер своего дела Дэвид Льюис (David Lewis), приложивший руку к облику таких моделей, как активные акустические системы Beolab 6000, видеомагнитофон Beocord VX-5000 и сабвуфер Beovox Conor, которые стали экспонатами Нью-Йоркского музея современного искусства MoMA (Museum of Modern Art).

Дэвид Льюис

Дэвид Льюис родился в 1939 году в Великобритании. В 1960 году он закончил Колледж искусств и дизайна в Лондоне (Central School of Art and Design), а годом позже переехал в Данию. Первым продуктом, разработанным Льюисом для B&O (совместно с Мольденгавером), стал телевизор Beovision 400, который имел стойку на небольших колесиках и позволял легко перемещать его из комнаты в комнату, а созданный совместно с Йенсеном 60-Вт усилитель BeoLab 5000, использующий в своей конструкции дерево и алюминий, получил в 1967 году престижную премию iF Design.

Beolab 5 и Beosound 9000

Среди многочисленных выдающихся продуктов, разработанных Льюисом, также можно назвать элегантный шестидисковый CD-чейнджер Beosound 9000, знаменитую стереосистему Beosystem 2500 с автоматически раздвигающимися при приближении руки стеклянными створками, колонки BeoLab 8000, вдохновением для которых послужила органная трубка, колонки BeoLab 5, использовавшие технологию акустической линзы, телефон BeoCom2 с изогнутым корпусом и многие другие.

Beosystem 2500

Дэвид продолжил дело Йенсена и Мольденгавера, уводя Bang & Olufsen от эпохи дерева и громоздких корпусов в утонченный мир стекла, алюминия и высококачественных анодированных отделок. Льюис высказывался об этом так: «линейка наших громкоговорителей BeoLab — это бунт против одинаковых, тяжелых деревянных боксов, гудящих по углам наших домов и диктующих нам то, как должна выглядеть наша обстановка и то, как мы должны жить».

Beogram 4000

Дэвид Льюис предпочитал рисовать все от руки, а не с помощью компьютеров, которые он рассматривал как слишком ограничивающие и слишком сложные для работы машины. Вместо этого он отдавал предпочтение чистому, простому и функциональному дизайну. «Люди верят, что высокое качество является синонимом гаджетов и сложности. Я считаю, что чем меньше вы усложняете вещи, тем больший интерес люди к ним проявят», — аргументировал дизайнер.

Beomaster 1900

В 1972 году B&O представила свой первый проигрыватель виниловых дисков Beogram 4000, оснащенный эффективной подвеской для защиты от внешних вибраций и укомплектованный тангенциальным тонармом. В итоге модель тоже стала экспонатом MoMA.

В 1976-м появился знаменитый ресивер с эффектным слим-дизайном и сенсорным управлением Beomaster 1900, а в 1978-м в MoMA была организована выставка, посвященная продукции Bang & Olufsen.

Beovox CX 100

В 80-х годах компания оставалась верна своим идеалам и удостоилась национальной награды ID Prize. В 1984 году появились одни из самых успешных пассивных акустических систем Bang & Olufsen — Beovox CX 100, которые были образчиком минимализма, обладали алюминиевыми корпусами и имели тканевые грили.

В 1985 году был выпущен телевизор Beovision MX 2000, дизайном которого занимался Льюис. Несмотря на необычность внешних форм и обилие инновационных технологических решений, B&O всегда стремилась обеспечить удобство и простоту пользования своей продукцией.

Дэвид Льюис с телевизором Beovision MX 2000

«Проблема новых технологий заключается в том, что они открывают слишком много возможностей, — говорил Льюис. — Вместо того, чтобы облегчать жизнь, они часто делают ее более сложной, так как у людей появляется больше опций, чем это действительно нужно».

Новый подход

В 90-х годах B&O открыла свои фирменные магазины по всему миру, что было сделано специально с целью для организации прямых продаж, минуя ритейлеров. Производство отдельных аудиокомпонентов прекратилось в угоду мини-аудиосистем, которые имели более высокие ценники по сравнению с аналогичной продукцией конкурирующих компаний, что являлось обычной практикой для Bang & Olufsen. При этом под датским брендом также выпускались всевозможные портативные устройства, включая MP3-плееры и мобильные телефоны.

В начале 2000-х годов датская компания вошла в сегмент Car Audio и стала официальным поставщиком аудиоаппаратуры для таких именитых компаний, как BMW, Daimler AG, Audi и Aston Martin. В 2005 году флагманская модель Audi A8 была экипирована фирменной аудиосистемой Bang & Olufsen построенной на основе АС BeoLab 5. При включении ее твитеры автоматически выезжали из приборной панели автомобиля.

Кризисные годы

Мировой экономический кризис 2008 года оказал большое влияние на B&O, что выразилось в резком снижении продаж. В период с 2008 по 2009 годовой доход компании упал с 853 до 528 млн долларов США, что сопровождалось резким падением стоимости акций.

Учрежденный руководством B&O план реструктуризации подразумевал около трехсот увольнений в Дании и отказ от разработки новых мобильных телефонов, MP3-плееров и автономных систем — таких как DVD/HDD-плеер DVD2 и HDD-рекордер HDR2. Вместо этого компания сосредоточилась на своих традиционно сильных сторонах: высококачественные аудио- и видеопродукты, а также звуковые системы для автомобильной промышленности. Преодолеть кризис удалось только к 2010 году.

Beoplay A9

В 2012 году была выпущена знаковая активная акустическая система Beoplay A9 с оригинальным дизайном, напоминающим спутниковую антенну, установленную на трех деревянных ножках. Модель имела алюминиевую раму, обладала встроенными цифровыми усилителями, поддерживала Chromecast, AirPlay 2, Bluetooth, голосовой помощник Google Assistant и позволяла интегрироваться в мультирум-систему.

BeoLab 90

В марте 2015 года Bang & Olufsen стала партнером производителя персональных компьютеров и принтеров HP Inc. В этом же году была представлена активная акустическая система BeoLab 90 — крупный всенаправленный напольник с футуристическим дизайном, укомплектованный 18-ю драйверами, фирменными усилителями ICEpower и оснащенный системой с тонким алгоритмом настройки фазовой отдачи каждого излучателя.

В мае этого же года компания HARMAN International Industries (которая впоследствии стала дочерней компанией Samsung) объявила о завершении сделки по приобретению Car Audio бизнеса Bang & Olufsen, а в 2017 году чешское подразделение B&O было выкуплено китайской компанией Tymphany Corporation.

Beovision Harmony

К концу 2010-х годов компания представила 77-дюймовый OLED-телевизор Beovision Harmony, оснащенный моторизованными панелями аудиосистемы. Модель поддерживала разрешение 4K и видео в расширенном динамическом диапазоне HDR (в т.ч. Dolby Vision), работу с онлайн-сервисами TuneIn и Deezer, имела 7.1-канальный декодер и могла легко интегрироваться в мультирум-инсталляцию.

В январе 2020 года B&O снова понесла убытки по причине провала продаж своих наушников стоимостью в 500 долларов.

Настоящее время

Сегодня продукция B&O поделена на следующие сегменты: акустические системы, наушники, телевизоры и аксессуары. При этом фактически каждый продукт, выпущенный под брендом Bang & Olufsen, в корне отличается от стандартных изделий прочих производителей.

Компания остается верна своим идеалам и, по сути, относится к luxury-сегменту в мире аудио, делая акцент на дизайнерских компонентах. Сегодня маркетинговая стратегия Bang и Olufsen по-прежнему направлена на привлечение клиентов на рынке AV-техники, которые ищут качество, инновационные технологии и уникальную эстетическую привлекательность.

По данным на 2017/2018 годы в B&O работало 1 028 человек. Штаб-квартира Bang & Olufsen, как и 95 лет назад, по-прежнему находится в Струэре. Компания B&O также имеет в своем распоряжении небольшой завод, на котором выполняются все работы, связанные с обработкой алюминия.

Интересные факты

В 1932 году появился знаменитый фирменный логотип B&O. Согласно некоторым данным, лого было выполнено неким 16-летним датским художником Хеннингом Миккелсоном (Henning Dahl Mikkelson), который продал его Олуфсену за 10 крон.

Бывший глава корпорации Apple Стив Джобс был поклонником продукции Bang & Olufsen и с удовольствием ею пользовался, а дизайн колеса прокрутки первых плееров iPod отдаленно напоминает внешний вид «колеса управления» беспроводного телефона BeoCom 6000, который разработал дизайнер Хенрик Сориг Томсен (Henrik Sorig Thomsen).

Семейство катушечных и кассетных магнитофонов B&O носит название Beocord, причем датская компания являлась одним из пионеров в компакт-кассетных технологиях и даже была вовлечена в разработку системы динамического подмагничивания Dolby HX и Dolby HX Pro.

Благодаря своему уникальному элегантному дизайну, виниловый проигрыватель Beogram 6000 с тангенциальным тонармом выставлен в Нью-Йоркском музее современного искусства.

Компания B&O также занималась выпуском микрофонов, получивших название Beomic (динамический микрофон DM-1, ленточные модели BM-2 и BM-3 и др.)

Beosound Edge

Внешний вид беспроводной колонки Beosound Edge, разработанной в сотрудничестве с дизайнером Майклом Анастассиадисом (Michael Anastassiades) и впервые представленной на IFA 2018, напоминает гигантскую монету, колесо, шайбу или цилиндр диаметром в 0,5 м. При этом модель, оснащенная шестью усилителями D-класса суммарной мощностью в 800 Вт, может устанавливаться на полу, на стойке и даже монтироваться на стене.

На борту имеется один 10-дюймовый НЧ-драйвер, два 4-дюймовых СЧ-динамика и пара твитеров. В конструкции используется акселерометр, поэтому для регулировки уровня громкости достаточно слегка покатить колонку вперед или назад — затем она сама вернется в исходное положение по аналогии с куклой-«неваляшкой». Модель имеет активный порт фазоинвертора, который закрыт при воспроизведении на небольших уровнях громкости и автоматически открывается при увеличении звукового давления, подобно поднимающемуся спойлеру набирающего скорость автомобиля.

Beosound Shape с дизайном Дэвида Линча

Устройством можно управлять с помощью голосовых помощников, поддерживается Apple AirPlay 2, Chromecast, Bluetooth и фирменная технология, позволяющая создать мультирум-экосистему. Колонка Beosound Edge дает возможность разделить комнату на две зоны — для активного и фонового прослушивания. В качестве альтернативы можно обеспечить окружающее звучание с охватом в 360°.

С B&O сотрудничал известный режиссер Дэвид Линч. Так, акустические системы Beosound Shape и Beoplay M5, A9 и P2 оформлены с использованием фрагментов его картин.