Beyerdynamic GmbH & Co. KG — немецкий производитель наушников, микрофонов и беспроводных систем. Главная штаб-квартира компании находится в городе Хайльбронн (Heilbronn), расположенном в западной части Германии. Количество служащих в «Байердинамик», по данным 2018 года, составляет около 400 человек, а годовой оборот достигает 62 млн евро.
Beyerdynamic представляет собой одну из старейших аудиокомпаний в мире и до сих пор находится в семейном владении. Обычные любители музыки и профессионалы ценят данный бренд за высококлассные наушники и микрофоны.
В каталоге компании также имеются усилители для наушников, гарнитуры для телекомментаторов, устройства для обеспечения синхронных переводов, конференц-системы, аудиокомпоненты для компьютеров и всевозможные звуковые устройства, используемые в авиации. Beyerdynamic GmbH & Co. KG была основана в 1924 году в самом сердце Германии — в Берлине.
Ойген Байер и звуковое кино
Основа Beyerdynamic была заложены талантливым инженером-новатором Ойгеном Байером (Eugen Beyer). Ойген родился в 1903 году Стокгольме, в семье с немецкими корнями, которая буквально сразу после его рождения переехала в Санкт-Петербург, где мальчик вырос и закончил гимназию. Однако события 1917 года вынудили Байеров вернуться обратно в Швецию.
Электротехника и опыты с акустикой увлекали Ойгена еще в подростковом возрасте. Поэтому он поступил учиться в Стокгольмский университет, выбрав специальность инженера-электрика, но в 1921 году сразу после окончания учебы внезапно уехал в Берлин, где надеялся применить свои знания в полной мере.
В 1924 году Ойген Байер основал фирму Elektrotechnische Fabrik Eugen Beyer, которая занималась изготовлением динамических громкоговорителей и в итоге стала точкой отсчета в истории компании. По сути, это была небольшая мастерская, которая позже получила название Beyerdynamic. Спустя два года акустические системы и усилители Ойгена стали пользоваться большим спросом, так как предназначались для озвучивания фильмов в кинотеатрах.
Несмотря на господство немого кино, Байер сделал ставку на набирающие популярность картины со звуком — и выиграл. Такие колонки требовали дорогих материалов и больших затрат, но все риски в итоге окупились сполна. Поэтому в 1930 году в распоряжении Ойгена Байера уже имелась полноценная фабрика, производящая акустические системы, а в 1931 году в Германии почти не осталось кинотеатров с немыми фильмами.
К этому времени компания Ойгена стала почти стопроцентным монополистом по производству таких специализированных АС, так как немногочисленные фирмы с похожей продукцией не могли составить ей достойную конкуренцию. К примеру, Telefunken производила электростатические панели для кинотеатров, которые хотя и звучали лучше по сравнению с электродинамическими спикерами, но часто ломались и были слишком дороги в производстве.
Первые наушники, первый микрофон и первые успехи Beyerdynamic
30-е годы XX века стали переломным моментом в подходе к звукозаписи, а в 1933 году британская EMI представила собственную технологию стереозаписи, которая хотя и не имела в то время большого успеха, но в дальнейшем послужила основой для создания единого стандарта для пластинок со стереозвучанием.
Тем не менее, требования к качеству звука заметно выросли, и в 1935 году Байер вместе со своими единомышленниками занялся разработкой наушников и микрофона для студийных нужд. В то время для мониторинга использовались акустические системы, поэтому представленная Байером специализированная модель, по сути, оказалась первыми в мире студийными динамическими головными телефонами-мониторами.
В 1937-м продукт, получивший наименование DT 48, пошел в серию и вскоре стал эталонным образцом наушников, на который равнялись прочие производители. Модель была настолько успешной, что, претерпев незначительные изменения, поставила настоящий рекорд, оставаясь в каталоге компании вплоть до 2012 года.
Первые DT 48 собирались в моно-варианте — позже появилась стереоверсия DT 48 S. Аббревиатура DT расшифровывалась как «Dynamic Telephone», т.е. «динамический телефон». По сути, модель DT 48 стала первыми в мире Hi-Fi-наушниками.
В 1939 году компания представила свой первый студийный микрофон M 19, который был выбран национальной радиовещательной компанией Reichs-Rundfunk-Gesellschaft в качестве своего основного микрофона. Многие эксперты отмечали, что среди серийных моделей 30–50-х гг. М 19 был одним из лучших в мире.
Микрофон обрел огромную популярность в Западной Германии, США, Голландии и Великобритании. Разумеется, что и главы нацистской партии, включая Гитлера и Розенберга, использовали данную модель для своих выступлений.
Послевоенный период
После войны берлинские мощности компании находились в плачевном состоянии. Производство пришлось перенести в небольшой городок Хайльбронн (Heilbronn), расположенный неподалеку от Штутгарта. В 1953 году были выпущены монофонические наушники DT 49 «Stielhörer», которые использовались для ознакомительного прослушивания пластинок в музыкальных магазинах. Модель состояла из двух чашек, напоминающих телефонные трубки, которые устанавливались на специальный штатив.
В 1957 году компания представила один из своих лучших ленточных микрофонов M 160 с гиперкардиоидной диаграммой направленности, который в дальнейшем был использован при записи ударной установки в песне Led Zeppelin «When The Levee Breaks». Звукорежиссер Эдди Крамер задействовал M 160 для студийных записей вокала и гитары Джими Хендрикса. Этот микрофон также применял Тони Висконти, продюсировавший альбомы Дэвида Боуи.
В 1962 году Beyerdynamic начала серийное производство первого в мире транзисторного беспроводного концертного микрофона — так называемого «Транзистофона» (Transistophone), ставшего революционным продуктом в мире аудио. Благодаря компактному транзисторному передатчику, модель имела небольшие, для того времени, размеры и широко использовалась во время всевозможных публичных выступлений. По сути, это была целая система, так как она включала в себя еще и радиоресивер.
Инженеры «Байердинамик» во главе с Ойгеном начали работу над данным радиомикрофоном еще в 1953 году. К сожалению, Ойгену Байеру так и не довелось увидеть успех своего детища, так как в 1959 году он скоропостижно скончался. Модель завоевала огромную популярность: ее использовали для проведения пресс-конференций с присутствием первых лиц, а также на концертах с участием мировых звезд — к примеру, The Beatles и Rolling Stones.
Эра триумфа
60—70-е годы стали периодом процветания Beyerdynamic, так как мощный технический потенциал, заложенный Ойгеном Байером и подхваченный его преемниками, продолжал работать. Компания получила статус серьезного производителя надежных высококачественных наушников и микрофонов, а управление перешли в руки сына Ойгена — Фреда Байера.
В 1963 году микрофоны направленного действия Beyerdynamic M 88 использовались во время первого визита королевы Великобритании Елизаветы II в Австралию, а в 1966 году The Beatles задействовали заказные эксклюзивные ленточные микрофоны Beyerdynamic E 1000 в своем туре по Германии.
В 1969-м в фирменной линейке появилась модель M 500, которая, вопреки бытующему в то время мнению о ненадежности ленточных микрофонов, доказала обратное.
В 1973 году компания представила уникальные квадрофонические головные телефоны DT 204.
В 1976-м в серию пошли электростатические телефоны ET 1000, требующие мощного сильноточного усилителя. У Beyerdynamic для этого имелся специализированный усилитель N 1000.
«Это были отличные наушники, которые хорошо показали себя на рынке, — рассказывает ветеран компании Клаус Блюм (Klaus Blum), проработавший в Beyerdynamic 47 лет. — Правда, стоили они довольно дорого, поэтому продано их было немного. То есть, с одной стороны, их недостатком была высокая цена, так как сборка электростатических наушников — более сложная по сравнению с динамическими моделями. А с другой стороны, недостатком было то, что они нуждались в дополнительном питании, которое не требуется при использовании обычных динамических телефонов. Кстати, я сам собрал первый экземпляр ET 1000. Все литые детали были изготовлены на месте, что остается неизменным даже в наши дни, — большинство деталей мы производим сами».
В 1975-м «Байердинамик» приступила к выпуску конденсаторных микрофонов, которые отличались большим динамическим диапазоном, равномерной АЧХ и гарантировали высококачественный захват звука, что было особенно важно для студийного использования. В конце 70-х годов был представлен самый компактный студийный микрофон MCE 5.
Расширение премиальной линейки наушников, успехи в профессиональном студийном сегменте
В 1980 году компания выпустила свои знаменитые динамические наушники премиум-сегмента DT 880. Существовало три версии DT 880: студийная «Studio» с диапазоном частот от 5 до 35 000 Гц, мониторы «Monitor» (5–30 000 Гц) и стандартный вариант с верхним пределом частотного диапазона в 25 000 Гц. Все модели имели импеданс в 600 Ом.
В 1981-м году появились микрофоны MPC 50, которые обладали высокой чувствительностью и использовались в телеконференциях.
В 1985 году серию Premium Line дополнили две модели полноразмерных стереотелефонов: DT 770 (закрытые) и DT 990 (открытые), — имеющие АЧХ с «коррекцией диффузного поля» и предназначенные специально для аудиофилов, а версия DT 770 Pro получила особый статус среди музыкантов и звукорежиссеров. В том же году был представлен студийный конденсаторный микрофон MC 740 с возможностью выбора диаграммы направленности.
В 1985-м немецкая компания выкупила активы своего дистрибьютора Burns Audiotronics и превратила его в североамериканский филиал.
В 1988-м Beyerdynamic предоставила эксклюзивные высококлассные гарнитуры DT 109 и DT 108 для комментаторов на Олимпийских играх в Сеуле, а в следующем году выпустила инновационную серию очень прочных и мощных микрофонов TG-X, предназначенных для вокалистов и оснащенных магнитами из сплава на основе редкоземельного металла неодима.
90-е
В 1990 году компания еще раз подтвердила свой статус производителя качественных аудиопродуктов и представила студийный конденсаторный стереомикрофон MC 742.
В 1995 году появилась гарнитура DT 200, разработанная для комментаторов и дикторов на телевидении, которая оснащалась высококачественным микрофоном, использующим новые технологии. В этом же году Hi-Fi-наушники DT 531 получили награду «Diapason d'Or» («Золотой камертон») от специализированного французского издания Diapason.
В следующем году Beyerdynamic отметилась беспроводными наушниками RSS 433 и миниатюрным студийным электретным микрофоном MCE 7, дополнившим фирменную серию петличных микрофонов. Микрофон весил всего один грамм и использовался на телевидении, в радиовещании, а также в различных театральных постановках.
В 1997 году в рамках проведения очередной конференции международного профессионального общества по стандартизации в области звуковой техники и технологий AES (Audio Engineering Society, «Общество звукоинженеров») в Копенгагене был показан первый в мире микрофон с цифровой технологией Beyerdynamic MCD 100, оснащенный микрофонной капсулой от аналоговой модели MC 834. В это же время в Германии прошла премьера знаменитого мюзикла «Красавица и Чудовище», в котором использовалась фирменная микрофонная радиосистема U 600 на 32 канала, работающая в УВЧ-диапазоне.
Спустя год были показаны системы MCS и MCW для конференц-связи, использующие цифровое управление и оказавшие большое влияние на дальнейшее развитие данных технологий во всем мире. В это же время появилась стереофоническая система SMS 600 для «ушного» мониторинга, обеспечивающая свободу перемещения по сцене для ведущих различных шоу и музыкантов.
К концу десятилетия семейство микрофонов Beyerdynamic с конденсаторными преобразователями было дополнено линейкой MCE 90, а эволюционное развитие цифровых микрофонов продолжили новые модели MCD 801/803/805. В 1999 году парламент Германии в Бундестаге (Берлин) получил полный набор цифровых микрофонов Beyerdynamic.
Beyerdynamic в XXI веке
В начале нулевых годов Beyerdynamic представила новое семейство беспроводных микрофонных радиосистем Opus, предназначенных для музыкантов.
В 2001 году была выпущена первая цифровая беспроводная конференц-система MCW-Digital, которая использовала эффективный алгоритм цифрового шифрования для защиты от несанкционированного прослушивания.
В 2002 году в линейке немецкой компании появились микрофоны с гибким штативом, а также микрофон MC 930 (конденсаторный) с кардиоидной диаграммой направленности для сцены и студии, который отличался хорошим соотношением цены и производительности. Во время проведения чемпионата FIFA в Японии и Кореи «Байердинамик» обеспечила своей гарнитурой DT 297 профессиональных комментаторов.
В следующем году появилась серия радиомикрофонов Opus 800, оснащенная функцией «Automatic Channel Targeting», которая выполняла автоматический поиск свободных частот.
В 2005 году Beyerdynamic запустила онлайн-проект MANUFAKTUR, предоставляющий возможность заказать индивидуально настроенные «под себя» наушники на базе уже существующих моделей DT 990, DT 880 и DT 770.
В 2006 году компания также организовала отдельное подразделение, разрабатывающее аудиопродукты для авиации. В этом же году была представлена новая микрофонная система Opus 900 профессионального уровня и новая гарнитура HS 300. Для конференц-связи был выпущен специализированный микрофон Revoluto с направленной характеристикой, гарантировавший отличное качество передачи голоса без использования гибкого штатива.
В это же время появилась инновационная система профессионального мониторинга Headzone, в которой использовались наушники с возможностью виртуального воспроизведения 5.1-канальных звуковых форматов.
В 2007 году появился флагманский микрофон TG-X 930 для вокальных партий, разработанный на базе модели MC 930. Также были представлены фирменные системы Headzone Home и Headzone Gaming, эмулирующие объемное многоканальное звучание в наушниках в домашних условиях.
В новом для себя сегменте рынка «Байердинамик» разработала уникальную гарнитуру HS 600 DANR, которая служила для обеспечения связи в кабине летчиков и имела эффективную систему цифрового шумоподавления.
В 2008 году Beyerdynamic заключила соглашение о сотрудничестве с компанией Rosenthal-Einrichtung, производящей мебель. В итоге, на рынке появился новый продукт — встраиваемый микрофонный блок, использующий технологию Revoluto и оснащенный коннекторной панелью для специализированных конференц-столов.
Следующий год был отмечен престижной наградой «Red Dot Design Award», которую получил микрофон M(y) 88. В этом же году Beyerdynamic представила 600-Омную флагманскую модель полуоткрытых наушников T1. Здесь были применены излучатели c фирменной технологией Tesla, предусматривающей использование мощных кольцевых магнитов из неодимового сплава.
Такое техническое решение позволяло довести величину индукции магнитного поля внутри излучателя до показателя в 1 Тесла, что почти в два раза больше, чем у обычных наушников. Такие динамики обеспечивали в два раза более высокую громкость звучания по сравнению с обычными драйверами в тех же условиях.
«Новая технология Tesla дает T1 огромный прирост эффективности с впечатляющим запасом по мощности, — говорит ведущий конструктор Beyerdynamic Гюнтер Вейдман (Gunter Weidemann). — Легкая звуковая катушка на 600 Ом обеспечивает прозрачность и идеальную точность импульсов, а элегантный внешний вид T1 отлично дополняет их технический потенциал».
В 2010 году в модельном ряду Beyerdynamic появились закрытые портативные накладные наушники T 50 p, получившие награду EISA (European Imaging and Sound Association) в категории «Мобильные наушники года в Европе». Диффузоры динамиков у T 50 p представляли собой многослойный «сэндвич» из фольги.
Технология Tesla позволяла значительно повысить чувствительность, т.е. для раскачки таких наушников не требовалась большая мощность усилителя. В этом же году компания выпустила первые студийные наушники DT 1350 с Tesla-технологией.
В 2011 году «Байердинамик» представила радиосистему Synexis, которую можно было использовать для аудиторного обучения или синхронного перевода, а также для проведения экскурсий, для людей с нарушениями зрения или же в качестве системы командного управления.
В 2012-м компания выпустила так называемые «интерактивные» наушники Custom One. Полноразмерные стереотелефоны обладали «механическим эквалайзером» Sound Slider, представляющим собой акустический фильтр, который позволял изменять уровень баса.
Слово «Custom» в названии также указывало на возможность самостоятельного выбора дизайна стереотелефонов: легкой быстрой смены амбушюров и накладки оголовья, установки на внешнюю поверхность чашек декоративных накладок с различными рисунками, замены шнуров и прочее. К наушникам прилагались всевозможные кастомные элементы, которые были доступны в качестве опции.
В это же время появилась конференц-система Quinta, в которую были заложены новейшие технологии пятого поколения: интерфейс AVB, умная система безотказного переключения на заданную частоту и управление через приложение с помощью смартфонов и планшетов.
В 2012 году была представлена первая беспроводная 24-битная цифровая система TG 1000, способная охватывать широкий диапазон рабочих УВЧ-частот, которая отличалась высокой надежностью и предназначалась для проведения конференций и сценических выступлений.
В 2013 году компания усилила свое влияние в других странах, открыв офисы в Индии и Сингапуре, а в немецком Тальхайме был организован новый отгрузочный центр.
В 2014 году Beyerdynamic отпраздновала свою 90-летнюю годовщину, выпустив лимитированным тиражом в 1 000 экземпляров открытые полноразмерные мониторные наушники T 90 Jubilee, которые базировались на хорошо известной модели T 90. В качестве драйверов были задействованы фирменные динамики с технологией Tesla, использующие трехслойные мембраны из специальной фольги.
Стереотелефоны комплектовались компакт-диском, записанным с использованием бинаурального метода с целью получения эффекта трехмерного саунда. К юбилею также была выпущена ограниченная серия микрофонов M 88 TG, предназначенных для студийных целей. Модель представляла собой обновленный вариант легендарной классики M 88, которая была идеальным вариантом для подзвучивания большого барабана в ударной установке.
В 2018-м на Международной выставке бытовой электроники IFA 2018 (Берлин) компания Beyerdynamic, прошедшая ребрендинг, представила различные серии профессиональных и бытовых наушников, микрофонов, конференц-системы и прочие новые продукты.
Эпилог
На протяжении многих лет продукцией «Байердинамик» пользовались различные музыкальные знаменитости от ABBA до Боба Дилана. Микрофоны, наушники и студийное оборудование немецкой компании используют такие современные звезды, как американский блюз-рок-гитарист Джо Бонамасса (Joe Bonamassa), немецкий джазовый «драммер» Вольфганг Хаффнер (Wolfgang Haffner), барабанщик из британской группы Iron Maiden Нико Макбрэйн (Nicko McBrain) и многие другие.
Конференц-системами Beyerdynamic оснащены «Дойче банк», Торговая палата Германии, Бундестаг, здание правительства Швеции, минобороны Венгрии, парламент Камеруна и даже Храм Святого Семейства Sagrada Família, построенный Антонио Гауди в Барселоне (Испания).
«Для всех моделей наушников из премиум-сегмента мы используем наши собственные драйверы, разработанные и изготовленные на нашей фабрике в Германии, — рассказывает Гюнтер Вейдман. — Акустическая инженерия является одной из наших ключевых специализаций.
Мы также можем производить низкоомные динамики 32 Ом для портатива, драйверы со средним импедансом (250 Ом для домашнего Hi-Fi) и высокоомные излучатели (600 Ом для класса High End). Для катушек высокоимпедансных 600-Омных моделей мы используем тончайшие медные провода, благодаря чему достигается минимальный вес катушки, что обеспечивает высокую скорость работы и лучший мгновенный отклик на импульсные сигналы».
Помимо обычных проводных наушников, компания большое внимание уделяет беспроводным Bluetooth-технологиям. Примером тому могут служить внутриканальные модели Xelento Wireless с поддержкой кодека aptX-HD, а также полноразмерные закрытые Amiron Wireless, поддерживающие кодеки aptX-HD и aptX-LL, последний из которых обеспечивает минимальные задержки, что важно, к примеру, для синхронизации звука и видео при просмотре видеоконтента.