Denon (яп. デノン株式会社 дэнон кабусики гайся, «акционерная компания Дэнон») — японская компания по производству бытовой электроники, специализируется на производстве Hi-Fi- и Hi-End-аудиооборудования для профессионального и бытового применения.

Предыстория

В начале XX века американский экспат в Йокогаме, Фредерик Уитни Хорн (Frederick Whitney Horne), занимавшийся прежде импортом фонографов и восковых цилиндров, решил основать собственное производство. Американо-японский стартап (Япония «nichi» + Америка «bei») изначально назывался Nichibei Chikuonki Seizō Kabushiki Gaisha. Продвижением новой продукции занималось отдельное подразделение Nichibei Phonograph Company.

В качестве акционерного общества в 1910 году Nichibei было переименовано в Nihon Chikuonki Shōkai (англ., Japan Recorders Corporation) и Nipponophone Phonograph Company, чтобы подчеркнуть японскую укорененность компании в стране с националистическими и империалистическими традициями.

Фредерик Уитни Хорн

После ребрендингов и слияния корпоративный проект Хорна — Nitchiku — стал первой в истории Японии фабрикой с централизованной системой дистрибуции проигрывателей и грамзаписей — сначала односторонних, а с 1915 года и двусторонних пластинок. До этого вся местная музыка отправлялась на тираж в Европу и США.

К 1919 году Хорн передал управление своему коллеге Джей Ар Гэри (J.R. Gary) и покинул Японию, а компания Nitchiku продолжила поглощать локальные бренды: Oriental Phonograph Mfg Co. в 1919 году, Standard Gramophone Co. в 1920 году, Temoku Gramophone Co. в 1921 году, Sankōd Menophone и Tokyo Record Company в 1923 году.

Любопытно, что эта американская по своей сути практика в конечном итоге привела к уменьшению доли западных компаний грамзаписи вроде Victor, не только на японском рынке, но и в колониальной Корее. А кроме того, правительство Японии облагало ввозимые товары большим налогом, принуждая импортеров создавать дочерние предприятия. Что и было сделано.

В 1920-х годах акустические записи уступали более совершенным электрофонам, и в Nitchiku было принято решение взять курс на современные технологии. К тому же сохранившиеся ранние каталоги Nitchiku указывают на определенную связь (как минимум, на уровне лицензий) с Columbia.

Так или иначе, но в 1927 году 35,7% и 11,7% акций Nitchiku получили британская и американская Columbia, чей персонал возглавил объединенную компанию Nippon Columbia, а в 1931 она вошла в семью EMI. Однако уже в 1935 году в связи с политическим курсом Японии на милитаризацию Nippon Columbia вместе с другими компаниями была национализирована и передана в управление местному менеджменту. 

Генезис бренда

Техническая группа в Japan Recorders Corporation называлась Japan Denki Onkyo («дэнки» — электричество и «онкио» — акустика). Именно здесь занимались производством граммофонов, и не стоит путать его с Hi-Fi-брендом Onkyo из Осаки — это совершенно другие люди и история. К 1939 году Denki Onkyo было укорочено до Denon, и у компании значительно прибавилось количество заказов.

Государство в лице национальной компании NHK остро нуждалось в оборудовании для радиовещания. В частности, легендарная пластинка на 78 оборотов в минуту с обращением о капитуляции императора Хирохито была записана с помощью модели рекордера DP-17-K.

Послевоенные успехи

После окончания войны профессиональные связи между Nippon Columbia, Denon и NHK не прервались — даже наоборот. Совместные разработки в индустрии радио- и телевещания позволили Denon впоследствии освоиться на рынке бытового аудио. Первая головка с подвижной катушкой появилась в 1951 году.

DL-103

Но, пожалуй, самый знаменитый продукт Denon в соавторстве с NHK — МС-картридж DL-103 — был выпущен спустя десять лет, и производится по сей день в различных вариациях, став своего рода стандартом виниловой звукотехники. Разработкой профессионального и винилового оборудования традиционно занимался офис в Митака.

На протяжении 50—60-х годов в область интересов Denon попадает все больше аудиотехники профессионального и бытового назначения, которая поручена второй фабрике в Кавасаки — это катушечные и кассетные магнитофоны вместе с носителями, радиоприемники и даже музыкальные инструменты. Однако помимо этого NHK и Denon работали над одним перспективным проектом, который в будущем изменил лицо аудиоиндустрии.

Эксперименты с цифровой записью звука

NHK в содружестве с Denon исследовала PCM-кодирование звука, для чего на базе видеомагнитофона в 1967 году построили моно-, а в 1969 и стереомодель для цифровой записи с параметрами 13 бит/47,25 кГц. В качестве ADC/DAC работала модель Analog Devices для военных радаров стоимостью в несколько миллионов йен.

«The World Of Stomu Yamash'ta»

В 1971 году инженер Denon Такеаки Аназава (Takeaki Anazawa) впервые в мировой истории выполнил коммерческую аудиозапись в цифровом виде. Это были «The World Of Stomu Yamash'ta» и «Something» (Steve Marcus & Jiro Inagaki), выпущенные через год на LP-пластинках, выполненных методом прямой нарезки мастера. Представители Denon утверждали, что в результате они превзошли уровень качества записи традиционных аналоговых магнитофонов.

«Something» (Steve Marcus & Jiro Inagaki)

Эти два издания были записаны в один проход без редактирования материала, и для настоящей студийной работы требовался многоканальный агрегат, который появился буквально через год — в 1972.

DN-023R

В модели PCM-рекордера Denon DN-023R было восемь каналов, а звук с частотой дискретизации 47,25 кГц записывался в виде низкочастотного сигнала на 2-дюймовую ленту черно-белого видеомагнитофона Shiba (предыдущее название Hitachi) с четырьмя головками. Это была громоздкая система из трех частей: лентопротяжного механизма, монитора и процессора для обработки сигналов — общим весом в одну тонну. На таком устройстве уже можно было редактировать аудиоматериал.

Первой записью на новом оборудовании было исполнение Моцарта для струнных K.458 и K.421 квартетом им. Сметаны. Позже силами Nippon Columbia было выпущено еще шесть виниловых пластинок, записанных с помощью DN-023R. Само записывающее устройство также было доработано в сторону уменьшения массы и габаритов. Следующая версия рекордера DN-023RA уже была пригодна для транспортировки на выездные записи в Европу.

Hi-Fi 70-х

В 1977 году журнал Billboard вручил Denon премию «Trend-Setter Award», оценив перспективы цифровой записи звука, а метод PCM вскорости нашел себе массовое применение на рынке компакт-дисков. Но в 70-х годах Denon не только экспериментировал с новыми форматами звука, но и не забывал о традиционном Hi-Fi-рынке.

DP-5000

Успех компании принесли прямоприводные серводвигатели в виниловых столах. Так, модель 1971 года DP-5000 использовала контроль скорости с помощью магнитных датчиков, обеспечивая недоступный традиционным пассиковым аппаратам уровень детонации всего в 0,025%. Аналогичная система слежения за скоростью использовалась и в катушечном магнитофоне DH-710.

DH-710

Эпоха компакт-дисков

И хотя Denon, при всех своих прошлых заслугах, не была учредителем нового формата CD-Audio, компания первой в 1981 году представила большой CD-проигрыватель-стойку DN-3000FE для профессиональных нужд.

DN-3000FE

И только затем, в сотрудничестве с Hitachi, в 1982 году предложила бытовой проигрыватель DCD-2000 с вертикальной загрузкой диска. Впрочем, последующие модели плееров Denon выпускались с традиционным горизонтальным лотком для CD.

DCD-2000

В бытовом секторе компания также предложила собственные алгоритмы цифровой фильтрации с 20-битной разрядностью — для более точной обработки CD-данных. Венцом этого направления стала технология ALPHA, которая появилась в 1993 году в легендарном ЦАПе DA-S1, работающим в паре с топовым транспортом DP-S1.

DA-S1 и DP-S1

Многослойный корпус DP-S1, медное шасси на масляных демпферах с воздушной подушкой и латунным стабилизатором представляло собой высшую форму амбиций инженеров Denon.

Также Denon принадлежит пальма первенства в создании самых любопытных с точки зрения звука моделей портативных CD-плееров своего времени — в частности, Denon DCP-150 с парой 18-битных R-2R ЦАПов AD1868.

DCP-150

В этом же 1993 году в списке студийного оборудования Denon появились цифровые рабочие станции для работы с 20-битной точностью. Избыточные четыре разряда были необходимы для снижения ошибок квантования при микшировании цифровых дорожек 16 бит.

К 1995 году параметры многоканальной студийной техники Denon достигли 24 бит/96 кГц. Все это пригодилось для новых носителей в формате 5.1.

Эпоха DVD

В 90-х годах и в начале XXI века Denon сосредотачивается на декодировании и носителях многоканального звука — в том числе и с музыкальным контентом. Симфония №3 «Eroica», увертюра «Эгмонт» Бетховена и фортепианный концерт №1 Шопена были записаны вживую в 5.1-канальном формате на концерте в Alte Oper во Франкфурте в ноябре 1996 года.

DVD-2000

В 1997 году появляется первый DVD-проигрыватель DVD-2000. Компания оборудует студию для записи звука 5.1 и издает концерты симфонической музыки в новом формате DVD на своем заводе Denon Active Media (DAM) в Атланте.

«Tetsu Takemitsu: Spectrum Canticle (Tatsunori Numajiri & Hibiki Tokyo)»

В 1999 году был выпущен SACD «Tetsu Takemitsu: Spectrum Canticle (Tatsunori Numajiri & Hibiki Tokyo)», а в 2001 году  у Denon появился первый DVD-Audio — «R. Strauss: Home Symphony (Inbal & Switzerland)».

AV-процессоры и AV-ресиверы Denon одними из первых оснащаются новейшими декодерами для Dolby Digital, DTS и другими расширениями по стандартам THX. Также вместе с Silicon Optix в 2004 году Denon презентует видеочип Realta HQV (Hollywood Quality Video) в плеере DVD-A1XV.

DVD-A1XV

Миграция Denon на американскую территорию произошла неспроста — ведь именно здесь находится центр всей киноиндустрии. В 2008 году Denon DVD-A1UD стал первым универсальным плеером Blu-ray с поддержкой SACD/DVD-A.

DVD-A1UD

Самое последнее достижение Denon на текущий момент — это первый 13.2 AV-ресивер AVR-X8500H, представленный в 2018 году и снабженный полным функционалом — от декодеров Atmos до фирменного мультирума HEOS.

AVR-X8500H

Финансы и эпоха реорганизаций

В 2001 году 98% акций Denon перешли от погрязшей в долгах Nippon Columbia под контроль американского инвестиционного холдинга Ripplewood Holdings, а 2% акций остались за Hitachi, которая больше не имела возможности оперативного управления делами. Сумма сделки между Ripplewood и Nippon Columbia составила 49 миллионов долларов. При этом на момент продажи за Denon оставались активы на 186 миллионов и долг в 82 миллиона.

В 2002 году бренд Denon вместе с компанией Marantz был перемещен в состав нового холдинга D+M, куда затем вошли другие Hi-Fi-имена — в частности, Boston Acoustics и McIntosh. 68,6% акций D+M принадлежали Ripplewood, а  14,7% были у Philips — прошлого владельца Marantz.

В 2014 году из состава D&M были вычленены и проданы подразделения Denon Professional, Marantz Professional и Denon DJ. Покупателем выступила флоридская компания inMusic, также владеющая Numark, Akai и Alesis. В 2017 году холдинг D+M был продан американскому концерну Sound United, в портфеле которого уже имелись акустические бренды Polk Audio и Definitive Technology. Условия сделки не разглашаются.